Исследовательская работа
творческая работа учащихся (3 класс)

Мусина Диля Ямилевна

Исследовательская работа на тему:"Башкирский орнамент в современной одежде". Подготовила Исканьярова Язгуль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа29.9 КБ
Файл Тезисы к работе16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан

Республиканский конкурс исследовательских работ в рамках Малой

академии наук

школьников Республики Башкортостан

Секция «Народная культура»

Направление «Краеведение»

Тема научно-исследовательской работы:

«Башкирский орнамент в современной одежде»

Исканьярова Ягуль

учащего 3 «А» класса

МБОУ СОШ №1 с. Аскарово

Научный руководитель:

Мусина Диля Ямилевна

учитель начальных классов

Уфа, 2021


Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Определение орнамента
  2. История башкирского орнамента
  3. Свойства башкирского орнамента
  4. Особенности башкирского орнамента
  1. Практическая часть
  1. Анкетирование
  2. Создание эскизов одежды
  1. Заключение
  2. Список использованной литературы

Введение

17 апреля жители Республики Башкортостан празднуют день Башкирского национального костюма. Башкирский национальный костюм имеет богатую историю. Народный костюм - ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включается искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработка кожи, металла и многое другое. Костюм является богатейшим материалом для изучения культуры башкирского народа. Его основными чертами на протяжении веков оставались рациональность, насыщенность цвета, контрастность. Во все времена народный костюм развивался по законам народного искусства, где основой процесса создания является традиция – передача из поколения в поколение идейно-эстетических достижений мастеров. Много труда вкладывали в свой национальный костюм башкиры.

Башкирский национальный костюм продолжает развиваться, сохраняя все традиции и основные особенности, но при этом, применяя современные ткани, технологии пошива, создаются новые женские образы для башкирских красавиц. Новые костюмы подчеркивают красоту и самобытность башкирской культуры. В таких костюмах сейчас в наше время исполняются песни и танцы.

В нашей школе также празднуют этот день. Школьники приходят в школу, надевая свои национальные костюмы или частичную атрибутику, выкладывают  свои фото и видео в социальных сетях.

Цель исследования: как можно использовать башкирский  орнамент в современной одежде.

Задачи исследования:

  1. Изучение происхождения башкирского орнамента
  2. Исследовать основные виды башкирского орнамента
  3. Посмотреть в каких изделиях можно использовать башкирский орнамент
  4. Создать  свою коллекцию одежды с башкирским орнаментом

Предмет исследования: башкирский орнамент

Актуальность работы заключается в том, что башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей значимости. Украшая предметы быта, одежду, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.

Гипотеза: обогащение внутреннего мира

Методы исследования:

-сбор информаций: книги, энциклопедий, интернет-ресурс;

-экскурсия в районный музей;

-экскурсия в сельскую библиотеку;

-анкетирование одноклассниц.


2. Основная часть

  1. Определение орнамента

Я родилась и живу в Республике Башкортостан. У своей бабушки в деревне я видела башкирский национальный костюм. Он мне очень понравился. А также, на праздниках в школе и дома, я заметила, что можно носить частично атрибутику и использовать орнамент башкирского  костюма в современной одежде.

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Орнамент, как древнейшая форма изобразительной деятельности человека, формировался у башкир постепенно. Первые изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в неё семена растений. Со временем рисунки усложнялись и стали продуманными, композиционно выверенными, наполненными символическим содержанием.

Для башкирского орнамента свойственны геометрические, криволинейно-растительные узоры. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. (Приложение 1).

  1. История башкирского орнамента

Древнейшие образцы южно-уральского орнамента пришли к нам в виде керамических черепков из эпохи Неолита (VI – IV тысячелетия до н. э.), но разглядеть в них черты современных башкирских национальных узоров довольно трудно. Первые изображения, нанесенные на глиняную посуду, представляли собой простые геометрические фигуры, не наделенные особым смыслом.

Со временем широкое развитие народных ремесел привело к появлению декоративно-прикладного искусства, а именно вышивки, художественной обработки металла и древесины. Башкирские племена украшали предметы быта языческими символами и мотивами кочевой жизни. Таким образом, они выражали свое понимание окружающего их мира.

В VII – XI веках, когда на Южный Урал пришел ислам, из башкирского орнамента стали пропадать изображения людей и животных, а сами узоры сильно упростились. Тем не менее, им удалось сохранить некоторые характерные черты доисламского периода и, что главное, свои функциональные особенности.

С древнейших времен и до начала XIX века с помощью орнамента башкиры защищали себя от напастей и злых духов, наделяли рисунки на одежде и украшениях сакральным смыслом. Так продолжалось и во время нашествия Золотой Орды, и после вхождения в состав российского государства.

К моменту образования СССР национальный орнамент утратил свое прежнее смысловое значение. Современный человек стал воспринимать орнамент как простое украшение, узор.

  1. Свойства башкирского орнамента

Симметричные узоры можно найти почти на всех предметах башкирского быта. Специальный узор-оберег наносили на рукава, воротник и подол одежды, а орнаменты на стенах и декоративных элементах не пускали в дом злых духов.

Особое значение имел цвет башкирского орнамента. Яркие сочетания строились с помощью контраста сильных и чистых оттенков. Преобладали красный, желтый, черный, зеленый, белый, синий и коричневый цвета. Их башкиры ассоциировали с плодородием, солнцем и красотой окружающего мира.

Башкирский орнамент может располагаться по краям предмета, отдельными розетками, или сплошной сеткой. Часто эти приемы используются одновременно. В центре ткани располагаются крупные элементы, а по бокам – повторяющие друг друга мелкие элементы.

Набор образов и фигур башкирского орнамента стоит на противопоставлении дня и ночи, жизни и смерти, света и тьмы, мужского и женского. Эти фигуры чередуются между собой, а в одно целое их объединяет некий центральный элемент орнамента. Таким центром мог стать образ женщины-прародительницы, силуэт дерева жизни или ромб, как символ земли и пашни.

Чаще всего в башкирском орнаменте встречаются символы растительности, частей тел животных, солнца, а также геометрические фигуры. Особую роль отдавали изображению треугольника. Считалось, что он способен оградить от болезней и прочих напастей. (Приложение 1).

  

  1. .Особенности башкирского узора.

Представим главные отличительные черты башкирского орнамента:

- Яркий, многокрасочный, с различными элементами.

- Симметричный.

- Узоры располагаются бордюром, розетками, сеткой. Иногда все это применяется вместе.

- Композиционная зона определяется размерами, назначением, формой изделия. Элементы располагаются в 2-4 ряда, канва составлена из ритмически повторяющихся элементов. Центральное поле украшено более крупными элементами, а верхние зоны - более мелкими, рисунок на них зеркально отражается.

Цветовые предпочтения

Рассмотрим оттенки, характерные для башкирского орнамента:

- Полихромный: многоцветный и яркий

- Колористический образ - контраст ярких чистых цветов.

- Преобладают красный, желтый, черный, зеленый. Реже встречаются голубой и синий, алый, оранжевый.

- Фон изделия черный или красный. Гораздо реже встречается белый и желтый.

- В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветах:

красный – цвет тепла и огня,
желтый – цвет изобилия и богатства,
черный – цвет земли и плодородия,
зеленый – цвет вечной зелени,

белый - чистота помыслов, миролюбие, 

синий – цвет свободолюбия,

коричневый – цвет старости увядания (Приложение 1).

Башкирские народные орнаменты 

Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав,  обозначает материальное благосостояние скотовода .  Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Сердце - башкиры очень гостеприимный народ. Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Солярный знак

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки. Это символ плодородия, солнца, защищает от злых духов.

Распространенными были узоры, в центре которых помещалась фигура, похожая на прописную букву «х». В некоторых вышивках в ее очертаниях просматривались пересекающиеся интегралы, при этом фоновая поверхность давала изображение противоборствующих.

В отдельную группу можно выделить вытянутые по вертикали фигуры в виде стержня с двусторонними завитками (вытянутая х). Обрастая крючками, скобочками, листиками или, раздваиваясь, стержень расширялся, образуя в середине ромб. «Кускарные» орнаменты, обогащенные листочками, веерными лепестками, приближались к растительным. В рисунке проступали стройные деревца или пышные кусты, гирлянды, изогнутые побеги» (Приложение 1).

Название элементам давали и мастерицы, причем в разных районах иногда по-своему на основе ассоциаций с предметами и явлениями. Например, кое-где крупный ромбический элемент называют «поднос»

Отростки ромба – «птичьи головки», мелкие элементы в виде столбиков и квадратов – «клоп»  это и буква рунического письма, ромб типа русского репья «цветок», узор из попарно соединенных ромбов – «талия муравья», косой крест  с маленьким ромбом в центре «рак», полоса из соединенных углами ромбов – «ветка бадьяна» и  другие.

  1. Практическая часть

3.1. Анкетирование.

Следующим этапом исследования было анкетирование девочек третих классов нашей школы.

1.Нравится ли вам башкирский национальный костюм?

Все девочки  ответили «да».

2.Можно ли носить башкирский костюм в обычной жизни?

26 из 50 девочек ответили, что можно. Таким образом, можно сказать, что ребята не стесняются и носят башкирские национальные костюмы или элементы в повседневных образах. У некоторых девочек есть футболки с орнаментом башкирского костюма.

3.Хочешь ли ты носить футболки с элементами национального костюма?

30 девочек из 50 дали положительный ответ. (Приложение2)

Вывод: девочкам нравятся национальные костюмы. Они хотели бы носить одежду с элементами национального костюма не только на концертах, но и в повседневной жизни.

  1. Создание эскизов (рисунков) одежды с элементами башкирского орнамента (Приложение 3)
  1. Футболка
  2. Сумочка,
  3. Валенки
  4. Платье

        

  1. Заключение

Башкирский орнамент – очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Изучая орнамент, родную литературу, интернет источники, можно с уверенностью сказать, что молодым людям нравится использовать в своей одежде элементы национального костюма.

Мне понравилось создавать свою линейку одежды с башкирским орнаментом. В дальнейшем я хочу продолжить эту работу.

  1. Список использованной литературы
  1. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  2. Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 1. А-Б. 2005. — 624 с.; ISBN 5-88185-053-X. т. 2. В-Ж. 2006. −624 с. ISBN 5-88185-062-9.; т. 3. З-К. 2007. −672 с. ISBN 978-5-88185-064-7.; т. 4. Л-О. 2008. −672 с. ISBN 978-5-88185-068-5.; т. 5. П-С. 2009. −576 с. ISBN 978-5-88185-072-2.; т. 6. Советы нар. хозяйства. -У. 2010. −544 с. ISBN 978-5-88185-071-5; т. 7. Ф-Я. 2011. −624 с.. науч.. изд. Башкирская энциклопедия, г. Уфа.
  3. Башкирский орнамент // Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана» / Сост. Бенин В. Л. — Уфа : Китап, 1998. — С. 51 — 57.
  4. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Башкирский_орнамент
  6. https://kitaplong.ru/page8383927.html



Предварительный просмотр:

Тезисы

Исканьярова Язгуль, обучающаяся 3 «А» класса

МБОУ СОШ №1 с. Аскарово

Руководитель: Мусина Диля Ямилевна

Цель исследования: как можно использовать башкирский  орнамент в современной одежде.

Задачи исследования:

  1. Изучение происхождения башкирского орнамента
  2. Исследовать основные виды башкирского орнамента
  3. Посмотреть в каких изделиях можно использовать башкирский орнамент
  4. Создать  свою коллекцию одежды с башкирским орнаментом

Предмет исследования: башкирский орнамент

Актуальность работы заключается в том, что башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей значимости. Украшая предметы быта, одежду, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.

Гипотеза: обогащение внутреннего мира

Я рассмотрела, что такое башкирский орнамент – это узор, построенный чередованием или в определенном порядке рисунков или линий.

Далее рассмотрела свойства и виды орнамента. Чаще всего в башкирском орнаменте встречаются символы растительности, частей тела животных, солнца и геометрические фигуры.

Провела социологический опрос среди своих одноклассниц, который показал, что девочкам нравятся национальные костюмы. Они хотели бы носить одежду с элементами национального костюма не только на концертах, но и в повседневной жизни.

Башкирский орнамент – очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Изучая орнамент, родную литературу, интернет источники, можно с уверенностью сказать, что молодым людям нравится использовать в своей одежде элементы национального костюма.

Мне понравилось создавать свою линейку одежды с башкирским орнаментом. В дальнейшем я хочу продолжить эту работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...