Разработка урока "Имя прилагательное. Изменение по родам, числам и падежам"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Сорокина Светлана Александровна
Урок предназначен для учащихся 3 класса по предмету "Русский язык". Целью данного урока является показать изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. В уроке реализовываются здровьесберегающие технологии, а также используется диск "Наставник. Русский язык".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Imya_prilagatelnoe.zip851.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

3 класс по программе «Начальная школа 21 века»

Тема: «Имя прилагательное. Изменение по родам, числам и падежам».

Цель: Показать изменение имён прилагательных по родам, числами падежам.

Задачи:

Обучающие:  

  1. Создать условия для решения проблемных задач.
  2. Формировать умение анализировать, сопоставлять, рассуждать.

Развивающие:

  1. Развивать память, самооценку, внимание

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес, любовь и уважение к родному языку.
  2. Воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие.

Оборудование: презентация к уроку, проектор,  интерактивная доска, спокойная музыка, сигнальные карточки, ёжик настроения с яблоками и грушами.

Диск «Наставник. Русский язык».  

Ход урока.

1. Организационный момент урока. Настрой на работу. Упражнение, успокаивающее дыхание.

вдох

выдох

пауза

4 с

4 с

2 с

4 с

5 с

2 с

4 с

6 с

2 с

 

Минутка «вхождения» - получить положительные эмоции и жизненную силу. ( Взяться за руки, улыбнуться друг другу, сказать добрые слова соседу по парте и пожелать удачи на уроке).  

2. Объявление темы урока.

Давайте подготовим руку к письму. (Поочерёдное касание с лёгким надавливанием подушкой каждого пальчика руки о большой палец).

Запись в тетрадях: число, классная работа.

- Сядьте удобно, закройте глаза и послушайте музыку.

Звучит спокойная музыка.

-Какая музыка была по характеру?

-Вы сейчас называли слова, какой частью речи они являются?

-Что вы уже знаете об имени прилагательном?

-Сегодня мы продолжаем изучать имя прилагательное. Слайд 1.

Нас ждут чудесные открытия.

3. Работа по теме урока. Выведение правила.

-Посмотрите на экран и составьте с этими предметами словосочетания с прилагательным волшебный. (Волшебный сундук, волшебная палочка, волшебное зеркало). Слайд 2.

-Посмотрите внимательно на словосочетания и скажите, слова какой части речи изменяются по родам, а какой не изменяются ?( изменяются прилагательные, а существительные- нет)

-Давайте проверим, правы ли мы.

-Откройте учебник на странице 74. Прочитайте правило.

-Итак, как же определить род имени прилагательного? слайд

Слайд 3.

Составление алгоритма на экране:

  1. Определить род имени существительного.
  2. Задать вопрос к  прилагательному.
  3. Определить род прилагательного.

-Запишите составленные словосочетания, определите род имён прилагательных по алгоритму, выделите окончания.

Волшебный (м.р.) сундук (м.р.), волшебная (ж.р.)  палочка (ж.р.), волшебное (ср.р.) зеркало (ср.р.).

4. Упражнение в определении рода имён прилагательных. Работа в паре.

Устное выполнение упражнения 1 учебник страница 75.

Ученик 1 варианта определяет род имени прилагательного, а ученик 2 варианта проговаривает окончание этого прилагательного.

Словосочетания упражнения: спелая (ж.р.) груша, крупный (м.р.) картофель, золотая (ж.р.) пшеница, соломенное (ср.р.) кашпо, холодное (ср.р.) молоко, горячее (ср.р.) какао.

-Что означает слово «кашпо»?

На доске иллюстрация. Слайд 4.

Учащиеся высказывают свои предположения.

 Чтение  значение  слова  из толкового словаря.

Кашпо- декоративная ваза для цветочного  горшка.

Гимнастика для глаз.

1. Осторожно, без нажима,  в течение 10-20 секунд массировать глазные яблоки, предварительно закрыв глаза.

2. Быстро моргать, не напрягая веки 30-60 секунд, закрыть глаза и отдохнуть в течение 1 минуты.

Такой отдых следует давать глазам при проявлении усталости.

5. Работа с разделом «Говори правильно».

Прочитайте словосочетания в рамочке. (Новый тюль – м.р., детский шампунь –м.р.).

-Составьте с одним из словосочетаний предложение. Ученики 1 варианта составят со словосочетанием «новый тюль», а 2 вариант –«детский шампунь».

Дети говорят свои предложения.

-Понравившееся предложение запишите. Над прилагательном надпишите род. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

-Итак, каким членом предложения является прилагательное? (определением)

-Как определить род имён прилагательных?

6. Упражнение в определении рода имён прилагательных и как члена предложения.

Учащимся раздаются карточки.

-Спишите текст и определите род имён прилагательных.

Карточка для слабых учеников.

Кончилось тёплое лето. Пришла дождливая осень. Подул холодный ветер.

Карточка  для сильных учеников.

Было летнее  утро. В овраге журчал звонкий ручей. В поле чуть-чуть колыхалась золотистая рожь.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте по экрану работу. Исправьте  ошибки. Слайд 5.

Вариант 1.

Кончилось  тёплое (ср.р.) лето. Пришла дождливая (ж.р.) осень. Подул холодный (м.р.) ветер.

Вариант 2.

Было летнее (ср.р.) утро. В овраге журчал звонкий (м.р.) ручей. В поле чуть-чуть колыхалась золотистая (ж.р.) рожь.

Оцените  работу сигнальной карточкой.

(У детей светофоры. Если всё правильно – зелёный цвет, если есть 1-2 ошибки – жёлтый, более 2 ошибок - красный).

- Как же вы определяли род имён прилагательных?

Речевая дыхательная разминка.

Встаньте. Повторяйте за мной.

Заяц пробежал. Заяц пробежал по лугу. Заяц пробежал по росистому лугу. Заяц пробежал по росистому лугу за травой. Заяц пробежал по росистому лугу за сочной травой.

7.  Дополнение правила о прилагательном.

 Посмотрите на экран. Прочитайте первую пару словосочетаний. Сравните. Слайд 6.

Сочная трава - за сочной травой

-Как изменилось прилагательное? Подумайте, а почему изменилось имя прилагательное? Может ли прилагательное изменяться по падежам?

-Прочитайте вторую пару словосочетаний.

Серебристая песенка – серебристые песенки

- Как изменилось прилагательное? Почему? Может ли прилагательное изменяться по числам?

-Ещё раз посмотрите на словосочетания. Давайте сделаем вывод. Как может изменяться прилагательное? (по родам, числам и падежам)

На экране правило, которое мы с вами уже изучали. Прочитайте его. Слайд 7.

Имя прилагательное – часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чьё? Чья? Чьи?

А теперь давайте дополним его.  Работа с экраном. Слайд 8.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам,  падежам. В предложении чаще всего  прилагательные являются определениями.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам называется склонением.

8. Упражнение для закрепления.  Тест из программы «Наставник».

Тест: Правописание окончаний прилагательных  в ед.ч. Т-1 (22).

Задание выполняется с помощью интерактивной доски и виртуальной клавиатуры, выведенной на экран.

9. Итог урока.

Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке?

-Оцените свою работу на уроке.  Вот перед вами Ёжик -  настроения. Если вы встревожены, огорчены, то выберите красное яблоко и прикрепите его на ёжика. Если вы спокойны, довольны своей работой на уроке, то выберите зелёное яблоко и прикрепите его на ёжика. Если вы не можете себя оценить, выберите грушу и прикрепите её на ёжика.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. 3 класс. Программа . "Перспектива"

Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; учить определять род, число и падеж; развивать умение находить имена прилагательные в тексте,  ставить к ним вопросы: активизировать поз...

Дидактический материал по русскому языку для 4 класса. Темы уроков: «Имя прилагательное», «Изменение прилагательных по родам, числам и падежам»

Дидактический материал состоит из карточек, охватывающих программный материал по русскому языку для 4 класса. Темы уроков: «Имя прилагательное», «Изменение прилагательных по родам, ч...

Методическая разработка при изучении темы "Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам" в 3 классе УМК "Перспектива"

Индивидуальные карточки для закрепления материала по теме " Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам" в 3 классе УМК Перспектива....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж Планируемые результатыПредметные:-  правило написания...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам». Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении имен прилагательны...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...