Рабочая программа факультативного курса «Смысловое чтение» для 1-4 класса
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)

Воронова Лидия Аркадьевна
  1. Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению». 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2016                                                                              .Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativa_smyslovoe_chtenie.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультативного курса

«Смысловое чтение» для 1-4 класса

Срок реализации программы: 4 года

                                                   

                     

  1. Рабочая программа составлена на основе  

программы:  авторской программы М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению». 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2016.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Количество учебных недель

33

34

34

34

Количество часов в неделю

1

1

1

1

Количество часов в год

33

34

34

34

Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

  1. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

•        осознавать значимость чтения для личного развития;

•        формировать потребность в систематическом чтении;

•        использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

•        уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

•        пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные:

Регулятивные умения:

•        уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

•        уметь самостоятельно работать с новым произведением;

•        уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

•        уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

•        прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

•        отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

•        ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

•        составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

•        пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

•        участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

•        оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

•        высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

•        участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

•        соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

•        находить книгу в открытом библиотечном фонде;

•        выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

•        сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

•        формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

•        книге и героях;

•        характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

•        заданную тему;

•        сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

•        слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

•        пользоваться аппаратом книги;

•        овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

•        систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Личностные результаты:

1)        Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2)        Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи

нравственных ценностей и традиций.

3)        Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

4)        Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные результаты:

1.        Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2.        Освоение способов проблем творческого и поискового характера.

3.        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.        Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

5.        Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

6.        Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Содержание программы внеурочной деятельности

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини- сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

IV. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

1 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Сказка о медвежатах и детенышах панды. Пролететь сквозь облако.

1

2

Санта –Клаусы в шортах. Бразильский воск. Надежная защита.

1

3

Одежда для яблок. «Приятный» запах помойки. Сказка о русалочке.

1

4

Рисовые картины. Договор кота и мышей.

1

5

Почему в мире много Кузнецовых? Сказка о львенке и мяче.

1

6

Как напугать с помощью воздуха. Доктор медведь.

1

7

Танцы на пруду. Зачем электричке две головы?

1

8

Река в океане.

1

9

Лианы.

1

10

Зачем театру сцена. Теневые портреты.

1

11

Деньги и гроши.

1

12

Бумажные осы.

1

13

Воздушные корабли.

1

14

Водные дороги. Договор мышки с кротами.

1

15

Антикрыло. «Строительство» паутины.

1

16

Зачем кобре очки? Хитрая фасоль.

1

17

Сказка о машинке. Деревянная летопись.

1

18

Как жить в живом капкане. Птица-секретарь.

1

19

Пустыня днём и ночью. Сказка о ёлке.

1

20

Улыбайтесь! Любимые памятники.

1

21

Незаметный автомобильчик.

1

22

Дом для белки. Перекати-поле.

1

23

«Планета вода»

1

24

Зачем лопуху колючки? Дым от костра вместо телефона. Самолетик.

1

25

Зачем доят змей? Страус-почтальон.

1

26

Дождевые леса. Цена грибов.

1

27

Удава  в кинотеатре. Ноги роботов.

1

28

Ожоги медуз. Цветы дневные и ночные.

1

29

Маленький автобус. Галька. Первые автомобили.

1

30

Какая польза от битого стекла.

1

31

Белая диковинка. Продавцы на роликах. Огоньки в лесу.

1

32

Сказка о дракончике. Плот бобра. Сказка о хомяке и черепахе.

1

33

Щедрый горшочек. Сказка о мышиных ковриках

1

2 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Незаметные жирафы. Мороженщик.

1

2

Упитанные пингвины. Снег  в Африке. Гномик книгочей. Царская дорога.

1

3

Зайчонок и улитка. Жук-бомбардир.

1

4

Зрение лягушки. «Гол как сокол» Одноколёсный велосипед. «За пояс заткнуть».

1

5

Мудрость гномика Книгочея.

1

6

Что получается, когда обмениваются идеями. «Долгий ящик». «Горе луковое».

1

7

Тиддалик выпил всю воду. Муравьи-врачи. Как возили товар по морю. «Держать нос по ветру».

1

8

Дома на курьих ножках. Краски. Птица лирохвост.

1

9

Бражник. Ожившие цветы. Почему мы любим зелёный цвет? День конфет.

1

10

Необычная охота. Превращение моркови.

1

11

Глаз бури. «Кто кашу заварил, тому её и расхлёбывать.» Крашенные тюльпаны. «Вода камень точит».

1

12

Гномик Хранитель Воды.

1

13

Горный серпантин. «Несолоно хлебавши».

1

14

Вулканы-холодильники Земли. Четвероногий внедорожник. Верхом на китовой акуле. Гномик Путешественник.

1

15

Когда приобретают друзей. Летающие костюмы.

1

16

С удочкой на лягушку. Сундук.

1

17

Леденцы. «Кто утром не бегает – начинает ржаветь!»  

1

18

Два художника. «Зарубить на носу».

1

19

Девочка и попугай. Слониха-художница. Какого цвета «чёрные ящики?». Поездка в город.

1

20

Сказка про робота –уборщика. Сказка о механической и живой лягушках.  

1

21

Хлебосольный гномик.

1

22

Фотоохота.

1

23

Гномик Огородник. Зачем лошадям подковы. Редкое судебное дело. «Волка ноги кормят»  

1

24

Гномик Франт. Горный лён.

1

25

Многорукий гномик.

1

26

Прудовые арбузы. Компанейский гномик. Монеты китайские и японские.

1

27

Три новогодних праздника.

28

Горные лыжи среди пустыни.

1

29

Дорога.

1

30

Золотая деревенька. Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии. «Тянуть канитель»

1

31

В путь. Локоть блинов и мешок пельменей.

1

32

Гномик Сказочник. «Весной дни долгие, да нитка коротка»

1

33

Гномик Ворчун. Встречный огонь.

1

34

Подведение итогов

1

3 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Резные лошади. Снегоступы.

1

2

Надувные дома. Эзоп. Петухи и куропатка.

1

3

О том, как змея стала ядовитой. Самый красивый парусный корабль.

1

4

Искусственный риф. Плавающие камни и тонущее дерево.

1

5

Две яблони. Медведи Ярославля и верблюды Челябинска.

1

6

Розовые кролики. Плавучий город.

1

7

Самоцветы. Язык жестов.

1

8

Можно ли стрелять без стрелы? Путники. Боевой танец.

1

9

Сказка о глупой акуле. Жабры акул. Рыбаки.

1

10

Как пугало было вороньим царем.

1

11

Символ Франции. Лягушки просящие царя.

1

12

Обезьяна и слон. Притчи.

1

13

Очень красивые лодки. Фламинго. Засохшее дерево.

1

14

Откуда пошли пельмени. Хочешь быть вежливым- сними шляпу. Итальянские пиццерии.

1

15

Куда деваются старые детали «Лего»? Замечательные часы. Куда текут реки?

1

16

Всякое ли молчание – золото?  «Молодо- зелено»

1

17

«Читать» людей. Полежать на воздухе.

1

18

Тысяча глиняных горшков. Бабочки и огонь.

1

19

«Тошу обижать не дам!» Леонардо Да Винчи.

1

20

Как я кормила синичек и белочек. Украденное яйцо.

1

21

Необычная ёлка. Дельфины и пескарь.

1

22

Сказка о пирожке. Доблестные воины. Одинокий мухомор.

1

23

«Мы триста лет этим занимаемся!». Цвет пиццы. Мухи.

1

24

Колизей. Ностальгия.

1

25

Памятник дереву. Необычные пауки. «У страха глаза велики».

1

26

Магниты в древности. Всё в твоих руках.

1

27

Бабушка огородника. Чиж.

1

28

Санта-Клаусы в разных странах. Имена дельфинов.

1

29

Пришельцы. Диоген. Новый год в Греции. Легкий и прочный. «Первая нога». У каждого мастера есть свои секреты

1

30

Новый год в Японии. Неуклюжий паучок. Гусеница , которая хотела летать.

1

31

Первый микроскоп. Подходящий камень. Сказка про кошку и собаку. Первый блин комом.

1

32

«Мой дом-моя крепость». История шоколада. Лиса и виноград.

1

33

Кошки, которые любили груши. Бывают и такие ошибки.

1

34

Подведение итогов

1

 4 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Резиновый мяч. Маленькие конфетки.

1

2

Свитера. Игрушки из Японии. Очертя голову.

1

3

В большом деле не без убытка. Глаза умнее мозгов.

1

4

«Знамените меня Васей –он умнее!» Заколдованный круг.

1

5

Самоочищающиеся окна. Хомяк и птицы. Сель. Оптические иллюзии.

1

6

Гонки на верблюдах. Слоны.

1

7

Ушная раковина китайского императора. Блин- символ солнца, вареник-символ луны.

1

8

Антиквариат. Ледяные пушки. Плавать в воздухе.

1

9

Запах газа. Красная строка. Пуантилизм и пиксель. Большой автомобиль.

1

10

Ключ и замок. Обезьянки на канате.

1

11

Железная ложка. Яд и лекарство.

1

12

Трескучие морозы. В невесомости.

1

13

Чей дом красивее? Подземные воды.

1

14

Неожиданный результат. Обработка камня в жарких странах. Музыкальный слух кошки.

1

15

Обработка камня огнём. Самолет без летчика. Королевский голубой.

1

16

Рыцари. Я люблю весну.

1

17

Красивый пустоцвет. Из пушки на Луну.

1

18

Тамплиеры. Красный цвет –символ богатства.

1

19

Космос по канату. «Непостоянен, как ветер»

1

20

Терминатор. Пастеризованное молоко.

1

21

По  воде  или по воздуху? Поезд или автомобиль?

1

22

«Вывести на чистую воду» Пирамида Хеопса.

1

23

Скидки и акции. Два способа сделать мультфильм.

1

24

Удачное плавание. Индюк не из Индии.

1

25

Мост к богатству. Паучок, который не знал, что такое осень.

1

26

Зима-хлопотунья.

1

27

Сказка о кролике и сахарных кленах.

1

28

Сказка о космических городах. Арбузный лимонад.

1

29

В большом деле нужны разные люди.

1

30

Такси-малютка.

1

31

Богатый заяц.

1

32

Канадский флаг. Кленовый сироп.

1

33

Почему на асфальте появляются ямы. Озёра в воронках от бомб. Станцевать на куполе парашюта.

1

34

Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Литературное чтение» , домашнее обучение 1 класс

Данная программа составлена для обучения учащегося первого класса на дому...

Рабочая программа факультативного курса "Уроки речевого творчества" 1-4 класс. 2017

Рабочая программа составлена с учетом изменений ФГОС 2015 г....

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Рабочая программа факультативного курса «Математика и конструирование» для 4 класса

Рабочая программа по «Математике и конструированию»  разработана  на основе авторской  программы  В.П &laqu...