Программа внеурочной деятельности "Азбука Байкала"
рабочая программа (3 класс)

Маликова Эльвира Петровна

Программа "Азбука Байкала" реализуется в 3-4 классах. Предназначена для детей, проявляющих интерес к природе, к озеру Байкал - жемчужине нашего края, охране окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_azbuka_baykala.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Улан – Удэ

                                 Рабочая программа внеурочной деятельности

эколого-биологического направления

«Азбука Байкала»

для учащихся 3-4 классов

Муниципального автономного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №19, г.Улан-Удэ

                                         

2019 -2020 уч.г.

Пояснительная записка

       Рабочая программа «Азбука Байкала»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования и представляет собой эколого-биологическую направленность  с опорой на краеведческое содержание и как дополнение к курсу « Окружающий мир».

     Актуальность программы «Азбука Байкала» для начальной школы заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Познавательный аспект содержания раскрывается посредством знакомства с живыми и неживыми объектами природы, необходимыми для сохранения видов животных и растений. Способствует углублённому изучению окружающего мира, биологии и экологии. Большое количество экскурсий, практических занятий, бесед придают программе особое значение,  развивают творческую любознательность, интеллектуальную личность.

     В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ СОШ №19, программа «Азбука Байкала» реализуется в 3- 4 классах. Программа предназначена для детей  9 – 10 лет, проявляющие интерес к природе, к озеру Байкал- жемчужине нашего края, охране окружающей среды.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю, рассчитана на 34 часа.

    Цель курса – привлечение учащихся к вопросам экологии окружающей среды, к вопросу  изучения и сохранения флоры и фауны озера Байкал  и формирование экологического мировоззрения, мышления, сознания, культуры, направленной  на рациональное экономическое использование природных ресурсов нашего региона.

      Задачи:

Образовательные:

1. расширить экологические знания у детей о природе Бурятии , повысить экологическую грамотность;

2. формировать:

- представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека;

- экологическое понятие об уникальности и целостности природных комплексов родного края;  

- навыки работы составления, оформления и представления проектов.

Развивающие:

Развить:

1. умения применять полученные знания в дальнейшем на практике;

2. потребность общения с природой; прививать чувство любви к природе

3. стремление познавать природу родного края;

4. умение и навыки исследовательской работы.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию

1. экологической культуры, экологической этики нахождения в природной и городской среде.

2. самооценки деятельности, в быту, на отдыхе, с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде и своему здоровью.

3. чувства ответственности человека за свои поступки, за результаты своей деятельности;

4. потребности к здоровому образу жизни, к пропаганде бережного отношения к окружающей среде.

Учебно – тематический план

3-4 класс

Наименование разделов, тем

Всего, час

Количество часов

теория

практика

Раздел 1. Мир живой природы

21

10

11

1

История изучения озера. Удивительный мир воды.

2

1

1

2

Флора и фауна Байкала.

3

2

1

3

Мир живой природы

2

1

1

4

Редкие и исчезающие животные

2

1

1

5

Знакомство с разнообразием растений.

2

1

1

6

Редкие и исчезающие растения

2

1

1

7

Кто такие эндемики.

Эндемики Байкала.

2

1

1

8

Эта забавная нерпа

1

1

9

Байкальские сказки

2

1

1

10

Игра «Байкальский сундучок»

1

1

11

Экскурсия в Музей природы

1

1

12

Обобщающее занятие. «Природа Байкала»

1

1

Планируемые результаты курса

    В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание программы  направлены на достижение  следующих результатов:

Личностные — формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Метапредметные  — формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

проговаривать последовательность действий.

учиться высказывать своё предположение на основе работы с     иллюстрациями, названиями, схемами, картами и др.

учиться работать по предложенному учителем плану.

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в литературе  (на развороте, в оглавлении, в словаре, карте и др.)

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять  рассказы на основе простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение проблемных вопросов с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 слушать и понимать речь других.

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

Предметные результаты:

 формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой

развитие познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

К концу обучения учащиеся должны овладеть набором ключевых и базовых компетенций:

  1. Учебно- познавательная компетенция

-умение находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях;

-умение отличать факты от домыслов;

-владение приёмами в нестандартных ситуациях.

  1. Коммуникативная компетенция

-владение навыками работы в группе;

-знание правил культуры взаимоотношений;

-умение правильно задавать вопрос;

-умение представлять себя;

- умение владеть разными социальными ролями в обществе.

  1. Ценностно- смысловая компетенция

- способность видеть и понимать окружающий мир;

-умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

  1. Общекультурная компетенция

-знание особенностей национальной и общечеловеческой  культуры;

-умение организовать быт и досуг;

-знание духовно- нравственных основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

В рамках программы «Азбука Байкала» могут использоваться  следующие формы и методы организации внеурочной деятельности:

  • беседы;
  • просмотр и обсуждение видеоматериала;  
  • конкурсы;
  • экскурсии;
  • выставки детских работ;
  • коллективные творческие дела;
  • викторины;
  • творческие проекты, презентации;
  •  наблюдения и практические работы;  
  •  дидактические игры;
  • работа с различными источниками краеведческой информации.  

Календарно- тематическое планирование

Разделы программы

Темы занятий

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

Кол-во часов

Даты проведения

по плану

по факту

Мир живой природы

История изучения озера. Удивительный мир воды.

Беседа

Личностные — формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать  и  понимать речь других.

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

Предметные результаты:

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой

развитие познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества.

2

Флора и фауна Байкала.

Просмотр видео

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и  понимать речь других.

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

Предметные результаты:

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой

развитие познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества.

3

Мир живой природы

Беседа

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) слушать и  понимать речь других.

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

Предметные результаты:

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой

развитие познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества.

2

Редкие и исчезающие животные

Беседа

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников

добывать новые знания:  находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и  понимать речь других.

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

Предметные результаты:

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой

развитие познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества.

2

Знакомство с разнообразием растений.

Видео

экскурсия

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и понимать речь других.

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

Предметные результаты:

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой

развитие познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества.

2

Редкие и исчезающие растения

Беседа

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источников добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники,

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и  понимать речь других.

Предметные результаты:

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой

развитие познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества.

2

Кто такие эндемики.

Эндемики Байкала.

Просмотр видеоматериала

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность действий,учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источниковдобывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и  понимать речь других.

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

Предметные результаты:

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной экологической культурой

развитие познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества.

2

Эта забавная нерпа

Презентация

Познавательные УУД:

делать предварительный отбор источниковдобывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях и внеучебной деятельности.

1

Байкальские сказки

Коллективные творческие дела

Личностные — формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и  понимать речь других.

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

2

Игра «Байкальский сундучок»

Викторина

Личностные — формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и  понимать речь других.

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

1

Экскурсия в Музей природы

Экскурсия

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).слушать и  понимать речь других.

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

1

Обобщающее занятие. «Природа Байкала»

Творческие проекты

Личностные — формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Предметные результаты:

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств, развитие познавательных интересов, любознательности, мотивов познания и творчества.

1

Информационно - методическое обеспечение

Список литературы

  1.  «Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета.
  2. Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире // Дошкольное воспитание. – 2003 г.
  3. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2005. — N 6.
  1. Плешаков А. А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «окружающий мир» // Начальная школа. – 2007. — N 9.
  2. Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11
  3. Николаева С. Формирование начал экологической культуры : младший школ. возраст // Дошкольное воспитание. – 1999. — N 10.
  4. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. — М. : ВЛАДОС , 2004 г.
    Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа. – 1998. — N 5.
  5. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников : кружковая работа // Начальная школа. – 2003. — N 5.
  6. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка.С.Н. Асламова. Иркутск: Редакция журнала «Сибирячок». 2002. - 96 с.
  7.  Энциклопедия «Экология». - М: Мир энциклопедий Аванта+: Астрел, 2015. - 624с.
  8. Энциклопедия «Мир животных» - М: Мир энциклопедий Аванта+: Астрел, 2014. – 452 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Программа внеурочной деятельности "Азбука Байкала"

Программа "Азбука Байкала"реализуется в 3-4 классах. предназначена для детей проявляющих интерес к природе, к озеру Байкал, охране окружающей среды....

«Байкал – жемчужина планеты» Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности эколого-биологического направления «Байкал – жемчужина планеты» для учащихся 3-4 классов.Цель курса – привлечение ...