Рабочая программа по ФГОС. Русский язык. Школа 2100
рабочая программа по русскому языку по теме

Лень Наталья Викторовна

Рабочая программа по русскому языку создана на основе примерной программы "Русский язык", УМК "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Russkiy_yazyk.rar37.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 31

Муниципального образования город-курорт Анапа

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от  __  августа 2011  года  

                                                                                                                                        Председатель педсовета

                                                                                                                                          ________ Гайдукова Н.А.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету «Русский язык»

Ступень обучения: начальное общее образование (1-4 классы)

Количество часов 675

Составитель: Лень Н.В.

Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.).

Пояснительная записка

Курс  русского  языка  в начальной  школе  –  часть  единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. В системе предметов общеобразовательной школы курс рус ского языка реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышле ния и воображения учащихся. Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование  коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения русского язы ка в начальной школе необходимо решение следующих практи ческих задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, уме ния выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения,
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка,
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участво вать в диалоге, составлять несложные монологические высказы вания и письменные тексты-описания и тексты-повествования не большого объема,
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного инте реса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ве дущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения  школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы по русскому языку Федерального  государственного образовательного стандарта и программы «Русский язык», авторы: Р.Н. Бунеева, Е.В.  Бунеевой, О.В. Прониной, - Москва: «Баллас», 2011г., обеспечена учебниками и пособиями УМК «Школа 2100». В период обучения  грамоте  дети  проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики»1-й класс. Во 2-4 классе используются учебник «Русский язык», авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О,В. Пронина, тетради «Проверочные  и  контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку», «Орфографическая тетрадь» и «Тетрадь для чистописания».  

Для составления рабочей программы выбран первый вариант тематического планирования, ориентированный на обучение в школе с русским (родным) языком обучения.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

      Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с примерной программой.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Обучение грамоте (письмо)

115

115

115

-

-

-

1.1

Письмо

69

69

-

-

-

1.2

Графика

10

10

-

-

-

1.3

Слово и предложение

7

7

-

-

-

1.4

Орфография

18

18

-

-

-

1.5

Развитие речи

11

11

-

-

-

2.

Систематический курс

560

50

170

170

170

2.1

Фонетика и орфоэпия

15

15

10

1

2

2

2.2

Графика

5

5

4

1

-

-

2.3

Лексика

20

20

3

5

6

6

2.4

Состав слова (морфемика)

27

47

6

16

14

11

2.5

Морфология

118

159

4

39

48

68

2.6

Синтаксис

42

61

6

10

25

20

2.7

Орфография и пунктуация

163

151

8

71

42

30

2.8

Развитие речи

102

102

9

27

33

33

Итого

675

675

165

170

170

170

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану ООШ №31 всего на изучение учебного предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется  675 часов, из них в 1-м классе - 165 часов (5 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 170 часов во 2-х, 3-х и 4-х классах (5 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники русского языка.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

В первом классе личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебников «Букварь» и «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  4. учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД  служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  3. делать выводы в совместной работе класса и учителя;
  4. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  2. слушать и понимать речь других;
  3. выразительно читать и пересказывать текст;
  4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  1. отличать текст от набора предложений;
  2. осмысленно, правильно читать целыми словами;
  3. отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  4. подробно пересказывать текст;
  5. составлять устный рассказ по картинке;
  6. называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слои, ставить ударение;
  7. определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
  8. обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  9. определять количество букв и звуков в слове;
  10. писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  11. ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  12. списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  13. находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Во втором классе личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умении:

  1. осознавать роль языка в жизни и речи людей;
  2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  4. учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД  служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  3. делать выводы в совместной работе класса и учителя;
  4. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  2. слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  3. выразительно читать и пересказывать текст;
  4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки  и следовать им;
  5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  2. осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  3. понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  4. делить текст на части, озаглавливать части;
  5. подробно и выборочно пересказывать текст;
  6. правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  7. делить слова на части для переноса;
  8. производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах;
  9. правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом;
  10. писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, де произношение и написание совпадают;
  11. видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  12. писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных. Проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  13. находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  14. находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  15. обращать внимание на особенности употребления слов;
  16. ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится;
  17. составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  18. предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  19. составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Учитель создает условия для того, чтобы ученики сделали первый шаг к осознанию себя носителями языка, почувствовали интерес к его изучению и осознали смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятным.

В 3-4 классах личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  1. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  2. эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  3. чувство прекрасного – умение чувствовать красоты и выразительность речи. Стремиться к совершенствованию собственной речи;
  4. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  5. интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;
  6. интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  7. интерес к изучению языка;
  8. осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  2. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  1. вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  3. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  4. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  5. пользоваться словарями, справочниками;
  6. осуществлять анализ и синтез;
  7. устанавливать причинно-следственные связи;
  8. строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;
  2. адекватно использовать речевые средства для  решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;
  3. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  4. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  5.  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;
  6. задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в з классе является сформированность следующих умений:

  1. воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;
  2. осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  3. самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  4. производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  5. видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без  введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия  выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  6. правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  7. находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  8. распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;
  9. определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  10. разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения сочетания слов,  связанных  между собой;
  11. видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами  (без союзов, c  одиночным союзом  и);
  12. составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  13. осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  14. читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  15. читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество  частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  16. письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» в 4 классе является сформированность следующих умений:

  1. произносить звуки речи  в соответствии с нормами языка;
  2. производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
  3. правильно писать слова  с изученными орфограммами;
  4. видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  5. находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  6. пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать  синонимы и антонимы к данным словам;
  7. различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или  без союзов);
  8. ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и,  а, но),  в сложных предложениях из двух частей (без  союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью  (слова  автора плюс прямая речь);
  9. производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
  10. разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  11. писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
  12. читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
  13. воспринимать на  слух  высказывания, выделять на  слух тему текста, ключевые слова;
  14. создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную  тему.

Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся должны осмысленно относились к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к  употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совершенствованию своей речи.

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности (135-130 час.)

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме[1]. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика и графика (135-130 час.)

Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематичкого слуха, орфографической зоркости.

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.[2]

Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).

Состав слова (105-110 час.)

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Морфология (160-170 час.)

Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существи-тельных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц).

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами.

Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Лексика

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и пере-носное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Синтаксис и пунктуация (70-65 час.)

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (по-вествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).

Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования по русскому языку, УМК  «Школа 2100»

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1. Обучение грамоте

115

-

-

-

   

   Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

   Понимание функций не буквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса

1.1.Письмо

69

-

-

-

Анализировать поэлементный состав букв.

   Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

   Моделировать буквы из набора элементов, из различных материалов. Выкладывать слова из разрезной азбуки.

   Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы.

   Контролировать правильность написания букв, сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

   Записывать под диктовку слова  и предложения, состоящие из трех – пяти слов со звуками сильной позиции.

   Сравнивать: соотносить печатный и письменный шрифт, записывать письменными буквами текст, написанный печатными буквами.

   Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы

      Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

   Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков.

   Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

   Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв

1.2.Графика

10

-

-

-

   Соотносить звук и соответствующую ему букву.

   Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков.

   Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, л-р, ц-ч и т.д.).

   Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство ( о-а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш-т, в-д).

   Объяснять функцию буквы ь.

   Использовать алфавит для упорядочивания слов

   Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

   Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка

1.3.Слово и предложение

7

-

-

-

   Различать слова и обозначаемый их предмет.

   Объяснять значение слов с опорой на контекст.

   Моделировать предложения, распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели.

   Сравнивать собственные предложения с заданной моделью.

   Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические  ошибки.

   Знакомство с правилами правописания и их применение:

  1. раздельное написание слов;
  2. обозначение  гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
  3. заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
  4. перенос слов по слогам без стечения согласных.

   Знаки препинания в конце предложения

1.4.Орфография

18

-

-

-

  Анализировать текст: находить в нем слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, выписывать слова с данными буквосочетаниями.

   Объяснять случаи употребления заглавной буквы.

   Оформлять начало и конец предложения.

   Соблюдать пробелы между словами.

   Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку

   Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при  его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений

1.5.Развитие речи

11

-

-

-

   Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок: определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки. Реконструировать события и объяснять ошибки художников; составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок.

   Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания).

   Составлять рассказ по опорным словам.

   Объяснять уместность и неуместность использования тех или иных речевых средств в ситуациях учебного и бытового общения.

   Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения

2. Систематический курс

50

170

170

170

2.1.Фонетика и орфоэпия

10

1

2

2

2.2.Графика

4

1

-

-

2.3.Лексика

3

5

6

6

2.4.Состав слова (морфемика)

6

16

14

11

2.5.Морфология

4

39

48

68

2.6.Синтаксис

6

10

25

20

2.7.Орфография и пунктуация

8

71

42

30

2.8.Развитие речи

9

27

33

33

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

для реализации рабочей программы «Русский язык».

Для  реализации цели и задач обучения русскому языку по дан- ной программе используется УМК по русскому языку издательства

«Баласс».

Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:

• учебником для  первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н.  Бунеев,  Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);

• комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои  волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);

• «Тетрадью для   печатания»  (авторы О.В.  Пронина, Е.П.   Лебедева,  О.Ю. Мальцева);

• комплектом наглядных пособий;

• методическим пособием для  учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику "Букварь" и прописям "Мои волшебные пальчики"» (под ред. Е.В. Бунеевой).

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

• Р.Н.  Бунеев, Е.В.  Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые  уроки)» (1-й кл.);

• Е.В.   Бунеева,  М.А.   Яковлева  «Рабочая тетрадь к  учебнику «Русский язык (первые уроки)»;

• Р.Н.   Бунеев,  Е.В.   Бунеева,  О.В.  Пронина  «Русский  язык». Учебники. 2, 3, 4-й классы;

• Р.Н.   Бунеев, Е.В.  Бунеева, Л.А.  Фролова  «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;

• Л.Ю.  Комиссарова «Дидактический материал» к  учебникам «Русский язык» для  2, 3, 4-го  классов;

• Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для  2, 3, 4-го  классов;

• Р.Н.  Бунеев, Е.В.  Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми  написаниями».  Пособие в виде карточек к  учебникам «Русский язык» для  1–4-го классов;

• М.А.  Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для  2, 3, 4-го классов;

• Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А.  Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для  учителя.

• Е.В.  Бунеева, М.А.  Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для  учителя.

• Е.В.  Бунеева, М.А.  Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для  учителя.

К техническим средствам обучения, которые могут  эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:

• мультимедийный проектор;

• ноутбук учителя, ноутбуки учащихся, ПО «Уроки Кирилла и Мефодия».

СОГЛАСОВАНО                                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                       Заместитель директора по УВР

методического объединения                                                                     __  августа  2011г.

учителей начальных классов                                                                            ____________ Солодилова И.Н.

от __   августа  2011г. № _____                                                            

_____________    Шевченко Г.Г.


[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

[2] Для предупреждения ошибок на письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Русский язык". "Школа России. 2 класс"

Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образова...

Рабочая программа по предмету "Русский язык", Школа России

Рабочая программа по предмету "Русский язык" (+ КТП 1 и 3 класс), Школа России...

Рабочая программа 3 класс русский язык "Школа России"

Рабочая   учебная программа по  предмету « Русский язык» составлена на основе следующих документов:1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29...

Рабочая программа по родному русскому языку "Школа России",4класс

Рабочая программа по родному русскому языку "Школа России",4класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» Школа Росии 2 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...

Рабочая программа по "Родному русскому языку" "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку 4 класс...