ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
рабочая программа

Нестеренко Наталия Васильевна

ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnoe_kraevedenie.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    «Воспитание из всех святых дел самое святое»

                                                                                          Феофан Затворник СЛАЙД

            В последние годы изучению истории, культуры  и природы  Кубани уделяется огромное внимание. Без преувеличения следует отметить, что наши дети уже в начальной школе знают о Кубани больше своих  родителей. Именно школы стали центрами возрождения  интереса к  данному вопросу.

СЛАЙД

          Преподавание таких дисциплин как «Родиноведение» и «Отчизноведение», велось в школах России ещё в XIX веке. В 1914 г. педагог Маньков ввёл в научный оборот понятие «Краеведение», которое до сих пор широко используется в педагогической литературе. Как предмет «историческое краеведение» изучался в советской школе в 60-90 годы. В 1990 году сформировалось понятие «Родиноведение», а термин «Кубановедение» появился в качестве названия издательского проекта.

         Прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином своей малой Родины – станицы, города, знать их традиции и жить жизнью и заботами.

В настоящее время в свете реализации планов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» возрастает ответственность школы не только за интеллектуальное, творческое развитие обучающихся, но в большей степени школа выполняет воспитательную функцию, участвуя в духовно- нравственном становлении ребенка. В развитии ребенка внеклассная деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного саморазвития личности этапы: самоцелеполагание (свобода, воля), самопланирование (инициатива, творчество), самоорганизация (самостоятельность, решительность), самореализация намеченных целей (трудолюбие, способности), самоанализ и самооценка результатов (совесть, честность). Она приобщает ребенка к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности.

СЛАЙД

Важнейшей целью современного общества и государства является духовно-нравственное воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России и Кубани.

          В самом деле, необходимость возрождения исконных кубанских традиций, воспитание подрастающего поколения в духе любви и гордости за свою малую Родину очевидна. Посредством её изучения можно и нужно воспитывать настоящих  патриотов Отечества. Люди, в чьи руки мы отдадим страну и край через десяток лет, сидят сегодня за школьными партами. От нас с вами зависит, какое завтра ожидает Россию и Кубань. Сам же предмет «Кубановедение» включает в себя не только знания истории, географии, биологии и экономики родного края, но и изучение  материальной и духовной культуры казачества.

        

         Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

        Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

         Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

        Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы нашей школы,     Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных  олимпиадах православной направленности. 

                             Реализация курса Кубановедение в нашей школе происходит следующим образом:

 СЛАЙД

  • преподавание урока кубановедение в 1-11 классах;
  • подготовка и проведение различных мероприятий по кубановедению;
  • встречи с интересными людьми посёлка, района и т.д.;
  • экскурсии в краеведческие музеи;
  • экскурсии по родному краю;
  • участие наших школьников в олимпиадах, конкурсах, викторинах и т. д.;
  • работа кружка «Кубань родная – край казачий».

      Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения.

     Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников сложившимся в нашей школе.

Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:

  • воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро;
  • формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
  • развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке;
  • развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;
  • осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;
  • прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Формы работы с детьми:

  •  факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;
  • творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения;
  • проведение праздников и мероприятий;
  • использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);
  • исследовательская деятельность учащихся;
  • экскурсии;
  • организация выставок;
  • тематические и творческие вечера;
  • участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей;
  • вечера вопросов и ответов;
  • выставки, конкурсы;
  • анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
  • совместно организованные с родителями праздники.

      СЛАЙДЫ  В течение  нескольких лет в районе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно-прикладного творчества учащихся, школьники участвуют в краевых творческих конкурсах: «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси»,  «Пасха в кубанской семье».

                      ПОБЕДИТЕЛИ  И ПРИЗЕРЫ КОНКУРСОВ:

  • Ильченко  Ирина – победитель муниципального этапа краевого конкурса «Рождественские колокольчики» в 2011 г, в 2012г., призер муниципального этапа олимпиады по ОПК в 2012 г., победитель конкурса сочинений «Моя малая Родина»
  • Фотин Анастас - победитель муниципального этапа краевого конкурса «Рождественские колокольчики» в 2011г., призер муниципального этапа олимпиады по ОПК в 2012 г.
  • Тарасенко Анастасия - призер муниципального этапа краевого конкурса «Рождественские колокольчики» в 2011, призер муниципального этапа олимпиады по ОПК в 2012 г.
  • Полубень Галина - победитель муниципального этапа краевого конкурса «Молодые дарования Кубани 2012»,победитель конкурса сочинений «Моя малая Родина».
  • Кириенко Екатерина – призер муниципального этапа олимпиады по ОПК в 2012 г.
  • Калиниченко Даниил - победитель муниципального этапа краевого конкурса «Светлый праздник Рождества Христова» в 2014г., «Пасха в Кубанской семье»
  • Сапунова Ксения - призер муниципального этапа краевого конкурса «Рождественские колокольчики» в 2014г.(номинация «Художественное чтение»,

победитель  муниципального этапа краевого конкурса «Светлый праздник Рождества Христова» в 2014г (номинация «Живопись»).

  • Павлова Алиса - призер муниципального этапа краевого конкурса «Рождественские колокольчики» в 2014г., победитель  муниципального этапа краевого конкурса «Моя семья».
  • Кондрик Анна – призер муниципального этапа краевого конкурса «Пасха в кубанской семье», победитель  муниципального этапа краевого конкурса

«Кубанский сувенир».

     Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения  культурных традиций и мастерства предыдущих поколений.  Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

 Православие – религия, с которой судьба казачества связана вот уже второе тысячелетие. "Православный" и "казак" всегда были тождественными понятиями. Молились в минуты опасности и радости. Верность православию органически сочеталась в казачестве с преданностью Родине. Христианская вера была основой жизненного уклада и традиций казачьей общины. Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни.

           Кубанская земля всегда была непростым регионом: здесь проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Но они умели жить в мире. Развитие национального самосознания, религиозности людей, их верности своим нравственным законам и принципам одновременно формируют духовно сильную личность, которую будут все уважать.

          Казаки всегда уделяли большое внимание подрастающему поколению, стремились к тому, чтобы передать детям свою любовь к отчему краю, уважительное отношение к старикам, верность православной вере и своей казачьей присяге. Работая классным руководителем в классе казачьей направленности и учителем ОПК, приходишь к выводу, что в нашем  крае необходимо  всеми силами способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных национальностей и конфессий, почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение Отечеству, веру, добро и справедливость.

         СЛАЙД

            Наши ученики очень любят экскурсии, и по возможности мы их организуем. Все поездки, конечно, связаны с историей нашего края, они должны обогатить детей знаниями, способствовать духовному росту, формировать патриотические  чувства. Понятно, что просмотр зарубежного мультфильма в кинотеатре не решит этих задач. На территории Ейского района  есть поселок Морской. Это не просто поселок, а маленький уголок Кубани, в котором работают  настоящие патриоты, любящие свое дело, свой край.   Экскурсии в п. Морской доставляют детям огромное удовольствие. Ведь они не только знакомятся с бытом казачьей семьи, имеют возможность прикоснуться к предметам старины, но и катаются на лошадях, учатся правильно держаться в седле, узнают о том, как казак должен ухаживать за своей лошадью, а заканчивается прогулка всегда горячим чаем и сладким кубанским угощением. Чай из настоящего старинного самовара да еще на свежем воздухе, что может быть лучше!   Экскурсовод встречает детей в национальном кубанском костюме, задавая тем самым определенное настроение, которое  не покидает нас в течение дня. Дети делятся своими впечатлениями дома с родителями и потом уже своей семьей отправляются «погостить»  в п. Морской, приобщиться к настоящему кубанскому быту.

          СЛАЙД

 Также интересны экскурсии в музей ст. Ясенской Ейского района.

          Кроме того, сотрудники музея проводят различные праздники: День защитника Отечества, Масленицу и другие.

          СЛАЙД Экскурсия в село Екатериновка на  святой источник  также оставляет  в душе каждого ребенка свой след. Родители всегда ждут своих детей с нетерпением.  Ведь ребята везут домой воду из святого источника. Всё это не может не способствовать формированию патриотического, духовного  сознания учащихся. 

СЛАЙДЫ

        Незабываемы встречи с ветеранами Вов ПешковымА.Ф., Синянским И.И. ветеранами труда Байковым В.С. – знаменитым геологом России, поэтом, Половинко Л.Ф. – автором книги об истории казачества.

         Но без основ нравственности патриотизм существовать не может: это и доброжелательное отношение к пожилым людям, к лицам других национальностей, ответственное отношение к окружающему миру, знание правил поведения и общения, а также знание своей истории, традиций, особенностей культуры Кубани.

         На уроках кубановедения мы с ребятами занимаемся проектной деятельностью. Но работа над проектом проходит нетрадиционно.

СЛАЙД (Проект «Сторона родная…»)

         Но просто словами ребенку не привить любовь к родине, уважение к культуре и обычаям народа. Чтобы дать детям  возможность соприкоснуться с историей, бытом и культурой наших предков, научить все это любить и уважать, беречь и трепетно относиться к родному краю, его обрядам и обычаям, природному наследию нужен личный пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность: духовно-нравственное воспитание. Курс "Духовное краеведение Подмосковья"

Полное планирование (по ФГОС) курса внеурочки по программе Л.А.Шевченко для первого класса (пойдёт и на второй), адаптированная на 34 учебных часа с полным развёрнутым планом и использованными материа...

Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" (8 класс)

Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" (8 класс) составлена на основе авторской программы Л.Л.Шевченко...

Рабочая программа кружка « Духовное краеведение Подмосковья» . 2012-2013

Рабочая программа кружка « Духовное краеведение Подмосковья» . 2012-2013...

Внеурочная деятельность "Духовное краеведение Подмосковья" "Житие Сергия Радонежского"

Занятие по внеурочной деятельности "Житие Сергия Радонежского"...

Внеурочная деятельность "Духовное краеведение Подмосковья" "Житие Сергия Радонежского"

Занятие по внеурочной деятельности "Житие Сергия Радонежского"...

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности «Духовное краеведение для малышей» для учащихся 4 класса

Календарно – тематическое планированиек рабочей программепо внеурочной деятельности«Духовное краеведение для малышей»для учащихся  4 класса...

Конспект занятия внеурочной деятельности «Духовное краеведение».

ККонспект занятия.Предмет: внеурочная деятельность  «Духовное краеведение».Тема занятия:  «Моя малая Родина - Курск»....