Наш Железнодорожный район г.Ростов-на-Дону
план-конспект занятия (1 класс)

Свиташева Анна Сергеевна

Внеурочное занятие. Методическая разработка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_zheleznodorozhnyy_rayon.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

    МБОУ «Школа №83», г. Ростова-на-Дону

     Учитель начальных классов:  Свиташева Анна Сергеевна

Пояснительная записка. 

     Обучающие разделены на 3 команды.

   Внеурочное занятие проводится как заочное путешествие и является частью занятий  внеурочного курса «Познавая малую Родину».

    Цель мероприятия:  повышение уровня знаний обучающихся об истории железнодорожного вокзала Ростов-Главный, Железнодорожного района и железнодорожной техники.   

Задачи мероприятия:

  • ознакомить учащихся с историей возникновения, исторической необходимостью и историческими особенностями Железнодорожного вокзала г. Ростова-на-Дону;
  • познакомить учащихся с значимыми историческими событиями, связанными с развитием железнодорожного сообщения города.
  • расширить и углубить знания учащихся о разнообразии железнодорожной техники.
  • познакомить учащихся с географическими особенностями родного района.

Ожидаемые результаты учащихся (внеурочного занятия):

Личностные:

  • воспитывать уважение к истории родного края;
  • сформировать активную жизненную позицию;
  • продолжить воспитание чувства патриотизма;
  • воспитывать чувство бережного отношения к историческому наследию родного района.

Метапредметные:

  • развивать интерес к изучению истории родного края;
  • развить логическое мышление и речь учащихся;
  • продолжить формировать умение слушать.

Предметные:

  • совершенствовать навыки устной речи, выразительного чтения и навыки работы с историческими документами;
  • расширить и углубить знания учащихся о разнообразии железнодорожной техники.
  • формировать целостное представление об истории родного города, района.

Средства проведения мероприятия: презентация, наглядный материал, раздаточный материал, карточки для рефлексии.

Целевая группа 1 класс.

Используемые технологии: моделирования, игровые, коммуникативные, коллективное творческое дело.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, наглядные, самостоятельные, групповые, поисковые.

Внеурочное занятие «Наш Железнодорожный район»

Ход мероприятия.

     Организационный момент.

       С. Дорогие ребята, рада видеть Вас на внеурочном занятии и сегодня мы совершим путешествие по наше малой Родине.

   О Ростовской области.

Что такое Родине? 

     Родина – это место, где мы родились и живем.

Живем мы в самой большой и прекрасной стране, которая называется… ? 

      Россия. А в России есть город с необычным названием Ростов-на-Дону.

Почему же наш город так называют? С.

    Медленно и величаво протекает река Дон, разделяя город.  Уже много веков люди пользуются дарами прославленной реки, об этом поют в своих песнях:

                Ой, ты, батюшка, славный тихий Дон,

                Ты кормилец наш, Дон Иванович.

       Донской край имеет свою неповторимую, разнообразную красоту, свою судьбу и историю. Ростовской область это многочисленные города и села. Центральным городом является Ростов-на-Дону.

        Какие 3 главных символа страны знаете?

  С.     Каждая страна, область, край имеет свои символы – флаг, герб и гимн. Донской флаг состоит из трёх горизонтальных полос: синего, желтого и красного цветов, а вертикально белая полоса. Цвета символизируют исторические населения области.        

      Что обозначает каждый цвет флага Ростовской области? 

        Синий – казаки, желтые – калмыки, красный – русские, белый – единство всех народов.

      Что же представляет собой герб Ростовской области?

       Донской герб представляет собой щит, на голубом поле с волнистым поясов, олицетворяющий реку Дон. Красная крепостная стена  с тремя башнями. Держит щит черный двуглавый орел с золотыми клювами и красными языками.

       И торжественной песней является гимн. (Дети встают и слушают отрывок гимна Ростовской области) С.

                         Послушаем гимн Ростовской области. 

    Своё путешествие мы продолжаем на пассажирском поезде. Готовы? Да. Творческая работа. Загадки:  

Две стальные чудо-нити
Протянул путестроитель.
Нити свяжут города,
Мчат по нитям поезда.
 (Рельсы.)

   (Слайд  ) Железнодорожный путь  сложное инженерное сооружение образующее дорогу с направляющей рельсовой колеёй.

   Он на вокзалах есть всегда,

   К нему подходят поезда.

  Двойное Р содержит он

   И называется… (Перрон)

    (Слайд ) Перрон - укрепленная платформа, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов.

Земля дрожит, силач бежит. 
Тянет он за собой 
Хвост огромный стальной.
(Электровоз)

(Слайд)  Электровоз - локомотив, приводимый в движение электричеством.

Он грохочет и гудит,

Вдаль по рельсам быстро мчит.

Много у него колес.

Кто же это? (Тепловоз)

(Слайд) Тепловоз - автономный локомотив, в котором в качестве главной энергетической установки используется двигатель внутреннего сгорания (обычно дизель).

Нужно здесь купить билет –
И объедешь целый свет.
Коль багаж на целый пуд,
Ждет носильщик, тут как тут.
И повсюду – слева, справа
Пассажирские составы.
( Вокзал)   

(Слайд) Вокзал - комплекс зданий и сооружений, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей сообщения, предназначенный для обслуживания пассажиров и досмотра их багажа.

  С.  Ростовский железнодорожный вокзал имеет богатую историю. Росто́в-Гла́вный — узловая железнодорожная станция Ростовского региона , находящаяся в городе Ростове-на-Дону. Станция включает в себя два вокзала — Главный и Пригородный, открытый в 1962 году. Датой основания ростовского вокзала можно считать январь 1876 года, когда он принял первый поезд.     Ростовский вокзал того времени был огромным трёхэтажным зданием, построенным с учётом перспектив развития города и транспортного узла. Имя архитектора вокзала неизвестно. 

     Ребята, кто из вас был на нашем железнодорожном вокзале? Может кто-то путешествовал на поезде или электричке?      

    Творческая работа. Собрать пазл (Паровозы 3 команды)

1 команда рассматривает Паровоз серии С.

   (Слайд) Пассажирский паровоз, разработанный в начале 20 века. Особенности данного паровоза: применена простая паровая машина с одноразовым использованием пара, основной пассажирский паровоз с 1930-х по 1960-е года, отличался лучшей обеспеченностью паром и малым расходом топлива.

   2 команда рассматривает паровоз «Проворный».

    (Слайд) «Проворный» — паровоз, открывший движение по Царскосельской железной дороге, первой в России железной дороге общего пользования.    В начале 19 века было поставлено 2 паровоза, им были присвоены имена — Проворный и Стрела.

     3 команда рассматривает Паровоз серии Э

(Слайд ) Паровоз Э (по прозвищу Эхо)

  Один из первых российских и советских грузовых паровозов. Модель разработана в начале 20 века. Имея скорость до 65 км/ч и мощность около 1400 лошадиных сил, «эховский» показал себя удивительно надежной машиной. Машинисты совершали на таких паровозах подвиги, подвозя продовольствие в блокадный Ленинград, маневрируя под вражескими бомбардировщиками под Сталинградом и Курском, проходя сквозь обстрелы, перевозя миллионы вагонов с солдатами и офицерами, боевой техникой и военными грузами. 

Физминутка.

Поезд мчится и свистит

Руки согнуты в локтях, синхронные вращающие движения

И колёсами стучит

Топают на месте, руки согнуты в локтях, вращающие движения руками

Я стучу, стучу, стучу

Шаг в сторону, притоп 3 раза

Всех до места докачу

Бег на месте

Чу-чу, чу-чу, чу-чу.

Круговые движения руками.

     Наш район.

      Как думаете ребята, о чём пойдет разговор на нашем занятии? Что же связанно в названием Железнодорожного вокзала, железнодорожной техникой?  Подумайте.

    Откройте оранжевые конверты. Картины каких мест вы видите, они вам знакомы, что сможете рассказать?    

Как называется район, в котором вы живете? 

С.   В 2023 году Ростовской области со дня ее основания исполняется 86 лет и нашему Железнодорожному району тоже 86 лет.  Железнодорожный район – один из старейших районов города, он является основным железнодорожным узлом Ростова.

       Район возник на правом берегу Дона, ниже устья его притока - реки Темерник, была основана казачья станица Гниловская. Позже, были открыты железная дорога, железнодорожные мастерские, рабочий люд начал самовольно застраивать косогор за рекой Темерник. Так уже на городских землях возникло Затемерницкое поселение (ныне Ленгородок). Впоследствии станица и поселение разрослись и стали основой образованного района.

   На территории Железнодорожного района много замечательных мест для отдыха и прогулок.

        На территории района есть музей истории Северо-Кавказской железной дороги — посвящённый истории железных дорог Северного Кавказа, подвижного состава и всем, что связано с этой темой.

      В годы Великой Отечественной войны на территории Кумженской рощи шли кровопролитные бои. В память о воинах, погибших в тех боях, был сооружён мемориальный комплекс «Кумженский». Кумженская роща известна жителям Ростова как ближайшая парковая зона на берегу реки Дон и как место поклонения павшим воинам в боях Великой Отечественной войны – Кумженский мемориал.

    Один из парков Ростова-на-Дону носит имя ростовского революционера Анатолия Собино. Парк Собино является одним из популярных и излюбленных мест отдыха жителей Железнодорожного района.

     Скульптура «Рука жизни» напоминает горожанам об охране природы и о том, что состояние экологии - в наших руках. Памятник называется «Рука жизни», а дерево, высаженное «на ладони», символизирует начало новой жизни и охрану окружающей среды.

    Какие у Вас есть любимые места в районе?

     (Ребята 3 человека подготовили сообщения о любимых местах в районе)   

Парк Собино

Я расскажу парке имени Анатолия Собино - революционера, парк расположен недалеко от школы. В этом парке я очень люблю гулять вместе с семьей. а с младшими сёстрами мы гуляем на современной детской площадке.  В парке большое количество скамеек для отдыха, в парке много деревьев и кустарников.

   В настоящее время Ботанический сад занимает площадь 160 гектар и расположен главный корпус в Железнодорожном районе.

   Традиционными направлениями в работе Ботанического сада ЮФУ являются научно-исследовательская, образовательная, природоохранная деятельность. Основная тематика Ботанического сада – разработка теоретических основ изучения, сохранения и использование биологического разнообразия растений степной зоны. Объектами научных исследований являются коллекции растений из разных мест мира, а также природная флора и растительность Ростовской области.

   Всей семьей мы любим посещать Ботанический сад и гулять по территории, наблюдая за природой.

   Ростовская телебашня —телевизионная и радиовещательная башня, расположенная в Железнодорожном районе Ростова-на-Дону.

 Телебашня является самым высоким сооружением в Ростове-на-Дону. Её высота составляет 195 метров. Построенная 60 лет назад. Сейчас башня сияет красочными огнями под разную тематику. Когда на улице темнеет из окон моего дома видна яркая красавица.

Работа с пословицами и поговорками.

1 команда

    Береги землю родимую, как мать любимую. (Эта пословица призывает нас беречь и заботиться о нашей родной земле так же, как мы заботимся о наших близких людях. Мы должны быть ответственными хранителями природы и окружающей среды, чтобы сохранить ее красоту и ресурсы для будущих поколений).

2 команда

    Жизнь дана на добрые дела. (Наша жизнь имеет смысл и ценность, когда мы делаем добрые дела и помогаем другим. Пословица призывает к состраданию, бескорыстию и активному вкладу в благополучие окружающих нас людей).

3 команда

  Человек без Родины, что соловей без песни. (Смысл этой пословицы в том, что человеку нужна Родина, он в ней нуждается. Ведь соловей прожить без песни не может. Так и человек не может без Родины).   

     Подведение итогов.

    ВИДЕО

Что можете сказать о нашем районе? Наш Железнодорожный район он какой? (Красивый, любимый, лучший, родной, развивающийся, интересный)

    Каким вы видите его в будущем?

     Ребята, а что мы можем сделать для нашего любимого железнодорожного района?

   С богатой историей и замечательны настоящим - мы познакомились с нашим Железнодорожным районом. Какие моменты урока вам запомнились, что было интересным? (Если останется время)

     Рефлексия.

   Откройте конверты достаньте. Разложите 3 паровоза (красный, желтый и зеленый) Подумайте. Как вы оцениваете свою работу на занятии.

Зеленый – все было понятно и интересно,

желтый – были сложности в понятии материала,

красный – ничего не понятно и всё сложно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой город - Ростов - на - Дону

Слайды о самых красивых достопримечательностях и памятных мест города Ростова - на - Дону....

Презентация "Путешествие по городам России. Ростов-на-Дону"

Презентация знакомит детей с одним из красивейших городов России....

Культура речи.( по материалам "Русский язык и культура речи для технических ВУЗов" Данцев А.А. Нефёдова Н.В. издательство "Феникс" Ростов на Дону 2002 г. (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")

Слово, речь — показатель общей культуры чело­века, его интеллекта, его речевой культуры. Вот по­чему овладение культурой речи, ее совершенствова­ние особенно активно начинается и про...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ростов-на-Дону - мой город"

Программа занятия «Ростов-на-Дону – мой город» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Цели:- способствовать воспитанию патриот...

Ростов на Дону

Проект в рамках образовательного пространства по окружающему миру "Города России"...