Здоровьесберегающие технологии на уроках кубановедения, как средство повышения работоспособности учащихся
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Журкина Марина Валерьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zot_rabota_-_kopiya.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

 средняя общеобразовательная школа №1 имени В.И.Фадеева

станицы Калининской

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Составила:

Журкина Марина Валерьевна

учитель начальных классов

МАОУ – СОШ №1 ст. Калининской

ст. Калининская

2023г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

стр.3-5

1.МЕТОДЫ ЗОТ

стр.6

     1.1Метод ритуальности

стр.6-7

     1.2 Метод визуализации

стр.7-8

     1.3 Нейрогимнастика (нейробика)

стр.9-11

2. ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

стр.12

     2.1 Целесообразность применения

стр.12

     2.2 Эффективность применения

стр.12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

стр.13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

стр.14

ПРИЛОЖЕНИЕ

стр.15-34

ВВЕДЕНИЕ

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» основной задачей образовательного учреждения является воспитание, поддержание и укрепление физического и нравственного здоровья школьников.  Подготовка к здоровому образу жизни ребенка  должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Не секрет, что здоровье современных школьников резко ухудшилось и вызывает тревогу. В школу всё больше приходит детей с различными хроническими заболеваниями. Это связано с малоподвижным образом жизни, неправильным питанием, зависимостью от гаджетов.

Многие факторы оказывают негативное влияние на состояние здоровья. Например, по мнению экологов и врачей, большая часть территории нашей страны состоит из зон экологического бедствия. Чем слабее и уязвимее организм человека, тем серьезнее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды. Отрицательное воздействие оказывают:

  • электромагнитные поля;
  • частые поездки на транспорте ("транспортное утомление");
  • социально-психологические стрессы, неизбежные при интенсивных межличностных взаимодействиях;
  • травмирующая психику информация,
  • интенсификация учебного процесса.

Существуют несколько вариантов интенсификации учебного процесса. Наиболее распространенный   - реальное уменьшение учебных часов при сохранении объема учебного материала (концентрация учебного материала). Такой вариант мы можем наблюдать в период адаптации первоклассников. Частыми последствиями интенсификации являются переутомление учащихся, вялость, раздражительность, головные боли, резкое снижение работоспособности. Переутомление создает предпосылки для развития острых и хронических нарушений здоровья, нервной системы, психосоматических и других заболеваний.

В связи с этим становится актуальным  формирование у детей здорового образа жизни путем применения здоровьесберегающих технологий в рамках реализации учебной программы.

Здоровьесберегающая образовательная технология (ЗОТ) в расширенном смысле может пониматься как любая технология, использование которой в образовательном процессе приносит пользу здоровью учащихся. Её основной целью является поддержание и укрепление здоровья учащихся.

Урок является основной площадкой для внедрения здоровьесберегающих методик.

Для их достижения используется следующая группа инструментов: средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы,

гигиенические факторы, факторы формирующие  ценностное отношение к здоровью.

К средствам двигательной направленности относятся:

  • физические упражнения;
  • физкультминутки и подвижные перемены;
  • эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
  • гимнастика (оздоровительная  пальчиковая,, дыхательная);
  • лечебная физкультура;
  • подвижные игры.

Оздоровительные силы природы:

  • проведение занятий на свежем воздухе;
  • экскурсии;
  • солнечные и воздушные ванны;
  • фитотерапия,
  • ароматерапию,
  • витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды)

К гигиеническим средствам  относятся:

  • выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
  • личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, рецеркуляция воздуха);
  • проветривание и влажная уборка помещений;
  • соблюдение общего режима дня;
  • привитие детям элементарных гигиенических навыков  (мытье рук, использовании носового платка  и т. д.);
  • обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни  (ЗОЖ),  простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах );
  • организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;
  • ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

 Предпосылкой к обобщению моего опыта является наличие в классе детей с ОВЗ и детей, страдающими:

  • метеочувствительностью,
  • заболеваниями органов пищеварения,
  • эмоциональной неустойчивостью,
  • повышенной утомляемостью,

И как следствие, возникла проблема- низкая работоспособность основной части учащихся и нарушения дисциплины снижают результативность урока.  

Цель опыта – повышение работоспособности учащихся на уроках, путем применения здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • создание на уроке благоприятной психологической атмосферы,
  • снижение тревожности учащихся,
  • уменьшение утомляемости,
  • активизация познавательной деятельности.


За основу педагогического опыта взяты три направления ЗОТ:

  • метод ритуальности,
  • визуализация этапов урока,
  • использование нейрогимнастики.

           Данный опыт может применяется на любом уроке, независимо от УМК и уровня  подготовки детей, во внеурочной деятельности. Будет полезен как молодому специалисту, так и педагогу с опытом работы.

1.МЕТОДЫ ЗОТ

1.1.Метод ритуальности.

Ритуал- это установленный порядок действий. Повторяющиеся  ритуалы становятся привычным,  привычное становится легко выполнимым и вызывает только положительные эмоции. А значит нам не приходится тратить время на дисциплину.

Ритуалы имеют большое значение в жизни каждого ребенка. Они придают чувство защищенности и стабильности. Дети любят стабильность и постоянство — это их успокаивает. Они любят, чтоб было «как всегда».Неизвестность — всегда стресс. Многие психологи рекомендуют использовать их для стабилизации психологического состояния детей.  Привычный порядок действий позволяет преодолеть стресс. Снимается тревожность, улучшается эмоциональное состояние.

Специалисты считают, что ритуалы условно делятся на две группы:

  • связанные с началом действия,
  • связанные с завершением действия.

Ритуалов не должно быть много, иначе они просто не работают.

Ритуал занимает не более пяти минут на любом из этапов урока и  может принимать самые различные формы: пятиминутки чтения, чистоговорки и речевки, минутки чистописания, правила в стихах, шифры и ребусы. Это может быть особый ритуал приветствия или прощания,  (прил) рефлексия деятельности, проверка готовности к уроку и т. д.

У каждого учителя, имеются свои собственные традиции и ритуалы, которые он использует на занятиях (см.приложение1)

В моем случае это начало  и завершение урока.

Ритуал входа в урок — исполнение гимна Кубани. Традиция начинать каждый урок кубановедения с исполнения гимна, направленна не только на воспитание духа патриотизма. Это отличный способ организовать внимание детей, создание определенного психологического настроя на урок, снятие излишней возбудимости после перемены. Пение создает особую энергетику, воздействует на эмоции и переживания. А пение в коллективе не сковывает, позволяет чувствовать себя более уверенно, объединяет.

Ритуал окончания урока — мы благодарим друг друга за урок. Детям важно услышать похвалу, знать, что их работа на уроке понравилась учителю и получила положительную оценку. Это способствует улучшению психологической атмосферы в классе, повышает мотивацию к обучению.

Особенно важна похвала для детей с ОВЗ, с эмоциональной неустойчивостью или девиантным поведением. Она помогает преодолевать тревожность, повышает самооценку, дисциплинирует, вызывает желание быть лучше, работать больше. При этом необходимо соблюдать условие- похвала должна быть искренней, справедливой, честной, конструктивной.

И в завершении наша речевка:

Мы сегодня потрудились!

Мы сегодня молодцы!

Для того, что бы ввести любой ритуал в вашу и детскую жизнь достаточно просто начать его соблюдать.  Секрет выполнения ритуальной работы заключается в том, чтобы включаться в нее. Формальное выполнение не принесет ожидаемых результатов. Ритуал должен носить позитивный характер, объединять учителя и детей.

1.2. Метод визуализации

С каждым годом все больше детей рождается с различными проблемами в развитии. У них отмечаются нарушения в познавательной деятельности (восприятии, памяти, мышлении, речи), интеллектуальная недостаточность, аутизмом. Для таких детей существуют альтернативные коммуникации, например карточки ПЕКС (PEKS). Картинки и написанные слова всегда использовались в педагогике. С их помощью можно сообщить о чем-то, проявить инициативу, ответить на вопрос. У детей с трудностями в коммуникации часто есть проблемы в поведении и саморегуляции. И введение визуального расписания как нельзя лучше соответствовало моей цели- повышению работоспособности учащихся на уроках.

Что такое визуальное расписание?  Это табличка с картинками или словами, обозначающими действия. Они расположены в порядке выполнения. Глядя на наглядное расписание, ребенок понимает, что и в какой последовательности он должен делать. Прежде всего, визуальное расписание предназначено для детей с РАС, но может быть полезно для детей, которым трудно переключать внимание, или для людей, испытывающих трудности с распознаванием речи.

Для них создана коммуникативная книга (см. приложение 2)

В ней  визуальное расписание на день, наборы тематических карточек, листы на которые их можно выложить. Все планшетики съемные и могут крепиться на фланелеграф.

Моё внимание привлекли отдельные планы занятий на плотном ламинированном листе с липучкками и карточками с липучками.

Их цель увлекательно и непринужденно сконцентрировать внимание ребенка на занятии, сделать структуру урока понятной по этапам, а так же научиться оценивать успешность и стимулировать улучшение результатов.

Применение визуального расписания в общеобразовательном классе- вынужденная мера. Наличие детей с ОВЗ, детей с нарушением внимания, эмоциональной нестабильностью натолкнуло на идею применить данный прием для всех детей.

Визуализация этапов урока- это по своей сути тот же картинный план урока, наглядное отображение того, что будет происходить сначала, а что потом. Способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке. Визуальный план урока демонстрирует порядок  действий на уроке. Показывает детям объем заданий и позволяет им самостоятельно

ориентироваться в учебном процессе. Предусматривает использование таймера обратного отсчета. При составлении плана урока, я делаю пометки о продолжительности его этапов.  И на уроке только я имею представление о том, что уже выполнено, что еще выполнить предстоит, сколько минут остается до окончания урока (выполнения этапа урока). Конечно же я это озвучиваю детям, но не все принимают информацию на слух. Требуется наглядное подтверждение, опора, план.

Применять визуальный план начали сначала на уроках кубановедения и литературного чтения, экспериментировали с различными видами работы с ним:

  • убираем отработанные карточки с доски,
  • переносим карточку из столбца "Нужно выполнить" в столбец "Готово".,
  • передвигаем магнитную стрелку от одного пункта к другому.

        Первый вариант оказался наиболее удобным. Я немного аддаптировала карточки Пекс для моего класса. На цветном принтере распечатали карточки  с  названиями этапов уроков, подкрепив подписи картинками, условными знаками. С обратной стороны карточек  прикрепила магниты. Этапы урока  в основном стандартные, подходят ко всем учебным предметам.

На фото представлен  один из возможных вариантов (см. приложение 3). Для разных уроков наборы немного отличаются (желательно не более, чем на 2-3 карточки), в зависимости от предмета и вида урока.

Визуальное планирование помогает учащимся понять и организовать структуру урока, развить логическое и абстрактное мышление.

В начале урока к классной доске прикрепляются карточки с изображением планируемого урока. Обязательно нужно сразу озвучить детям все этапы. Чтобы не «раздувать» расписание, используется карточка «сундучок знаний». Сюда входят виды работы, направленные на овладение новыми   умениями и знаниями. Когда задание выполнено, карточку снимают и откладывают в сторону или помещают в специальную коробку. Одновременно с этим обращаем внимание детей на то, что очередной этап урока пройден.

Наглядное расписание помогает детям увидеть и оценить объем проделанной работы и остальную часть работы. Важно, чтобы все карточки были сняты с доски. Последняя отработанная карточка для детей, как финишная лента для бегуна. Они видят результат своих усилий. Все меньше становится слез и истерик. Процесс этот долгий и кропотливый. Дети разные, уровень подготовки тоже различается.

Говоря о здоровье детей мы имеем ввиду не только физическое здоровье, но  и психическое. Данный метод визуализации обеспечивает детям эмоциональный комфорт, позволяет повысить работоспособность детей и производительность урока.

 1.3 Нейрогимнастика (нейробика)

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга.

Упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Они улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

Нейробика — это умственная гимнастика, аэробика для мозга, направленная для улучшения мыслительной деятельности.

Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей уже с дошкольного возраста. Она помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.

 Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу,  учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.

Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса.

Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.

Перед тем как перейти к описанию комплекса упражнений, рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности.

Правое полушарие. Оно отвечает за действие левой половины тела, т.е. когда мы шевелим левой рукой, то активизируется правое полушарие, и наоборот. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие.

Левое полушарие. Это полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, за развитие логики, математических способностей и речи.

Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие. А когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.

Классификация упражнений

Все упражнения разделены на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков.

Первая группа – упражнения, пересекающие среднюю линию тела (см.приложение 4).

Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их проведение дает достаточно неплохие результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, улучшаются навыки чтения и письма, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.

Упражнение «Перекрестные шаги».

Упражнение «Брюшное дыхание»

Упражнение «Ленивые восьмерки»

Упражнение «Ухо-нос»

Упражнение «Слон»

Упражнение «Лезгинка»

Упражнение «Кулак—ребро—ладонь».

Упражнение «Двойной рисунок».

Любые упражнения, выполняемые и левой, и правой рукой, способствуют укреплению нейронных связей и созданию новых. Это может быть и рисование, игра на музыкальном инструменте, возведение башенок из конструктора.Рисование двумя руками одновременно полезно и детям, и взрослым. Упражнение помогает развить чувство симметрии, снизить тревожность, ускорить процесс коррекции дисграфии, развития речи.

Вторая группа – энергетические упражнения (см. приложение 5)

Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.

Упражнение «Энергетическая зевота».

Упражнение «Кнопки мозга».

Упражнение «Вода»

Третья группа – растягивающие упражнения ( см. приложение 6).

Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ребенку успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.

Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе

           Упражнение «Сова».

Упражнение «Заземлитель».

Упражнение «Растяжение»

Упражнение  «Активизация рук»

Четвертая группа – упражнения для повышения позитивного мышления, позитивного восприятия (см.приложение 7).

Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют ребенку перестать нервничать перед важными мероприятиями (контрольными, диктантами, перед публичными выступлениями).

Упражнение «Шляпа мышления».

На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить. Активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти, усвоению информации на слух. Упражнение «включает» кратковременную память и активизирует работу мозга. Его очень полезно выполнить перед выходом к доске или сдачей экзамена.

Нейропсихологические упражнения – это практически волшебная палочка. Они помогают развить память, речь, внимание, снижают утомляемость и повышают способность к произвольному контролю. Для каждой группы были подобраны именно те упражнения, которые легко и удобно выполнять на уроке.

Упражнения нужно проводить регулярно,  каждый день, не пропуская. Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.

Важно следить за правильностью выполнения упражнений.

2. ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1 Целесообразность применения

Метод ритуала начала и окончания занятия прижился на моих уроках кубановедения.  Его постоянство способствовало тому, что дети стали организованней. Все меньше количество  на момент начала урока тех, кто не подготовил своё рабочее место. После исполнения гимна я тут же перехожу к озвучиванию плана урока. Таким образов все вынуждены тут же включаться в урок, а не искать что-то в портфеле.

Чтобы успеть выполнить запланированное, необходимо выдерживать определенный темп работы., что приводит к скорой утомляемости. И здесь очень выручают упражнения нейрогимнастики. Они не требуют специального оборудования и места. Можно проводить физминутки и сидя, и стоя. В уроке можно связывать упражнения с содержанием. Физминуток как таковых не будет. Но при этом дети выполнят нескольно видов упражнений.(см. приложение 8)

2.2 Эффективность применения

1) Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание, наладить психологический контакт между учителем и учениками. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться .

Рефлексия в конце учебного занятия также имеет важное значение, так как позволяет контролировать результативность занятия, эффективность использования различных приемов и методов

2) Апробация визуального расписания принесла следующие результаты:

  • дети проявляют желание выполнять предложенные задания и упражнения;
  • повысилась самостоятельность;
  • работоспособность детей сохраняется на протяжении всего занятия;
  • дети стали  меньше отвлекаться на внешние факторы;
  • предсказуемость урока позволила снизить тревожность учащихся.

В результате  использования описанных ЗОТ сократилось время прохождения отдельных этапов урока наблюдается постепенное повышение работоспособности детей на уроке без ущерба для их здоровья, снизилась утомляемость (см. приложение 9, 10).  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перед учителями начальных классов поставлена задача в сохранении, укреплении физического и психического здоровья детей поступающих в школу. Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика, построит урок с учетом физиологических и психологических потребностей учащихся.  

Целью моего опыта было повышение работоспособности учащихся на уроках, путем применения здоровьесберегающих технологий.

Применение ЗОТ принесло положительные результаты в урочной деятельности:

  • повышение познавательного интереса к предметам.
  • повышение качества знаний;
  • повышение уровня организации учащихся.

Методы ритуальности, визуализации и применение элементов нейробики реально работают. Но при этом требуют продуманного использования, подготовки и регулярности в применении.

Капля по капле, день за днем и результат, даже минимальный, не заставит себя ждать. Для большей эффективности можно привлекать родителей, составить для них рекомендации:  комплекс из 5 базовых упражнений нейрогимнастики, визуальный план выходного дня, памятки по профилактике простудных заболеваний и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии).-М.,2002.
  2. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы. / И. Е. Аверина. М.: Айрис-пресс, 2007. - 144 с.
  3. Вайнер, Э. И. Как сохранить здоровье учеников. Методические разработки для учителя. / Э. И. Вайнер. Москва: Чистые пруды, 2006. — 30 с.
  4.  «Нейрогимнастика для детей»   https://valevich-nfdou38.edumsko.ru/
  5. Межполушароне взаимодействие: хрестоматия под ред. Семенович А. В.,Ковязиной М. С. – М.: Генезис, 2018
  6. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры. - М., 1999
  7. Нейрогимнастика для детей: упражнения для мозга https://www.defectologiya.pro
  8. Ритуалы начала и окончания занятий https://www.prodlenka.org/ Москва 2011, РБОО «Центр лечебной педагогики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА И КАК СРЕДСТВО ОТ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ.

Эта статья размещена в помощь учителям для правильной организации урока, который должен пройти максимум плодотворно, но при этом дети не должны уставать на нем....

Конкурсная работа. Информационно-коммуникативные технологии как средства повышения мотивации учащихся.

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необхо...

«Технология развития критического мышления как средство повышения качества знаний учащихся начальной школы»

Свою основную задачу я вижу в том, чтобы дать каждому ученику возможность, опираясь на его субъектный опыт, реализовать себя в учебной деятельности.  Для достижения этой цели я использую технолог...

Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

В данной статье рассматривается один из способов повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста в учебном процессе....