"Сочинение о маме", учитель-логопед Бакулина В.Л.
план-конспект урока логопедии (3 класс) по теме

Бакулина Валентина Леонидовна

На логопедическом занятии "Сочинение о маме" для учащихся третьих класссов проводится подготовка учащихся к сочинению. Сначала обучающиеся знакомятся с произведениями художественной литературы, песнями о маме, отбирают материал для своих сочинений. Затем пишут сочинения по данному плану, которые в конце урока зачитываются и анализируются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Sochinenie_o_mame.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: "Сочинение о маме».

Цели:

Образовательная: закрепить знания учащихся о структуре текста-повествования, учить детей писать сочинение по данному плану и редактировать сочинения-повествования.

Коррекционная: обогатить речь учащихся прилагательными, эпитетами, сравнениями о маме, учить детей отбирать материал к сочинению.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к матери.

Оборудование: фотографии мам, рабочие материалы для учащихся.  

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, практический.

                                             

                                                          Ход занятия

I. Оргмомент.

- Сядет тот, кто разгадает кроссворд (Зашифровано словосочетание День матери.

Первое слово - картинки: гладиолус - 4 звук, экскаватор – 2 звук, незабудка –  1 звук.

Второе слово: хризантема – 4 слог, телефон – 1 слог, ирисы – 2 слог).

        - Ребята, когда в нашей стране отмечается День матери? ( Указом Президента Рос-

сии установлено, что в последнее воскресенье ноября отмечается День матери).

II, Новая тема.

  1. Слово логопеда. Сегодня на уроке мы будем говорить о самом близком  и

родном человеке, о маме.

Мама! Мамочка! Сколько тепла таит  в себе это магическое слово.

Мама – это солнечный свет,

Взгляд чудесных ласковых глаз,

Сохранит от тысячи бед

И поможет тысячу раз.

Нет ничего бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать жи-

вёт его дыханием, его радостями, его улыбками, его слезами. В этом -  смысл её жизни.

        Мама открывает для нас мир, учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас.

Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь.

        Мать – это воплощение любви, доброты, заботы, всепрощения, беззаветной предан-

ности. Попробуйте на минуту закрыть глаза и вспомнить свою маму. Прислушайтесь, и вы

услышите мамин голос, потому что он живёт в вас, такой родной и знакомый, его не спу-

тать ни с каким другим. А теперь ласково произнесите слово «мама». Почувствовали, как

на душе стало теплее? Как вы думаете, почему?

        Ребята, сегодня на уроке вы постараетесь рассказать о своей маме тепло, сердечно,

с любовью, чтобы мы увидели, что ваша мама – самая лучшая, самая замечательная.

        

2. Знакомство с планом сочинения.

        

- На уроке мы будем готовиться к сочинению-повествованию с элементами описа-

ния и рассуждения. Давайте прочитаем план сочинения «Любимая мама».

                                                                                                                                                      1

                                                                План

  1. Вступление.
  2. Любимая мама.
  1. Внешность.
  2. Черты характера.
  3. Профессия.
  4. Моё отношение к маме.
  1. Заключение. Моя мама – самая лучшая.

- Вспомним структуру текста- повествования. Раскрывая какие пункты плана, мы

будем использовать элементы описания, элементы рассуждения.

        

  1. Отбор материала для сочинения из художественных произведений.

- Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет. Многие писатели,

поэты, композиторы, художники создали замечательные произведения о матери.

        а) Прочитайте текст о маме З.Воскресенской.

        Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит

человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

        У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют.

        У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни

к чему не останется равнодушным.

        И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд.

        И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

                                                                                      (З. Воскресенская)

        - Что пишет З. Воскресенская о маме? (Дети подчёркивают в тексте слова, которые

будут использовать в сочинении).

         

        б) Послушаем песню «Мама»  в исполнении детского хора. Слова Ю.Энтина,

музыка  Ж. Буржоа.

         - Какие слова из песни вам понравились?

        в) Прочитайте стихи, посвящённые маме.

        Будто бирюза – мамины глаза,

        Ясные и чистые, добрые, лучистые.

Словно звёздочки горят,

Озаряя всё вокруг,

И со мною говорят:

Мама – мой любимый друг!

Рядом с мамой мне светло,

И уютно, и тепло.

                ( Т.А. Шорыгина)

- Какие прилагательные использует автор для описания маминых рук, какие срав-

нения? ( Дети подчёркивают прилагательные и сравнения).

        Руки мамочки моей –

        Пара белых лебедей:

        Так нежны и так красивы,

        Столько в них любви и силы!                                                                                              2

        Целый день они летают,

        Будто устали не знают.

        В доме наведут уют,

            Платье новое сошьют,

        Приласкают, обогреют –

        Руки мамы всё умеют.

                       ( Т.А. Шорыгина)

        -Что мы узнали о руках мамы из этого стихотворения? (Дети подчёркивают срав-

нение, глаголы).

        Нет никого моей мамы дороже,

        Нет никого справедливей и строже,

        Нет никого моей мамы добрей,

        Ласковой мамочки милой моей.

        Как я люблю её тёплые руки,

            Тихого голоса нежные звуки.

        С мамой и солнце нам светит сильней,

        Холодно в мире без мамы моей.

        Кто пожалеет, и кто обогреет,

        Ночи не спит, когда мы заболеем?

        Нет никого в целом мире родней

        Мамы единственной милой моей.

                                         (Т. Курбатова)

        -Как описывает свою маму Т. Курбатова? ( Учащиеся подчёркивают понравившиеся слова и выражения).

        От чистого  сердца, простыми словами

        Давайте, друзья, потолкуем о маме.

        Мы любим её как хорошего друга

        За то, что у нас с нею всё сообща.

        За то, что, когда нам приходится туго,

        Мы можем всплакнуть у родного плеча.

        За то, что всегда без утайки и прямо

        Мы можем доверить ей сердце своё.

        И просто за то, что она – наша мама,

        Мы крепко и нежно любим её.

                                       (Н. Саконская)

- За что, по словам Н. Саконской, мы крепко и нежно любим свою маму?          (Учащиеся подчёркивают нужные слова в тексте).

г) Работа с индивидуальными карточками.

- Что нового вы узнали о маме из стихов и текстов?

  1. Физкультминутка с мячом. Дети называют черты характера мамы.

  1. Знакомство с пословицами о маме.

                                                                                                                                                              3

- Народ всегда высоко чтил мать. С древних времён её облик наделён самыми

светлыми чертами: она – хранительница семейного очага, верная жена, защитница детей.

О матери сложено много пословиц.

        Прочитайте пословицы:

  1. Нет такого дружка, как родная матушка.
  2. При солнышке тепло, а при матери добро.
  3. Материнская ласка конца не знает.
  4. Материнская молитва со дна моря достаёт.
  5. Сердце матери лучше солнца греет.
  6. Родных много, а мать роднее всего.
  7. Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
  8. Материнским словом бог правит.
  9. Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
  10.  С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
  11.  Птица рада  весне, а ребёнок матери.
  12. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

( Пословицы можно составлять из двух частей, записанных в два столбика).

- Ребята, пословицы вы можете использовать в своём сочинении о маме.

  1. Чтение материала, отобранного для сочинения о маме.

( Можно выборочно).

                        Материал для сочинения

Глаза: ясные, чистые, добрые, лучистые, чудесные, ласковые, будто бирюза, слов-

но звёздочки горят, озаряя всё вокруг.

         Улыбка: красивая, милая, обаятельная, драгоценная, исцеляет.

            Голос: самый добрый и родной, нежный и ласковый, как первый весенний ручеёк.

        Руки: добрые и ласковые, тёплые, нежные, красивые, пара белых лебедей, устали не знают, приласкают, обогреют, всё умеют.

        Сердце: верное и чуткое, неравнодушное, в нём никогда не гаснет любовь.

                                          Мама

        Милая, нежная, славная, добрая, умная и лучезарная, единственная, ласковая, близ-

кая, родная, бесценная. Нет мамы дороже, справедливей, добрей. Мама – солнечный свет.

Крепко любит, нежно голубит, пожалеет, приласкает, обогреет; не спит, когда мы заболе-

ем; поймёт, поможет и простит; радуется удаче, лечит наши раны, о невзгодах плачет, лас-

кою развеет печали, открывает мир, заботится, учит нас быть мудрыми, сохранит от тыся-

чи бед, поможет тысячу раз. Хороший друг, любимый друг, нет никого в целом мире род-

ней. Мы можем доверить ей сердце своё.

  1. Устное сочинение о маме.

( 2 -3 человека рассказывают о своих мамах, опираясь на отобранный материал и

следуя данному плану. Перед рассказами учащиеся слушают песню « Мама» из кинофиль-

     ма  «Мама», слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова.        

  1. Анализ сочинений. 

                                         Памятка

  1. Чьё сочинение вам понравилось больше и почему?
  2. Раскрыта ли тема сочинения?                                                                                    4
  3. Удалось ли передать основную мысль сочинения?
  4. Соответствует ли сочинение плану?
  5. Какие недочёты вы заметили в сочинении?

  1. Запись в тетради плана сочинения и материалов к сочинению.

( Учащиеся записывают материал к каждому пункту плана таблицы)

  1. Письменное сочинение. ( Анализ сочинений при наличии времени).

  1. Итог занятия.

- Чему мы учились сегодня на уроке?

                                            Сочинения учащихся

                                          Любимая мама

 Сочинение Антона Егошина.

       Нет такого дружка, как родная матушка.

Мою маму зовут Татьяна Владимировна Она удивительная, очень красивая: у мамы длинные тёмные волосы, глаза, словно бирюза, милая улыбка и волшебный голос.

      Мама для меня - самый дорогой человек. Она - мастерица на все руки. Мама вяжет мне красивые вещи, вкусно готовит, любит делать мне сюрпризы. Мамочка добрая, отзывчивая, заботливая. И профессия у мамы добрая: она работает медицинской сестрой. Быть медицинской сестрой - очень ответственное дело. Маме доверяют самое дорогое - жизнь и здоровье людей. И если вдруг я заболею, мама меня быстро вылечит.

  Я очень люблю свою мамочку, стараюсь помогать ей во всём, не огорчать её, а почаще радовать. Мы часто проводим время вместе: гуляем, плаваем, катаемся на коньках, посещаем новые интересные места, разговариваем по душам.

 Моя мама - самая лучшая, потому что она - мой самый лучший и надёжный друг.

                                                                                                                                                                                                                            5

Сочинение  Пичугиной  Юлии.

Любимая  мама.

Нет никого в целом мире родней мамы единственной милой моей.

Мою маму зовут Надежда Семёновна. Она для меня - самая красивая на свете. У неё светлые волосы, добрые и ласковые глаза, похожие на васильки. Они всегда смотрят на меня с любовью. У мамочки волшебная улыбка. Она улыбнётся, и я забываю все свои беды и печали. У мамы тёплые, ласковые, нежные руки. Они всё умеют: шить, вязать, вышивать

Мама - прекрасная хозяйка, вкусно готовит, создаёт в доме уют, заботится обо мна и о папе. Моя мама - добрая, отзывчивая, весёлая. Она работает продавцом. Маме нравится её работа. Я очень люблю проводить с ней время. Мы с ней читаем, гуляем, играем, путешествуем. Мама учит меня всему.

Моя мамочка - мой самый верный друг, я могу доверить ей все свои секреты. Мама сохранит от тысячи бед и поможет тысячу раз. Я очень люблю свою маму, стараюсь её не огорчать, помогаю ей во всех домашних делах.

       Моя мама - самая лучшая, потому что она заботливая, добрая, весёлая, рядом с ней мне всегда светло, уютно и тепло. У неё самое верное и преданное сердце. Она подарила мне жизнь.

                                        Рабочие материалы

  1. Вспомните структуру текста-повествования.

                 Тип текста – повествование

1). Начало действия (место, время).

2). Развитие действия (сообщение о действующем лице,

особенности и порядок действия).

3). Кульминация (высшая точка напряжения в развитии

действия).

                  4). Вывод.

    2.  Познакомьтесь с планом сочинения «Любимая мама».

                                     

                           План

  1. Вступление.
  2. Любимая мама.
  1. Внешность.
  2. Черты характера.
  3. Профессия.
  4. Моё отношение к маме.
  1. Заключение. Моя мама – самая лучшая.

  1. Прочитайте текст З. Воскресенской.

 

           Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит

человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

        У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют.

        У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни

к чему не останется равнодушным.

        И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд.

        И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

                                                                                      (З. Воскресенская)

                                                                                                                                                       6

  1. Прочитайте стихи о маме.

                           Будто бирюза - мамины глаза,

                          Ясные и чистые, добрые, лучистые.

                          Словно звёздочки горят,

                          Озаряя всё вокруг,

                          И со мною говорят:

                          Мама - мой любимый друг!

                          Рядом с мамой мне светло,

                          И уютно, и тепло.

                                                         ( Т.А. Шорыгина)

                           Руки мамочки моей -

                             Пара белых лебедей:

                             Так нежны и так красивы,

                             Столько в них любви и силы!

                             Целый день они летают,

                             Будто устали не знают.

                             В доме наведут уют,

                           Платье новое сошьют,

                             Приласкают, обогреют -

                             Руки мамы всё умеют.

                                            ( Т.А. Шорыгина)

                          Нет никого моей мамы дороже,

                            Нет никого справедливей и строже,

                            Нет никого моей мамы добрей,

                            Ласковой мамочки милой моей.

                            Как я люблю её тёплые руки,

                         Тихого голоса нежные звуки.

                           С мамой и солнце нам светит сильней,

                           Холодно в мире без мамы моей.

                           Кто пожалеет, и кто обогреет,

                           Ночи не спит, когда мы заболеем?

                           Нет никого в целом мире родней

                           Мамы единственной милой моей.

                                                    (Т. Курбатова)

                           От чистого  сердца, простыми словами

                           Давайте, друзья, потолкуем о маме.

                           Мы любим её как хорошего друга

                           За то, что у нас с нею всё сообща.

                           За то, что, когда нам приходится туго,

                           Мы можем всплакнуть у родного плеча.

                           За то, что всегда без утайки и прямо

                           Мы можем доверить ей сердце своё.

                           И просто за то, что она - наша мама,

                           Мы крепко и нежно любим её.

                                                            (Н. Саконская)

                                                                                                                                                 7

5. Прочитайте пословицы о маме.

     1)        Нет такого дружка, как родная матушка.

     2)        При солнышке тепло, а при матери добро.

     3)        Материнская ласка конца не знает.

     4)        Материнская молитва со дна моря достаёт.

     5)        Сердце матери лучше солнца греет.

     6)        Родных много, а мать роднее всего.

     7)        Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

     8)        Материнским словом бог правит.

     9)        Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

   10)         С матерью жить - ни скуки, ни горя не знать.

   11)         Птица рада  весне, а ребёнок матери.

   12)        Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

  1. Материалы к сочинению.

                                                  Материал для сочинения

           Глаза: ясные, чистые, добрые, лучистые, чудесные, ласковые, будто бирюза, словно звёздочки горят, озаряя всё вокруг.

        Улыбка: красивая, милая, обаятельная, драгоценная, исцеляет.

            Голос: самый добрый и родной, нежный и ласковый, как первый весенний ручеёк.

             Руки: добрые и ласковые, тёплые, нежные, красивые, пара белых лебедей, устали не знают, приласкают, обогреют, всё умеют.

        Сердце: верное и чуткое, неравнодушное, в нём никогда не гаснет любовь.

                                          Мама

        Милая, нежная, славная, добрая, умная и лучезарная, единственная, ласковая, близкая, родная, бесценная. Нет мамы дороже, справедливей, добрей. Мама - солнечный свет. Крепко любит, нежно голубит, пожалеет, приласкает, обогреет;

.не спит, когда мы заболеем; поймёт, поможет и простит; радуется удаче, лечит наши

раны, о невзгодах плачет, ласкою развеет печали, открывает мир, заботится, учит

 нас быть мудрыми, сохранит от тысячи бед, поможет тысячу раз. Хороший друг,

 любимый друг, нет никого в целом мире родней.                                                                            Мы можем доверить ей сердце своё.

7.                                                    Памятка

 

      1)        Чьё сочинение вам понравилось больше и почему?

      2)        Раскрыта ли тема сочинения?

      3)        Удалось ли передать основную мысль сочинения?

      4)        Соответствует ли сочинение плану?

      5)        Какие недочёты вы заметили в сочинении?

  1. Заполните таблицу.

                                                                                                                                                           8

                                                     

                                                                                                                                                         9

                                                           Песни о маме.

                                                                 Мама

Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова

Мама, мама!

В этом слове солнца свет,

Мама, мама!
Лучше слова в мире нет.
Мама, мама!
Кто роднее, чем она!
Мама, мама!
У нее в глазах весна!

Мама, мама!
На земле добрее всех.
Мама, мама!
Дарит сказки, дарит смех.
Мама, мама!
Из-за нас порой грустит.
Мама, мама!
Пожалеет и простит.

«Ма-ма... ма-ма...» —
Вслух читает первый класс.
Мама, мама!
Кто еще так любит нас?
Мама, мама –
Это ласка нежных рук.
Мама, мама –
Это самый верный друг.

Мама, мама!
В этом слове солнца свет,
Мама, мама!
Лучше слова в мире нет.
«Мама! Мама!» -
Льется песенка ручьем.
«Мама! Мама!» -
Это мы о ней поем.

                                                                       Мама

                                                     Слова Ю. Энтина, музыка Ж. Боржоа

Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

 Так бывает - ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнет,
          Как там дочка, как там сынок ее -
Лишь под утро мама уснет

Припев:
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама землю и небо,
Жизнь подарила мне и тебе.

Так бывает - если случится вдруг
В доме вашем горе-беда,
Мама - самый лучший, надежный друг -
Будет с вами рядом всегда.

Припев:
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.

Так бывает - станешь взрослее ты
И, как птица, ввысь улетишь,
Кем бы ни был, знай, что для мамы ты -
Как и прежде, милый малыш.

Припев:
Мама - первое слово,
Главное слово в каждой судьбе
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе

                                     

                                                                                                                                                    11

                      Материал для индивидуальных карточек.

1. Мамочка милая, нежная, славная,                                                         Добрая умная и лучезарная.                                                                              В ладонях я счастье тебе подарю,                                                 «Спасибо» за все я тебе говорю.

2.   Ты дорога мне, ты бесценна!                                                              Поймешь, поможешь и простишь.                                                            Твоя улыбка - драгоценна,                                                                         Ты, улыбнувшись, исцелишь.

3.     Мамин голос молодой -    

        Самый добрый и родной.                                                          

      Я всегда его узнаю                                                                  

       Среди сотен голосов.                                                                      

       Я про игры забываю                                                                                      

        И бегу на мамин зов.

4.     Мать и пожалеет, мать и укачает,                                                                                Ласкою развеет горести, печали.                                                                                  Радуется мама, коль у нас удача,                                                                                                                       Лечит наши раны, о невзгодах плачет.

5.    Кто вас, дети, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит?
Не смыкая почти глаз,
Все заботится о вас?        
Мама дорогая! Мама золотая!

6.    Мама - самый дорогой человек в жизни.

Мамин голос, нежный и ласковый, как весенний ручеек. А какие золотые руки у мамы, сколько они умеют. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает жизнь ребенка.

                                                                                                                                                          12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение "Описание берёзы", учитель-логопед Бакулина В.Л.

На уроке проводится подготовка учащихся третьих классов к сочинению «Описание берёзы». Дети знакомятся с произведениями художественной литературы, посвященными березе, отбирают из этих произведений ма...

Программа кружка "Юные писатели", учитель-логопед Бакулина В.Л.

Цель кружка «Юные писатели» для четвёртых классов – научить детей писать изложения и сочинения разных типов и стилей речи. Занятия кружка проводятся два раза в неделю. На занятиях кружка школьники усв...

Тип текста - рассуждение, учитель-логопед Бакулина В.Л.

На уроке обучающиеся совершенствуют умения и навыки конструирования и редактирования текста-рассуждения. Новый материал на занятии представлен в виде мультимедийного проекта на тему «Почему берёзу счи...

"Слоговой анализ и синтез слов", учитель-логопед Бакулина В.Л.

На логопедическом занятии в первом классе учащимся даётся понятие о слоге, вырабатываются умения делить слова на слоги и составлять слова из слогов. Занятие проводится в форме прогулки в лес....

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...