Методическая разработка (2-4 кл.) на тему : "Родной язык - живая душа народа"
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Царева Елена Валентиновна

Разработка внеклассного мероприятия к Международному дню родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rodnogo_yazyka_-_kopiya.docx10.34 КБ

Предварительный просмотр:

                Сценарий внеклассного мероприятия на тему:

                        «Родной язык — живая душа народа»

Цели : проведение внеклассного мероприятия, посвященного             «Дню родного языка».

Задачи: 1. подобрать информацию о происхождении         праздника «Международный день

        родного языка». Подобрать и выучить стихи, поговорки,         частушки, высказывания русских писателей и поэтов о         родном языке.

        2. обеспечить видео и аудио материалом мероприятие.

        3. разучить с учащимися сценки и танцевальные         миниатюры.

        4. совершенствовать умение выразительного чтения         стихов и текстов.

        5. развивать творческий потенциал учащихся.

        6. формировать навыки коллективных действий и         коммуникативных качеств учащихся.

        7. воспитывать у школьников уважительное отношение и         интерес к русскому языку.

Используемые средства и инвентарь:

        компьютер, экран, микрофоны, предметы декорации для         сценок, костюмы, 2 конверта с карточками, 4 листа         ватмана, карандаши, 2 стенда.

                                ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

 Вед:  Здравствуйте ребята и наши гости!

         Ребята, послушайте стихотворение и найдите в нем словосочетание,         которое будет повторяться 3 раза.

        О, как хорош родной язык,

        Отца и матери язык,

        Я, в мире множество вещей

        Через тебя навек постиг!

        Сперва на этом языке,

        Качая зыбку, пела мать.

        А после - бабушка меня

        Старалась сказкою унять.

        РОДНОЙ ЯЗЫК, ты мне помог

        Понять и радость с малых лет

        и боль души, когда в глазах

        Темнеет, меркнет яркий свет.

        Ты мне, РОДНОЙ ЯЗЫК, изречь

        Молитву первую помог:

        «Прости меня, отца и мать,

         Великодушен будь, мой Бог!»

Итак, какое словосочетание повторилось 3 раза?

Ответ детей:  РОДНОЙ ЯЗЫК

Вед:  правильно, значит о чем будет наше мероприятие?

Дети:  о родном языке.

Вед:  В ноябре 1999 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла решение о         ежегодном проведении «Международного дня родного языка».

        А с 2000 года «Международный день родного языка»

        отмечают все народы земного шара - 21 февраля.

1 уч.   - На земном шаре существует около 7 тысяч различных языков больших и            малых народов.

        Есть  так называемые мировые языки: РУССКИЙ, АНГЛИЙСКИЙ,         НЕМЕЦКИЙ, ИСПАНСКИЙ, ФРАНЦУЗСКИЙ - о которых все знают и         

        многие ими владеют.

2уч.    - Есть — государственные или официальные языки: монгольский- в         Монголии, польский- в Польше, шведский — в Швеции и т. д.

- Есть языки совсем малых народов, многие из них под угрозой исчезновения. Поэтому, в 2001 году в Париже была проведена презентация «Атласа языков мира» для учета существующих и исчезающих языков народов.

Сценка: на сцене «учитель» и ученики за партой.

        

        Учитель: ребята, какие языки народов вам известны?

        У-ки:

                1- русский, немецкий, английский, французский…

                2- армянский, татарский, украинский, белорусский,

                3- молдавский, узбекский, латышский, монгольский…

        Вовочка: тянет руку, подскакивает,

        

        учитель: ну, Вовочка, что ты нам скажешь?

        ВОВОЧКА:   а еще - кошачий — мяу-мяу,

                          собачий  - тяф-тяф,

                          мышачий — пи-пи-пи,

                          хрюшачий- хрю-хрю-хрю.

 

        Учитель:         да,...        землю населяют различные животные и птицы, все они издают разные звуки, но только человек наделен ДАРОМ СЛОВА!

                

                        (конец сценки)

Вед:   в России живут люди разных национальностей, но Государственным является только один язык — РУССКИЙ.

                1 уч.- Я люблю свой родной язык!

                        Он понятен для всех, он певуч.

                        Он, как русский народ , многолик

                        Как держава наша — могуч!

        

                2 уч.- Тебя люблю, язык родной мой, русский.

                        Ты нужен мне, как небо, каждый миг.

                        В тебе живые, трепетные чувства

                        Открылись мне.

                        И мир открылся в них!

Вед:      Русский язык — один из восточнославянских языков. Как         НАЦИОНАЛЬНЫЙ - язык русского народа  сформировался только к         середине 17 века.

        В 1755г. Михаил Ломоносов создает первую грамматику.

«Российская грамматика» закрепляет нормы русского ЛИТЕРАТУРНОГО языка.

        Язык любого народа — самобытен. Он раскрывает обычаи, нравы, историю, культуру народа. Знакомит с традициями, народными промыслами, литературой и творчеством.

        1 уч — Язык наш прекрасный

                Богатый и звучный

                То мощный и страстный,

                То нежно певучий.

        2 уч -    В нем есть и усмешка,

                И меткость , и ласка.

                Написаны им

                И рассказы, и сказки!

        3 уч -     Страницы волшебных,

                Волнующих книг!

                Люби и храни

                Наш великий язык!

Сценка:  

        

        Вед:  С первых дней ребенок слышит и впитывает родную речь самых                         близких ему людей.

Звучит «Колыбельная»

        Девочки:  слова запомни, ученик : МАМА, РОДИНА, ЯЗЫК.

        

        1 дев.- одна у человека мать,

        2 дев.- одна у человека родина,

        3 дев.- могуч и прекрасен наш русский язык!

Вед: послушайте, что говорили о русском языке выдающиеся русские писатели

Слайды с портретами:        

 1 уч.-         А. И. Куприн: «Язык — это история народа. Изучение и сбережение         русского языка является насущной необходимостью».                                                                                                                                  

2уч.-        М. Горький: «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».

3 уч.-                А. Н. Толстой: «… Что такое Родина? Это весь народ, это его         культура, его язык.

4 уч.-                И. С. Тургенев:  «Берегите наш язык, наш прекрасный, русский         язык. Этот клад, богатство, переданное нам предками. Обращайтесь         почтительно. Слово способно творить чудеса!

        

        Вед: - Русь талантами богата,

                 Русь талантами сильна,

                Если будут петь ребята,

                Значит будет жить она:

Частушки:

                Слушайте внимательно,

                Ушки на макушке,

                Мы сейчас вам пропоем

                Школьные частушки!

        С языком дружить нам нужно

        На уроках и в быту,

        Укрепляет нашу дружбу ,

        Любовь к родному языку.

                

                Чтобы выучить глагол надобно терпение,

                Ведь такой он балабол,

                С ним одно мучение!

        Люблю тебя, грамматика,

        Ты умная и строгая.

        Тебя, моя грамматика,

        Осилю понемногу я.

                На урок литературы,

                Как на крыльях я лечу.

                Всех писателей прочел я,

                Стать писателем хочу!

        Части речи, предложенья,

        Падежи, местоименья.

        Это все язык родной,

        Должен знать его любой!

Ребята исполняют ТАНЕЦ «Кадриль»

ФИЗМИНУТКА.

        1 уч.- И в радости и в грусти

                Он, всякий час со мной.

                Родной язык мой, русский,

                Как Родина — родной!

Вед: а теперь,  давайте поиграем.

1. ШАРАДЫ — это слова-загадки.

Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди других игроков своей же команды, чтобы получилось новое слово.

Бал — кон;                  Кон — курс

Воз — дух ;               Я — беда.

Приз — рак;              Вол —осы.

2.Задание: измени одну букву, запиши новые слова.

                        

Рога — (нога)              Ваза — (база)

Кора — (гора)              Сода — (мода)

3. Задание: найдите АНАГРАММЫ к словам (из всех букв данного слова

                    составьте новое слово)

Каприз — (приказ)                     Карета — (ракета)

Бокал — (колба)                          Шрам — (марш)

Автор — (отвар)                          Шнурок — (коршун)

4.Задание: поменяй слоги местами, запиши новые слова.

        

        Навес — (весна)            Рано — (нора)            Насос — (сосна)

                

Вед:         как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба,         человека без Родины, так и великий русский язык не представить без         поговорок и пословиц:

        1. Сначала подумай, потом говори;

2. Не храбрись словом, а покажи делом;

        3.Меньше говори, а больше дела твори.        

4. Говорить не думая, что стрелять не целясь.

        5. Слово не воробей — вылетит не поймаешь.

6. Ветер — горы разрушает, а слово — народы поднимает.

Вед:  Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный Международному дню родного языка. Давайте вспомним дату этого праздника. (21 февраля).

Какой язык является государственным в России? (русский).

Дети все вместе:

                Любой язык по- своему велик,

                Бесценное наследство вековое.

                Так берегите свой родной язык,

                Как самое на свете дорогое!

Эмоциональная рефлексия.

Звучит песня о русском языке.

                                Мероприятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО. 4 класс. "Пейзаж родной земли"

Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи художников-передвижников, используя понятия тёплые и холодные цвета. Продолжить овладение техникой гуаши..  Уметь эмоционально воспринимат...

Методическая разработка урока ИЗО. 4 класс. "Пейзаж родной земли"

Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи художников-передвижников, используя понятия тёплые и холодные цвета. Продолжить овладение техникой гуаши..  Уметь эмоционально воспринимат...

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Методическая разработка урока чтения в 3 классе "Н. Носов "Живая шляпа" школа 8 вида

Конспект урока представлен в виде технологической карты....

Методическая разработка «Рабочая программа Литературное чтение на родном языке " для 3 класса

Актуальность рабочей программы. Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством х...

Разработка урока по литературному чтению. Тема: Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова «День за городом».

Внеклассная работа по предмету.Технологическая карта и конспект урока по литературному чтению в технологии РКМЧП. Тема: "Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова &qu...

Методическая разработка занятия "Введение в программу "Край родной""

Вводное занятие по дополнительной образовательной программе "Край родной" позволяет познакомить детей с деятельностью детского объединения, работающего по программе туристско-краеведческого ...