Урок русского языка по теме " НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Воличенко Светлана Юрьевна

Урок-путешествие по сказке по теме " НЕ с глаголами"-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme.zip15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме

                         "НЕ с глаголами".

          Путешествие по сказке.

                                      Воличенко  Светлана  Юрьевна

Тема: « Не с глаголами».

Цель: закрепить знания учащихся о правописании безударной гласной в корне, познакомить с отрицательной частицей  НЕ , формировать умение правильно писать частицу  НЕ с глаголами, познакомить с глаголами-исключениями,  развивать речь учащихся , логическое мышление, внимание.

                                   

                                             Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Работа над темой.

-Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вот одно из них. Посмотрите на доску. Что заметили?

Б..жать , л..сок ,не..говорит ,пот..мнел ,. р..ка ,под..конник, в..терок, св..стели.

-Спишите, вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Проверим теперь .

-Разделите слова на две группы и запишите. ( Разбираются все варианты, но останавливаются на существительных и глаголах).Далее стираем существительные, оставляем глаголы.

-Что можете сказать о глаголах?

-Какое слово лишнее? ( НЕ  ГОВОРИТ, т.к. есть НЕ)

-Какой смысл имеет глагол? (Отрицание)

-Как вы думаете, что придаёт глаголу этот смысл? (Частица НЕ)

-Обратите внимание,  как пишется частица НЕ с глаголами. (Отдельно)

-А как вы думаете, как будет писаться отрицательная частица НЕ с другими  глаголами( Тоже отдельно).

-Приведите свои примеры.

-Сделайте свой вывод.

-Сравните свой вывод с выводом в учебнике.

3.Выборочный диктант.

-Я буду называть глаголы с НЕ и без НЕ .Запишите только глаголы с частицей НЕ.

Не писал, решал, помогать ,не сажает, не играет, уважает, сидит, не читал, пишет, не шутил ,не смущает, бросил, пыхтел, не чихнул.

Взаимопроверка тетрадей.

-Какие слова записали?

-Как записали частицу НЕ?

4.Игра « Доскажи пословицы»

 
(НЕ) откладывай доброе дело………. на завтра
Шила в мешке…….. (не) утаишь
Чего (не) знаешь, того и ……….(не) говори
Новых друзей наживай, а старых……….. (не) забывай
Одна ласточка весны……… (не) делает
Кто вчера солгал, тому завтра…… (не) поверят .
За деньги дружбу………. (не) купишь .

Кашу маслом…….. (не) испортишь .
Знания на плечи…….. (не) давят.
За словом в карман……… (не) полезет .

-Объясните смысл данных пословиц.

5.Работа с грамматической сказкой.

-Сейчас я вам расскажу сказку:

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол.Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил : « Люблю». А она ………» Не  люблю».Он признавался : « Верю», а она ему….» Не верю».

И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул…..

( А что было дальше ,сейчас узнаем-два ученика читают по ролям)

-Слезь со стула!

-Не хочу!

-Упадёшь!

-Не упадёшь!

Отойди!

-Не отойду!

-Слезаешь?

-не слезаю!

-Молчишь?

-Нет, не молчу.

-Может конфетку хочешь?

-Нет! Да, хочу,хочу!

-Что вы заметили в тексте?( Есть НЕ с глаголами, есть диалог)

6. Физкульт минутка .
Проверим, насколько вы на уроке были внимательны.
Поднимите руки над головой если глаголы надо писать слитно, и положите руки на стол – если их пишем раздельно.

Не решает, ненавидеть, не знает, негодовать, неволить, не скучает, недоумевать, не бегает, недомогать, не боится.

7. Восстанови текст


-Разобрать по членам предложения :
Мать наказала няньке (не) оставлять ребенка одного, (не) допускать к лошадям, (не) уходить далеко от дома, (не) пускать в овраг.

(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает (замок) .
Честные глаза в бок (не) глядят.
Под лежачий камень вода (не) течет (безделье).

8. Исключения
-Но есть глаголы, которые пишутся с НЕ слитно.
-Давайте объясним их смысл.
Негодовать – возмущаться, быть недовольным
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не
приложить.
Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза
Неволить  принуждать, заставлять делать что-то
Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение
Недомогать – испытывать болезненное состояние
Нездоровится – болеть, хворать

-Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется слитно с глаголами?

-Без НЕ эти глаголы не употребляются. 
-Запишите эти глаголы в тетрадь.

9.Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-А ведь сказка ещё не закончена. Слушайте:

Частица  НЕ  никогда на подходила к Глаголу близко и писалась отдельно. Однако  Глагол  был постоянным в своих чувствах. И вот однажды  НЕ  говорит ему: « Докажи , что мы не можем жить друг без друга».Вздохнул глагол и отправился  скитаться по словарям и учебникам.

-Ребята, хотите помочь Глаголу?

-Тогда вам домашнее задание:

-Найдите такие слова, где НЕ и глагол не могут друг без друга, т.е. пишутся вместе. Запишите их в тетрадь. И этим мы поможем глаголу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ.

   По образовательной цели – это урок изучения нового материала, по типу проблемно – диалогический. Форма работы – коллективная.  Все задания  данного урока направлены на фо...

Урок русского языка, тема "Не с глаголами" , 4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением системно- деятельностного подхода способствующего формированию навыков самооценки учебной деятельности. Выполнение учебно- практических и учебно- по...

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...