Внеурочное занятие по краеведению о. Сахалина
план-конспект занятия (4 класс)

Герасимова Анастасия Михайловна

Занятие с картой острова Сахалин. Знакомство с географическими названиями острова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_po_karte.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие «Я люблю свой остров Сахалин»

(занятие рассчитано на возраст 10-11 лет, время занятия 40 минут)

         Цель: изучение краеведения Сахалинской области в игровой форме.

Задачи: познакомить с географическими названиями и расположением их на карте  о. Сахалин;

повысить интерес к изучению своего родного края.

Оборудование и материалы: напольная карта о. Сахалин, ручки, маршруты (приложение 1-3), путевые заметки (приложение 4), название посёлка для приложения 1(каждая буква на отдельном листе: Тымовское), название города для приложения 2 (каждая буква на отдельном листе: Поронайск), название пролива для приложения 3 (каждая буква на отдельном листе: Лаперуза),

Сценарий занятия

- Здравствуйте, ребята! Вы уже много знаете про наш замечательный остров. А теперь представьте, что к вам приезжают самые любимые друзья из других городов. Они очень хотят узнать о вашей малой родине и полюбить её, так же как и вы.  Сегодня на нашем занятии предлагаю вам исследовать остров Сахалин и составить лучший туристический маршрут. А для этого предлагаю разбиться на 3 группы (по 4-6 человек), изучить остров со всех сторон и найти лучшие места.

(деление на группы, выбор капитана и инструктаж)

- Теперь, когда мы поделены на три группы, можно отправляться в путешествие. Ваш путь будет увлекательным и интересным, но для этого вам предстоит подключить все ваши  резервы (внимание, остроту зрения и любознательность).

(каждая группа получает маршрут и лист для путевых заметок и конверт с подсказкой, по которому нужно подготовить туристический маршрут для друзей и гостей нашего острова)

        - На каждом маршруте есть  остановки (в маршрутных листах они обозначены чёрными точками). В одном из заданий вам пригодиться конверт с подсказкой, берегите его.  Останавливайтесь и записывайте все географические объекты  (реки, озёра, города, проливы), которые указаны в заданиях и покажутся вам интересными. После вашего возращения вы поделитесь впечатлениями, и мы выберем самые интересные места для ваших друзей. Итак, в путь!

 Далее ребята путешествуют по карте и делают записи. Если встречаются со сложностями, то учитель помогает. Это занимает примерно 10-15 минут.

- Я рада, что вы справились. Предлагаю каждой команде путешественников поделиться знаниями, которые получили.

Рассаживаемся вокруг карты.

Ребята рассказывают о своём путешествии и, как правило,  приходят к выводу, что везде хочется побывать. Но при этом каждый сделает своё личное открытие.

- Были ли сложности в пути? Поделитесь.

- Какое открытие сделал каждый для себя?/Какое знание  получил?/ Каким новым знанием обязательно поделитесь дома с родителями?

-Вы так интересно рассказывали, что мне захотелось прямо сейчас отправиться в путешествие по родному острову. Спасибо вам огромное!

Справка для учителя:

Приложение 1

Маршрут: г.Александровск-Сахалинский, мыс Елизаветы (самый северный), г. Оха, п.Ноглики, самая высокая гора на острове Сахалин – гора Лопатино 1609 м,   п. Тымовское, п. Смирных.

Приложение 2

Маршрут:  г. Поронайск, самая длинная река Поронай, г. Макаров, перешеек Поясок, г. Долинск, г. Южно-Сахалинск, юго-восточный «плавник» (п. Новиково, мыс Анива – маяк Анива….), г. Корсаков.

Приложение 3

Маршрут: г. Анива, м. Крильон, пролив Лаперуза, г. Невельск, г. Холмск, п. Чехов, г. Томари, п. Ильинский, залив Делангля, гора Краснова, село Бошняково.


Приложение 1

Добрый день, дорогие путники!

Вам несказанно повезло. Ваш путь пролегает через северную часть острова.

  • Начинайте своё путешествие с города Александровск -Сахалинский.

!!!Назван в честь Российского императора Александра II.  Был местом каторги для уголовных преступников. Оглядись вокруг,  может,  увидишь,  ещё что-нибудь интересное..

Дальше вам предстоит длинная дорога. По пути не забывайте разглядывать местность и записывать интересные названия в свои путевые заметки.

  • Поднимайтесь вверх острова вдоль пролива Невельского (кстати, до соседнего материка 7 км 300 метров) , искупнись в Амурском лимане, понаблюдай на воды залива Байкал, обогни полуостров Шмидта- ммм…какой же из мысов севернее? Мыс Марии или Елизаветы??? Определили? Обязательно запишите.  И продолжайте свой путь по северо-западному берегу острова…. А вот и город Оха.

!!!Существует, такая легенда: однажды олени, испугавшись охотников, бросились бежать, и один упал в топкую глубокую яму. Когда охотникам удалось вытащить животное, то все увидели, что оленьи ноги и живот вымазаны чёрной маслянистой жидкостью. Молодой эвенк заметил, что кожа в этих местах полопалась и воскликнул: «Оха!», что по эвенкийски означает «плохо».

  • Отлично пора посетить следующий город. Оооо! Это невероятно! Вам посчастливилось пройти по берегу залива Пильтун, а вы знаете, что это место кормления серых китов?! Идите вдоль берега и сделайте остановку в городе стоящем на реке Тымь. Оглянись вокруг, что интересного заметили? Не забудьте сделать записи.

Кстати, река Тымь – самая полноводная река острова.

  • Устали? Тогда дальше отправляйтесь на поезде. Глядите во все глаза, и тогда не пропустите самую высокую гору острова Сахалин. Обязательно запишите её название и высоту, что бы рассказать своим друзьям.  

А чтобы выйти на нужной станции, соберите буквы в конверте в правильном порядке.

  • Следующий город завершит ваше путешествие, поэтому прогуляйтесь по долине и не забудьте записать её название.

Во время японского правления этот город назывался Кэтон. А когда были бои за освобождение острова, погиб командир батальона Леонид Смирных, в честь которого и был назван город. Догадались какой?

Вот и завершилось ваше путешествие. Расскажите ребятам, что интересного узнали и что видели во время путешествия!!!


Приложение 2

Добрый день, дорогие путники!

Вам несказанно повезло. Ваш путь пролегает через юго-западную часть острова.

  • Первый город ждёт своих путешественников, но для того, чтобы узнать его название собери буквы в конверте.

!!! Оглядитесь  вокруг и увидите самую длинную реку (350 км) со схожим названием, а еще самое большое озеро острова. Самые зоркие найдут терпеливый полуостров, а рядом островок. Кстати, не забудьте сделать записи в путевые заметки.

  • Дальше садитесь на поезд. По пути не забывайте разглядывать местность и записывать интересные названия. Город назван в честь русского флотоводца адмирала Степана Макарова.

!!!Обрати внимание, что это самый маленький город  по численности населения.

  • Это невероятно! Вам посчастливилось идти мимо удивительного места.  

Кстати, уникально это место, потому что  имеет самую маленькую ширину острова – 26 км и называется перешеек  Поясок. Не забудьте сделать заметку.

Отлично пора посетить следующий город, который находится в Сусунайской долине, там где объединяются три реки – Долинка, Большое Такое и Найба.

  • Пора в путь. Прогуляйтесь вдоль хребта,  до столицы острова Сахалин.

С 1905 г  про 1945 г японцы называли город Тоёхара.

Оглядись вокруг,  может,  увидишь,  ещё что-нибудь интересное..

 

  • Перед финишом  внимательно изучите юго-восточный «плавник». Следующий город Корсаков завершит ваше путешествие.  После долго пути искупайтесь в бухте Лососей.

Вот и завершилось ваше путешествие. Расскажите ребятам, что интересного узнали и что видели во время путешествия!!!


Приложение 3

Добрый день, дорогие путники!

Вам несказанно повезло. Ваш путь пролегает через юго-восточную часть острова.

  • Начинайте своё путешествие с города Анива.

!!!Основан как деревня Лютога. В 1946 году получил статус города и название по заливу на берегу, которого находится. Оглядись вокруг,  может,  увидишь,  ещё что-нибудь интересное..

Дальше вам предстоит длинная дорога. По пути не забывайте разглядывать местность и записывать интересные названия в свои путевые заметки.

  • Идите на юго-западный «плавничок», разглядели название мыса? Что бы убедиться в правильности, сложи буквы и узнай название пролива, который омывает  этот мыс. Не забывайте делать записи  в путевых заметках.

Время идти по западному побережью вдоль хребта. А вот и город!

!!!Вы легко его найдете, ведь он уникальный. В черте города находится брекватер, куда приходят сивучи отдохнуть и погреть свои бока.

  •  Устали? Тогда дальше отправляйтесь на поезде. Глядите во все глаза, и тогда ничего не скроется от ваших зорких глаз, ни названия рек, ни высоты гор, а тем более Южно-камышовый хребет, кстати, нашли его?

!!! Город Холмск, в который вы прибыли, при японцах назывался Маока.  Здесь находится единственная в России морская паромная переправа.

  • Следуйте далее до залива Делангля и записывай названия населённых пунктов по пути. Оглянись вокруг, что интересного заметили? Не забудьте сделать записи.
  • Не забудьте забраться на гору Краснова и записать ее высоту.

Кстати, знайте! Это не просто гора, а потухший вулкан, которому миллионы лет.

  •  Пора завершать маршрут. Идите в село Бошняково и искупайтесь в Татарском проливе.

       .

Вот и завершилось ваше путешествие. Расскажите ребятам, что интересного узнали и что видели во время путешествия!!!


Приложение 4

Путевые заметки

Название города

Название  рек, гор, хребтов, мысов, заливов…

Особенности, замеченные путешественниками

Тымовское

Поронайск

Лаперуза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная деятельность - занятие по краеведению "Моя малая родина" (конспект+ презентация)

Описание материала: конспект данного занятия относится к внеурочной деятельности младших школьников. Эта разработка будет полезна учителям начальных классов, методистам, как вариант работы с детьми по...

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"

Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Внеурочная деятельность на занятиях литературного краеведения

Внеурочная деятельность   это такая образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной...

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению.

Технологическая карта по краеведению....

Внеурочное занятие по краеведению в 4 классе "Куйбышев - запасная столица"

Внеурочное занятие по краеведению "Куйбышев - завпасная столица"....

Внеурочное занятие по краеведению в 1 «А» классе на тему: «Дом, в котором мы живем»

Цели урока:          1. Познакомить учащихся с домом как необходимой и важнейшей...