Два признака однокоренных слов. Корень.
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Богданова Ольга Сергеевна

Конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_r._yaz._3_klass.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Два признака однокоренных слов. Корень слова.

Цель: Научить находить в родственных словах корень, подбирать однокоренные слова.

Задачи:

1) Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать;

2)Развивать способность правильно формулировать ответ;

3) Обогащать словарный запас детей;

4) Совершенствовать навыки каллиграфии;

5) Формировать универсальные учебные действия.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Чистописание.

-Сегодняшний урок хочу начать с прекрасных поэтических строк, послушайте внимательно.

 Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- О каком времени года я прочла стихотворение? Докажите. ( об осени)

- С какого звука начинается слово ОСЕНЬ? ( со звука О).

- Минуту чистописании начнем  с написания упражнений с буквой Оо.

Осень – время собирать урожай.

- Прочитайте пословицу. Как понимаете смысл? Напишите правильно и красиво.

- Назовите слова из пословицы, в которых букв больше, чем звуков. (осень, собирать – т.к. «Ь» звука не обозначает, а только указывает на мягкость согласного).

- Назовите слово из словаря ( урожай). Выделите орфограмму.

III Словарная работа.

- Давайте составим  и запишем словарные слова. Переставьте  буквы.

РОКИЗАН, МИОДОРП, РУГЕЦО, КАЛЯЗЕНИМ, АНЛАМИ, РАКФОТЕЛЬ, ВЬОРМОК.(Составляют по одному слову, проговаривают, записывают в тетрадь, выделяют орфограмму).

 Корзина, помидор, огурец, земляника, малина, картофель морковь.

IV Выход на новую тему.

- По шифру подчеркните нужные буквы в словарных словах и прочитайте слово.

1-1

2-6

3-4

4-2

5-5

6-9

- Какое слово получилось? ( КОРЕНЬ). Запишите тему урока.

-Ребята, где можно узнать значение слова корень? ( в толковом словаре).( показ словаря С. И. Ожегова).

- Я подготовила выписку из словаря, давайте прочитаем толкование слова корень.

КОРЕНЬ – 1) Подземная часть растения:

2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя;

3) Начало, источник, истоки чего-нибудь;

4) Основная , значимая част слова.

-Какое из значений будет интересовать нас сегодня на уроке? ( 4 значение).

V. Новая тема.

А) Подбор однокоренных слов.

- Отгадайте загадку: Город этот не простой, он дремучий и густой. (лес)

- Запишите это слово.

- Как называют молодой лес? ( лесок). Запишите.

- Кто следит за лесом? ( лесник). Запишите.

- Образуйте от существительного ЛЕС прилагательное. ( лесной) Запишите.

-Отгадайте след. загадку:  По дорожке шли,

                                             Боровой нашли.

                                             Боровик-боровой

                                             В мох укрылся с головой.

                                             Мы его пройти могли,

                                             Хорошо, что тихо шли. (гриб)

- Запишите это слово. Образуйте и запишите по подобию предыдущей строки слова. -Прочитайте, что записали.

 лес  лесок  лесник  лесной

гриб  грибок  грибник  грибной

- Что можно сказать про слова 1-ой. 2-ой группы? (близки по смыслу, имеют общую часть корень). Выделите корень у слов 1-ой группы, у слов 2-ой группы.

- Как называются такие слова? ( родственные, однокоренные)

- Откройте правило на стр. 56, прочитайте правило.

- Прочитайте правило по схеме.

                                 

                                    РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

          близкие по смыслу                          имеют общую часть

                                                                   

                                                                                 корень                      

VI. Физминутка.

VII. Закрепление нового материала.

 Игра «Подбери словечко».

           -лис-                  -мор-                    -гор-

-Каждой колонке даны слова. Надо выбрать только однокоренные слова, записать в тетрадь, выделить корень.

1колонка: лиса             2 колонка: моряк             3 колонка: горка

                  лист                                морской                           гористый                      

                  лисонька                        мороз                                горный

                  лисята                            море                                  горнист

                  лисий                             морковь                            пригорок

- Какие слова записали? Какой корень выделили? ( проверка по колонкам).

- Итак, какие слова называются однокоренными?

VIII. Развитие речи.

- Прочитайте запись.

Сухие лист.я шуршат под н.гами л.сника.

Наступила з.л.тая ос.нь.

Под б.рёзой л.сник  наш.л подб.рёзовик.

В осе..ем л.су красиво и тихо.

-Можно ли запись назвать текстом? Почему? ( нет последовательности)

-Прочитайте в нужном порядке.

- Какой темой объединены  предложения?

- Как назовем текст?

- Перед написанием объясните орфограммы. Запишите текст.

- Найдите группы однокоренных слов. Выделите корень.

IХ. Подведение итогов, домашнее задание.

- С каким новым понятием познакомились на уроке? (корень).

- Что такое корень? ( общая часть однокоренных слов).

- Какие слова называются однокоренными? ( близки по смыслу, имеют общую часть).

-Дома выполните упр. № 121. ( идет комментарий к домашней работе).

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Два признака однокоренных слов. Корень.

Презентация к уроку - живая наглядность....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...

Урок русского языка в 3а классе. Тема: Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Цель:  Научить распознавать однокоренные слова и выделять корень и уточнить представление о признаках родственных слов.Задачи: 1. Развивать навык работы  с алгоритмом нахождения однокоренных...

Проект урока по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов

Проект урока·        Учебный предмет русский язык·        УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 3класс Москва. Просвещение 20...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов.

Материал содержит конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов»

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).  Исходя из психологических особенностей детей, в построении урока требуется частая смена видов деятельности. На уроке представлены следующие в...