Конспект урока. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. 3 класс. Программа . "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кичигина Ирина Анатольевна

Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; учить определять род, число и падеж; развивать умение находить имена прилагательные в тексте,  ставить к ним вопросы: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, развивать речь, навыки  грамотного письма и каллиграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_3_klass_russkiy_yazyk.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

22.04.2015

Конспект урока.

Учитель:  Кичигина Ирина Анатольевна.

Предмет: русский язык. Класс 3а

Тема урока: Изменение  имен прилагательных по родам, числам  и  падежам. (5урок из 9)

Цель урока:  Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; учить определять род, число и падеж; развивать умение находить имена прилагательные в тексте,  ставить к ним вопросы: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, развивать речь, навыки  грамотного письма и каллиграфии.

Учащиеся должны:

  -уметь находить имена прилагательные

  -уметь определять род, число и падеж имен прилагательных

  -формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.

Оборудование: карточки для работы в парах,  карточки для дифференциальной работы, ноутбук, проектор.

Ход урока.

Этапы урока

Цель, задачи, методы, средства.

Результативность

Содержание

Учитель

Ученик

1.

Самоопределение к деятельности. (организационный момент).

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Дети включились в деятельность.

У учащихся возникла положительная эмоциональная направленность.

Высказываю добрые пожелания детям, предлагаю пожелать друг другу удачи.

Хлопают в ладони друг другу с соседом по парте. Дети высказывают эпиграф: «С малой удачи начинается большой успех»

Минутка чистописания. (Заглавная и строчная буквы Пп)

Словарная работа по компьютеру.

2.

Актуализация опорных знаний и мотивация.

Повторение изученного материала.

Повторили изученный материал.

Выявили затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Ребята, на доске даны 3 группы слов. Посмотрите внимательно и скажите, в какой группе все слова являются именами прилагательными.

1.Погода, добрались, мы, поляна, покрыла, злой.

2.Теплая, летний, прохладное,  утренняя, нежное.

3.Состав, стоит, вас, черемуха, двор, пушистая.

Дети находят группу слов и аргументируют свой выбор, самостоятельно выводят тему урока. Мы продолжим работу над  темой «Имя прилагательное.» Будем учиться определять род, число, падеж имен прилагательных.

3.

Упражнение в нахождении имен прилагательных, в определении рода.

Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме.

Проговорили тему и цели урока.

Ребята, давайте вспомним все то, что мы знаем об имени прилагательном.

Дайте определение этой части речи.

Как изменяются имена прилагательные и с какой частью речи согласуются?

Какой член предложения обычно бывает выражен именем прилагательным? Первое задание, которое вам предстоит выполнить – определить род имен прилагательных в следующих словосочетаниях. Вспомним, как определить род имен прилагательных?  Чтобы выполнить это задание правильно, вспомним, какие окончания имеют имена прилагательные в мужском, женском и среднем роде?

Обрывист… берег, летн.. солнце, младш.. брат, средн.. звено, син.. юбка, хорош.. настроение, настоящ.. чудо.

Скажите, на что мы должны ориентироваться при правильном написании окончаний женского и среднего рода?

Дети выполняют задание самостоятельно и затем проверяют. Объясняют, какое окончание написали и почему.

Далее ребята отвечают на вопрос: на что мы должны ориентироваться при правильном написании окончаний женского и среднего рода?

Чтобы не ошибиться  в написании окончаний женского и среднего рода, необходимо смотреть на согласный  перед окончанием, если согласный твердый, то пишем окончание ая, т.к. именно буква а  делает предшествующий согласный твердым, а если согласный мягкий, то пишем – яя, т.к. буква я делает предшествующий согласный мягким. (Аналогично и в среднем роде). А также не забываем про сочетания жи –ши, ча-ща. (Чужие, настоящая, окрепшие..)

4.

Физминутка.

5.

Упражнение в нахождении имен прилагательных и определении числа .

Обсуждение затруднений.

А сейчас работа в парах. На листочках даны предложения, ребята 1 варианта выписывают имена прилагательные во множественном числе, а ребята 2 варианта – в единственном числе.

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. Закончились летние теплые ночи. Теплом растопит солнышко, как воск, снега пушистые. На полянке росли молодые березки. Крупные капли дождя падали на землю.

При взаимопроверке ребенок называет имя прилагательное во множественном числе, а сосед должен назвать это имя прилагательное в единственном числе и наоборот.

(Обязательно даю время на то, чтобы ребята в парах нашли все изученные орфограммы (например, в 1 предложении), пересчитали их, наклоняюсь к паре, они называют количество отмеченных орфограмм, сравниваем ответы, вместе проверяем и определяем, кто прав.)

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Небольшой объем самостоятельной письменной работы (4-5) минут.

Метод: самоконтроль.

Используя имеющиеся знания, ребята выполняют упражнение.

Ребята, а сейчас вы должны самостоятельно выполнить задание в тетради на печатной основе. Упр № 145 с 89

Дети выполняют задание в тетради и проверяют его.

Оценивают свои работы.

7.

Физминутка.

8.

Упражнение в нахождении и определении падежа  имени  прилагательного.

Проговорили закономерность, составили алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Ребята, в начале урока мы говорили о том, что имя прилагательное согласуется с именем существительным. Что мы подразумеваем под этим выражением?

Сейчас вам предстоит в следующих словосочетаниях определить падеж имен прилагательных.

У высокого дуба, солнечным днем, на новой странице, в левую сторону, к любимой бабушке, по песчаному дну, с верхнего этажа, под  большой сосной.

( С этим заданием многие дети легко и быстро справляются, в таких случаях даю дополнительные карточки, дано несколько предложений, найти в них имена прилагательные, определить род, число, падеж). Ребята выполняют и сдают свои работы, получают оценку. (Дети стремятся выполнить задание быстро и правильно, чтобы получить карточку, попробовать свои силы, что называется – мотивация – на лицо).

Ответы детей.

Имена прилагательные согласуются с именами существительными  в роде, числе и падеже. Значит, чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо определить падеж имени существительного.

Дети проговаривают алгоритм определения падежа имени прилагательного.

У высокого дуба – у чего? – у дуба – Р.п., значит и у прилагательного высокого тоже Р. п. ( над каждым именем прилагательным подписывают падеж)

Коллективная проверка.

Если останется время, можно предложить детям просклонять словосочетания:1 вариант - пушистая  верба, 2 вариант – высокое дерево. (Двое детей с обратной стороны доски выполняют это задание, учитель проверяет, открывает доску и ребята сверяются, исправляют ошибки, если таковые  имеются)

Здесь тоже велика вероятность того. Что многие быстро просклоняют словосочетания, предлагаю дополнительное задание для этих детей.

Даны словосочетания и уже определен падеж, задача ребенка – найти ошибки и исправить их.

На разный вкус – В.п.

Под карликовой березой – Р.п.

На свежем воздухе – П.п.

С обидным словом – И.п.

По белому снегу – Д.п.

С ледяной горки – Д.п.

На лазурном берегу – Т. п.

В зимней одежде - Р. п.

Над лесной поляной – В.п.

9.

Рефлексия деятельности

Осознание учащимися своей учебной деятельности. Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Оцените свою работу, используя цветные кружки.

Красный – «Отлично»

Зеленый – «Хорошо»

Синий –«Постарайся».

10.

Итог урока

Какое задание было самым интересным? Трудным? Что помогло справиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Изменение имен прилагательных по родам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока "Изменение имен прилагательных по падежам" (3 класс, УМК "Школа России)

Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.Цели урока: формировать умение определять падеж прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируемые результаты:Предметны...

Методическая разработка при изучении темы "Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам" в 3 классе УМК "Перспектива"

Индивидуальные карточки для закрепления материала по теме " Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам" в 3 классе УМК Перспектива....

Конспект урока "Изменение имен прилагательных по родам"

Конспект урока "Изменение имен прилагательных по родам"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам». Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении имен прилагательны...

Конспект урока "Изменение имен прилагательных множественного числа по падежам"

Конспект урока и презентация на тему "Изменение имен прилагательных множественного числа по падежам" 4 класс....

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...