План-конспект урока по бурятскому языку как государственному
план-конспект урока (4 класс)

Доржиева Туяна Гомбо-Доржиевна

План-конспект урока по бурятскому языку как государственному "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_moya_semya.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: бурятский язык как государственный

Класс: 4

Тема урока: Моя семья. Родительный падеж имен существительных

Тип урока: Урок усвоения новых знаний      

Цель урока: Развитие УУД работы с текстом

Задачи урока:

образовательные:

  • развивать фонетические и лексические навыки;
  • закрепить лексические единицы и речевые конструкции по указанной теме;
  • формировать умение полно и четко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

развивающие:

  • развитие УУД обобщения смыслового содержания текста;
  • развивать умения строить самостоятельные устные высказывания на основе усвоенного ранее учебного материала;
  • развивать коммуникативные способности через монолог;
  • развивать рефлексию и самооценку;

воспитательные:

  • воспитывать толерантное отношения к проявлению иной культуры;
  • воспитывать чувство уважения к собеседнику;  воспитывать индивидуальную культуру общения.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

- Сайн байна, һурагшад! Мүнөөдэр хэшээлдэмнай холын айлшад ерэбэ. Мэндэшэлэе.

 

Посмотрели друг на друга, улыбнулись, подарили улыбки друг другу. Как много улыбок  засветилось. Пожелаю, чтобы все ваши улыбки сопровождали нас сегодня.

 2. Фонетическая зарядка

Проведем речевую разминку.

Ай – сай

Ой – ойро

Эй – дэлхэй

Уй – уйтан

Yй - үйлсэ

Модоной үндэһэн – газар доогуур,

Хүнэй үндэһэн – газар дээгүүр.

Дети повторяют звуки, проговаривают слова. Читают все пословицу.

Работа над содержанием пословицы.

Юун тухай хэлэгдэнэб? Корни дерева – под землей, корни человека – на земле. (ответы учащихся).

 Һара үдэрөө бэшээд, оньhон үгэ буулгажа дэбтэртээ бэшэгты.

Постановка темы урока

Дерево держится корнями, а человек – семьей. Все мы – листья одного огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Свое начало каждый берет в родительском доме. И сегодня мы будем говорить о нас с вами.

3. Актуализация и повторение опорных знаний
Игра «Бээлэй нюулга».

Учитель передает рукавицы учащимся, называя членов семьи на русском языке и просит назвать их на бурятском. Кто неправильно говорит, выбывает из игры.  Давайте проверим, каких членов семьи вы знаете?

Папа, мама, старший брат, младшая сестра, бабушка по маме и т.д.

Юля, эжыншни жаа басаган. Шамда хэн бэ?

Алина, абыншни жаа хүбүүн.  Шинии …

Эжыншни ехэ хүбүүн.   Шинии …
4. Первичное усвоение новых знаний
Учитель показывает на слайде фотографии членов семьи учащихся,  говорит:

Энэ басаган. Тэрэ Настиин  эгэшэ.

Энэ басаган Бэлигма гэжэ нэрэтэй. Бэлигма Арюнын дүү  басаган.

Энэ  хүбүүн. Энэ Алинын дүү  хүбүүн.

Энэ ном. Энэ Димын  ном.

Энэ пенал. Энэ Юлиин пенал.

Учащиеся сами догадываются о переводе.

- Когда мы говорим о чем-то (о ком-то), что принадлежит кому-то,  мы говорим ...(учащиеся сами вспоминают, как говорим, и сами пытаются сформулировать правило.)

Учитель объясняет образование окончаний родительного падежа. (Учащиеся сами приводят примеры.)

Основа на:

Окончания

Краткие гласные  а, о, э

-ын

Согласные

-ай (-ой, -эй )

На и;  я, е, ё.

-иин

- Чтение правила в учебнике, стр. 37.

5. Физминутка

Учитель включает музыку ёхор, показывает движения, учащиеся повторяют за учителем.

Сделаем большой круг. Ёхор объединяет людей как одну большую дружную семью.

6. Первичное закрепление (первичная проверка понимания)

- Напишите, кто это люди, используя существительные в скобках в родительном падеже.

Энэ (Баяр) эжы. Тэрэ (Эрдэм) дүү басаган. Энэ (Содном) хүбүүн. Энэ (Саян) аха. Энэ (Сэлмэг) басаган. Энэ (Бата) аба.

Стихотворение Николая Дамдинова «Родословная»

В старину когда-то так бывало у бурят:

Если вдруг о предках они заговорят,

До двадцатого колена на пальцах сочтут,

Всех дедов, прадедов, прапрадедов учтут!

Начинают старики по порядку, не спеша.

Для почину подзовут любого малыша.

- А ну-ка, сынок, без запинки нам поведай,

Кто твой отец, кто дед, кто отец деда?

Хоть смущён тот, но крепко в памяти жива,

Как таблица умножения, как дважды два,

Вся родная родословная за сотни лет,

Как учил его отец, как отца учил дед…

Проекты «Моя семья». Учащиеся выступают со своими проектами.

- Ответьте на вопрос. Напишите, чей вы сын, дочь.

- Ши хэнэй хүбүүмши?

- Ши хэнэй басагамши?


7. Подведение итогов, задание на дом

Мы с вами рассмотрели, изучили ваши родословные. Не выбрасывайте их, храните их, пополняйте  родословное древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы  из поколения в поколения.

Учитель делит на 3 группы учащихся, объясняет им домашнее задание.

По группам – распределить роли, придумать фамилию, т.е. представить семью. На следующем уроке поиграем в игру «В гостях».

1 группа: Дима, Арюна, Алина Т, Вера.

2 группа: Никита, Юля, Настя У., Саша

3 группа: Артем, Алина Л.,Катя, Настя М., Регина.

Оценивание.

8. Рефлексия

Технологическая карта

№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные с указанием содержания ориентировочной основы действия (ООД)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный этап урока

Оргмомент урока

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

- Сайн байна, hурагшад! Мүнөөдэр хэшээлдэмнай холын айлшад ерэбэ. Мэндэшэлэе.

Посмотрели друг на друга, улыбнулись, подарили улыбки друг другу. Как много улыбок засветилось. Пожелаю, чтобы ваши все улыбки сопровождали нас сегодня.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

- Сайн байна, багшанар!

УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

В основе ООД – привычный образ действий на рабочем месте.

оммуникативный вид используемого УУД)

Речевая и фонетическая зарядка

Метод постепенного и непрерывного овладения фонетическими навыками

Настраивает артикуляцию учащихся на бурятскую речь.

Дает образец бурятских звуков, используемых в пословице. 

Читает с доски скороговорку, обращая внимание на сложные слова.

Модоной үндэhэн газар доогуур,

Хүнэй үндэhэн газар дээгүүр,

Повторяют звуки и слова, стараясь копировать артикуляцию учителя сначала хором, затем по одному.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль правильности произношения.

Личностные: формировать этические чувства -доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Познавательные: Извлекать необходимую информацию из прослушанного.

2.

Этап целеполагания

Метод создания проблемной ситуации

Обращается с вопросами о содержании пословицы и о связи его с общей темой раздела «Моя семья»

Юун тухай хэлэгдэнэб?

Корни дерева – под землей,

Корни человека на земле.

Дерево держится корнями, а человек – семьей.

Отвечают на вопросы учителя

Делают выводы о связи пословицы с темой раздела «Моя семья»

Познавательные: Принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи.

Регулятивные: Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Личностные: Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная)

Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы

Целеполагание

Метод самоопределения в целях на основе выявленного противоречия в понимании установленных фактов.

Объявляет тему урока, что предстоит изучить и для чего.

Все мы – листья одного огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Свое начало каждый берет в родительском доме. И сегодня мы будем говорить о нас с вами.

Предлагает учащимся самим самостоятельно  сформулировать цель урока

Формулируют цель урока, что, как и для чего им предстоит научиться

Фиксируют тему урока в тетрадях

3.

Актуализация и повторение  опорных знаний

Игра «Бээлэй нюулга»

Проверяет уровень усвоения ранее изученного материала.

Передает рукавицы учащимся, называя членов семьи на русском  и просит назвать их, тренируя ранее изученную лексику по теме и речевые образцы.

Папа, мама, старший брат, младшая сестра и т.д.

Абыншни жаа басаган?

Эжыншни ехэ хүбүүн?

Отвечают на вопросы, используя изученную лексику по теме «Семья»

Аба, эжы, и.т.д.

Моя младшая сестра.

Мой старший брат.


Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных знаний в игровой форме

Коммуникативные: Формировать умение слушать и давать ответ на поставленный вопрос

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия

Личностные: Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности.

4.

Динамическая пауза

Групповой метод достижения цели смены учебной деятельности и релаксации

Смена учебной деятельности на уроке

Включает музыку – ёхор, показывает движения.

Ёхор объединяет людей, как одну большую дружную семью.

Встают и повторяют движения за учителем

Познавательные: Осознанно и произвольно использовать ЛЕ в речи.

Коммуникативные: Понимать и произвольно произносит ЛЕ.

Регулятивные: Выполнять действия в материализованной и громко-речевой формах

5.

Первичное усвоение новых знаний

Проблемный  метод

Показывает на слайде фотографии членов семьи учащихся.

Энэ басаган. Настиин эгэшэ.

Энэ хүбүүн. Алинын дүү  хүбүүн.

Предлагает учащимся самим сформулировать правило.

Предлагает  в учебнике прочитать правило.

Работа по таблице «Образование окончаний родительного падежа».

Приобретают навыки употребления нового лексического материала.

Догадываются сами о переводе.


Отвечают на вопросы учителя, используя изученную лексику.

Читают правило в учебнике.

Выполняют задание, аргументируя выбор слов переводом предложений на русский язык

Познавательные: Осуществлять актуализацию нового лексического материала, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель.

Коммуникативные: Слушать учителя и друг друга для воспроизведения и восприятия необходимых сведений.

Личностные: формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях

6.

Первичная проверка понимания.

Логические методы организации познания и обучения

Дает задание и объясняет его выполнение.

Напишите, кто это люди. Откройте скобки.

Энэ (Баир) эжы. Тэрэ (Эрдэм) эгэшэ. Энэ (Содном) аба.

Предлагает учащимся представить свои проекты «Моя семья».

Тренируют изученную лексику, выполняют задание.

Выступают со своими проектами.

Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: Использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания.

Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.

Личностные: Формировать этические чувства, любовь к семье.

7.

Итоговый этап.

Инструктаж о домашнем задании

Объясняет, что они должны сделать в процессе домашнего задания

На группы – представить семью, распределить роли, придумать имя, фамилию. На следующем уроке поиграем в игру «В гостях».

Записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.

Познавательные: Осуществлять анализ информации.

Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные: Использовать речь для регуляции своего действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План-конспект открытого урока по английскому языку во 2 классе по теме "Еда"

Данный открытый урок во втором классе занял второе место в районном конкурсе педагогов....

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

План-конспект открытого урока по английскому языку в 3 классе на тему "Days of the week"

Этот материал можно использовать при знакомстве учеников 3 класса с днями неделями в английскоя языке....