Живой разговор (Родной язык с опорой на картинки)
консультация

Головкова Таисия Петровна

Как эффективно использовать предметные и сюжетные картинки на уроке родного (чукотского) языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад "Живой разговор"47 КБ

Предварительный просмотр:

Живой разговор

(Родной язык с опорой на картинки)

Головкова Т.П.,

учитель МБОУ НШ с. Айон

Введение

           Идея использования картинок при обучении иноязычному говорению не является новой. Тем не менее, она позволяет максимально реализовать обязательное требование ФГОС формирования УУД, так как картинка непроизвольно активизирует память, мышление и воображение учеников. Картинка может использоваться как средство, стимулирующее учащихся на высказывание нужного содержания, с использованием необходимого языкового материала, презентации новой лексики, тренировки произношения и написания слов, для проведения диктантов и ролевых игр. И наконец, картинка – это интересный в использовании материал, который может сделать урок эффективным и занимательным. Практика показывает, что на таких уроках дети никогда не остаются равнодушными и работают активно, с большим желанием.

           Серия предметных и сюжетных рисунков, выполненных учащейся третьего класса МБОУ НШ с. Айон Надеждой Люлькаль, является дополнительным пособием для педагогов образовательных учреждений Чукотского автономного округа. В нем содержится дидактический материал к занятиям активного погружения детей в речевую среду, способствующую усвоению норм лексики чукотского языка, повышению интереса к изучению родного языка.       Картинки и рисунки помогут достичь обучающих педагогических целей по развитию речи. К примеру, по ним можно проводить упражнения на формирование пассивного и активного словаря, связной устной речи, подготовку к обучению грамоте. Такие упражнения будут способствовать активизации и уточнению словаря детей, расширению запаса слов.

       Кроме того, по картинкам и рисункам можно выполнять упражнения на развитие устной речи в форме диалога и монолога, на закрепление умения отвечать на вопросы и задавать их, что способствует более активному приобщению к культуре речевого поведения и общения.

       Работа по картинкам позволит педагогам проводить работу по словообразованию, по развитию фонематического слуха детей, по выработке умения различать на слух все звуки родного языка, на выработку правильной артикуляции.

        Характерной чертой мышления детей младшего школьного возраста является его конкретность и эмоциональность. Демонстрация ярких, красочных рисунков вызывает у ребят желание высказаться, заставляет говорить даже самых застенчивых.

Мотивация выбора темы

            Использование рисунков и картинок окажет практическую помощь педагогам в формировании умения различать на слух все звуки родного языка, на выработку правильной артикуляции как гласных, так и согласных, расширит кругозор детей. Применение такой наглядности вызывает живой отклик и интерес ко всему, что ребятам знакомо, и повлияет на мотивацию участия детей в речевой деятельности, на повышение уровня культурного общения на родном (чукотском) языке.

            При работе с картинками и рисунками происходит активизация пассивного и активного словаря, усвоения грамматических форм и строя чукотского языка. Темы рисунков по содержанию близки и понятны детям: они отражают жизнь и деятельность людей на Чукотке, северную природу, то есть все то, с чем учащиеся знакомы с детства. Проводя работу на таком дидактическом материале, учитель имеет возможность с наименьшими затратами (опора на жизненный опыт детей) погружать воспитанников к корням национального чукотского языкового достояния.

Актуальность

         Актуальность данной темы очевидна. Дети и многие взрослые люди коренной национальности Чукотки не говорят сегодня на чукотском языке. В 60-70-х годах взрослые и дети говорили на родном языке. Младшие школьники очень хорошо знали свой язык и поэтому их учили только грамматике и чтению на родном языке. Сегодня  по прежним учебникам, практически, невозможно научить детей чукотскому  языку, а новых учебников и программ нет.

          В настоящее время носителями языка являются, прежде всего, люди преклонного возраста, и их очень мало.  Языковая ситуация в плане функционирования чукотского языка имеет тенденции к ухудшению. Это связано с ликвидацией неперспективных поселков, с сокращением числа охотников и оленеводов, с ростом числа приезжих в национальные села, с демографическими изменениями (неполные семьи, смешанные браки) и т.п.

            Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная практика, бесспорно, один из самых эффективных.  Младший школьный возраст – очень важный период развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в творческой активности.

      Практическая значимость: материалы данной работы можно использовать как практикующим учителям при разработке уроков родного языка, так и воспитателям детского сада.

Цели и задачи проекта

       Цель: воспитание у подрастающего поколения любви к родному языку;

                  формирование и развитие творческой культуры.

          Задачи:  повышение интереса к изучению родного  языка;

                усиление мотивации младших школьников к получению дополнительного       объёма знаний по предмету;

                         развитие речевой, социокультурной, учебно – познавательной, языковой компетенции;

                         формирование универсальных учебных действий.

             Перед  учителем  родного языка стоит сложная задача  – создать такую ситуацию, чтобы ребенок включился в диалог на родном языке и стал говорить предложениями, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

           На основе актуальности данной темы можно выделить основную проблему: какие виды и формы упражнений будут способствовать формированию умений и навыков грамотной и результативной работе по картинкам.

Методы и приемы:

-   семантизация новых слов и грамматических структур;

-   аудирование со зрительной опорой на наглядность;

-   формирование рецептивных речевых умений c использованием наглядности;

-   формирование продуктивных речевых умений с использованием картинок. 

          На уроках родного языка можно продуктивно использовать ситуативную организацию обучения, что предполагает большие возможности для создания естественной коммуникации учащихся. Прием использования двух картинок для определения различий между ними является одним из средств обеспечения подобной коммуникации.

          Что представляют собой эти картинки? На первый взгляд, две картинки почти идентичны, однако между ними существует 4—5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них.

           При использовании такого рода картинок

− обеспечивается многократное повторение определенных структур;

-  решается речевая задача: одни школьники называют различия, другие слушают;

− возникает естественная ситуация для коммуникации.

           Важно, что в такой ситуации ученики говорят и слушают не потому, что обязаны делать это, им интересно решать подобные речевые задачи, используя запас имеющихся знаний и навыков.

           Картинки могут быть использованы  при работе с упражнениями на закрепление определенных грамматических структур и тренировку их употреблений. Двое учащихся получают по одной картинке, каждый из них видит только свою. Им предлагается назвать как можно больше различий между картинками. Остальные ребята внимательно слушают товарищей с тем, чтобы потом воспроизвести все различия.

          Эти же картинки можно использовать при тренинге фонетическом или лексическом.

Работа остальных учащихся класса несколько усложняется: говоря о различиях между двумя картинками, им следует использовать глаголы в 3-м лице единственного числа.

Диалоги могут быть более развернутыми и включать взаимные вопросы учащихся друг другу и речевые штампы. Ребята не ограничиваются употреблением одной структуры, а используют другой грамматический материал.

          Методика работы с картинками может включать также решение речевых проблемных задач при свободном говорении. Картинки даются двум ученикам. В процессе их беседы остальные учащиеся, внимательно прослушав товарищей, говорят о том, какие различия имеются между картинками, а также что у них общее.

          Можно организовать парную работу для всей группы. Каждая группа учеников на уроке выясняет различия в ходе беседы по своим картинкам, а затем один из учащихся делает обобщение для всей группы. А группа смотрит на картинку и, слушая товарища, судит, правильное ли его высказывание.

         Предлагаемые формы работы являются актуальными, так как обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную и творческую активность. Работа с картинками стимулирует ребят не только для говорения, но и для аудирования. В нее вовлекаются  учащиеся всего класса.  На таких уроках дети никогда не остаются равнодушными и работают активно, с большим желанием.

Выводы

         Как показывает  практика, подобная   работа очень эффективна  и результативна: активизирует  деятельность детей, повышает  интерес к овладению  богатствами   родного  языка, воспитывает  внимание  к  слову, обогащает  словарный  запас и формирует навык грамотного  письма.

         Каждый учитель может подобрать картинки и максимально приблизить их сюжет к той задаче, которую он ставит перед собой на определенном этапе работы.

Использование изобразительной наглядности призвано помочь:

- избежать монотонности и способствовать инициативному речетворчеству учащихся;

- вовлечь в речевую активность даже самых слабых в языковом отношении учащихся, что - позволит осуществлять индивидуальный подход к ним на большинстве уроков;

- способствовать развитию общей мыслительной деятельности учащихся и их творческого потенциала. 

         Наглядность, игровые моменты, систематичность в  работе помогают  обучающимся  понять трудные  слова, облегчают их запоминание, развивают внимание, орфографическую  зоркость, тем самым  способствуют прочному  усвоению слов.   Опыт показывает, что  планомерное  применение этой  методики  работы даёт возможность повысить  эффективность обучения родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Международный день родного языка» 3 класс

Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных знаний....

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Групповое логопедическое занятие по развитию связной речи c группой НЧП, обусловленное НВОНР на тему «Обучение составлению рассказа- описания с опорой на картинку»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание с опорой на картинку. Задачи:Коррекционно-образовательные:- способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: весна...

Составление описательного рассказа с опорой на картинку для учащихся с ОВЗ.

Составление  описательного  рассказа  на  тему: "Домашние  животные"....

Методическая разработка (2-4 кл.) на тему : "Родной язык - живая душа народа"

Разработка внеклассного мероприятия к Международному дню родного языка...

Групповое логопедическое занятие по развитию связной речи у младших школьников с ФФНР и ОНР "Обучение составлению рассказа с опорой на картинку"

Данное логопедическое занятие направлено на развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с различными речевыми нарушениями (ФФНР, ОНР и НВОНР). Одновременно идет отработка поставленного з...