Программа "Краеведение для малышей".
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Горева Наталья Викторовна

Рабочая программа по краеведению в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Кинешемского района

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Кинешемский районный Центр внешкольной работы.

Объединение  «Краеведение»

на базе МОУ «Дьячевская средняя школа».

«Утверждаю»                                       Директор Центра   внешкольной

                                                                             работы Крылов А.В.

                                                                               

Программа по дополнительному

образованию детей

«Краеведение для малышей».

Срок реализации программы 2 года.

Возраст учащихся 6-10 лет.

                                                                 Составила: педагог

                                                                 дополнительного образования

                                                                 Горева Наталья Викторовна.

                                          Дьячево г.

                                 Пояснительная записка.

    Программа по краеведению для учащихся начальных классов предусматривает теоретические занятия с использованием краеведческого материала и написание учащимися первых исследовательских работ.

    Цель программы: Формирование у детей общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.

   Первый год работы объединения дополнительного образования строится на материале «Дневника первоклассника», второй год – более глубокое изучение прошлого нашего края, промыслов, экологические проблемы нашей местности.

     Задачи программы:

- Воспитание у детей интереса и уважения к людям, культуре и традициям родного края, осознание ребенком себя как части своей малой Родины.

- Развитие творческих способностей, исследовательских умений средствами региональной культуры.

   Дидактические принципы программы: наглядности и сезонности, коммуникативно-деятельностного и развивающего обучения.

    Содержательный материал сгруппирован вокруг четырех основных разделов: «Ивановская область – малая Родина», «Народное искусство родного края», «Путешествуем по городам и селам Ивановской области», «Они прославили наш край».

   Начало краеведческой деятельности учащихся связано с большим количеством экскурсий, как на природные объекты, так и в мастерские народных промыслов, на исторические места нашего края.

   Во время изучения материала «Они прославили наш край» учащиеся знакомятся не только с самыми известными и знаменитыми земляками, но и с теми, кто живет рядом и имеет необычные увлечения, или богатую трудовую биографию.

    Творческие отчеты объединения дополнительного образования «Краеведение для малышей» проводятся во время школьных краеведческих чтений, школьной конференции «Дорогу осилит идущий», школьной экологической конференции «Я люблю свою землю». Лучшие работы отправляются на районные краеведческие чтения и научно-исследовательскую конференцию «Шаг в будущее».

Тематическое планирование объединения дополнительного образования «Краеведение для малышей».

                                                1 год обучения.

Тема занятия.

Количество часов.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Карта Ивановской области. Герб Ивановской области.

Ивановский край – наша малая Родина. Иваново – главный город области.

Иваново – город текстильщиков.

Иваново – культурный центр.

Спорт в Ивановской области. Будь здоров! Занимайся спортом!

Красота родного края осенью. И.И.Левитан «Золотая осень».

Экскурсия в осенний лес.

«Дары осени». Сбор природного материала для поделок.

Школьная выставка «Осенний калейдоскоп».

Волга – всем рекам мать. (Волга на полотнах И.Левитана).

Экскурсия на Волгу, в село Решма.

Малые реки Юхма и Ёлнать. Экскурсия.

В Ивановском зоопарке.

4 ноября – День народного единства. Русские полководцы.

Народное искусство родного края. Центры народного творчества.

Экскурсия в Дом ремесел с.Шилекша.

«Дом – изба – дворец». Резная сказка. (Резьба по дереву, наличники).

Побываем в Музее ситца. Красота ситцевых лоскутков.

Ивановская земля – край ткачей (старый ткацкий станок, современное ткацкое оборудование).

Какие дивные узоры! (Строчевые узоры мастеров Иванова, Шуи, Пестяков, Холуя, Палеха).

Красота женских рукоделий. (Выставка «Мамины золотые руки»).

Экскурсия в зимний лес.

Зима в лаковой миниатюре Палеха.

Зимние сказки Холуя.

Савинские игрушки.

Плетение из лозы. Идем в гости к мастеру.

Как отмечали Рождество наши предки?

Выходим в деревню с колядками. (Подготовка песен, стихов. Выход с выступлением в дома односельчан).

Индивидуальная работа с учащимися, которые готовят исследовательские работы на школьные и районные научно-исследовательские конференции.

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

2 часа

2 часа

2 часа.

1 час

4 часа

4 часа

1 час

2 часа

2 часа

4 часа

2 часа

1 час

2 часа

1 час

2 часа

2 часа

1 час

1 час.

1 час

2 часа

1 час

6 часов.

16 часов

                                                  2 год обучения.

Тема занятия.

Количество часов.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Кинешма – речной порт.

Шуя. Прошлое и настоящее.

Старинный город Юрьевец.

Экскурсия в г.Юрьевец. Музеи г.Юрьевца.

Плес – жемчужина на Волге. Плесские пейзажи И.И.Левитана.

Палех – родина знаменитых художников.

Экскурсия в Кинешемский краеведческий музей.

Села Ивановской области. Каждому селу есть чем гордиться.

Святые места земли Ивановской.

Путешествуем по любимым местам. (Сбор фотографий семейных путешествий).

Д.Г.Бурылин. Заочное путешествие в музей Бурылина.

Поездка в село Зобнино к художнику В.В.Сергееву.

Константин Бальмонт. Знакомство с биографией и творчеством.

Вечер стихов К.Бальмонта.

Ивановские писатели – детям. (Поэты и писатели Ивановского края).

Ивановские просторы. (Конкурс фотографий родных мест).

Наш край в далеком прошлом. Иностранные захватчики в нашем крае.

Наши земляки в Отечественной войне 1812г.

Иваново – родина первого общегородского Совета рабочих депутатов.

Население Ивановской области и его занятия.

Пути сообщения. Наши города.

Полезные ископаемые Ивановской области.

Почвы нашей местности.

Животный мир нашего края. (Животные под охраной).

Откуда пошла земля Журихинская?

Экскурсия по улицам Журихина. (Исторические места, история отдельных домов).

«Комаровское наследие». (История рода фабриканта Ф.Комарова).

День Победы. Герои Великой Отечественной войны Ивановской области.

Журихинцы на фронте и в тылу.

День славянской письменности и культуры.

Сапоговаляльный промысел в нашем крае.

Индивидуальная работа с учащимися, которые готовят исследовательские работы на школьные и районные научно-исследовательские конференции.

1 час

1 час

1 час

5 часов

2 часа

1 час

4 часа

1 час

1 час

1 час

1 час

3 часа

1 час

1 час

1 час

2 часа

2 часа

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

4 часа

18 часов

      Содержание дополнительной образовательной программы.

Все занятия объединения дополнительного образования «Краеведение для малышей» можно объединить в шесть основных тем.

Тема: «Иваново – главный город нашего края».

Введение понятий «Родина», «малая Родина», «родной край», презентация Иванова как областного центра, в котором проживает треть населения нашей области. Проведение экскурсий и тематических бесед.

Тема: «Я горжусь тем, что я журихинец».

Экскурсии по родному краю. Экологические тропы. История родной деревни в книгах и газетах. Изучение прошлого своей деревни через знакомство с исследовательскими работами учащихся нашей школы прошлых лет. Написание исследовательских работ учащимися объединения дополнительного образования.

Тема: «Народное искусство родного края».

Знакомство учащихся с народным искусством Ивановской области: резьбой по дереву, искусством строчевышивания и лозоплетения, изготовлением народной игрушки мастерами нашего края, а также с ткацким и сапоговаляльным производством.

Тема: «Путешествуем по городам и селам Ивановской области».

Знакомство учащихся с самыми знаменитыми местами нашей области: Палех, Холуй, Плес, Шуя, Юрьевец, Савино и т.д.

Тема: «Они прославили наш край».

Этот раздел можно проиллюстрировать народной мудростью «Человек не для себя родится, человека ценят по его делам». Дети знакомятся с именами К.Бальмонта, Д.Бурылина,  Ф.Боборыкина, Григория Лапши, прославленных полководцев и героев Великой Отечественной войны. Также большая работа проводится на этом этапе в школьном музее, где дети знакомятся с именами односельчан, защищавших Родину в Вов, с тружениками тыла. Учащиеся на этом этапе сами включаются в сбор материалов для музея.

Тема: «Кинешемский район на карте Ивановской области».

Расширение знаний учащихся о Кинешемском муниципальном районе. Экскурсии в Кинешму, Решму, на реки Волгу, Юхму и Елнать.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Формы занятий объединения дополнительного образования «Краеведение для малышей» - это беседы, экскурсии по родному краю, экскурсии по городам и селам Ивановской области (музеи г.Юрьевца, Дом ремесел в с.Шилекша, сапоговаляльная фабрика д.Кислячиха Кинешемского района, с.Решма, краеведческий музей г.Кинешмы), написание и защита исследовательских работ на краеведческие чтения, школьную конференцию «Дорогу осилит идущий», районную конференцию «Шаг в будущее». Большую роль в работе объединения дополнительного образования играет Интернет. Запланированы занятия в виде Интернет-уроков (по темам «Палех», «Холуй», «Савинская игрушка», «Бальмонт», «Левитан в Плесе» и т.д.

Техническое оснащение занятий: Имеются 4 компьютера, объединенных в локальную сеть (с выходом в Интернет), 1 ноутбук для подготовки исследовательских работ, фотоаппарат, видеокамера, 3 диктофона для записи бесед с информантами при написании исследовательских работ.

                                 Литература.

  1. Н.М.Бетенькова. Методический комментарий к дневнику первоклассника «Люби и знай свой край». Иваново 2008.
  2. В.А.Бабичев, В.В.Владычин и др. Люби и изучай свой край. Яр. 1976.
  3. Ворошина М.А. Земля тревоги нашей. Иваново 1991.
  4. А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. М.Просв. 1995.
  5. И.Г.Дубровская, Е.Ю.Фаркова. Светлое слово. М. «Образование и рынок» 1998.
  6. Н.Скоробогатько. Русская православная культура. М. Белый город. 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

говорил нерождённый малыш

стихотворение к Дню матери...

Физкультминутки для малышей.

Физкультминутки на уроках для первоклассников....

Научите малыша трудиться

Учим малыша любить трудиться, а также уважать труд других людей....

Викторина по книге Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

После того, как учащиеся прочитали книгу Астрида Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», была проведена викторина по содержанию этой книги....

Разработка урока по чтению во втором классе "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше"

Разработка урока по литературному чтению во втором классе по программе «Школа 2100»(с использованием «Проникающих информационных технологии»)...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Малыш и Карлсон"

Урок литературного чтения разработан по программе "Школа 2100", 2 класс. Это первый урок по произведению известной шведской писательницы Астрид Линдгрен. На этом уроке учащиеся знакомятся с главными г...

Лесные загадки. Электронная книжка для малышей

Книга с цветными пометками для облегчения чтения начинающим читать детям. Способствует формированию правильного способа чтения....