МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Мир играющих кукол»
классный час (2 класс)

Волкова Наталья Павловна

Цели:

Образовательные:

  • углубить знания учащихся о  кукольном театре;
  • рассказать о личности С.В. Образцова и о театре, носящем его имя;
  • познакомить учащихся с техникой вождения кукол

Развивающие:

  • развивать воображение, творческие возможности учащихся;
  • развивать интерес к предмету и к театру;
  • развивать эстетическое отношение к действительности.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать, вести диалог;
  • воспитывать уважение к культурному наследию народов Севера.

 

Достижение поставленной цели велось через следующие задачи:

1. Осуществить цели занятия посредством народного фольклора.

2. Познакомить обучающихся с техникой вождения кукол, обучить механизму импровизации и ее применения в реальной жизни.

3. Продолжить развитие коммуникативных качеств обучающихся, используя знания народного творчества в современной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САЛЕМАЛЬСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ИМЕНИ ВОЛОДИ СОЛДАТОВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

«Мир играющих кукол»

Педагог: Волкова Н.П. учитель начальных классов

с. Салемал, 2022

Тема: «Мир играющих кукол»

Цели:

Образовательные:

  • углубить знания учащихся о  кукольном театре;
  • рассказать о личности С.В. Образцова и о театре, носящем его имя;
  • познакомить учащихся с техникой вождения кукол

Развивающие:

  • развивать воображение, творческие возможности учащихся;
  • развивать интерес к предмету и к театру;
  • развивать эстетическое отношение к действительности.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать, вести диалог;
  • воспитывать уважение к культурному наследию народов Севера.

Достижение поставленной цели велось через следующие задачи: 

1. Осуществить цели занятия посредством народного фольклора.

2. Познакомить обучающихся с техникой вождения кукол, обучить механизму импровизации и ее применения в реальной жизни.

3. Продолжить развитие коммуникативных качеств обучающихся, используя знания народного творчества в современной жизни.

Целевая аудитория: обучающиеся 2 класса

Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальное оформление, коллекция кукол (сделаны предыдущими учениками), ширма, куклы и весь необходимый реквизит для классного часа.

I этап. Подготовительный

  1. Для подготовки театрализованного представления, учащиеся заранее должны выучить стихотворения.
  2. Остальные учащиеся к уроку получают задания:
  • повторить  изученное по теме «Кукловождение»,
  • попробовать  самостоятельно (или вместе с товарищами), обыграть характер, настроение и повадки персонажа.

II этап. Реализация идеи

Ход классного часа:

1. Организационный момент

2. «Погружение в тему»

Звучит музыка народов Севера.

 Появляется Сорби (кукла) и читает стихотворение

Ожидание весны (автор Волкова Н.П.)

Ветерок мой чум колышет,

Мама песенку поет.

Вдруг весна ее услышит

скорее к нам  придет!

Обогреет ярким солнцем,

Обласкает ручейком,

И по тундре пронесется,

Пробуждая все кругом.

Ёлки, радуясь капели,

Встрепенутся сразу вряд,

Зелень свежую оденут

Ярче прежней, во сто крат!

Защебечут громко птицы,

Моя тундра зацветет.

Все вокруг засуетится,

Засверкает, запоет.

Олененок мой на солнце

Отогреет свой бочок,

И носиться вслед за мною

Будет радостно щенок!

Но пока лишь тихо, нежно

Мама песенку поет.

Пахнет в чуме хлебом свежим,

И метелица метет.

Вступительное слово учителя:

-  Ребята, Сорби прочитала нам стихотворение. Скажите, что вы почувствовали? (радость, восторг, грусть, печаль).

- Скажите, только в голосе передались все эти чувства? (в движении куклы, в ее эмоциях)

- Правильно, движение куклы, проявление ее настроения, эмоций и характера, называется техникой вождения кукол.

3. Изучение нового материала с элементами повторения пройденного

Слайд 1.

II часть. XX век. Великий кукольник

Перенесёмся в XX век. Кукольный театр, конечно, изменился. Если на первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху) отверстиями, а в Средние века на площади между двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды, то с XIX века представления стали играть в специально выстроенных помещениях. Кукольный театр изменился, но осталось главное – в представлениях участвуют куклы.

Слайд 2. Мир кукол – это не только куклы, но и кукольники – артисты. История мирового театра кукол знает много известных имён. Говоря о современном театре, нельзя не рассказать о Сергее Владимировиче Образцове.

Удивительный человек уникальной профессии, артист-кукольник, писатель, драматург – всё это Сергей Владимирович Образцов (1901-1992). В 2021 году исполнилось 120 лет со дня рождения великого кукольника. Имя его популярно и в нашей стране, и за её пределами. Творчество и жизнь артиста нашли широкое отражение в книгах, статьях.

Слайды 3-4. Его спектакли живут сегодня в театре, по праву носящем имя Образцова. Такие замечательные постановки, как «По щучьему велению» (1936), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Божественная комедия» (1961), «Необыкновенный концерт» (1968) и другие, служат украшением репертуара Центрального театра кукол и до сих пор.

Слайд 5. Но если посмотреть на эмблему театра Образцова, то можно увидеть руку человека, а на указательном пальце обыкновенный шарик. Это говорит о том, что в руке настоящего мастера любая кукла оживет и превратит скучный мир в настоящую сказку. Давайте и мы сейчас превратим наш мир в самую настоящую сказку!

  1. Практическая работа

(на столах у ребят находятся сделанные из бумаги смайлики, с приклеенными колечками для пальцев)

1. Работа с бумажными куклами.

- Ребята, посмотрите. У вас на столах находятся смайлики, оденьте их на указательный палец. Посмотрите, на кого похож ваш человечек? (на эмблему Театра Сергея Образцова).

- А теперь, давайте изобразим настроение своих кукол (радость, грусть, приветствие).

Физминутка (за ширмой слышна возня)

- Что там такое происходит?

(учитель заходит за ширму, слышен звук метели, на ширме появляется пурга)

Пурга: - А, так вот зачем вы тут собрались! Можно подумать мы без вас двигаться не сможем! Вот если я сейчас разойдусь, снегом  да морозом все окутаю, посмотрю еще кто кого двигаться заставит! (начинает колдовать, разводить руками, играет ритмичная северная музыка ребята встают и двигаются под нее в такт движениям Пурги).

Пурга: Ну что, кто кого двигаться заставил? Хотелось бы мне, владычице тундры, посмотреть, как у вас получится?

Учитель: (выходит из-за ширмы) Ну что, ребята, покажем Пурге свое мастерство?

2. Работа за малой  ширмой.

- Посмотрите, нам сегодня помогают наши старые друзья, наши артисты (куклы народов Севера).

-  Скажите ребята, кто они? Где живут? (ненцы живут на Севере)

- Как вы догадались? (по национальной одежде, по типу лица)

- А из какой сказки наши артисты? (сказка-пьеса «Пока в чуме горит огонь»)

- Я вам предлагаю выбрать куклу и распечатанный отрывок из сказки. Попробуем, импровизируя, показать характер и  настроение куклы:

- учащиеся за ширмой показывают представление, используя технику вождения кукол в соответствии с характером каждого персонажа;

- Чтение стихотворения «Сердце чума»

Сердце чума (Волкова Н.П.)

Пока в чуме горит огонь,

У меня на душе тепло.

И спокойным будет мой сон,

Даже если всю ночь мело.

Песню долгую он  мне споет,

Ту, что прадедам моим пел

О просторах, где вьюга живет,

О народе, что ловок и смел.

Разгорится, осветит чум,

Соберется большая семья.

И пойму, что дороже всего

Мне на свете  родная земля.

В темной, долгой полярной ночи,

Среди вьюжных,  холодных ветров,

Бьется в маленькой тесной печи

Сердце чума – не ведая снов!

4. Подведение итогов.

- Чему научились (передавать характер, настроение куклы с помощью техники вождения)

5. Рефлексия.

- А теперь, я предлагаю пройти за ширму с куклой, и сказать зрителям свои пожелания (изучать сказки народов Севера, не забывать свой язык, беречь традиции родного народа).

Список литературы

  1. Образцов П.А., Образцова Е.М. Необыкновенный Образцов. Хозяин кукольного дома и его семья. — М.: Эксмо, 2016. – 127 с.
  2. Хорт А.Н., Голдовский Б.П. Не только куклы. (Всё про Образцова). – М.: Издание ГАЦТК, 2019. – 63 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. / Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2021. – 624 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа " Слава Победы"

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....

Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"

Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...

Методическая разработка классного часа "Вот вырасту и в космос полечу!"

Классный час посвящен  50-летию первого полета человека в космос. Цель: формирование представлений учащихся о космосе; развитие интереса к профессии космонавта. Часть материала представлена в игр...

Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.

Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов  День знаний  первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...

" Добрые традиции семьи" (методическая разработка классного часа)

Что такое традиции. Какие бывают традиции,...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»

Цель: углублять представления воспитанников  о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...