Рабочая программа факультативного курса «Смысловое чтение» для 1-4 класса
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)
- Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению». 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2016 .Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 222 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативного курса
«Смысловое чтение» для 1-4 класса
Срок реализации программы: 4 года
- Рабочая программа составлена на основе
программы: авторской программы М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению». 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2016.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
Класс | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Количество учебных недель | 33 | 34 | 34 | 34 |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 |
Количество часов в год | 33 | 34 | 34 | 34 |
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
- Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
• осознавать значимость чтения для личного развития;
• формировать потребность в систематическом чтении;
• использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
• уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
• уметь самостоятельно работать с новым произведением;
• уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
• уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
• прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
• отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
• ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
• составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
• пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
• участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
• высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
• участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
• соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
• находить книгу в открытом библиотечном фонде;
• выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
• сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
• формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
• книге и героях;
• характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
• заданную тему;
• сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
• слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
• пользоваться аппаратом книги;
• овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
• систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4) Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Содержание программы внеурочной деятельности
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини- сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.
IV. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Сказка о медвежатах и детенышах панды. Пролететь сквозь облако. | 1 |
2 | Санта –Клаусы в шортах. Бразильский воск. Надежная защита. | 1 |
3 | Одежда для яблок. «Приятный» запах помойки. Сказка о русалочке. | 1 |
4 | Рисовые картины. Договор кота и мышей. | 1 |
5 | Почему в мире много Кузнецовых? Сказка о львенке и мяче. | 1 |
6 | Как напугать с помощью воздуха. Доктор медведь. | 1 |
7 | Танцы на пруду. Зачем электричке две головы? | 1 |
8 | Река в океане. | 1 |
9 | Лианы. | 1 |
10 | Зачем театру сцена. Теневые портреты. | 1 |
11 | Деньги и гроши. | 1 |
12 | Бумажные осы. | 1 |
13 | Воздушные корабли. | 1 |
14 | Водные дороги. Договор мышки с кротами. | 1 |
15 | Антикрыло. «Строительство» паутины. | 1 |
16 | Зачем кобре очки? Хитрая фасоль. | 1 |
17 | Сказка о машинке. Деревянная летопись. | 1 |
18 | Как жить в живом капкане. Птица-секретарь. | 1 |
19 | Пустыня днём и ночью. Сказка о ёлке. | 1 |
20 | Улыбайтесь! Любимые памятники. | 1 |
21 | Незаметный автомобильчик. | 1 |
22 | Дом для белки. Перекати-поле. | 1 |
23 | «Планета вода» | 1 |
24 | Зачем лопуху колючки? Дым от костра вместо телефона. Самолетик. | 1 |
25 | Зачем доят змей? Страус-почтальон. | 1 |
26 | Дождевые леса. Цена грибов. | 1 |
27 | Удава в кинотеатре. Ноги роботов. | 1 |
28 | Ожоги медуз. Цветы дневные и ночные. | 1 |
29 | Маленький автобус. Галька. Первые автомобили. | 1 |
30 | Какая польза от битого стекла. | 1 |
31 | Белая диковинка. Продавцы на роликах. Огоньки в лесу. | 1 |
32 | Сказка о дракончике. Плот бобра. Сказка о хомяке и черепахе. | 1 |
33 | Щедрый горшочек. Сказка о мышиных ковриках | 1 |
2 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Незаметные жирафы. Мороженщик. | 1 |
2 | Упитанные пингвины. Снег в Африке. Гномик книгочей. Царская дорога. | 1 |
3 | Зайчонок и улитка. Жук-бомбардир. | 1 |
4 | Зрение лягушки. «Гол как сокол» Одноколёсный велосипед. «За пояс заткнуть». | 1 |
5 | Мудрость гномика Книгочея. | 1 |
6 | Что получается, когда обмениваются идеями. «Долгий ящик». «Горе луковое». | 1 |
7 | Тиддалик выпил всю воду. Муравьи-врачи. Как возили товар по морю. «Держать нос по ветру». | 1 |
8 | Дома на курьих ножках. Краски. Птица лирохвост. | 1 |
9 | Бражник. Ожившие цветы. Почему мы любим зелёный цвет? День конфет. | 1 |
10 | Необычная охота. Превращение моркови. | 1 |
11 | Глаз бури. «Кто кашу заварил, тому её и расхлёбывать.» Крашенные тюльпаны. «Вода камень точит». | 1 |
12 | Гномик Хранитель Воды. | 1 |
13 | Горный серпантин. «Несолоно хлебавши». | 1 |
14 | Вулканы-холодильники Земли. Четвероногий внедорожник. Верхом на китовой акуле. Гномик Путешественник. | 1 |
15 | Когда приобретают друзей. Летающие костюмы. | 1 |
16 | С удочкой на лягушку. Сундук. | 1 |
17 | Леденцы. «Кто утром не бегает – начинает ржаветь!» | 1 |
18 | Два художника. «Зарубить на носу». | 1 |
19 | Девочка и попугай. Слониха-художница. Какого цвета «чёрные ящики?». Поездка в город. | 1 |
20 | Сказка про робота –уборщика. Сказка о механической и живой лягушках. | 1 |
21 | Хлебосольный гномик. | 1 |
22 | Фотоохота. | 1 |
23 | Гномик Огородник. Зачем лошадям подковы. Редкое судебное дело. «Волка ноги кормят» | 1 |
24 | Гномик Франт. Горный лён. | 1 |
25 | Многорукий гномик. | 1 |
26 | Прудовые арбузы. Компанейский гномик. Монеты китайские и японские. | 1 |
27 | Три новогодних праздника. | |
28 | Горные лыжи среди пустыни. | 1 |
29 | Дорога. | 1 |
30 | Золотая деревенька. Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии. «Тянуть канитель» | 1 |
31 | В путь. Локоть блинов и мешок пельменей. | 1 |
32 | Гномик Сказочник. «Весной дни долгие, да нитка коротка» | 1 |
33 | Гномик Ворчун. Встречный огонь. | 1 |
34 | Подведение итогов | 1 |
3 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Резные лошади. Снегоступы. | 1 |
2 | Надувные дома. Эзоп. Петухи и куропатка. | 1 |
3 | О том, как змея стала ядовитой. Самый красивый парусный корабль. | 1 |
4 | Искусственный риф. Плавающие камни и тонущее дерево. | 1 |
5 | Две яблони. Медведи Ярославля и верблюды Челябинска. | 1 |
6 | Розовые кролики. Плавучий город. | 1 |
7 | Самоцветы. Язык жестов. | 1 |
8 | Можно ли стрелять без стрелы? Путники. Боевой танец. | 1 |
9 | Сказка о глупой акуле. Жабры акул. Рыбаки. | 1 |
10 | Как пугало было вороньим царем. | 1 |
11 | Символ Франции. Лягушки просящие царя. | 1 |
12 | Обезьяна и слон. Притчи. | 1 |
13 | Очень красивые лодки. Фламинго. Засохшее дерево. | 1 |
14 | Откуда пошли пельмени. Хочешь быть вежливым- сними шляпу. Итальянские пиццерии. | 1 |
15 | Куда деваются старые детали «Лего»? Замечательные часы. Куда текут реки? | 1 |
16 | Всякое ли молчание – золото? «Молодо- зелено» | 1 |
17 | «Читать» людей. Полежать на воздухе. | 1 |
18 | Тысяча глиняных горшков. Бабочки и огонь. | 1 |
19 | «Тошу обижать не дам!» Леонардо Да Винчи. | 1 |
20 | Как я кормила синичек и белочек. Украденное яйцо. | 1 |
21 | Необычная ёлка. Дельфины и пескарь. | 1 |
22 | Сказка о пирожке. Доблестные воины. Одинокий мухомор. | 1 |
23 | «Мы триста лет этим занимаемся!». Цвет пиццы. Мухи. | 1 |
24 | Колизей. Ностальгия. | 1 |
25 | Памятник дереву. Необычные пауки. «У страха глаза велики». | 1 |
26 | Магниты в древности. Всё в твоих руках. | 1 |
27 | Бабушка огородника. Чиж. | 1 |
28 | Санта-Клаусы в разных странах. Имена дельфинов. | 1 |
29 | Пришельцы. Диоген. Новый год в Греции. Легкий и прочный. «Первая нога». У каждого мастера есть свои секреты | 1 |
30 | Новый год в Японии. Неуклюжий паучок. Гусеница , которая хотела летать. | 1 |
31 | Первый микроскоп. Подходящий камень. Сказка про кошку и собаку. Первый блин комом. | 1 |
32 | «Мой дом-моя крепость». История шоколада. Лиса и виноград. | 1 |
33 | Кошки, которые любили груши. Бывают и такие ошибки. | 1 |
34 | Подведение итогов | 1 |
4 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Резиновый мяч. Маленькие конфетки. | 1 |
2 | Свитера. Игрушки из Японии. Очертя голову. | 1 |
3 | В большом деле не без убытка. Глаза умнее мозгов. | 1 |
4 | «Знамените меня Васей –он умнее!» Заколдованный круг. | 1 |
5 | Самоочищающиеся окна. Хомяк и птицы. Сель. Оптические иллюзии. | 1 |
6 | Гонки на верблюдах. Слоны. | 1 |
7 | Ушная раковина китайского императора. Блин- символ солнца, вареник-символ луны. | 1 |
8 | Антиквариат. Ледяные пушки. Плавать в воздухе. | 1 |
9 | Запах газа. Красная строка. Пуантилизм и пиксель. Большой автомобиль. | 1 |
10 | Ключ и замок. Обезьянки на канате. | 1 |
11 | Железная ложка. Яд и лекарство. | 1 |
12 | Трескучие морозы. В невесомости. | 1 |
13 | Чей дом красивее? Подземные воды. | 1 |
14 | Неожиданный результат. Обработка камня в жарких странах. Музыкальный слух кошки. | 1 |
15 | Обработка камня огнём. Самолет без летчика. Королевский голубой. | 1 |
16 | Рыцари. Я люблю весну. | 1 |
17 | Красивый пустоцвет. Из пушки на Луну. | 1 |
18 | Тамплиеры. Красный цвет –символ богатства. | 1 |
19 | Космос по канату. «Непостоянен, как ветер» | 1 |
20 | Терминатор. Пастеризованное молоко. | 1 |
21 | По воде или по воздуху? Поезд или автомобиль? | 1 |
22 | «Вывести на чистую воду» Пирамида Хеопса. | 1 |
23 | Скидки и акции. Два способа сделать мультфильм. | 1 |
24 | Удачное плавание. Индюк не из Индии. | 1 |
25 | Мост к богатству. Паучок, который не знал, что такое осень. | 1 |
26 | Зима-хлопотунья. | 1 |
27 | Сказка о кролике и сахарных кленах. | 1 |
28 | Сказка о космических городах. Арбузный лимонад. | 1 |
29 | В большом деле нужны разные люди. | 1 |
30 | Такси-малютка. | 1 |
31 | Богатый заяц. | 1 |
32 | Канадский флаг. Кленовый сироп. | 1 |
33 | Почему на асфальте появляются ямы. Озёра в воронках от бомб. Станцевать на куполе парашюта. | 1 |
34 | Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Литературное чтение» , домашнее обучение 1 класс
Данная программа составлена для обучения учащегося первого класса на дому...

Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 1-4 класс
Рабочая программа "Математика и конструирование"...

Рабочая программа факультативного курса "Уроки речевого творчества" 1-4 класс. 2017
Рабочая программа составлена с учетом изменений ФГОС 2015 г....

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Рабочая программа факультативного курса «Математика и конструирование» для 4 класса
Рабочая программа по «Математике и конструированию» разработана на основе авторской программы В.П &laqu...
