Тип текста - рассуждение, учитель-логопед Бакулина В.Л.
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Бакулина Валентина Леонидовна

На уроке обучающиеся совершенствуют умения и навыки конструирования и редактирования текста-рассуждения. Новый материал на занятии представлен в виде мультимедийного проекта на тему «Почему берёзу считают символом России?» Обсуждение проекта проходит в группах с использованием активных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tip_teksta_-rassuzhdenie.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тема занятия: «Тип текста – рассуждение»

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков 

Цель урока: подготовка учащихся к сочинению «Почему берёзу считают символом России?»

Задачи урока:

Образовательная: закрепить знания учащихся о структуре текста-рассуждения, учить детей писать и редактировать сочинения-рассуждения.

Коррекционно-развивающая: обогатить речь учащихся прилагательными, эпитетами, сравнениями по теме «берёза», учить детей отбирать материал к сочинению-рассуждению.

Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, к Родине.

На уроке закрепляются знания о структуре текста-рассуждения, совершенствуются умения и навыки конструирования текста-рассуждения.

Оборудование и материалы: презентация о берёзе в программе Power Point, песня о берёзе, листы, фломастеры, берёзовые листочки, плакат с изображением берёзы.  

Методы: словесный, наглядный, практический.

                                                        Ход занятия.

          I. Организационный момент.   Инициация.

       Вхождение или погружение в тему.

Л. (логопед): Ребята, отгадайте кроссворд (2-3 слайды), и вы узнаете, о каком дереве мы будем говорить сегодня на уроке? (Кроссворд: рябина - 3 звук, ясень – 4 звук, черёмуха – 3 звук, клён – 3 звук,

вязы – 3 звук, сосна – 5 звук).

Л.: Как в России относятся к берёзе? (Берёзу любят, посвящают ей стихи, песни, картины).

 В каждом государстве есть свои символы: герб, флаг, гимн. Но кроме государственных символов, в каждой стране существуют негласные, народные символы. В России таким символом стала берёзка.

     Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос: почему берёзу считают символом России. Как вы думаете, почему? (Берёза – самое красивое, самое любимое дерево. Берёза приносит пользу).

II. Актуализация знаний. Целевая установка.

Л.: Сегодня мы будем готовиться к сочинению- рассуждению на тему «Почему берёзу считают символом России?»

       Давайте вспомним схему построения сочинения-рассуждения.(4 слайд)

                                               Текст – рассуждение

                                                                                                                                                       

1.Вступление.

  1. Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
  2. Аргументы (доказательства).                                                                                          
  3. Вывод.

                                                                                                                                                   

      Формирование ожиданий учащихся.

Л.:    Ребята, подумайте, чего вы ждёте от урока, что бы вы хотели узнать на уроке?

    ( Используется  Активный метод обучения «Дерево ожиданий».    На зелёных берёзовых листочках учащиеся записывают свои ожидания от урока, с помощью магнитов прикрепляют

листочки к берёзе, расположенной на магнитной доске).

III. Совершенствование знаний, умений и навыков в процессе конструирования текста-рассуждения.

  1.  Слово логопеда.

   

          У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции является олива, в Японии священное дерево – сакура, символ Канады – клен. В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции.

          Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей.

Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских сказок, в белом сарафане с золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочкам, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в поле и говоря “Мир вам, люди добрые!”.

         Известно, что березы растут во многих странах мира, но не в одной из них  к берёзке не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Березка мила душе русского человека. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек он всегда, тоскуя о Родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу березку. Русский композитор М.И. Глинка, когда возвращался на Родину, переехал границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко, в пояс, поклонился белой березке, символу своей Родины.

          Образ России немыслим без русской берёзки. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов. Берёза – Родина, берёза – память, воплощение чистоты, верности, любви нашей к родному краю.

Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.                        

                              О. Шестинский

          И быть берёзе на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.

     2. Выступление учащихся с мультимедийным проектом на тему «Почему берёзу считают символом России?» (5-49 слайды)

     (Проект подготовлен двумя ученицами под руководством логопеда с помощью класса и классного руководителя).

  1. Обсуждение проекта в мини-группах, которые созданы по желанию.

                                                                                                                                                                                                         

     Используется активный метод обучения «Ульи» (С. Вигман, В. Мюллер). Учащиеся работают в группах, подбирают аргументы (доказательства) к тезису «Почему берёзу считают символом России?», который записан на доске. Дети оформляют свои аргументы на листах бумаги фломастерами. Каждая группа представляет свои аргументы.

( Наши предки славяне считали берёзу священным деревом. Берёза – самое любимое дерево русского народа. Берёзе посвящён праздник русской берёзки. Берёзе посвящено много песен, стихов, картин. Берёза приносит большую пользу людям. Берёза стала символом непобедимой Родины в годы Великой Отечественной войны.)

   

             Используется активный метод обучения «Инфо-угадайка»

  После обсуждения на доске записываются основные аргументы, также вывешиваются плакаты, оформленные мини- группами.

                         Аргументы к сочинению-рассуждению по теме

                        « Почему берёзу считают символом России?» (50 слайд)

1). Берёза – главное дерево наших предков.

2). Берёза приносила и приносит людям огромную пользу.

3). Берёза – самое любимое дерево русского народа.

4). Берёза – символ непобедимой России.

4. Физкультминутка. (Под музыку Чайковского).

Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),

И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).

Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)

Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).

Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),

Кружась, листочки улетают (покружиться).

А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),

Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).

5. Работа в парах. Активный метод обучения «Ульи»

   Учащиеся раскрывают более полно 1,2,3 аргументы, записанные на доске. Дети пользуются текстами к проекту. Они оформляют свои работы на листах и по очереди выступают с ними. Работы вывешиваются на доске. Они помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения.

1 аргумент. Берёза – главное дерево наших предков.

      - Наши предки считали берёзу священным деревом, даром богов.

      - Берёзке поклонялись, как образу богини Берегини, матери всех духов и богатств.

      - Берёзка являлась символом  Лады, богини любви, красоты и семейного счастья.

      - В древней Руси Новый год отмечали в марте. Этот праздник был связан с берёзой.

      - С берёзой крестьяне- земледельцы связывали немало примет, обычаев.

      - С давних пор на Руси отмечается праздник русской берёзки Семик, во время которого берёзку чествуют, как дерево, олицетворяющее свет, чистоту, женскую красоту.

       После выступления группы остальные учащиеся высказывают свои добавления, замечания, задают вопросы. (Почему именно берёзу считали священным деревом? Какие

приметы, обычаи, обряды связаны с берёзой. Когда отмечается праздник русской берёзки.)

2 аргумент. Берёза приносила и приносит людям огромную пользу.

      -  В давние времена русский народ на бересте осваивал грамоту.

      - Наши предки делали из бересты обувь, посуду, украшения, берёзовой лучиной освящали жилище.

      -  В наше время народные умельцы делают из бересты различные красивые изделия.

      -  Плотная берёзовая древесина используется для изготовления мебели, лыж, дёгтя.

                                                                                                                                                             

      -  Почки, листья берёзы, берёзовый сок, гриб чага, дёготь являются лекарственными и используются в медицине.

      (Каких народных мастеров вы знаете? Что они делают из бересты?  В каком веке люди писали на бересте? Чем полезен берёзовый сок?)

3 аргумент.  Берёза – самое любимое дерево русского народа.

    -  Ни одно дерево не пользуется такой любовью и почитанием на Руси, как берёза.

    -  Берёзе посвящено много песен, стихов, картин, пословиц, поговорок, сказок.

    -  В берёзе есть русская душа.

Л.: Любовь к берёзе русские люди выражают в поэзии, музыке, живописи, в произведениях устного народного творчества. Проведём викторину и узнаем, с какими произведениями вы знакомы. (Проводится соревнование между мини-группами).

                                                           Викторина

1). Какие пословицы и поговорки о берёзе вы знаете?

Пословицы о берёзе        

 Бела береста – да дёготь чёрен.

 Берёза не угроза – где стоит, там и шумит.

Берёза ума даёт (о розгах).

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

Где дубняк, там и березняк.

Для врага и берёза – угроза.

И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Каковы берёзки, таковы и отростки.

                                                                                                                                                             

Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

2).  Назовите загадки о берёзе.

Загадки о берёзе

Стоят столбы белёны, на них шапки зелёны.

Cтоит Федосья, распустив волосья.

Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой стоит под горой.

Хоть малая, хоть большая, где стоит, там и шумит.

Летом цветёт, зимой греет. Настанет весна – потечёт слеза.

 В белом сарафане стала на поляне.

       Летели синицы, сели на косицы.

      Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

   

      Стоит красавица на поляне:

      В белом сарафане, в зелёном полушалке.

 

      Стоит Алёна, платок зелёный,

      Тонкий стан, белый сарафан.

   

     Стоят в поле сестрицы: платьица белёны, шапочки белёны.

 

     Есть дерево об четыре дела:

     Первое дело – мир освещать,

     Второе дело – крик унимать,

     Третье дело – больных пеленать,

     Четвёртое дело – чистоту соблюдать.

3). Какие сказки о берёзе вы читали?

     (Берёза. Красавица берёза. Берёза и три сокола. Берёзовая девушка. Берёза и соловей. Волшебные поленья. Зайчик и берёза. Хозяин и старая берёза).

4). Прочитайте стихи о берёзе.

                                       

                                   Ты в любое время года

                                   Чудно хороша

                                    И для русского народа

                                    Ты его душа!

         (Т. Герасимова)

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан?

                         

                          ( С. Есенин)

                                  

Серебро, огни и блёстки, целый мир из серебра!

В жемчугах стоят берёзки, чёрно-голые вчера.

Воплощение мечтаний, жизни с грёзою игра,

Этот мир очарований, этот мир из серебра!  

                                                   

                                                          ( В. Брюсов)

                                 

                                    Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

                        Да, можно голодать и холодать,

                            Идти на смерть... Но эти три березы

                            При жизни никому нельзя отдать.

                                           (К. Симонов)

                                                                                                                     

    Берёза

Берёзка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица – душа!

                     (Т. Шорыгина)

  Моя берёза

Каждый день я вижу

Берёзу из окна –

И нет подруги ближе,

Милей мне, чем она!

Зелёной лёгкой дымкою

Окуталась весной,

И ветер-невидимка

Колышет лист резной.

А летним днём струится

Она живым шатром,

В листве щебечут птицы,

Порхая за окном.

                                                                                       

Лишь осень золотая

Лист опалит огнём,

Берёзка облетает,

Тоскует под дождём.  

                                                                                                             

                                             

                                               Укрытая снегами,

Стоит она зимой

В расшитой жемчугами

Накидке кружевной.

                      (Т. Шорыгина)

                                         

                                               Если б дали берёзке расчёску,

                                               Изменила б берёзка причёску:

     В речку, как в зеркало глядя,

     Расчесала б кудрявые пряди.

     И вошло б у неё в привычку

     По утрам заплетать косички.

                              (И. Токмакова)

 На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка —
Символ Родины моей.
                           

                          (М. Ероха)

                                              Ты до тога, березонька, красива
                                             И в жаркий полдень,
                                             И в часы росы,
                                             Что без тебя немыслима Россия,
                                            И я немыслим без твоей красы.

                                          (П. Балацкий)
                         

  Белая береза, мой поклон тебе,

  Ты в судьбе России и в моей судьбе.

  Белая береза – русская земля,

  И печаль, и радость, и любовь моя.

                                                                    (П. Кудрявцев)

5). В каких песнях поётся о берёзе.

Белая берёза. Слова Овсянниковой,  Музыка В. Шаинского.

Вальс Берёзка. Слова А. Безыменского, музыка Е. Дрезина.

Растёт в Волгограде берёзка. Слова М. Агашиной, музыка Г. Пономаренко.

Отчего так в России берёзы шумят? Слова М. Андреева, музыка И. Матвиенко.

Берёза. Слова С. Есенина, музыка Н. Кутузова.

Во поле берёзонька стояла. Народная песня.

6). Какие художники писали картины о берёзе.

Грабарь И. Э. «Берёзы. Снег»

                                                                                                                                                           

Куинджи А.И. «Берёзовая роща»

Левитан И. И. «Берёзовая роща», «Золотая осень»

Поленов В. «Золотая осень»

Саврасов А. К. «Грачи прилетели»

Шишкин И. И. «Берёзовая роща»

7). В каких образах предстаёт берёза в произведениях художественной литературы?

(Образ родины, образ России, образ жизни, света, весны, образ девушки, невесты, женщины).

 

4 аргумент. Берёза – символ непобедимой России.

Л.: Ребята, когда берёза стала символом непобедимой Родина?

      (Берёза стала символом непобедимой Родины в годы Великой Отечественной войны).

                                       

6. Написание сочинения. Дети самостоятельно составляют план и пишут черновой вариант сочинения,  используя материал на доске (результаты работы мини-групп).

  1. Обсуждение сочинений.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Л.: Ребята, чему мы сегодня учились на уроке?

      Что вам особенно понравилось, запомнилось?

Л.: Берёза – дерево необыкновенной красоты и доброты, она олицетворяет русскую душу.

Берегите берёзу, символ Родины нашей. (51 слайд)

 Проверка и оценивание ЗУНКОВ осуществляется в течение всего урока (оценивается повторение материала, презентация, работа обучающихся в группах при закреплении нового материала, индивидуальные ответы).

Активный метод обучения «Дерево ожиданиай».

     

      Если ожидания детей оправдались, листочки на берёзе остаются зелёными, если не оправдались, жёлтыми. Если берёза зелёная – цели урока достигнуты.

 

       Словарная работа: В ходе урока с помощью учащихся разъясняется значение и правописание следующих слов: обряды, обычаи, березол, туесок, языческая, Троица.

                                                       В помощь учителю

       

  Использование наглядного материала в программе Power Point на логопедических занятиях с учащимися с общим недоразвитием речи делают коррекционный процесс более интересным, ярким, выразительным, что позволяет повысить учебную мотивацию школьников.

     Визуализация речевого материала позволяет передать информацию в доступной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным  и долговременным.

                 Теме «Тип текста – рассуждение» посвящено два часа. На первом уроке учащиеся готовятся к сочинению и пишут его черновой  вариант. На втором уроке сочинения обсуждаются, редактируются, и пишется чистовой вариант сочинений.

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                               

                                                                  Литература

                                                                                 

  1. Александрович Н. Ф. Дидактический материал по русскому языку. – Минск, «Народная асвета», 1973.
  2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.   – М., «Просвещение», 1991.
  3. Родные поэты. – М., «Детская литература», 1987.
  4. Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. – Санкт-Петербург, «Литера», 2005.
  5.  Страхова Л. Л. Сочинения по картине для младших школьников. – Санкт-Петербург, «Литера», 2009.
  6. Ушакова О. Д. 12 сочинений о временах года. – Санкт-Петербург, «Литера», 2009.
  7. Ушакова О. Д. 16 сочинений о Родине. – Санкт-Петербург, «Литера», 2009.

                                                                           

         

               Подробный конспект  и презентация урока опубликованы в рамках Фестиваля «Мультимедиа в образовании»  по адресу:  

               http://edu-reforma.ru/load/multimedia_v_obrazovanii_metod_rabota_pedagoga/rabota_logopeda_festival_1_quot_multimedia_v_obrazovanii_quot/tip_teksta_rassuzhdenie/142-1-0-4889

            Подробный конспект урока и презентация к уроку «Сочинение «Описание берёзы» опубликованы в рамках Фестиваля «Мультимедиа в образовании» по адресу:

http://edu-reforma.ru/load/multimedia_v_obrazovanii_metod_rabota_pedagoga/rabota_logopeda_festival_1_quot_multimedia_v_obrazovanii_quot/tip_teksta_opisanie/142-1-0-4875

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение "Описание берёзы", учитель-логопед Бакулина В.Л.

На уроке проводится подготовка учащихся третьих классов к сочинению «Описание берёзы». Дети знакомятся с произведениями художественной литературы, посвященными березе, отбирают из этих произведений ма...

Программа кружка "Юные писатели", учитель-логопед Бакулина В.Л.

Цель кружка «Юные писатели» для четвёртых классов – научить детей писать изложения и сочинения разных типов и стилей речи. Занятия кружка проводятся два раза в неделю. На занятиях кружка школьники усв...

"Слоговой анализ и синтез слов", учитель-логопед Бакулина В.Л.

На логопедическом занятии в первом классе учащимся даётся понятие о слоге, вырабатываются умения делить слова на слоги и составлять слова из слогов. Занятие проводится в форме прогулки в лес....

"Сочинение о маме", учитель-логопед Бакулина В.Л.

На логопедическом занятии "Сочинение о маме" для учащихся третьих класссов проводится подготовка учащихся к сочинению. Сначала обучающиеся знакомятся с произведениями художественной литературы, песням...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Комплекс заданий и упражнений для автоматизации твердого звука Р в чистоговорках, стихах, текстах. Часть V Составитель учитель-логопед Майорова Е.В.

В презентацию включен материал по автоматизации твердого звука Р с вловах. Составлена на основе речевого материала авторов Богомоловой А.И. и учителя-логопеда Матыкиной И.А.. Подобраны яркие слайды. М...

Конспект урока по русскому языку " Понятие о тексте-рассуждении. Структура текста-рассуждения." ( 2 класс )

Конспект урока по русскому языку " Понятие о тексте-рассуждении. Структура текста-рассуждения." ( 2 класс )...