Технологическая карта Вещественные исторические источники (кубановедение 4 класс)
план-конспект урока (4 класс)

Горецкая Евгения Александровна

Технологическая карта Вещественные исторические источники (кубановедение 4 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урок кубановедения в 4 классе.

Учитель: Горецкая Евгения Александровна.

Тема

Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом.

Тип урока

Комбинированный урок.

Педагогическая цель

Продолжить знакомство с историей родного края; познакомить с предметами быта различных народов, с вещественными историческими источниками, сформировать понятия «археология», «прогресс»; развивать логическое мышление, воображение.

Планируемые результаты (предметные)

Познакомятся с предметами быта различных народов родного края, с вещественными историческими источниками. Научатся сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Представлять современные вещи, в качестве данного вида источников для будущих исследователей.

Личностные результаты

Осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Универсальные учебные действия (метапедметные)

Познавательные:

•  Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

•  Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

•  Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Коммуникативные:

•  Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

•  Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

•  Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Регулятивные:

•  Научить принимать и сохранять учебную задачу;

•  Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

•  Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий. 

Основные понятия и термины

Музей, археология, казаки, меоты, амфора, арфа, кратер, Евгений Дмитриевич Фелицын, Тамань, Анапа, Горгиппия.

Глечик, рубель, рушник, кукла, утюг

Образовательный ресурс

М/м презентация, учебник кубановедения 4 класс, рабочая тетрадь по кубановедению, карточки с заданием.

 

Формы и методы организации познавательной деятельность

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Этапы урока

Методы и приёмы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Цель: создание атмосферы психологической комфортности.

1. Приветствие;

2. Эмоциональный настрой;

3. Проверка готовности.

-Здравствуйте, ребята.

-Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, шёпотом пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам удачи на этом уроке, потому что «с малой удачи начинается большой успех».

-Каждый посмотрит на своё рабочее место и проверит, всё ли лежит у него на парте. У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал.

Приветствует учащихся. Настраивает на дальнейшую работу на уроке.

Приветствуют учителя. Желают удачи друг другу, хорошего рабочего настроения.

II. Актуализация знаний.

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.  

Беседа о различие и сходстве жилища казаков и меотов.

Сл.1

- Ребята, изучая прошлую тему, вы столкнулись с изучением архитектуры на Кубани. Давайте откроем страницу 42 и 44 и сравним жилище меотов и жилище казаков. 

Сходства: в обеих постройках глиняные побеленные стены с соломенной крышей.

Различия: у меотов более скудное хозяйство, чем у казаков; у казаков была печь и два жилых помещения, у меотов же маленький огонь посреди жилища, из-за которого коптятся стены, а у тех же казаков стены внутри дома так же побелены, как снаружи; в хате казака уютнее, больше бытовых приборов.

-Почему хата меота и казака сделаны из одного материала – глины? (глина была доступным материалом для постройки)

Задаёт вопросы, актуализирует знания детей о жилище казаков и меотов.

Развёрнуть отвечают на вопросы, которые задаёт учитель.

III. Целеполагание.

Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.

Введение в тему урока при помощи литературного слова (стихотворения).

-Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажите, что будем изучать на уроке.

Сл.2

Когда к истории хотим мы прикоснуться

Иль в мир прекрасного охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

Душой с тенями предков говорим.

Застыло время здесь для нас,

Чтоб для потомков сохранить

Дарованный щедро духовный запас,

Который в музее умеют ценить.

Ольга Держанова

-О чём стихотворение? (о музее, истории, прошлом)

-Сегодня на уроке мы будем изучать вещи, которые рассказывают нам о прошлом. 

Подводит учащихся к формулированию темы и задачи урока с помощью стихотворения

Слушают учителя, формулируют тему и задачи урока с помощью стихотворения, под руководством учителя, планируют учебную деятельность.

IV. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Работа с текстом учебника.

Работа с иллюстрациями в учебнике.

Рассказ о музеях Краснодарского края.

Просмотр видеоролика в сопровождении рассказа учителя.

Работа в рабочей тетради.

Просмотр видеоролика в сопровождении рассказа учителя.

-Откройте учебник на странице 46 и давайте прочитаем. (читают текст учебника по цепочке)

-Теперь обратите внимание, на странице 46 показаны 3 предмета: античная амфора, меотский сосуд и казачий кувшин.

-Давайте рассмотрим их и обсудим, какие они: из чего сделаны, как окрашены, чем покрыты, какие по форме.

-Античная амфора красноватого цвета и расписана чёрной краской.

-До сих пор не разгадан состав краски, которой расписаны античные амфоры.

-Меотский сосуд серого цвета, ничем не покрыт.

-Казачий кувшин имеет красновато – оранжевый цвет, расписан узорами.

-У какого народа лучше развито гончарное искусство? (у греков, античная амфора)

-Ребята, а где мы сейчас можем увидеть исторические источники? (в музее)

-Все старинные вещи должны где-то храниться, для этого люди придумали музеи. На территории нашего края их достаточно много. Вот некоторые из них:

Сл.3 – 5

  • Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Евгения Дмитриевича Фелицына.
  • Анапский археологический музей «Горгиппия».
  • Таманский археологический музей.

(видеоряд экспонатов музея в сопровождении рассказа учителя)

-Первый музей, с которым мы познакомимся - Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Евгения Дмитриевича Фелицына.

-Слушайте внимательно и ответьте на вопросы: Кто основатель музея? Какие экспонаты есть в музее?

Самый большой краеведческий музей Кубани находится в городе Краснодаре на улице Гимназической.
Его основатель - историк, краевед Евгений Дмитриевич Фелицын (1848 - 1903).
Он был офицером Кубанского казачьего войска, изучал историю и географию края, участвовал в археологических раскопках, собирал предметы быта народов, живших на Кубани в разные времена.

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына был основан в 1879 г. С 1991 г. музей-заповедник носит имя своего основателя Евгения Дмитриевича Фелицына. Музей имени Е.Д. Фелицына – богатейшее хранилище памятников материальной и духовной культуры. Первыми экспонатами музея стали подарки, пожертвования населения и личные собрания Е.Д. Фелицына, на их приобретение Фелицын тратил своё небольшое жалование, часто влезая в долги. 

На сегодняшний день в музее насчитывается более 428 тысяч экспонатов. Среди них коллекции предметов, которые казаки делали своими руками. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник занимает значимое местно в Краснодарском крае.

-Ребята, чьё имя носит Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник? (имя Евгения Дмитриевича Фелицына)

-Кем он был? (он был офицером Кубанского казачьего войска, изучал историю и географию края, участвовал в археологических раскопках, собирал предметы быта народов, живших на Кубани в разные времена)

-Откройте рабочие тетради на двадцатой странице. Выполним первое задание.

Самый большой краеведческий музей Кубани находится в городе Краснодаре на улице Гимназической.
Его основатель - историк, краевед Евгений Дмитриевич Фелицын (1848 - 1903).
Он был офицером Кубанского казачьего войска, изучал историю и географию края, участвовал в археологических раскопках, собирал предметы быта народов, живших на Кубани в разные времена.

-Продолжаем наше путешествие и отправляемся в Археологический музей города Анапы, который носит название «Горгиппия».

-Слушайте внимательно и ответьте на вопрос: Какие экспонаты есть в музее?

Археологический музей в Анапе открыт в 1977 году. В раскопе вы увидите мощеные дороги, древние жилые кварталы, остатки крепостных стен, предметы и орудия, связанные с виноделием. Ну, а экспонаты в самом здании музея и вовсе приведут вас в восторг и изумление - целая коллекция античной скульптуры (бронза, мрамор), скульптурные группы, посуда, монеты, украшения и многое другое, извлеченное из земли и наглядно повествующие  о тех далеких временах, нравах, обычаях, культурных  пристрастиях, возможно, предков теперешних местных жителей.

-О каких экспонатах музея было рассказано? (посуда, монеты, украшения)

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий; обеспечивает правильность и осознанность усвоения учебного материла; корректирует неправильные ответы.

Задаёт наводящие вопросы; проводит работу по учебнику.

Проводит виртуальную экскурсию в историко – краеведческие музеи Краснодарского края.

Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания; осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне; исправляют типичные ошибки и ошибочные представления.

Отвечают вопросы по притче, читают текст учебника, отвечают на вопросы учителя.

Физ.минутка.

-Встаём из-за парт.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

-Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Наклоны головой.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
-Тихонечко садимся.

Показывает упражнения, снимающие мышечное напряжение.

Выполняют упражнения.

Виртуальная экскурсия в Таманский археологический музей в казачью хату.

Работа в рабочей тетради.

Игра «Волшебный сундучок».

Сл.6

-Следующее место, в который мы отправимся – Таманский музейный комплекс, в состав которого входят: 

  • Таманский археологический музей, 
  • Археологический комплекс "Гермонасса-Тмутаракань",
  • Дом-музей великого русского поэта М. Ю. Лермонтова.

Таманский археологический музей объединяет вокруг себя научно-исследовательские экспедиции, работающие на территории Таманского полуострова. Имеется оборудованная реставрационная лаборатория. В фонды музея поступают коллекции из раскопок Фанагории, Тмутаракани, Приазовского, Вышестеблиевская и т.д. Коллекции содержат чернолаковую керамику, монеты, печати, амфорный материал и прочее.

-Для того, чтобы лучше узнать быт казаков, мы отправляемся в виртуальную экскурсию в одну из казачьих хат.

Сл.7 – 16

Казачья комната начинается с печки, на ней – чугуны, в них варили в старину еду.

На столе стоит столетний самовар. Его топили мелкой щепой, огонь раздували сапогом.

Кровать была деревянной. Раньше такие были только у богачей, бедняки же обычно спали на лавках. Кровати утром заправляли. Днём могли на них лечь только больные. Покрывала были лоскутными, их наши предки делали из старых юбок и рубах. У кровати стоит люлька для младенцев.

Святой или красный угол с иконами. Справа от входа в казачью хату был святой угол с иконами. За порядком там следили особенно.

Иконы украшались рушниками – предмет домашнего обихода, обычно украшался вышивкой, мережкой, кружевом ручной вязки.

В нескольких метрах от святого угла – старинная швейная машинка «Зингер». Впервые её стали выпускать в Америке сто лет назад. В советском союзе машинки появились после Великой Отечественной войны.

Неотъемлемыми были макитры, кувшины из глины. Предмет посуды, глиняный горшок для хранения молочных продуктов назывался глечик.

Цеп, которым в ручную молотили хлеб. Старинная прялка, гребни, которыми чесали волокно на пряжу.

На Руси довольно долго использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением - скалку, и рифлёную доску, имевшую множество названий, одно из них – рубель. Отжатое вручную бельё женщины наматывали его на скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как-будто из него все «соки». Позже появились чугунные утюги. Разогревались они на открытом огне или в горячей печи. Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее получаса, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать пáрными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся. Большие чугунные утюги весили до 10 кг и предназначались для глажки грубых тканей. Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды — манжет, воротничков, кружев — пользовались маленькими утюжками, размером с пол-ладони.

В доме каждого казака обязательно была тряпичная кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

-Откройте рабочие тетради на двадцатой странице. Выполните самостоятельно второе задание.

(фронтальная проверка)

Предметы быта древних греков: амфора, арфа, кратер.

Предметы быта казаков: рушник, кадка, прялка.

-Откройте в рабочей тетради двадцать первую страницу. Выполните задание, где нарисован знак вопроса.

Сформулируй и запиши ответ на вопрос: где можно увидеть прошлое?

Прошлое можно увидеть в историко – краеведческих и археологических музеях.

-Предлагаю вам сыграть в игру «Волшебный сундучок». Я буду доставать и показывать вам вещь из него, а вы говорить её название и для чего она принадлежит. Каждая вещь из сундучка уже встречалась нам на экскурсии в казачьей хате.

  • Рубель;
  • Чугунный утюг;
  • Тряпичная кукла;
  • Глечик;
  • Рушник.

Проводит виртуальную экскурсию по казацкой хате в Таманском археологическом музее.

Задаёт вопросы учащимся, помогает записать ответы в рабочую тетрадь.

Слушаю рассказ учителя. Выполняют задания в рабочей тетради совместно с учителем.

V. Итог урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

1. Обобщающая беседа;

2. Рефлексия;

3. Домашнее задание.

-Как вы думаете, а дойдут ли наши с вами вещи до будущих поколений?

-Какие бы из своих вещей вы бы хотели «донести» до следующих времен? Почему именно их?

-Какие вещи, существующие в настоящее время, смогу поведать нашим потомкам о том, как мы жили?

-Домашнее задание: составить и записать в альбом «Моя родословная» рассказ об одном из предметов быта, который хранится в вашей семье как память о прошлом.

-Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. Надеюсь и вам. Желаю Вам всего хорошего.

Задает вопросы, подводит итог урока.

Проводит рефлексию деятельности.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока.

Оценивают свою деятельность с помощью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

вещественные исторические источник

4 класс  окружающий мир...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 3 класс "Исторические картины", УМК "Школа России"

Тип урока: ОНЗЦели урока: ознакомление с жанром исторической картины; представление принципов создания исторических картин.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока во 2-в классе по предмету математические представления по теме «Составление и решение примеров по картинке».

Целью данного материала является продолжать учить обучающихся составлять и решать примеры по картинкам. Урок составлен для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями. Материал также подобран дл...