Система упражнений по работе с антонимами
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_uprazhneniy_po_rabote_s_antonimami.docx552.3 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений по работе с антонимами.

Цели:

•Способствовать   развитию   умения   детей   подбирать   к   словам антонимы.

•Развивать умение видеть контекстуальные антонимы.

Для разнообразной работы с антонимами учитель может использовать «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова, в котором есть богатый материал для работы: антонимические пары, цитаты из произведений русской художественной литературы, пословицы, поговорки.

Упражнения.

 1. «Подбери слово».

Подберите слово, противоположное по значению.

•Веселый человек. -молодой-добрый -остроумный-грустный -смешной

•Веселая песня мелодичная-любимая -тоскливая-длинная -громкая

•Веселый рассказ. -короткий-с картинками-смешной-детский-грустный

2. «Антонимы в сказках».

Учитель предлагает название — антоним, а дети должны угадать истинное название Сказки (стихотворения).

«Мышь босиком»-... «Рассказ о простой курочке»-... «Знайка в лунной деревне»-... «Бэби- короткий носок»-...

«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке»-... «Мужчина с ногу»-... «Ойздоров»-... «Один худой»-... «Федорова радость»-...

3. «Антонимы для загадок».

Учитель загадывает детям загадку, в которой все наоборот. Тема: «Животные».

«Обитает в воде (значит на суше). Шерсти нет совсем (длинная шерсть). Хвост очень длинный (короткий). Всю зиму ведет активный образ жизни (спит).

Очень любит соленое (сладкое). Кто это?»

4.«Антонимы в пословицах».

Пословицы и поговорки обладают большой выразительной силой. Работа с ними приобретает глубокий характер, если учащиеся рассуждают об использовании в пословицах тех или иных антонимов.

Нами созданы сборники пословиц и поговорок, построенных на антонимическом принципе, что не только обогащает и уточняет речь младших школьников, но становится хорошим помощником на уроках литературного чтения на этапе вторичного синтеза, кода дети подбирают слова для характеристики главных героев, подчёркивают при помощи пословиц и поговорок основную мысль произведения.

Например, УМ – ГЛУПОСТЬ (Приложение)

Сколько голов, столько и умов.

С умным разговориться, что мёду напиться.

Говорить, не думая – что стрелять не целясь.

Ошибся, что ушибся – вперёд наука.

Голова без ума, что фонарь без огня.

С дураком говорить, что в стену горох лепить.

Встречают по одёжке, провожают по уму.

На первоначальном этапе работы с пословицами и поговорками можно использовать следующее задание.

Вставьте пропущенные слова в пословицы.

•Больше думай,.... говори.

•Большому уму и в.....голове не тесно. -

•Будет день - будет и ....

•Будет зима - будет и ....

•В мороз заснуть легко, проснуться-....

•Век долог, да час....

•Говорит ...., делает черно.

•Горькая правда лучше .... лжи.

•Добро помни, а зло ....

•Дождик вымочит, а красное солнышко-...

•Новых друзей наживай, а .... не теряй.

5. «Подбери антоним».

К данным словам подберите сова, противоположные по значению.

Утро,  добро,  жар,  день,  неприятель,  добрый,  твердый,  широкий, грустный, здоровый, смеется , открывает, грустит, засыпает.

6. «Котенок и лев».

Опишите этих животных, используя противоположные по смыслу слова.

-Какие они по размеру?

-А по возрасту?

-Какая у них шерстка?

-Сравните их по характеру.

Получается:

Лев                                            Котенок

большой                                    маленький

старый                                       молодой

гладкий                                       пушистый

сердитый        грозный                  ласковый

Сравнение двух героев, подбор характерных признаков на первом этапе внешних, на последующих – внутренних (характер, особенности поведения и т.д.) помогают подготовить учащихся к написанию творческих работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

D:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0068.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0069.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0070.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0071.JPGD:\Мои документы\Мои рисунки\2011-09-22\IMAGE0072.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Система упражнений по работе над усвоением фразеологических единиц

Данный материал может быть использован на уроках обучения грамоте в 1 классе по любой программе....

Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Система упражнений по работе с синонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»

Презентация опыта работы  по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....

Из опыта работы "Система упражнений для развития навыка чтения"

Упражнения используются при обучении чтению в 1 классе. С помощью упражнений процесс обучения становится интересным. доступным....

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словами»

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы  при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словам...