Тема: «Богатыри разных народов»
план-конспект урока (4 класс)

Исавнина Евгения Владимировна

Библиотечный урок  по книге Бисянка Натальи  «Быль - сказание о Кирилле Батуме»

                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri.docx92.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения  в 4 классе

(Урок- дискуссия)

Тема: «Богатыри разных народов» (библиотечный урок)

Р.К. «Быль - сказание о Кирилле Батум»

                                                                                     Автор текста: Бисянка Наталья

Выполнила: учитель начальных классов Исавнина Евгения Владимировна

МБОУ СОШ № 4  р.п. Ванино Хабаровского края

2017 год

р.п. Ванино

 

.

Технологическая карта урока

Тема

 «Богатыри разных народов»

Цели

Образовательные:

Подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов.
Формировать умение вести диалог, умение работать в группах.
Продолжить знакомство с литературными жанрами.

Учиться понимать произведения художников, музыку.

Воспитательные: 

Воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской.

Пробудить в ребёнке любовь к  Родине,  желание быть её защитником.

Воспитывать мужество, справедливость, доброту;

Воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства.

Развивающие:

Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников.

Развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные: 

Знания: Сформируют понятие о нравственных идеалах.

Умения: научатся понимать художественные, музыкальные произведения.

Навыки: составление устных рассказов

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: Формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества

Основные понятия

Нравственные идеалы

Межпредметные связи

Музыка, краеведение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

УМК «Развивающая система Л.В.Занкова»  В рамках библиотечного урока. 

Р.К. «Быль - сказание о Кирилле Батум»  Автор текста: Бисянка Наталья

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Разгадывают ребусы

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока.

Уточняет тематические рамки.

Слайд 2. Девиз урока: «Думать –коллективно. Решать-оперативно. Отвечать -доказательно. Работать- старательно».

У: Кому же будет посвящен наш урок? Отгадайте.

C:\Users\admin\Desktop\Характеристики детей\Безымянный.jpg

Богатырь

C:\Users\admin\Desktop\Характеристики детей\yfhjls.jpg      Народы

               

У: Значит, чему будет посвящён урок?

Д: Изучению нового

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

У: Кто такие богатыри?  

Д: Богатыри – защитники русской земли, совершающие
воинские подвиги, отличающиеся особой силой

У: Каких  богатырей вы знаете?  Чем они прославились? Какие подвиги совершили?

У: Сформулируем тему урока.

Д: Былины разных народов.

У: Речь пойдет об одном народе и герое Дальнего востока.

Д: Мы не знаем такого героя. Значит, на уроке познакомимся с еще одним персонажем былины.

У: Действительно, познакомимся с былиной, но, если честно, то я сама не знаю, можно ли этого героя назвать богатырем. Будем разбираться вместе. Вы готовы к дискуссии?

Д: Да

У: Но сначала давайте определим цели нашего урока.

Знать кто такой богатырь.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Изучение нового

 

Цели:

- Проблемная ситуация

Открытие новых знаний.

Работа с атласом Хабаровского края.

Разгадывают ребус.

Расшифровывают имя богатыря

Находят ответы на вопросы в словарях.

Работают в группах.

Организует работу по презентации

Организует работу по формированию умений делать выводы.

У: Какие народы проживают на Дальнем Востоке?

Наш герой - сын какого народа? Разгадайте ребус

 

C:\Users\admin\Desktop\Характеристики детей\эвенк.jpg

Работа со словарем, толкование слова.

У: Что вы знаете об этом народе?

(Подготовленный ученик зачитывает сообщение об эвенках, основные моменты фиксируются на доске)

У: Наш герой сын народа эвенков. Проживал он на станции Усть-Орочи, его имя известно жителям Советско-Гаванского и Ванинского районов.  Догадались, о ком пойдет речь?  Кого люди называют богатырем?

У: У нас сегодня урок-дискуссия. Что это значит? (Дискуссия – это спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе.) Давайте обсудим, можно ли героя назвать богатырем. Давайте прочитаем быль- сказание.

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/03/28/byl-skazanie-o-kirille-batum

Уметь составлять устный рассказ.

Умение составлять квест.

Уметь находить лексическое значение слова в словаре.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

IV. Закрепление  нового

Цель:

- проверить умение  работать с информацией.

Информационная часть урока.  

Организовать работу в группах  

Рассматривание фотографии героя

http://vanino.org/poseleniya/foto/foto_orochi/007.jpg

 

Делятся на группы. Выбирают тему, распределяют обязанности в группе.

Работа в группах

Вывод «Создание нравственного образа Кирилла Батума» 

Организует работу над описанием образа богатыря

 

У: Как звали богатыря?

- Что вы узнали о богатыре?

 - Когда происходили события?

- Кто был враг богатыря?

- Какими впечатлениями от прочитанного  вы хотели бы поделиться?

Физкультминутка.   

У: Не ошиблась ли автор произведения назвав Кирилла богатырем? Соответствует ли образ Кирилла Батума образу богатыря? Как вы считаете? Почему так считаете? Докажите?

     

Сообщение о Кирилле Батуме

19 июля 1943 года во время боёв за город Изюм Харьковской области снайпер 2-го стрелкового батальона 178-го гвардейского полка 60-ой гвардейской стрелковой дивизии гвардии сержант Кирилл Батум и его друг сержант Потап Русских пошли в разведку. Выполнив задание, они пробирались через линию фронта и вышли к штабу, где проходило совещание гитлеровцев. Не имея возможности захватить штаб, они вызвали огонь на себя. Враг был уничтожен, но погибли и оба героя. За два года до этого, в конце июля 1941 года Кирилл Батум был призван в ряды РКА Совгаванским военкоматом. Сначала он служил на одной из зенитных батареях в Советской Гавани, а в 1942 году был направлен на фронт. За время пребывания на передовой К.Батум уничтожил несколько десятков гитлеровцев, за что был награжден медалью «За отвагу», а в июне 1943 года был представлен к званию Героя Советского Союза. К тому времени на счету у снайпера Батума было 48 уничтоженных фашистов. Буквально за несколько дней до гибели Кирилла, 7 июля 1943 года вышел приказ, согласно которому за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Кирилл Батум награжден орденом «Красная Звезда».

Уходя на фронт добровольцем, он дал клятву биться с немцами до последней капли крови и сдержал своё слово. Кириллу Батуму были посвящены фронтовые плакаты, специальный выпуск фронтового киножурнала. Вот что написал о нём гвардии капитан Б. Эсипов: «Началась война, но она не прервала охоту. Кирилл был сначала снайпером, часто участвовал в разведке. Однажды в тылу врага, заметив гитлеровцев, он притаился за пулемётом и, подпустив их к самому стволу, открыл огонь. Фрицы падали, как подкошенные, не успев взять оружие. Таёжный охотник, выслеживая немцев, как зверей, убив нескольких офицеров улыбаясь, сказал: «Это был крупный зверь, и я убил его. Снайпер я молодой, но охотник бывалый. Подождите, я им ещё покажу, как ходить по нашей земле».

1 группа

Читаете  и заполняете таблицу. После прочтения

                         Чего в тексте  больше?

Правда

Вымысел

 сделать вывод, чего больше на ваш взгляд.

2 группа 

Читаете и составляете  синквейн

Кирилл Батум

Смелый,   меткий

Защищает, стреляет, уничтожает

Метко стреляет отважный охотник

Богатырь

 3 группа

Читаете и составляете ментальную карту или квест.

Проверка работы групп.

У: Какой героический поступок совершает Кирилл?

 У: Кирилл Батум  является самым ярким представителем всех богатырей.

Уметь работать в коллективе.

Уметь работать над иллюстрацией

Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.

Уметь отражать тему

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V. Контролирующее задание

Цель: - организовать выполнение взаимопроверки, самооценки.

Самостоятельная работа учащихся.    

Взаимопроверка

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Организует  проверку умения работать с информацией.

Организует взаимопроверку.

- Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи.  На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга.

Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный,  сильный, жадный, щедрый, справедливый. 

- Прочитайте пословицы.

- Как вы их понимаете?

- Какие из них можно отнести к богатырю Кириллу Батуму?

«Не родом богатырь славен, а подвигом»

«Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать»

  «Любишь кататься, люби и саночки возить»

«В русском сердце честь да любовь»

  «Бой отвагу любит»  

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Каким  оно  показалась вам по настроению?

- Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов.

Это солдаты Советской армии водрузили  в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.  

И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.

- Вспомните всё, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы  дополнить предложения.  Работайте парами быстро, дружно.

Я думаю, что вам поможет музыка М.П. Мусоргского. Одно из своих произведений он назвал «Богатырские Ворота».

1 вариант

Богатырь обладает невиданной   …… , безграничной    ………, особым  умением (метко стрелять из лука,  ………………… )   .

2вариант

Богатырь  ………,   …………,    …………  человек,       преданный ………,  служащий   ……….

Заслушивание получившихся выводов.

У:  Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?

 - Кто они?

- Кого называют героем? Обратимся к словарю.

- ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Уметь  работать с информацией.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Домашнее задание

Отвечают на вопросы учителя.

Организует фиксирование содержания.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию.

У: Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –тоже богатырь.

Где вечно тишь
И робок шум.
На паре лыж
Скользит Батум.
В засаде лег -
Лишь ветра шум –
Стрелок эвенк
Кирилл Батум.

А вы можете стать богатырями?

Ребята, закончите предложения
Сегодня я узнал (а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял (а), что…
Я почувствовал (а), что…
Я приобрел (а)…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…

  1. Рассказать родителям о Кирилле Батуме.
  2. Узнать интересные сведения о нем (есть ли памятник, по какому виду спорта ежегодно проходят соревнования в нашем поселке и т.д.)

      3) Узнать были ли богатыри в вашем роду.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по теме "Люди разных народов"

Занятие способствует воспитанию толерантного отношения к людям разных национальностей....

Обобщающий урок по теме «Сказки разных народов»)

Обобщающий урок по типам сказок...

Проектно-исследовательская работа на тему "Куклы разных народов"

Сегодня, как и много лет назад кукла является одной из любимых игрушек. Наши бабушки и мамы играли в куклы. И у нас любимая игрушка – это кукла....

«Приветствия разных народов мира» Разделы: кружок «Я познаю мир» Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов.

«Приветствия разных народов мира»Разделы: кружок «Я познаю мир»Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов....

Разработка занятия кружка "Книголюбы". Тема: Сказки разных народов. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

На занятии происходит знакомство со сказками народов мира, формирование читательских умений  у обучающихся при работе с текстом, привитие норм морали и нравственности через принятие идейной...

Разработка занятия кружка "Книголюбы".Тема: Сказки разных народов.Татарская сказка «Три сестры». Нанайская сказка «Айога»

На занятии происходит знакомство со  сказками  разныъх народов, их особенностями, с бытом и традициями разных народов, совершенствуются навыки осознанного чтения....

Тест по теме "Музыка разных народов мира"

Итоговый тест для 4 класса по теме "Музыка разных народов мира"...