урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание гласных в корне" по учебнику Л.Я.Желтовской УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема : «Правописание гласных в корне слова».

Цели: отработка умения распознавать в словах проверяемые  и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова, провести экскурс в этимологию слова (поиск исторического корня), познакомить с разновидностью колокольного звона, воспитывать культуру речи.

Оборудование: зашифрованные слова на карточках, слова с общим историческим корнем –коло-, с/д диск «Колокола России», рисунок колокольчиков, у детей толковые словари, учебник Л.Я. Желтовской «Русский язык».

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.
  1. С каждого ряда вызывается по одному ученику , им дается задание- расшифровать словарные слова

ГОНВА                                  СТОКВО                            ОКЗАВЛ

ЕЬНЕСЕРКСОВ                   ЛИЦАСТО                          ЦАНИЛЕСТ

ГАЗМАИН                            АМОЛОС                           СЯМЕЦ

Ответы: вагон, воскресенье, магазин, столица, солома, вокзал, лестница, месяц.

1.2 Фронтальная работа с классом.

Устный диктант с использованием веера с гласными буквами. Называют проверочное слово.

Поласкать щенка, полоскать белье, закалиться на солнце, расколоть дрова, отварить картофель, отворить дверь, посидеть на скамейке, поседеть к старости, проживать на даче, прожевать мясо, слезать с забора, слизал сметану, запивать лекарство, запевать песню.

 

Проверка учащихся у доски.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Дети: О правописании гласных, проверяемых ударением и непроверяемых).

  1. Чистописание.

- Расшифруйте новое словарное слово, о котором пойдет речь на уроке.

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Произнесите с ударением. На какой слог падает ударение?

- На первый.

- Какую гласную надо запомнить?

-Надо запомнить сочетание –оло-.

  1. Работа по теме урока.

- Откройте учебники на с. 112, прочитайте задание к упражнению №18.

- Рассмотрите рисунки. Нам нужно сделать подписи к рисункам. У вас есть подсказка – все эти слова имеют общий исторический корень –коло- в значении «круглое».

-Откроите толковые словари на –коло-.

Дети работают со словарями: читают слово и его лексическое значение. На доске учитель выставляет карточки со словами.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

КОЛОБОК

КОЛОКОЛЬНЯ

КОЛЬЧУГА

КОЛОКОЛ

КОЛОДЕЦ

КОЛОВОРОТ

КОЛУН

-Найдите среди этих слов однокоренные слова.

-Колокол,. колокольчики, колокольня.

-Все остальные слова являются словами с общим историческим корнем. Они не являются однокоренными.

- Запишите в словарик новое словарное слово.

КОЛОКОЛ                          КОЛОКОЛЬЧИК

  1. Физминутка.
  1. Упражнение для глаз.
  2. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

5.Закрепление.

- Прочитайте отрывок из стихотворения в упражнении №19.

-Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

-О каких цветах так говорят?

-Почему они так называются?

-Цветок по форме напоминает колокол.

- В каком значении употреблено слово «язычок»?

- В переносном.

- Что за язычок у цветка колокольчика?

- Это желтый пестик.

- К сожалению все меньше и меньше становится в лесу цветущих растений. Колокольчики занесены в Красную книгу.

- Запишите загадку и отгадку. Как вы напишите слово «колокольчики»?

-С сочетанием –коло-.

 -Как вы понимаете выражение «язык колокола»?

-Это звонит колокол.

- Оказывается существуют разные виды колокольного звона. Об этом мы узнаем из отрывка книги Л.Яхнина «Колокола России».

Чтение текста из упражнения №20.

Тренькает и заливается мелкий колокольчик- звончик, бубенчик.

Тихо позванивают и словно болтают между собой колокольцы-ботало. Их надевают на коров, коз- пастух спокоен. Животные не потеряются.

    Звучит колокол и в открыто море. Зовут его по – корабельному- рында.

    Особым колокольным звоном встречают утро, день и вечер колокола церковной звонницы.

   В предвестии беды тревожно гудит набат.

-О каких разновидностях колоколов и их «голосах» говорится в тексте?

-Колокольчики-бубенцы, колокольцы-ботало, рында, церковная звонница, набат.

-выпишите однокоренные слова с корнем –колокол-.(колокольчик, колокольцы, колокол, колокольным).

- Подчеркните безударные гласные.

Выполняют с комментированием.

-А теперь послушайте колокола России. (звучит муз. Запись).

- Послушайте отрывок из стихотворения Н.Рубцова. (Учитель читает вслух текст из упр. №22).

У окон около колонн,-

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

- В каких словах имеется исторический корень?

-Около, колонн,, колокольный, колокольчиковый.

- Спишите, подчеркните исторический корень.

6.Итог урока.

-Что нового вы для себя открыли?

-В словах может быть исторический и современный корень. Виды колокольного звона.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...