Главные вкладки

    Развитие творческого мышления при работе со словарными словами
    методическая разработка по русскому языку по теме

    Самойлова Наталья Викторовна

    В статье я показала развитие  различных ассоциаций при запоминании словарных слов,дети с удовольствием подбирают образы,урок проходит легко,весело,результативно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitietvorcheskogo_myshleniya.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

    ПРИ РАБОТЕ  СО  СЛОВАРНЫМИ  СЛОВАМИ .

    СОПРИКОСНОВЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ С  ИНТЕРЕСНОЙ  ИДЕЕЙ  МОЖЕТ  РОДИТЬ  ТВОРЧЕСКУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.  Ш.  А..  АМОНОШВИЛИ.

    Творческое мышление - один из интересных феноменов, выделяющих человека из   животного мира. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивидуума, так и человечества в целом.

    Творческое мышление (Р.Томсон, К. Халл, Г .Линдсней) - это мышление, результатом  которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Творческое мышление предоставляет мыслям, полную свободу - это называется свободным ассоциированием.

    В связи с глобальными изменениями в начальной школе, на передний план  выступает социально-педагогическая поддержка творческого, инициативного, компетентного гражданина  России, и поэтому  своей деятельности я  использую  один из аспектов творческого мышления—создание детьми ассоциативных связей при работе со словарными словами, позволяющие предупредить  орфографические ошибки.

    Основатель  ассоциативной  психологии  английский врач  Д. Хартли , через многочисленные  опыты  установил, что  наш ум  может  переходить  из  одного предмета  к другому  через  много промежуточных  полей  сознания ,ассоциация (  по Хартли)—соединение, закономерная  связь двух  или более  психических  процессов, возникшая  в  результате  опыта  и  обуславливающая  при  актуализации  одного  элемента связи  проявления  им  другого.

    Крупные  ученые –методисты К.Д.Ушинский, Д.Т.Тихомиров, И.И.Срезневский  связывали словарную работу с развитием  мыслительных способностей: специально  организованные наблюдения  за  словарной  работой  помогают глубже усвоить лексику способствуют обостренному вниманию к  слову, развитию языкового  чутья и языкового  мышления. В связи  с  этим очевидно, что словарная  работа  в школе не может  ограничиваться   исключительно упражнениями.

    Повышение орфографической грамотности  учащихся  остается одной  из важнейших проблем  методики преподавания русского языка  в  начальной  школе. У  большинства  школьников, допускающих  ошибки, просьба  учителя  сформулировать  орфограмму  не  вызывает  особых  трудностей. Однако,  необходимость  применить  давно  знакомое  правило в  несколько  неожиданных  условиях, требующих немеханического  повторения  привычного алгоритма, а  осознанного подхода,  оказывается  для  многих неразрешимой задачей. Объясняется  это природой гласных звуков.В отличии от согласных звуков, которые  являются « берегами»  нашей речи, гласные звуки  вливаются, в речевое русло, как вода, едва  различимыми струями, принимая  разнообразные  формы. Поэтому  перед  учителем  начальных классов,  стоит  серьезная  задача—научить  детей  видеть  свои  ошибки, добиваться  самостоятельного  орфографического  мышления - а это  и  есть одно  из  требований  к освоению  результатов  УУД(ФГОС).

    Одной  из  главных  проблем при  работе  со словарными  словами  остается  изучение  безударные гласные в корне и не проверяемые безударные гласные, в качестве отправной  точки служит с одной  стороны—ударение, с другой—словоизменение и словообразование. Этапы  работы

    1.Записать  слово, поставить ударение

    2.Выделить, подчеркнуть, обвести букву, которая вызывает сомнение в написании.

    3.Выписать отдельно слог, букву, выделить размером, цветом сомнительную орфограмму.

    4.Найти ассоциативный образ и записать его под словарным словом.

    ТРЕБОВАНИЕ к ассоциативному  образу.

    1.Асоциативная связь может быть        :

    По цвету-месту расположения   Н-Р собака

                                                                  Кость

                                                                  Коврик

                                                                  Посуда

                                                                 Мойка

    По  форме- звучанию                        Береза

                                                               Гребень  Е ,напоминает гребень по форме,т.к.

                                                               Береза  кудрявая

    По  действию                                   Сапоги

                                                               Сам  надеваю

    По материалу                                   Сапоги

                                                              Латекс

    2.Ассоциативный образ должен иметь в своем написании  не  вызывающую сомнений  букву, которая является сомнительной  в  словарном слове.

    3.Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным  образом  через  рисунок или пересечение слов  через сомнительную орфограмму.

    4.Прочитать словарное слово и  четко воспроизвести  вслух  найденный  ассоциативный  образ, представляя  их объединение и связующую  их  сомнительную  орфограмму.

    5.Нельзя  навязывать  ученику  свой  ассоциативный образ.

    ЦЕННОСТЬ—наличие у КАЖДОГО  ученика СВОЕГО ассоциативного образа, при  данных требованиях: связь и общая  заданная  орфограмма.

    Словарную работу с непроверяемыми гласными используя  ассоциативный  образ  я  провожу так:

    Знакомство со словом через  загадку ,кроссворд и т. Д

    Проговариваем орфоэпически т.е так  как говорим

    Запись  слова—возможно кто-то  знает  как писать орфографически?

    Проверяем по словарю.

    Записываем , диктуя  орфографически.

    Определяем  ударение, корень, подбор  однокоренных  слов.

    Подчеркните то место ,где можно « споткнуться»  при  написании.

    Пробуем применить правило- безударная гласная в корне слова—НЕ МОЖЕМ

    Что же  делать? Запомнить, а может кто-то из детей  предложит  как лучше, интереснее  запомнить? Выслушиваем  версии…

    Работая  во  2-ых  классах со словарными словами ,дети часто делают  ошибки в словах- ПОСУДА, САПОГИ, ПАЛЬТО, ПЕНАЛ, ЗАВОД.

    Предлагаю свою версию—подберем  слова, которые  были бы близки по какому-то признаку  с данным  словом, но так, чтобы  сомнительная гласная, которую  проверяем,.  в этом  слове  была  ударной.

    Дети говорят—ПОСУДА , потому что МОЙКА

                               ПОСУДА, потому что МОЮ

    Записываем слово под словарным так,  чтобы  безударная гласная в словарном слове совпадала с  ударной , найденном слове по ассоциации, обводим  их  вместе.

    Пальто—Шапка, Завод—Труба, Капуста-Заяц, Пенал—Учебник  и  т. д.

    Применяя  прием  ассоциативных связей  %  запоминания  словарных  слов  повысился с 40%  до  75%, детям очень нравится такая работа, вызывает интерес к  родному языку, развивает речь, активизирует мыслительную  активность, способствует формированию учебных универсальных действий(познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных).

    Литература

    Жинкин Н.И. «Психологические  основы развития речи .В защиту  живого слова.»М.1989

    Репкин В.В.»Организация  развивающего обучения  русскому  языку».Т.1998

    Жедек П.С.»Вопросы  теории и методики обучения  фонетики, орфоэпии, графике и  орфографии».Т.1992

    ЯковлеваВ.И.»Слово  о словарном  слове»М,1989

    Санкт-Петербургское  государственное  образовательное  учреждение  № 169 с  углубленным  изучением  английского  языка.

    РАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ  ПРИ  РАБОТЕ   СО  СЛОВАРНЫМИ  СЛОВАМИ  НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА.

                                                 ПОДГОТОВИЛА

    САМОЙЛОВА  НАТАЛЬЯ  ВИКТОРОВНА  ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ  ПРОДЛЕННОГО ДНЯ  2-Х  КЛАССОВ.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого мышления учащихся. Ребусы (словарные слова)

    Данный ресурс способствует развитию творческих способностей учащихся. В нём содержатся  ребусы, в которых зашифрованы словарные слова 1 – 2 класса развивающей системы Л. В. Занкова...

    Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

    Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

    Развитие творческого воображения учащихся при работе со словарными словами

    Выступление на городском семинаре"Использование современных информационных технологий в работе методического объединения учителей начальных классов МБОУ г.Мурманска СОШ №23"...

    Развитие орфографической зоркости при работе о словарными словами на уроках русского языка

       Цель  этой  статьи,  показать  как  можно  эффективно  тренировать  орфографическую  зоркость  при  работе  на  уро...

    "Развитие орфографической зоркости и творческих способностей учащихся в работе над словарными словами"

    Комплекс методических приёмов, заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемыми написаниями....

    Статья: «Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами»

    Статья  «Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами»...

    статья «Развитие орфографической грамотности при работе со словарными словами»

    В данной статье описаные различные виды работ со словами из словаря...