Главные вкладки

    Технологическая карта Вещественные исторические источники (кубановедение 4 класс)
    план-конспект урока (4 класс)

    Горецкая Евгения Александровна

    Технологическая карта Вещественные исторические источники (кубановедение 4 класс)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    Урок кубановедения в 4 классе.

    Учитель: Горецкая Евгения Александровна.

    Тема

    Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом.

    Тип урока

    Комбинированный урок.

    Педагогическая цель

    Продолжить знакомство с историей родного края; познакомить с предметами быта различных народов, с вещественными историческими источниками, сформировать понятия «археология», «прогресс»; развивать логическое мышление, воображение.

    Планируемые результаты (предметные)

    Познакомятся с предметами быта различных народов родного края, с вещественными историческими источниками. Научатся сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Представлять современные вещи, в качестве данного вида источников для будущих исследователей.

    Личностные результаты

    Осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Универсальные учебные действия (метапедметные)

    Познавательные:

    •  Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

    •  Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

    •  Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

    Коммуникативные:

    •  Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

    •  Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

    •  Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

    Регулятивные:

    •  Научить принимать и сохранять учебную задачу;

    •  Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    •  Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий. 

    Основные понятия и термины

    Музей, археология, казаки, меоты, амфора, арфа, кратер, Евгений Дмитриевич Фелицын, Тамань, Анапа, Горгиппия.

    Глечик, рубель, рушник, кукла, утюг

    Образовательный ресурс

    М/м презентация, учебник кубановедения 4 класс, рабочая тетрадь по кубановедению, карточки с заданием.

     

    Формы и методы организации познавательной деятельность

    Формы: фронтальная, индивидуальная.

    Методы: словесный, наглядный, практический.

    Этапы урока

    Методы и приёмы

    Содержание

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организационный момент.

    Цель: создание атмосферы психологической комфортности.

    1. Приветствие;

    2. Эмоциональный настрой;

    3. Проверка готовности.

    -Здравствуйте, ребята.

    -Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, шёпотом пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам удачи на этом уроке, потому что «с малой удачи начинается большой успех».

    -Каждый посмотрит на своё рабочее место и проверит, всё ли лежит у него на парте. У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал.

    Приветствует учащихся. Настраивает на дальнейшую работу на уроке.

    Приветствуют учителя. Желают удачи друг другу, хорошего рабочего настроения.

    II. Актуализация знаний.

    Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.  

    Беседа о различие и сходстве жилища казаков и меотов.

    Сл.1

    - Ребята, изучая прошлую тему, вы столкнулись с изучением архитектуры на Кубани. Давайте откроем страницу 42 и 44 и сравним жилище меотов и жилище казаков. 

    Сходства: в обеих постройках глиняные побеленные стены с соломенной крышей.

    Различия: у меотов более скудное хозяйство, чем у казаков; у казаков была печь и два жилых помещения, у меотов же маленький огонь посреди жилища, из-за которого коптятся стены, а у тех же казаков стены внутри дома так же побелены, как снаружи; в хате казака уютнее, больше бытовых приборов.

    -Почему хата меота и казака сделаны из одного материала – глины? (глина была доступным материалом для постройки)

    Задаёт вопросы, актуализирует знания детей о жилище казаков и меотов.

    Развёрнуть отвечают на вопросы, которые задаёт учитель.

    III. Целеполагание.

    Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.

    Введение в тему урока при помощи литературного слова (стихотворения).

    -Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажите, что будем изучать на уроке.

    Сл.2

    Когда к истории хотим мы прикоснуться

    Иль в мир прекрасного охота окунуться

    В музей идем, по залам ходим,

    Душой с тенями предков говорим.

    Застыло время здесь для нас,

    Чтоб для потомков сохранить

    Дарованный щедро духовный запас,

    Который в музее умеют ценить.

    Ольга Держанова

    -О чём стихотворение? (о музее, истории, прошлом)

    -Сегодня на уроке мы будем изучать вещи, которые рассказывают нам о прошлом. 

    Подводит учащихся к формулированию темы и задачи урока с помощью стихотворения

    Слушают учителя, формулируют тему и задачи урока с помощью стихотворения, под руководством учителя, планируют учебную деятельность.

    IV. Изучение нового материала.

    Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

    Работа с текстом учебника.

    Работа с иллюстрациями в учебнике.

    Рассказ о музеях Краснодарского края.

    Просмотр видеоролика в сопровождении рассказа учителя.

    Работа в рабочей тетради.

    Просмотр видеоролика в сопровождении рассказа учителя.

    -Откройте учебник на странице 46 и давайте прочитаем. (читают текст учебника по цепочке)

    -Теперь обратите внимание, на странице 46 показаны 3 предмета: античная амфора, меотский сосуд и казачий кувшин.

    -Давайте рассмотрим их и обсудим, какие они: из чего сделаны, как окрашены, чем покрыты, какие по форме.

    -Античная амфора красноватого цвета и расписана чёрной краской.

    -До сих пор не разгадан состав краски, которой расписаны античные амфоры.

    -Меотский сосуд серого цвета, ничем не покрыт.

    -Казачий кувшин имеет красновато – оранжевый цвет, расписан узорами.

    -У какого народа лучше развито гончарное искусство? (у греков, античная амфора)

    -Ребята, а где мы сейчас можем увидеть исторические источники? (в музее)

    -Все старинные вещи должны где-то храниться, для этого люди придумали музеи. На территории нашего края их достаточно много. Вот некоторые из них:

    Сл.3 – 5

    • Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Евгения Дмитриевича Фелицына.
    • Анапский археологический музей «Горгиппия».
    • Таманский археологический музей.

    (видеоряд экспонатов музея в сопровождении рассказа учителя)

    -Первый музей, с которым мы познакомимся - Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Евгения Дмитриевича Фелицына.

    -Слушайте внимательно и ответьте на вопросы: Кто основатель музея? Какие экспонаты есть в музее?

    Самый большой краеведческий музей Кубани находится в городе Краснодаре на улице Гимназической.
    Его основатель - историк, краевед Евгений Дмитриевич Фелицын (1848 - 1903).
    Он был офицером Кубанского казачьего войска, изучал историю и географию края, участвовал в археологических раскопках, собирал предметы быта народов, живших на Кубани в разные времена.

    Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына был основан в 1879 г. С 1991 г. музей-заповедник носит имя своего основателя Евгения Дмитриевича Фелицына. Музей имени Е.Д. Фелицына – богатейшее хранилище памятников материальной и духовной культуры. Первыми экспонатами музея стали подарки, пожертвования населения и личные собрания Е.Д. Фелицына, на их приобретение Фелицын тратил своё небольшое жалование, часто влезая в долги. 

    На сегодняшний день в музее насчитывается более 428 тысяч экспонатов. Среди них коллекции предметов, которые казаки делали своими руками. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник занимает значимое местно в Краснодарском крае.

    -Ребята, чьё имя носит Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник? (имя Евгения Дмитриевича Фелицына)

    -Кем он был? (он был офицером Кубанского казачьего войска, изучал историю и географию края, участвовал в археологических раскопках, собирал предметы быта народов, живших на Кубани в разные времена)

    -Откройте рабочие тетради на двадцатой странице. Выполним первое задание.

    Самый большой краеведческий музей Кубани находится в городе Краснодаре на улице Гимназической.
    Его основатель - историк, краевед Евгений Дмитриевич Фелицын (1848 - 1903).
    Он был офицером Кубанского казачьего войска, изучал историю и географию края, участвовал в археологических раскопках, собирал предметы быта народов, живших на Кубани в разные времена.

    -Продолжаем наше путешествие и отправляемся в Археологический музей города Анапы, который носит название «Горгиппия».

    -Слушайте внимательно и ответьте на вопрос: Какие экспонаты есть в музее?

    Археологический музей в Анапе открыт в 1977 году. В раскопе вы увидите мощеные дороги, древние жилые кварталы, остатки крепостных стен, предметы и орудия, связанные с виноделием. Ну, а экспонаты в самом здании музея и вовсе приведут вас в восторг и изумление - целая коллекция античной скульптуры (бронза, мрамор), скульптурные группы, посуда, монеты, украшения и многое другое, извлеченное из земли и наглядно повествующие  о тех далеких временах, нравах, обычаях, культурных  пристрастиях, возможно, предков теперешних местных жителей.

    -О каких экспонатах музея было рассказано? (посуда, монеты, украшения)

    Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий; обеспечивает правильность и осознанность усвоения учебного материла; корректирует неправильные ответы.

    Задаёт наводящие вопросы; проводит работу по учебнику.

    Проводит виртуальную экскурсию в историко – краеведческие музеи Краснодарского края.

    Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания; осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне; исправляют типичные ошибки и ошибочные представления.

    Отвечают вопросы по притче, читают текст учебника, отвечают на вопросы учителя.

    Физ.минутка.

    -Встаём из-за парт.

    Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

    На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

    -Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

    Ох, считать не сосчитать! (Наклоны головой.)

    За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

    Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

    Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

    Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
    -Тихонечко садимся.

    Показывает упражнения, снимающие мышечное напряжение.

    Выполняют упражнения.

    Виртуальная экскурсия в Таманский археологический музей в казачью хату.

    Работа в рабочей тетради.

    Игра «Волшебный сундучок».

    Сл.6

    -Следующее место, в который мы отправимся – Таманский музейный комплекс, в состав которого входят: 

    • Таманский археологический музей, 
    • Археологический комплекс "Гермонасса-Тмутаракань",
    • Дом-музей великого русского поэта М. Ю. Лермонтова.

    Таманский археологический музей объединяет вокруг себя научно-исследовательские экспедиции, работающие на территории Таманского полуострова. Имеется оборудованная реставрационная лаборатория. В фонды музея поступают коллекции из раскопок Фанагории, Тмутаракани, Приазовского, Вышестеблиевская и т.д. Коллекции содержат чернолаковую керамику, монеты, печати, амфорный материал и прочее.

    -Для того, чтобы лучше узнать быт казаков, мы отправляемся в виртуальную экскурсию в одну из казачьих хат.

    Сл.7 – 16

    Казачья комната начинается с печки, на ней – чугуны, в них варили в старину еду.

    На столе стоит столетний самовар. Его топили мелкой щепой, огонь раздували сапогом.

    Кровать была деревянной. Раньше такие были только у богачей, бедняки же обычно спали на лавках. Кровати утром заправляли. Днём могли на них лечь только больные. Покрывала были лоскутными, их наши предки делали из старых юбок и рубах. У кровати стоит люлька для младенцев.

    Святой или красный угол с иконами. Справа от входа в казачью хату был святой угол с иконами. За порядком там следили особенно.

    Иконы украшались рушниками – предмет домашнего обихода, обычно украшался вышивкой, мережкой, кружевом ручной вязки.

    В нескольких метрах от святого угла – старинная швейная машинка «Зингер». Впервые её стали выпускать в Америке сто лет назад. В советском союзе машинки появились после Великой Отечественной войны.

    Неотъемлемыми были макитры, кувшины из глины. Предмет посуды, глиняный горшок для хранения молочных продуктов назывался глечик.

    Цеп, которым в ручную молотили хлеб. Старинная прялка, гребни, которыми чесали волокно на пряжу.

    На Руси довольно долго использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением - скалку, и рифлёную доску, имевшую множество названий, одно из них – рубель. Отжатое вручную бельё женщины наматывали его на скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как-будто из него все «соки». Позже появились чугунные утюги. Разогревались они на открытом огне или в горячей печи. Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее получаса, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать пáрными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся. Большие чугунные утюги весили до 10 кг и предназначались для глажки грубых тканей. Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды — манжет, воротничков, кружев — пользовались маленькими утюжками, размером с пол-ладони.

    В доме каждого казака обязательно была тряпичная кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

    -Откройте рабочие тетради на двадцатой странице. Выполните самостоятельно второе задание.

    (фронтальная проверка)

    Предметы быта древних греков: амфора, арфа, кратер.

    Предметы быта казаков: рушник, кадка, прялка.

    -Откройте в рабочей тетради двадцать первую страницу. Выполните задание, где нарисован знак вопроса.

    Сформулируй и запиши ответ на вопрос: где можно увидеть прошлое?

    Прошлое можно увидеть в историко – краеведческих и археологических музеях.

    -Предлагаю вам сыграть в игру «Волшебный сундучок». Я буду доставать и показывать вам вещь из него, а вы говорить её название и для чего она принадлежит. Каждая вещь из сундучка уже встречалась нам на экскурсии в казачьей хате.

    • Рубель;
    • Чугунный утюг;
    • Тряпичная кукла;
    • Глечик;
    • Рушник.

    Проводит виртуальную экскурсию по казацкой хате в Таманском археологическом музее.

    Задаёт вопросы учащимся, помогает записать ответы в рабочую тетрадь.

    Слушаю рассказ учителя. Выполняют задания в рабочей тетради совместно с учителем.

    V. Итог урока.

    Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

    1. Обобщающая беседа;

    2. Рефлексия;

    3. Домашнее задание.

    -Как вы думаете, а дойдут ли наши с вами вещи до будущих поколений?

    -Какие бы из своих вещей вы бы хотели «донести» до следующих времен? Почему именно их?

    -Какие вещи, существующие в настоящее время, смогу поведать нашим потомкам о том, как мы жили?

    -Домашнее задание: составить и записать в альбом «Моя родословная» рассказ об одном из предметов быта, который хранится в вашей семье как память о прошлом.

    -Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. Надеюсь и вам. Желаю Вам всего хорошего.

    Задает вопросы, подводит итог урока.

    Проводит рефлексию деятельности.

    Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока.

    Оценивают свою деятельность с помощью учителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

    Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

    Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

    Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

    Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме «Умножение и деление на 2. Учитель: Лобзова Т.И. 2 А класс

    Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).Педагогические задачи: Создать условия для формирования умений выполнять умножение и деление на 2. Составить таблицы умножения числа 2...

    Технологическая карта урока математики на тему « КЛАСС МИЛЛИОНОВ И КЛАСС МИЛЛИАРДОВ»

    Предмет: математика  Класс: 4 классТип урока: Освоение новых знаний и способов действий...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 класс Автор УМК «Rainbow English» 4 класс. Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В.

    Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития коммуникативных умений по теме «Мое любимое время года»Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития комму...

    Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

    вещественные исторические источник

    4 класс  окружающий мир...