Педагоги-просветители чувашского народа
статья

Максимова Елена Геннадьевна

 В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Ивана Яковлевича Яковлева – патриарха чувашской культуры. Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил И. Я. Яковлев. Его идеи продолжают активно воплощаться развиваться и на современном этапе. Дело великого чувашского просветителя и педагога Ивана Яковлевича в надёжных руках его последователей. Одним из которых является моя мама – Максимова Зинаида Григорьевна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogi-prosvetiteli_chuvashskogo_naroda.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагогов в просвещении чувашского народа

Максимова Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №50» города Чебоксары

Удивительная эта должность - учитель! Какой запас знаний, умений, мастерства нужно иметь учителю: ведь каждую минуту он должен быть готовым ответить на самые неожиданные, совсем “не по предмету” вопросы ребят, дать совет, помочь делом. Много прекрасных слов сказано и написано об учителях. Учитель - это человек, с именем которого мы связываем все светлое, доброе.

Не случайно, что 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника, потому что профессия учителя самая благородная. Президент отметил, что проведение года Учителя в России – это дань уважения благородному учительскому труду. Глава государства выразил надежду, что 2023 станет годом начала серьёзной модернизации отечественного образования, годом позитивных перемен. И я считаю, что это на самом деле так.

Нужно чаще говорить спасибо тем, кто изо дня в день готов трудиться для нашего же образования, ради нашего будущего.

               В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Ивана Яковлевича Яковлева – патриарха чувашской культуры. Чувашский педагог – просветитель распространял и умножал традиции русского просветительства среди народов Поволжья путем создания широкой сети сельских школ и культурно-просветительских обществ.

        И. Я. Яковлев организовал частную школу для подготовки сельских учителей, а в годы учебы в университете создал новые ныне используемый чувашский алфавит, первые буквари, учебники. Центральное место в его многогранной жизни занимала Симбирская чувашская школа. В царской России она была первой национальной школой чувашского народа, а в годы Советской власти стала первым чувашским вузом.

        В университете создает новый чувашский алфавит, составляет и издает на нем ряд ученых книг, включая букварь. В этом букваре Яковлев поместил чувашские поговорки и пословицы, свои рассказы о природе, о жизни крестьянских детей. В центре внимания ставилась задача умственного и нравственного развития детей на доступном и понятном для них материале из реальной жизни. Придав такое значение букварю, Яковлев стремился вывести школу на новый путь, связать ее с условиями жизни. Он продолжает жить и поныне и вошел в историю как “алфавит Яковлева”.

        Лучшей наградой за подвиг его жизни было то, что в итоге он увидел свой народ свободным, образованную Чувашскую автономную область. Осуществилась его заветная мечта – видит родной народ в государственном строе в составе России. Несомненно, это было радостным событием в жизни просветителя. Для грядущих поколений он оставил завещание, в котором так совершенно и пророчески звучат его слова: “Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью”.

        Делом всей его жизни было то, чтобы научить других людей читать, писать, понимать то, что написано в книгах. Этот человек жил для науки, для просвещения людей, в котором так нуждались. Иван Яковлевич желал, чтобы в стране было больше грамотных и образованных людей, чтобы образование стало бесплатным. Он добивался этого на протяжении всей своей жизни.

        После его смерти осталось много хорошего и действительно нужное людям – школы, училища, учебные мастерские, педагогические курсы и многое другое, что помогло человечеству выучиться и стать образованными людьми. За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке, в том числе и для детей.

        “Иван Яковлевич указал родному народу дорогу в будущее, дорогу к просвещенности, дорогу в цивилизованный мир”, - сказал бывший глава Чувашской республики Николай Васильевич Фёдоров.

        Для развития и сохранения наследия И.Я.Яковлева в Чебоксарах создан Институт И.Я.Яковлева (ныне переименован в педуниверситет им. И.Я.Яковлева). В Чувашском государственном педагогическом университете, носящем его имя,  открыт музей выдающегося чувашского педагога.

        Иван Яковлевич указал родному народу дорогу в будущее, дорогу к просвещенности, дорогу в современный мир.

Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил И. Я. Яковлев. Его идеи продолжают активно воплощаться развиваться и на современном этапе. Дело великого чувашского просветителя и педагога Ивана Яковлевича в надёжных руках его последователей. Одним из которых является моя мама – Максимова Зинаида Григорьевна. «Я очень ценю и уважаю деятельность Ивана Яковлева. Я тоже представитель чувашского народа и очень горжусь тем, что был такой выдающийся чуваш и тем, что мне довелось продолжить его дело»,- говорит Зинаида Григорьевна.

Максимова Зинаида Григорьевна свою педагогическую деятельность начала в 1962 году в Солдыбаевской средней школе Козловского района старшей вожатой. В 1978 году окончила Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова по специальности учитель чувашского языка и литературы. Проработала в данной школе 42 года.

Каждый её урок был для ребят интересным открытием, увлекательным путешествием в мир знаний. Любовь к делу и детям, полная отдача сил и знаний — эти качества характерны для моей бабушки.

За достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения и многолетний плодотворный труд награждена:

  • Знаком «Лучший вожатый ЦК ВЛКСМ» (1973 г.);
  • Почётной Грамотой Министерства просвещения Чувашской АССР (1981 г.};
  • Диплом “Лучший учитель Козловского района» (1988 г.);
  • Почётной Грамотой Козловского РОНО (1990 г.);
  • Почётной Грамотой Козловского РОНО (1994 г.);
  • Присвоено звание «Учитель-методист» Министерством ЧАССР (1988 г.);
  • Медалью «Ветеран труда» (1994 г.);
  • Нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» (1998 г.).

              За инициативность, профессионализм, творчество, проявленное в работе, отмечена благодарственными письмами различных ведомств.

В 1987 году Зинаида Григорьевна была делегатом V съезда учителей ЧАССР от Козловского района. В 1988 году — делегатом Всесоюзного съезда работников народного образовании от ЧАССР.

Долгие годы работала руководителем Методического объединения учителей чувашского языка и литературы Козловского района.

        С начала трудовой деятельности вела классное руководство. Проводила с учениками различные мероприятия, в которых её воспитанники проявлял сплоченность и активность. Её ученики принимали участие и становилась победителями и призерами предметных

олимпиад, конкурсов на различных уровнях.

          Выпускники Солдыбаевской средней школы Козловского района в своей жизни встречали, наверное, много людей, большинство из которых просто забыли, но только не Зинаиду Григорьевну. Ведь она помогла им стать известными учителями, юристами, экономистами, деятелями искусства, общественными деятелями, врачами и др.

Во многих достижениях учеников школы, в выборе профессии есть ее заслуга, так как она учила детей добру, служению людям, справедливости.

          Сейчас Зинаида Григорьевна на заслуженном отдыхе. Её труд заслуживает благодарности. Даже на пенсии её часто приглашают в школу, и выпускники часто навещают её дома. Она с гордостью рассказывает о своих учениках, о их судьбах.

Умение передать свой опыт молодым людям, только вступившим в самостоятельную жизнь, — это призвание Зинаиды Григорьевны.

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Всё это про мою МАМУ  –  Максимову Зинаиду Григорьевну.

Использованная литература

1. Краснов, Н. Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель / Н. Г. Краснов ; ред. Н. П. Герасимова. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1992. – 416 с. : ил.

2.Об историческом значении просветительской деятельности И.Я. Яковлева. http://lib.cap.rujakovlev

3.Личная документация Максимовой З.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок родной литературы в 3 классе по теме "Слово чувашского народа"

На уроке учащиеся знакомятся с чувашскими поэтами и писателями, их произведениями. Основными целями урока являются: познакомить  обучающихся с жизнью и творчеством писателей;закрепить получе...

Презентация "История чувашского народа".

Чуваши вместе с современными казанскими татарами являются наследниками населения и культуры Волжской Булгарии. Название чувашей в русских летописях и в сочинениях европейских авторов впервые зафиксиро...

Авторская программа по изучению истории и культуры чувашского народа в начальной школе

В основу данной программы заложена концепция развития у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету....

Сценарий ко дню чувашского языка "Маленькая мисс" на чувашском языке

Сценарий подготовлен для начальной школы ко дню чувашского языка....

Традиции чувашского народа

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся начальной школы...

Рабочая программа по предмету «Государственный язык Чувашской Республики (чувашский)” для 1 класса

Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК, основной образовательной программы начальной шко...

«Культура, традиции и обряды народов, населяющих Чувашскую Республику»

Чуваши - одна из многочисленных народностей Российской Федерации. Коренным местом их жительства является Чувашская Республика, располагающаяся в восточной части Восточно-Европейской равнины. Основным ...