Состав слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Васильева Эльвира Геннадьевна

Урок закрепления в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Sostav_slova_3_kl..doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе.

Тема урока: Части слова: корень, окончание, приставка.

Цель урока: Закрепление изученного материала.

Задачи урока:

  1. Способствовать формированию у учащихся представлений о морфемах, умения распознавать в словах и подбирать части слова, подходящие по смыслу.

  1. Развивать речь, мышление, познавательный интерес.

  1. Корригировать мелкую и общую моторику.

  1. Прививать любовь к родному языку, воспитывать умение работать в коллективе, в парах.

Оборудование: остров, «дворцы» морфем, фигурки частей слова, карточки с заданиями, учебник.

Ход урока.

1.Организационный момент.

   Постановка целей урока.

- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость от общения друг с другом.

- Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в грамматическое царство, орфографическое государство – страну МОРФЕМИКУ.(на доску вывешивается корабль)

       Запишите в судовой журнал(тетрадь) дату нашего путешествия и место нашего отправления(минутка чистописания).

2.Словарная работа.

- Чтобы отправиться в путешествие, необходимо приобрести билеты.

На карточках вставьте пропущенные буквы в словах.

Карточка №1

пш__ница

п__года

в__сток

ж__лтый

д__рога

к__ртофель

тракт__р

мес__ц

ч__рный

ур__жай

Взаимопроверка.

3.Повторение и закрепление знаний о морфемах.

- Закройте глаза. Крибле, крабле, бумс!

Мы оказались в сказочной стране МОРФЕМИКЕ и отправляемся в гости к нашим знакомым-частям слова.

       (на доске - три дворца)

- Как вы думаете, кто главный в этой стране и почему? (корень)

- Чтобы попасть в этот дворец, нам нужно вспомнить , что такое корень слова? Это общая часть родственных слов.

       (двери одного дворца открываются)

- Ребята, а здесь записка. (читает ученик)

«Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками, они разбрелись по всему и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста, соберите нас вместе в моем дворце.

Корень БОЛЬ»

- Помогите корню, подберите родственные слова с таким же корнем.

(дети по цепочке на доске и в тетрадях записывают однокоренные слова).

- Корень в знак благодарности дарит нам игру «Третий лишний».

Назовите лишнее слово:

Дерево, сосна, деревянный

Дождь, дождливый, дождаться

Гора, горный, горевать

Весельчак, веселый, радостный

Крепость, крепкий, прочный

Белый, белка, бельё

- Молодцы!

-Корень узнал, что мы спешим к его сестре – приставке и открыл секрет.

Оказывается нам нужен специальный пропуск!

(на листе бумаги написано слово СНЕГ)

- Назовите однокоренные слова так, чтобы они не повторялись.

Есть среди них слова с приставкой?

А вот и сама госпожа приставка приветствует нас!

- А что вы знаете о приставке? (приставка-это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).

- Молодцы! И приставка дарит вам задание:

стр. 75, упр. 167, 166 (по выб.)

Физминутка – остров Утят (музыкальная)

- Пришло время отправляться во дворец к окончанию.

- Как бы вы представили его тем, кто с ним не знаком?

(окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании).

- Да, в этом дворце постоянно что-то меняется! Что же здесь происходит, попробуем проследить.

«Поймай окончание» (выполняет каждый ученик на месте)

Карточка №2

возле высокого дом__

к кирпичному дом__

за старым дом___

о красивом дом___

Проверка.

- Прочитайте запись на доске:

           В, хорошо, а лучше, дом, гости.

- Получилась ли у вас пословица? Что необходимо изменить? (порядок слов и окончания в словах)

- Составьте и запишите пословицу в тетрадь. Выделите окончания в словах, где пришлось его изменить. (учитель пишет на доске)

- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

- Пришла пора и нам возвращаться домой.

- Как вы думаете, какой еще брат есть у корня? (суффикс)

- С суффиксами мы познакомимся на следующем уроке/

4. Итог урока.

- Наш корабль благополучно причалил к классной пристани.( на доске-домик)

- Давайте на прощание еще раз повторим, у каких частей слова мы были в гостях, дайте им определения.

- Морфемам понравилось, как вы работали, они приготовили для вас интересное домашнее задание:

Карточки.

1 уровень

Разбери по составу слова: восход, задачи, вывоз, полет, приказы.

           Составь три предложения с этими словами.

2 уровень

Подберите слова к схемам:

Составь три предложения с этими словами.

3 уровень

    1. Выбрать слова, которые в большей степени подходят к сказке (лишние слова зачеркните)

    2. Выделить в выбранных вами словах приставку.

    3. Вставьте пропущенные окончания.

    4. В подчеркнутых словах выделите корень.

            Жил-был в одном царстве Корень слова. (Задумал, решил) он своего брата навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. (устал, утомился) Корень. (Присел, сел) он под березку, лапти свои (скинул, положил). Сидит Корень, (ест, закусывает) хлеб, водицей (запивает, прихлебывает).

- Поделитесь своими впечатлениями от урока. Что вам понравилось, какие задания были интересными? Трудными?

- Всем спасибо за работу. Урок закончен.

5. Выставление оценок.

Провела: учитель начальных классов

Васильева Эльвира Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Состав слова. Приставка-часть слова.

Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Состав слова. Роль каждой части слова.

Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...