Урок русского языка "Упражнение в написании мягкого знака на конце слов после шипящих"
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Чернова Татьяна Юрьевна

Урок разработан по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка 3 класс22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России»

Тема: Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

Цели: - углубить знания о роли мягкого знака в слове (мягкий знак как показатель мягкости согласного звука, разделительный мягкий знак; формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце (мягкий знак в этих словах является показателем имён существительных женского рода));
- развивать умение писать слова с изученными орфограммами, внимание
, умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы

- воспитывать  любовь к родному языку,  культуру общения, аккуратность

Оборудование: карточки - билеты, круги- светофор, доска, схемы

                                                                  Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок .
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты .
Слушаем , запоминаем
Ни минуты не теряем.

- Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь, приготовьтесь  к путешествию.

2. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы продолжим  путешествие по стране Имя существительное. И продолжим знакомиться с удивительными приключениями Мягкого знака, о его встречах с разными словами, на конце которых есть шипящие согласные. Этот урок должен помочь вам подняться на одну ступеньку грамотности.

-Зачем нужно нам быть грамотными?

3. Словарная работа

-Приступим к первому испытанию.

На доске:

     В.р.б.и, т.трад., п.л.то, учит.л., к.н.ки, в.рнут., к.рабл., к.ртофел., кр.ст.яне.

-Прочитайте слова. Что в них общего?

-Что в них различного?

-Какое слово лишнее? Почему?

-Что такое имя существительное?

-Как изменяется имя существительное?

- Какое задание можем выполнить с этими словами?

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, лишнее слово не писать, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

- Какую работу выполняет ь знак?

Проверка:

- Два ученика выполняют задание с другой стороны доски, остальные в тетради.

- Проверка по доске.

- Докажите свой выбор.

4. Работа над темой урока

1).- Какую ещё работу может выполнять мягкий знак в именах существительных?

- На прошлом уроке ь знак отправился в страну Существительных совершать добрые дела. Сегодня он узнал, что в этой стране в заточении находятся некоторые слова, оканчивающиеся на шипящие согласные звуки, и поспешил к ним на помощь.

- Какие шипящие согласные звуки вы знаете?

На доске:

   Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ.

- К  какой части речи  относятся слова, написанные на доске?

- На какие группы их можно разделить? Обсудите с соседом по парте.  (работа в парах)

- Запишите слова в два столбика.

Проверка:

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- В конце существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?

- Назовите имена существительные женского рода.

- Перечислите имена существительные  мужского рода.

Вывод:

- Мягкий знак освободил существительные женского рода. И вдруг раздался шум, свист, шипение. Сильно испугался ь знак и убежал.

- Как вы думаете от каких существительных убежал ь знак?

- Какую схему вы выберите? Почему?        

- Какую схему выберите?

                                   ж                                                                                 ж                                                  

           сущ. ж. р.        ш                 ь                               сущ. м. р.           ш              ь

                                      ч                                                                                  ч

                                      щ                                                                                 щ

2). Физкультминутка:

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову сущ. Ж.р., вы хлопаете в ладоши за спиной, если сущ. М. р., хлопаете ладонями над головой.

     Ёж, лещ, дичь, печь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ.

3).- Страна Существительных большая и мягкий знак продолжил своё путешествие. И ь знак решил по дороге посетить цирк. Купил билет. Билет с текстом лежит у каждого на парте. Вы можете помочь мягкому  знаку, выбрав нужное его место, чтобы в зале не было переполоха.

- Вспомните правило, которое поможет найти место ь знаку.

- Какие еще правила, чтобы не допустить ошибки при списывании?

На карточках:

                                                      В цирке.

        В полноч. на манеж.  вышел циркач. и его доч.  . На нем был плащ.  . В руках он д.ржал мяч.  . Скрипач.  играл марш.  .Вот морж.  поймал мяч.  .В зале с.дела м.лодёж.  .

Проверка:

- К каким существительным ь знак присоединился? Почему?

- Какие еще буквы вставили? Докажите.

4).- Мягкий знак отдохнул и продолжил свое путешествие. Следующую остановку он сделал на страницах учебника.

- Откройте учебник на стр. 172 упр. 456

Проверка в парах.

5).- Путешествуя по стране существительных ь знак встретил на своем пути еще одно препятствие - кроссворд.

- Догадайтесь. Какие слова нужно написать.

1

к

2

л

3

ю


                        4

  1. Течет, течет, не вытечет.

Бежит, бежит, не выбежит. (Река)

  1. Дорога, с рядами деревьев по сторонам.(Аллея)
  2. Снежная буря. (Вьюга)
  3. Кто ходит ночь и день

Не знает, что такое лень? (Часы)

- Какие орфограммы нужно вспомнить, чтобы написать слова правильно?

- Прочитайте ключевое слово? (ключ)

- Какое правило объясняет его написание?

- Напишите в строчку, через запятую. Подчеркните орфограмму.

5. Итог

- Подошло к завершению путешествие мягкого знака по стране Существительных. И напоследок он интересуется, что вы теперь знаете о правописании ь знака после шипящих у существительных на конце слова?

6. Домашнее задание

С.172 упр.457

7.Рефлексия

Светофор

Зеленый- поучительно

Желтый - интересно

Красный- скучно

                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...

Урок русского языка 4 класс «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в соответствии с ФГОС в 4 классе...