Урок математики во 2 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова).
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Играева Инна Александровна

Тема: "Введение числовой прямой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_vo_2_klasse.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:


Урок математики во 2 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова).

Тема: "Введение числовой прямой"

Цель: выявить условия, необходимые для построения числовой прямой, - выбор начала, направления и шага.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Форма проведения урока: урок-игра.

Методы обучения:

  • игровой,
  • групповой,
  • наблюдение,
  • поисковый,
  • общеклассная дискуссия,

Оборудование:

  • иллюстрация к сказке К.Чуковского “Доктор Айболит”,
  • письмо от Доктора Айболита к обучающимся 2 г класса,
  • карточка с формулой задания,
  • сосуды для измерения,
  • тетрадь для работ по математике у каждого обучающегося,

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

II. Создание учебной ситуации.

 Быстренько проверь, дружок:
– Ты готов начать урок?
– Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?
– Все ли правильно сидят?
– Все ль внимательно глядят?
– Каждый хочет получать
– Только лишь оценку “пять”!

- Чему мы учились на последних уроках математики?

- Вот сейчас вы и покажите, как умеете это делать.

Посмотрите на задание на доске: (прочитайте)

Постройте величину А, используя мерки С.

 

- Кто может справиться самостоятельно?

- У кого есть вопросы?

- Постарайтесь выполнить это задание самостоятельно.

- Что нужно уметь, чтобы выполнить это задание?

- В каком порядке вы выполняли его?

- Чему равна величина А?

- Легко или трудно было вам выполнить это задание?

- Оцените себя (работают в тетрадях по математике, оценивают на линеечке).

Если обучающиеся согласны с утверждением, то машут учителю в ответ рукой.

 

 

 

 

 

 

 

- Учились выполнять построение величин по схеме или формуле.

- Правильно выполнять измерение величин с помощью мерки и описывать его стрелочной схемой.

Дети читают формулу А = 5С (величина А состоит из 5 мерок С)

 

 

 

Дети отвечают, что задание могут выполнить самостоятельно, так как на прошлом уроке они работали над этой проблемой. Если возникают вопросы, то дети отвечают, помогая друг другу.

- Правильно выполнять построение по формуле.

- Прочитали формулу, взяли мерку и начертили её 5раз, подписали величину А.

 

 

 

 

 

Вывод: мы умеем строить величину по заданной формуле и мерке.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

III. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

1. Физкультминутка на внимание.

2. Практическая работа в группах

 

 

 

 

3. Решение проблемной ситуации.

 

 

 

4. Самостоятельная работа в группах.

 

 

 

 

 

 

5. Физкультминутка (подвижная)

6. Введение числовой прямой (новая тема)

 

 Физкультминутка

 Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

  До носочков дотянулись.  Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

 

7. Практическая коллективная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Постановка задачи на следующий урок.

 

 

 

 

 

 

 Физкультминутка

 

 

 

V. Итоговая рефлексия.

- Вчера я получила письмо от доктора Айболита. Он просит помочь ему в лечении больных зверей. Необходимо отмерить объём лекарства в сосуды по формуле Б = 3С для лечения зверей. 

Но доктор Айболит поставил нам одно условие: объём жидкости в  сосудах должен быть везде одинаковый.

Справимся с заданием?!

- Что для этого нужно?

- А как быть с условием доктора Айболита?

- Как будем работать?

- Задание ответственное, поэтому проверим, какая группа самая внимательная.

 

- Покажите знаком, какая группа готова к работе.

Группам раздаются сосуды

Задание. Измерить меркой С объём жидкости, чтобы он соответствовал формуле Б = 3С.

Учитель ставит все сосуды рядом, просит сравнить объёмы жидкости в них.

- Можем ли мы ответить доктору Айболиту, что объём лекарств во всех сосудах одинаковый?

- Каким же способом мы сможем сравнить ваши результаты работы?

Работа в тетради, обучающиеся выполняют работу (пишут письмо, выполняя чертёж по схеме).

- Напомните мне, какая должна быть мерка, если объём в сосудах одинаковый?

- Покажите знаком, кто выполнил задание.

- Но разбойники по дороге чуть не заменили наши письма – чертежи другими

- Как вы считаете, вы помогли вылечить доктору Айболиту больных зверей?

- Давайте отдохнём

Мартышке Чита, помощнице доктора Айболита, приходилось много раз в сосуды отмеривать лекарства меркой С. Посмотрите, что она придумала для удобства. Она налила в сосуд лекарство меркой С и сделала на стекле отметку, поставила черточку и написала цифру один. Затем ещё раз налила в сосуд лекарство меркой С и поставила ещё одну черточку и написала цифру два на сосуде и т.д. У неё получился вот такой мерный стаканчик.

- Удобно?

- А вы можете сейчас не считая сказать сколько здесь мерок С налито?

- А как вы это поняли?

- Давайте сейчас начертим такой же удобный чертёж с делениями, черточками, с мерками шагами и цифрами для записи результатов измерения.

Учитель работает у доски, а обучающиеся работают в тетрадях.

- Что за линия получилась?

- На ней есть числа. Значит это какая прямая?

- Что ещё есть на числовой прямой?

- Какие должны быть мерки – шаги?

- Что обозначает этот значок?

- А как на числовой прямой показано направление отсчёта мерок – шагов?

- Что можно делать на числовой прямой?

- С какой прямой удобнее работать?

-выполните задание по учебнику № 88,89

- Что мы будем делать завтра?

- Умеем ли мы самостоятельно строить числовую прямую?

- Что нового мы узнали?

- Что было интересно?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

 

 

 

- Да.

- Для этого нужно взять сосуд и мерку.

- Нам необходима всем одинаковая мерка.

 

 

Дети следят за цифрами, которые показывает учитель, и выполняют задание по указанию.

 

Дети берутся за руки в группе и поднимают их вверх.

 

 

Выполнив задание, дети знаком показывают , что группа готова ( берутся за руки и поднимают их вверх).

- Нет, так, как уровень жидкости во всех сосудах разный из-за того, что сосуды разной формы.

После обсуждения и разных версий дети приходят к выводу, что необходимо написать письмо доктору Айболиту в виде чертежа, и указать там сколько мерок каждая группа наливала в сосуд т.е смоделировать свои действия на чертёже.

 

- Мерка должна быть одинаковая.

Выполнив задание, дети знаком показывают, что группа готова ( берутся за руки и поднимают их вверх).

Группы сравнивают свои результаты (письма) и приходят к выводу, что у всех объём лекарств одинаковый.

После фронтального обсуждения дети делают вывод: чтобы правильно выполнить это задание, нужно следить, чтобы мерка была одинаковая, количество мерок соответствовало формуле.

- Да

 

 

 

- Да.

- Да. 6 мерок.

- Посмотрели до какого деления (черточки) налито лекарство и какая цифра написана рядом.

 

Совместно с учителем строят числовую прямую, отмечая мерки – шаги, направление движения отсчёта мерок, числа и т.д.

- Прямая?

- Числовая прямая.

- Мерки – шаги.

- Одинаковые.

- Начало отсчёта мерок – шагов.

- Стрелочкой.

 

- Показывать значение величины.

- С прямой, где уже отмечены числа, так как сразу можно показать нужную величину.

- Да, это прямые.

- Да, есть.

- Да.

Дети отвечают: “да” и “нет”. Мнения разделились.

 

- Будем обсуждать, какие ошибки допустили разбойники в построении числовой прямой.

- Сегодня мы только познакомились с числовой прямой, а завтра будем учиться её строить.