Урок русского языка "Имя прилагательное (обобщение) 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Белозерова Елена Николаевна

Это итоговый урок по теме "Имя прилагательное". На уроке закрепляются знания об имени прилагательном,отрабатывается навык умения определять грамматические признаки им. прилагательного, проверять безударные  окончания им. прилагательных как в единственном числе, так и во множественном числе. Урок разработан в русле методики "Субъективизации на уроках русского языка" (автор Г.А.Бакулина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ref__imya_prilagatelnoe.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

(обобщение)

        ЦЕЛЬ:           Обобщение и систематизация изученного об имени

прилагательном.

        ЗАДАЧИ:   1. Повторить изученное об имени прилагательном путем

наблюдения, сравнения, обобщения.

2. Развивать умение наблюдать, обобщать, творчески

мыслить.

3. Воспитание толерантности.

        Оборудование:   карточки со словами, сигнальные карточки,  сводная

                                таблица «Имя прилагательное».

        ТСО:         мультимедийный проектор

ХОД  УРОКА

        I.  Орг. момент

        

                        Слышите,  звенит звонок,

                        Говорит: «Начнем урок!»

        

        Сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением.  Улыбнитесь друг другу,  нашим гостям.  А теперь за работу.

        II.  Мобилизирующий этап

        (На доске).  Прочитайте словосочетания. Вставьте в них пропущенные слова.

Искать (вчерашний) день         1. Тратить время на бесполезные поиски 

                                            чего-либо.

Хуже  (горькой)  редьки        2. Совершенно невыносим.

Под  (горячую)   руку                 3. В минуту гнева, раздражения попадаться

                                            в самый неподходящий момент.

        Как называются эти словосочетания?  (фразеологизм).  Объясните значение фразеологизмов. Как вы их понимаете?

        - Фразеологизмы придают нашим высказываниям выразительность.  Они лаконичны и кратки. К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы?  (Прилагательным).  Докажите.   (Отвечают на вопросы какой? какая? и т.д.,  связаны с существительным).

        Итак, чему будет посвящена тема нашего урока? (Имени прилагательному).

        Слайд.  Тема.  Имя прилагательное.

        Ориентируясь на тему урока  и опорные слова на экране, сформулируйте цели урока.

        Слайд. Цели:  повторить  (изученное об имени прилагательном);

                             развивать  (наблюдательность, внимание).

        Ребята,  сегодня нам предстоит обобщить полученные знания об имени прилагательном.

        Сегодня 3 человека работают индивидуально у доски,  когда закончите работу, садитесь на места и присоединяйтесь к нам.  

        Ребята, вспомните, что мы называем пословицей?  (Краткое изречение с назидательным смыслом).  Какие у нее признаки?  (Совет,  наставление,  поучения).

        Пословицы помогают нам запомнить советы, которые пригодятся в жизни. Посмотрим, как вы умеете понимать смысл пословиц.

        Слайд.       Держись друга старого,  а дома  (нового).

                        Сладким портят,  (горьким)  лечат.

                        Маленькая ложь за собой  (большую)  ведет.

        Закончите пословицы, используя прилагательные – антонимы. Какой мудрый совет дают пословицы?  Сформулируйте задание к пословицам, исходя из темы урока.  (Определить грамматические признаки у имен прилагательных).  Как вы определили безударные окончания у прилагательных?  (Нашли существительное, к которому относится,  от существительного задали вопрос к прилагательному;   по окончании вопроса  определить окончание прилагательного).

        III.  Чистописание   (на доске)

                ая   яя   ий   ый   ой   ое   ее   ые   ие

        Прочитайте хором строчку чистописания.  

        Что она напоминает?  (       им. прилагательных)

        Запишите ее, затем простым карандашом разделите на группы. (Проверка 1 чел.  у доски).

        (Родовые    - ая, яя  -  ж.р., ий, ый, ой - м.р.,  ое, ее – ср.р.,  ые – мн.ч.)

        Молодцы.  

        Проверим работу ребят у доски.

        1. Исключите буквы согласных глухих непарных звуков:  

ч   а   щ   р   о   х   м   а   ц   т   и

Прочитайте,  какое слово получилось?  (аромат)

Какие ассоциации вызывает это слово?

Вдохните аромат цветов. Выдохните. И еще раз вдохните, выдохните.

Образуйте от существительного  аромат  имя прилагательное.  С помощью какой части слова образовалось новое слово?  (    )

Запишите эти слова на 2 строчке:  аромат,  ароматный.  Разберите слова по составу  (У доски 1 чел.).

2. Вставьте пропущенные буквы  о  или  а:

о  вощная                         з а бавный                 

а  втобусный                 о  синовое                 

п а ссажирский                 а  ктивная                

к о мандрый

Проверка с помощью сигнальных карточек. У вас на столе красные и зеленые кружки. Если вы согласны с работой,  поднимаете зеленый круг, нет – красный.

Можно ли в данных словах проверить безударные гласные?  (Нет.  Словарные слова).

На какие группы можно разбить эти слова?  (Ж.р., м.р., ср.р.).  К какой части речи относятся эти слова?  (К прилагательному)

Как вы определили, что это имя прилагательное?  (Отвечают на вопросы: какой? какая? какое?  Обозначают признак предмета).  Подберите к ним имена существительные.

3. Соотнесите вопросы и окончания прилагательных.

        Какого?                 ым,  им

        Какому?                 ое,   ее

        Какое?                 ого,  его

        Каким?                 ой,  ый,  ий

        Какой?                 ом,  ем

        О каком?                 ому,  ему

Как определить, какое окончание надо писать у прилагательных?  (Поставить вопрос, какое окончание будет у вопроса,  такое надо писать и у прилагательных).

Молодцы,  хорошо справились с этим заданием.

4. На доске записан текст.  Прочитайте.  Понятно,  о чем в нем говорится?

Чего не хватает в этом тексте?  (Прилагательных)

Какую роль выполняют прилагательные в русском языке?  Для чего они нужны?  (Они помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее).

Вставьте имена прилагательные,  пользуясь словами для справок.

(На доске)   Ранним  зимним  утром  падал  робкий снежок.  Он укрывал  маленькие  елочки.

Спишите текст.  Определите грамматические признаки у имен прилагательных.

I – в   разбирает   I  предложение  по членам предложения.  

II - в   разбор   II  предложения.

(Проверка у доски  2 чел.).

Каким членом  предложения является прилагательное?

Физминутка.   Теперь немного отдохнем и поиграем. Я рассыпала нечаянно все слова.  Соберите их и распределите по родам.  А Наташа Белоусова будет экспертом-наблюдателем.

        М.р.                        Ж.р. _                        Ср. р. 

зимний                 спелая                 серое

колючий                 пушистая                низкое

звонкий                белая                        примерное

новый                широкая                густое

забавный                родная                кривое

                                                морское

Она сейчас проверит вашу работу.  Как определяем род имени прилагательного?

(По вопросу, родовому окончанию имени прилагательного)

Почему 2 прилагательных не внесли ни в один из столбиков?  (Они прилагательные множественного числа).

Молодцы!

IV. Работа с учебником

Продолжим нашу работу с учебником.

Открыли с.24 № 35.

Прочитайте задание.

Что нужно сделать, чтобы записать данные словосочетания в нужном падеже?  (От существительного поставить вопрос к прилагательному).

О чем необходимо помнить, чтобы правильно написать окончание у прилагательных множественного числа?

(Необходимо проверять  окончанием  падежного вопроса)

Запишите словосочетания по вариантам и составьте по 1 предложению.

Слайд.

I - в    друзьям (каким? Д.п.)  добрым,  искренним

        друзьями (какими?  Т.п.)  добрыми,  искренними

II - в    листочкам (каким?  Д.п.) зеленым, клейким

        листочками (какими?  Т.п.)  зелеными, клейкими

Проверим с помощью слайда.  Прочитайте внимательно. У кого так, как на экране,  поднимите руки. Молодцы!

Как проверить безударные окончания прилагательных во множественном числе?  (ударными окончаниями падежных вопросов).

Прочитайте предложения, которые вы составили (2 чел.)

VI.  Самостоятельная работа

На столе у каждого лежат карточки со словосочетаниями. Прочитай словосочетания. О каком сказочном персонаже идет речь, назовите произведение и автора.

I – в   читает   (Незнайка.  Н.Носов).    

II – в  читает  (Золушка.  Ш.Перро).

Самостоятельно вставьте окончания у прилагательных,  укажите их грамматические признаки.

Слайд.

I в.    Из Цветочного города, за Огурцовой рекой,

        по Васильковому бульвару,  в голубой шляпе.

II в.   В хрустальную туфельку,  прекрасного принца,

        со злыми сестрами,  от доброй феи.

Закончили работу,  обменялись карточками с соседом по парте. Проверим работу друг друга по слайду.

Как вы проверили безударные окончания прилагательных в ед. ч.?  (по вопросу  к существительному)

VII.  Работа в группах

Теперь, я думаю,  вы готовы показать все, что вы знаете об имени прилагательном.   Для этого вы сейчас поработаете в группах. Составите сводную таблицу об имени прилагательном. На столах у вас листы-подсказки. Заполните их.

I р.

обозначает __________

вопросы ____________

II р.

изменяется ________ ч.

                    ________ ч.

___________ род

___________ род

___________ род

III р.

связано_____________

член предложения

____________________

Давайте проверим, правильно ли вы составили сводную таблицу. Посмотрите на слайд.

Слайд.         П         Признак предмета

                Р         Отвечает на вопросы

                И         Какой?

                Л         Какая?

                А         Какое?

                Г         Какие?

                А        Изменяется    по родам     

Т                                   Ж (ая, яя)

                Е                                    М  (ий, ый, ой)

                Л                                  Ср  (ое, ее)

                Ь                                     числам 

                Н                                 ед. ч.

                О                                мн. ч.

                Е          В предложении является определением

                

                

VIII. Итог

Что такое  имя прилагательное?

Как изменяется имя прилагательное?

С какой частью речи связано прилагательное?

Каким членом предложения является прилагательное?

Молодцы!

Ребята,  как вы думаете,  достигли ли поставленных целей в начале урока?

Д/з.  с.25  упр. 38                 

 

  

        

        Урок проведен в 4-м классе по учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)..

        Тема урока.  Имя прилагательное  (обобщение).

        Цель. Обобщение и систематизация изученного об имени прилагательном.

        Задачи:

        1. Повторить изученное об имени прилагательном путем наблюдения,  сравнения, обобщения.

        2. Развивать умение наблюдать, обобщать, логически мыслить.

        3. Воспитывать толерантность.

        Оборудование урока:  сигнальные карточки, карточки со словами. 

        ТСО:  мультимедийный проектор.

        Тип урока.  Систематизация и обобщение изученного материала. .

        На уроке закрепляли знания об имени прилагательном, отрабатывали умения определять грамматические признаки имен прилагательных, проверять безударные окончания имен прилагательных как в единственном числе, так и во множественном числе.

        Урок разработан в русле методики «Субъективизации на уроках русского языка»  (автор Г.А.Бакулина – д.п.н. Вятского государственного университета).  С 1 класса использую в своей работе упражнения,  развивающие логическое мышление,  связанные с анализом.

        Время, отведенное на все этапы урока, использовала рационально. Все связи между этапами логичны. Мобилизующий этап урока провела с целью включения учеников в активную интеллектуальную работу. Самостоятельное формулирование темы и цели урока учениками требует выражения мысли в виде логического, доказательного текста – рассуждения.  Развивается монологическая речь, мышление, активизируется самостоятельная творческая деятельность учеников.  Все это прослеживается в работе с фразеологизмами.

        Минутка чистописания развивает сосредоточенность, наблюдательность, аналитико-синтетическое мышление.

        Через работу с пословицами прослеживается межпредметная связь с уроком литературное чтение.

        Нетрадиционным видом работы с пословицами является формулировка учениками задания в соответствии с темой урока,  такая работа позволяет тщательно анализировать учебный материал и более осмысленно выполнять задание. На уроке использовала следующие методы.  Репродуктивный метод – он обычно используется при закреплении и повторении, обобщении изученного материала.  Главная задача репродуктивной беседы, чтобы ученики вспомнили изученные правила об имени прилагательном. Здесь также есть элементы самостоятельности размышлений.

        В начале урока использовала эвристический метод, как способ учебной работы – в усвоении знаний, умений путем рассуждений, требующий догадки. (Работа с фразеологизмами).

        Работа учащихся с учебником позволяет ученику под руководством учителя самостоятельно организовать процесс познания.

        На уроке была проведена самостоятельная работа. Она способствовала активной познавательной учебной деятельности учащегося. Самостоятельная  работа тренирует волю, внимание, дисциплину учебного труда.

        Использовала метод упражнений,  в процессе обучения которого вырабатывались у учащихся умения и навыки по применению изучаемого материала на практике.

        Ребята в ходе всего занятия вырабатывали умение и навык по определению грамматических признаков имени прилагательного, а также по написанию безударных окончаний имен прилагательных.

        Содержание урока способствовало развитию интереса к учению.

        Развивающая и воспитательная задачи решались в единстве с образовательной.  Считаю,  что урок достиг поставленной цели.  

        

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Школа России.

Закрепление знаний о словах, обозначающих признак предмета....

Урок русского языка в 3 классе.( Школа России)

Тема: Главные  и  второстепенные  члены  предложения. Цели:  сформировать представлений о том, что в каждом предложении о ком-либо или о чём-либо говорится, что гов...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК "России" Тема урока "Дополнение предложения словами"

Материал содержит презентацию к уроку русского языка в 1 классе по те "Дополнение предложений словами"...

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе. Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».

Презентация  к уроку русского языка в 3 классе.Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».Тип урока: изучения и ...