Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Калякина Светлана Николаевна

    Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных  задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной связью могут  связываться между собой не только существительные и глаголы, но и другие части речи, выясняют значение взаимной связи между подлежащим и сказуемым в предложении.  Также у детей воспитывается уважение к защитникам Отечества. 

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon RUSSKIY_YaZYK_4_klass_otkrytyy_urok.doc112.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    ТЕМА.

    Роль взаимной связи между словами при построении высказываний.

    Цель.

    Образовательная: познакомить с ролью взаимной связи между словами в построении высказывания; познакомить с другими вариантами типа взаимной связи (не только сущ.+глаг., но и сущ. + прил., мест. + сущ.).

    Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.

     Воспитательная цель: воспитывать уважение к защитникам Отечества.

    1.        Запись числа. Нас ждёт много интересной работы. Работаем быстро, внимательны к каждому слову. Как часовой на посту замечает каждый шорох, чтобы не допустить нарушителя, так и мы не допустим на одной ошибки в наших работах.

    2.        - Между словами высказывания существует несколько типов связи. Назовите их.

    Определите тип связи в синтаксических единицах и покажите на сигналах.

    (открываю задн. часть доски справа, там на бумаге написано:

    солдаты и матросы

             

    смелые и сильные         - Когда связь между словами является  сочинительной?

    советские войска  

                                             - Назовите особенности подчинительной связи.

    разгромили врага           -  Как называется синтаксич. единица с подчинительной связью?

     воины защищают

     народ гордится              - Что такое «Взаимная связь»?

    МОЛОДЦЫ! ВЫ ХОРОШО ОПРЕДЕЛЯЕТЕ ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ.

    3.        -  Теперь будете работать самостоятельно.

    Возьмите карточки на столе, найдите задание 1.Спишите синтаксические единицы в тетрадь, определите тип связи. Два человека будут работать у доски. (с обратной стороны)

    1 вар.

    п(а,о)мог с(а,о)лдату, с(а,о)лдат п(а,о)мог

    2 вар.

    охр(а,о)нять гр(а,о)ницу, гр(а,о)ница охр(а,о)няется

                                             

    Проверяем. Согласны с работой …      ? Встаньте у кого так же.

    -  Сравните слова 1-ой и 2-ой синтаксической единицы: что интересное заметили? Одни и те же слова или разные?

    - А типы связи между ними какие?

    - Какой вывод можно сделать об одинаковых словах в синтаксических единицах и типах связи между ними?

     - ДА, ОДНИ И ТЕЖЕ СЛОВА МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ РАЗНЫМИ ТИПАМИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.

    Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на взаимной связи и узнаем какова её роль при построении высказываний.

    (Открываю заголовок. Прикрепляю      солдат помог)

    4.         - Какие части речи связаны между собой взаимной связью?

    - Ребята, а как вы думаете: может ли этот тип связи связывать между собой другие части речи? (слушаю предположения)

     - Ну что ж, мнения у нас разные , узнаем кто прав.

    Запишем: …       диктуй всем и не забывай называть и проверять орфограммы.

    Читаю: ( в процессе записи вывешиваю на доску)

    он заступник, армия крепка

    - Определите , как связаны между собой слова в высказываниях. (работаем кол – но, дети отмечают в тетрадях, я – на доске.

    он заступник

    армия сильна

    - КАКИЕ ЖЕ ЧАСТИ РЕЧИ КРОМЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ВЗАИМНОЙ СВЯЗЬЮ?

    - ДА, ВЗАИМНОЙ СВЯЗЬЮ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ  И ГЛАГОЛЫ, НО И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

    5.        (Вывешиваю на доску:

                                                         1. здоровый боец

                                                         2. боец здоров

                                                         3. он храбрец

                                                         4. он храбрый

                                          5. броня крепка

                                                         6. крепкая броня

                                          7. он силач                  

                                           8. он сильный

    Запишите на листок только номера тех высказываний, в которых слова связаны взаимной связью.

    1 вариант  по схеме :           мест.           сущ.    

    2 вариант по схеме:             сущ.           прил.

    Проверяем 1 вар.: встаньте те, у кого такие же номера.

     Проверяем 2 вар.

    ФИЗМИНУТКА.

            

                Мы проверили осанку

            И свели лопатки.

            Мы походим на носках,

            Мы идём на пятках.

    Нам лет ещё немного,

    Но все мы молодцы.

    И мы шагаем в ногу

    Как в армии бойцы!

    6.        Запишите словосочетания и определите каким типом связи связаны слова

               в них. Какие орфограммы в слове…?

               российский  солдат,  охранять мир и покой

    -Образуйте из этих словосочетаний одно высказывание

    Российский солдат охраняет мир и покой.

    - Повтори, что будешь записывать. Как  на письме покажете начало и конец предложения?

    - Посмотрите внимательно. Какой новый тип грамматической связи между словами , которого не было в словосочетаниях, в высказывании появился? Между какими словами? Зависимые это слова или независимые?(какую новую синтаксическую ед –цу можно выделить в высказывании? А каким типом связи связаны слова в ней? Зависимые это слова или независимые?)

    - В высказывании вы обнаружили все три типа грамматической связи между словами: подчинительную, сочинительную и взаимную. А без какого из них высказывание разрушилось бы? (давайте проверим: уберём подчинительную связь, сочинительную, взаимную :

    Солдат защищает мир и покой. Российский солдат защищает. – МОЖНО ТАК СКАЗАТЬ?   Российский  защищает мир и покой, Российский солдат мир и покой – ПОЛУЧИТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ?(по очереди закрываю листком слова).

     -КАКОВА ЖЕ РОЛЬ ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ СЛОВАМИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ? (Можно построить высказывание без взаимной связи? Высказывание получится без взаимной связь?)

    7.         Самостоятельная работа.

            Возьмите карточки, найдите задание №2.

                     В  эт(а,о)т  день  наша  стр(а,о)на  поздр(а,о)вля(и,е)т  воин(а,о)в.  Люди  

              бл(а,о)годарны  св(а,о)им  г(и,е)роям.

                       Они   з(а,о)щитн(и,е)ки   Отечества.  Р(а,о)(с,сс)ия  с(и,е)льна  армии(и,е)й  и    

              флот(а,о)м.

    Прочитайте.  

    - О каком празднике идёт речь? Как можно озаглавить этот рассказ?

    - За что весь народ благодарит воинов?

    - Как мы можем выразить свою благодарность защитникам Отечества?

    - Спишите текст (1 вариант – первый абзац , 2 вариант – второй абзац. Тот ,кто  на первом варианте сделает работу раньше – можете продолжить работу над вторым абзацем), определите части речи, как связаны между собой слова в высказываниях, и укажите и связи между ними стрелочками.

    Проверяем.

    -Из каждого предложения назовите те слова, которые связаны взаимной связью.

    - Какие это части речи?

    - А если убрать взаимную связь из высказывания?(Закройте пальцем вз. связь в первом высказ. Что случилось с высказ.?)

    - ЧТО НОВОЕ ВЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ?

    - А НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ ВЫ УЗНАЕТЕ, КАК НАЗЫВАЕТСЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА, ОБРАЗОВАННАЯ С ПОМОЩЬЮ ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ.

     

    8.        ОЦЕНКИ.

            У доски работали      ….. и   …….

            За работу на уроке …….

            Все получат оценки за самостоятельную работу над текстом.

    9.         д/з   с. 52 №242

               Надо озаглавить текст , определить: повествование, описание или рассуждение это

                и указать стрелочками связь между совами.

    РУССКИЙ ЯЗЫК

    ТЕМА.

    Однородные члены предложения на примере подлежащих и сказуемых.

    Цель.

    Образовательная: познакомить с однородными членами предложения на примере подлежащих и сказуемых; закреплять умение ставить запятые при однородных членах предложения; учить определять в предложении подлежащее и сказуемое.

    Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.

     Воспитательная цель: воспитывать любовь  к матери.

    1. Запись числа.

           -  С какими членами предложения мы познакомились?

    - Сейчас проверим, как вы умеете находить сказуемое и подлежащее в предложении.

    Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

    В окошко    ……….     долгожданная   ……….  .                постучала         наступит

    Скоро   ………..     мамин    ………..  .                                праздник          весна

    Дети называют слова, я вставляю в текст.

    В окошко постучала долгожданная весна.

    - Покажите на сигналах, каким членом предложения является слово  постучала  ?

    - Как вы определили сказуемое?

    (В предложении сообщается о реальном, происходящем на самом деле. Изменю, я требую, чтобы произошло:   Постучи в окошко долгожданная весна! Форма предложения изменилась благодаря изменению формы глагола  постучи.  Значит, сказуемое   постучала.)

    - Каким членом предложения является слово  весна  ?

     - Докажи.

    (Глагол  постучала стоит в форме  ж. р. , ед. ч., потомучто его ограничивает существительное весна. Оно ж. р., стоит в ед. ч.  Значит, сущ.  весна является подлежащим.)

    - Восстановите второе предложение.

    Скоро наступит мамин праздник.

    - Каким членом предложения является слово   наступит  ?

    - Каким членом предложения является слово  праздник  ?

    ВЫВОД.

    - Какой член предложения называется сказуемым?

    (Сказуемое – это член предложения, с помощью которого выражается ГЗ предложения.)

    - Что такое «подлежащее»?

    (Подлежащее – это член предложения, от которого зависят гр.   формы сказуемого.)

    - СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ НАБЛЮДАТЬ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДЛЕЖАЩИХ И СКАЗУЕМЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

    Чтобы наблюдения были успешными, нам надо быть внимательными, работать дружно и быстро.

    1.  - Вы уже многое знаете о сказуемом и подлежащем.

    - А какой член предложения надо находить сначала, а какой потом?

    (Сначала находят сказуемое, а потом – подлежащее.)

    - Почему?

    ( Чтобы определить подлежащее, надо сначала найти сказуемое.)

    -Найдите на листочках зад. 1.

    -Прочитайте

    1 вар.

    Все дети   г(а,о) товят   п(а,о)дарки.  Маша  н(а,о)рисовала п(а,о)ртрет мамы.  

    - Объясните орфограммы. (объясняют по одному слову несколько человек)

    -Прочитайте

    2 вар.

    Оля  (з,с)делала   кр(а,о)сивую   (а,о)ткрытку.  Ира  выш(и,е)ла на салфетк(и,е)  цв(и,е)ток.  Мальч(и,е)ки сп(а,о)ют и станцуют для мам.

    - Объясните орфограммы.

    - Спишите предложения. Найдите в них сказуемое и подлежащее.

    У доски будут работать ……..  и ………

    - Проверим. Согласны с работой ……?

    - Встаньте, у кого так же как у …   , как у ….

    -Оля, что такое «сказуемое» ?

    - Надя, что такое «подлежащее» ?

    - Что-нибудь необычное заметили во втором предложении? Сколько в нём сказуемых?

    - Можно их назвать однородными?

    - А какие слова называют однородными?

          (Однородные – это слова, которые выполняют одну работу и грамматически не зависят друг от друга.)

    Докажите, что сказуемые однородные.

    (Глагол   споют  стоит в 3 л., мн. ч.,  глагол  станцуют  стоит в 3 л., мн.ч., значит работа одинаковая, связь между ними сочинительная, выражена союзом  и .)

    - С помощью чего выражается связь между однородными словами в речи?

    (с пом. союзов и интонации перечисления.)

    - А на письме с помощью чего выражается связь между однородными словами?

    (с пом. союзов и интонации перечисления).

    - Нам встретились однородные сказуемые. А как вы думаете, могут быть однородными подлежащие?

    - Дополните предложение так , чтобы подлежащее стало однородным.

    В день 8 Марта принимают поздравления мамы      бабушки          сёстры           учителя   .

    (добавляю листочки на магнитах)

    (-Назовите подлежащее. Кого еще можно поздравить в день 8 Марта?

    Прочитайте получившееся предложение.)

    ВЫВОД.

     - Как же называются несколько подлежащих при одном сказуемом или несколько сказуемых при одном подлежащем?

    - Как называются подлежащие или сказуемые, которые выполняют одну и ту же работу и грамматически не зависят друг от друга?

    ТЕМА НАШЕГО УРОКА   ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ И СКАЗУЕМЫЕ.

    (вешаю на доску)

    - Какие союзы могут стоять между однородными словами?

    - Перед какими союзами ставится запятая?

    - В нашем предложении всё записано правильно? Чего не хватает? Где? Кто поставит запятую?

    ФИЗ. МИНУТКА.

    Мы проверили осанку и свели лопатки.

    Мы походим на носках, мы идём на пятках.

    1. Найдите в тетради зад. 2

    -Прочитаем.

    Тв(а,о)и  первые  сл(а, )ва  или  звуки  обращают?ся  к  мам(и,е). Мама понима(и,е)т   и   угадыва(и,е)т   без   слов  твое  настр(а,о)ение.

    С мамой и доч? и сын узнают всё нов(а,о)е в жизни. Очень  част(а,о)  мама (не) н(а,о)казывает а проща(и,е)т св(а,о)их детей.

    Мама всегда будет любить нас.

    - Я даже не спрашиваю, любите ли вы своих мам. А как вы можете выразить любовь к маме?

    - Да, любить, это значит, жалеть маму, (ведь у неё много работы) и помогать ей по дому: делать то, что вам по силам.

     - Кому посвящён этот текст?

    -Как можно его озаглавить?

    - Какой это текст: описание, повествование или рассуждение?

    Вам надо списать этот текст.

    1 вар.  – первый абзац,

    2 вар. – второй абзац.

    Кто успеет – спишите последнее предложение.

    В каждом предложении определите подлежащее и сказуемое. Не забывайте о знаках препинания при однородных членах предложения.

    -Проверяем: читаем предложение, объясняем орфограммы, потом называем подлежащее и сказуемое.

    1 вар. 2 чел.

    2 вар. 2 чел.

    -Кто записал последнее предложение?

    (Вешаю на доску:  Мама всегда будет любить нас.)

    - Назовите подлежащее и сказуемое.

    - Сколькими словами выражено сказуемое?

    - Можно назвать сказуемое однородным?

    - О средствах выражения сказуемого мы поговорим на следующих уроках.

    ИТОГ.

    - Что  нового узнали на уроке?

    ОЦЕНКИ.

    У доски (2 чел.)

    1-я самостоятельная работа. (2чел.)

    2-я самостоятельная работа (4 чел.)

    Д/З

    С. 58, № 252.

    Найти подлежащие и сказуемые, проверить нет ли среди них однородных и поставить где необходимо запятые.

    МАТЕМАТИКА

    ТЕМА.

    Палетка. Работа с палеткой.

    Цель.

    Образовательная: познакомить с способом измерения площадей криволинейных фигур;     с устройством для измерения площадей - палеткой; закреплять умение находить площади прямолинейных фигур.

    Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.

     Воспитательная цель: воспитывать аккуратность, контактность.

    1.   Сегодня на уроке мы продолжаем работу по измерению площадей геометрических  фигур. Перед вами лежит листок с двумя фигурами. Найдите площадь одной из этих фигур по своему желанию.

    (

    1. вариант.                                                       2 вариант.                                     3 вариант.

       

       

    1

       

    2

    1

    2

    1

    2

                                 

    4 вариант.                                       5 вариант.                           6 вариант.

           1                         2                         1

    - Проверим.

    - Согласны с решением……?

    - Встаньте, у кого так же.

    ВЫВОД.

    - Каким способом можно найти площадь любого многоугольника?

    (Разбить многоугольник на фигуры, площади которых легко найти.)

    - Способов разбить фигуру много, а какой самый  удобный?

    (Когда надо сделать  меньше всего измерений.)

    2.      - А почему  никто из вас не находил площадь этих  фигур?

    (Показываю, вывешиваю на доску)

       

    - Все многоугольники  состоят из прямых линий. Поэтому их называют прямолинейными.

    - А из каких линий состоят эти фигуры?

    - Как бы вы их назвали?

    - В математике такие фигуры называют криволинейными.

    - Площади прямолинейных фигур мы узнаём с помощью формул, а с помощью чего можно попробовать узнать площадь криволинейной фигуры?

    - Можно использовать мерку?

    КАК МОЖНО УЗНАТЬ ПЛОЩАДЬ ТАКИХ ФИГУР С ПОМОЩЬЮ МЕРКИ В

    1 КЛЕТКУ?

    (Снимаю с листа и оказываю мерку -  квадрат.)

       

         (Разбить на мерки, продолжив линии клеток –мерок.)

    - Чтобы линии получились ровные, чем надо пользоваться?(линейкой)

       

             

    - Разбейте на мерки  - клетки.

    (Вывешиваю другой лист.)

       

             

    - Посчитайте площадь мерками.

    - Сколько получилось?

    - А разве все мерки полные?

    - А неполные мерки-квадраты можно считать каждую, как полную?

    - Как же их считать?

    - В математике договорились количество неполных клеток делить на 2.

     - Давайте ещё раз посчитаем.

    - Скольки квадратным меркам равна площадь фигуры?

    - Согласны? (если ответы разные – проверяем: показываем на доске)

    - Ну вот, мы смогли найти площадь и этой криволинейной фигуры.

    - А кто расскажет, как вы это делали?

    1. Посчитать кол. полн. мерок (n)

    2. Посчитать кол. неполн. мерок

        и   : 2

    3. Сложить  

    - Разбейте фигуру №2  на мерки – клетки.

    - Узнайте площадь фигуры  №2.

    - Проверим.

    (Вызываю к доске с листочком ,дети рассказывают.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по математике 2 класс по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова по теме: "Числовая прямая"

    Урок составлен в рамках программы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова. На заданном уроке  дети работают с числовой прямой. Работа направлена на всестороннее её изучения....

    Урок математики 2 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. Тема урока: "Сложение многозначных чисел"

    Урок математики проводится в 3 четверти. Урок на экологическую тему. Урок основан на системно-деятельностном подходе к обучению....

    Презентация к уроку литературного чтения 1 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока Что значит читать по-взрослому?

    Презентация к уроку литературного чтения в первом классе содержит цель и толкование терминов, рассматриваемых на уроке....

    Открытый урок по русскому языку во 2 "А" классе на тему; "« Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них»

    Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели урока: изучить особенности вопросительных предложений, их интонацию и правильность построения, научить формулировать исследовательские вопросы...

    Особенности организации групповой работы на уроке во 2 классе в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова по ФГОС НОО.

    В условиях работы по новым ФГОС начального образования урок должен стать местом для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. Групповая работа является  обязательным ...