Словообразование
статья по русскому языку (2 класс) по теме

Батуева Светлана Александровна

Статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. Состав слова. Словообразование.

"Первородство".

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Обереги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

                           С. Островой

- Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл?

Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова.

Зачем нужно знать способы словообразования.

     Как часто с друзьями мы спорим о том, нужно ли так подробно изучать русский язык. Зачем, к примеру, знать все способы образования слов в русском языке? Может быть, можно обойтись и без информации о приставочном, суффиксальном, приставочно-суффиксальном и других способах образования слов.

     Оказывается, эти знания нам просто необходимы, ведь два раздела русского языка – орфография и словообразование – неразрывно связаны. Чтобы грамотно написать то или иное слово, нужно знать, в какой части слово содержится орфограмма; чтобы не ошибиться при разборе слова по составу, требуется определить, каким способом оно образовано.

• Ведущие задачи курса - развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и, главное, письменной речи;

•  авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновременно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

В рамках одного урока три основные цели не смешиваются  происходит «погружение» в одну проблему — лингвистическую, орфографическую (синтаксическую) или речевую (развитие речи). Осознание сути языковых явлений и категорий  происходит не столько на теоретическом, сколько на практическом уровне – при выполнении заданий, раскрывающих различные аспекты той или иной проблемы.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные и программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Все задания  представляются как разноуровневые, позволяющие не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т. е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

Возможности индивидуального подхода заложены в программе и в учебниках, где предложен материал для расширения эрудиции, для осуществления коррекционной работы, многие упражнения помечены значком «по выбору», «трудный материал».

 Большое значение имеет и организация урока. В этом плане материал учебника дает возможность   принять   во   внимание   индивидуальные   психологические особенности учеников, предложить школьнику задание в той форме выполнения (индивидуальной, парной, групповой), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика.

Теоретический материал учебника носит в первую очередь ознакомительный характер, что не предполагает его заучивания учениками, за исключением правил орфографии и пунктуации. Необходимо разъяснять ученикам суть и смысл языкового факта, обращать внимание на ту или иную закономерность, не требуя при этом дословного воспроизведения их характеристик. Содержание учебного материала дается поурочно. Каждый урок представлен сменяющими друг друга рубриками и упражнениями.    Их последовательность — это логика организации урока и учебной деятельности .

         «Избыточность» упражнений в рамках одного урока обеспечивает возможность индивидуального и дифференци рованного обучения. В зависимости от подготовленности класса и темпа работы на уроке, сформированности учебной деятельности детей учитель может самостоятельно отобрать необходимый и достаточный материал.

В  учебнике каждая тема вытекает из предшествующей и связана с ней научной логикой, например: «Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Суффикс. Приставка. Основа слова (это материал блока «Как устроен наш язык»). Параллельно с ним в блоке «Правописание» изучается правописание безударных гласных в корне, суффиксов -онок, -енок, -ок, -ец, -иц, -ость, то есть материал блока «Правописа ние» связан с материалом блока «Как устроен наш язык», но они не пересекаются в рамках одного урока.

Например,  учебник «Русский язык. 2 класс. Ч. 1» на с. 63. На этой странице расположен урок 27, который называется «Корень слова» блока «Как устроен наш язык», то есть на этом уроке Вы будете учить детей находить, выделять и характеризовать главную значимую часть слова. Например, в упражнении 1 Вы предложите детям определить, что объединяет слова, которые называют предметы, изображенные на рисунках (дом — домик — домище); в упражнении 2 ученики уже в написанных словах будут искать общую часть, а затем учитель  подводит их к формулировке правила, в котором говорился о том, что такое корень. После дующие упражнения этого урока помогут учащимся отработать понятия «корень», «однокоренные слова», научат разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Следующий урок — урок 28 блока «Правописание». Урок называется «Учимся писать безударные гласные в корне слова». На этом уроке Вы уже будете заниматься формированием навыка правописания безударной гласной в корне слова. Материал урока связан с предыдущим общей языковой единицей — корнем, но Вы подходите к корню уже с иной точки зрения   Вы формулируете правила правописания, то есть на этом уроке Вы уже не анализируете лингвистическую единицу, не характеризуете ее, не определяете ее роль в слове, а ставите перед учениками орфографическую задачу: передать единообразие гласной в корне слова. Следующие три урока — и это тоже уроки блока «Правописание»: Вы продолжаете учить ребят правильно писать безударную гласную в корне слова.

Урок 32 — это урок блока «Как устроен наш язык», Вы продолжаете изучать корень уже не с точки зрения правописания, а как языковую единицу, как морфему, и упражнения этого урока чуть более сложные, чем в первом уроке, когда вводилось понятие корня, направлены на разграничение родственных слов и синонимов (упр.4), поиск родственных слов (упр.5), выделение корня в словах и т.д. Иными словами, Вы предлагаете ученикам на каждом уроке решить какую-то одну учебную задачу: либо это выделение и характеристика языковой единицы, либо правописание. Но на одном уроке эти задачи не встречаются. Однако задачи объединены общей темой.

Грамматическая сказка.

Жил-был корень -ход-. Он любил, чтобы с него начинались слова, тогда на помощь ему спешили суффиксы. На свет появлялись слова…(Дети придумывают) (ходунок, ходули, ходики). Как только появлялись дамы- приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а если не было суффиксов, то и вовсе стоял в конце. Получались такие слова…(заход, выход, поход, походка, приход, переходил).

Запишите слова с приставками. Где их место в слове? Зачем нужны приставки?

Давайте сделаем вывод: Приставка- часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слово.

Игра «Найди свое место». (Физминутка.) Играют дети 1, 2, 3 группы, 4-прверяет. У каждого ученика карточка, с записанным суффиксом. По классу развешаны плакаты:
Жители какой-либо страны, города, края
Уменьшительно-ласкательное значение
Обозначение людей по профессии, роду занятий
Образование отчеств
Образование прилагательных.
Детям нужно найти свой дом-плакат.

Загадка.             После корня он стоит,
                            Перед окончанием.
                            Его я если заменю,
                            Другое слово получу.
                            Обозначаю уголком,
                            Называю суффиксом.

Игра

Найдите в стихотворении  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Устно.

О чем мечтает зёрнышко?
О чем мечтает зёрнышко
зимой в сырой земле?
Конечно же, о солнышке,
конечно, о тепле!
Ведь без мечты о солнышке
на холоде таком
не стать весною зёрнышку
зелёным стебельком

Игра

Я буду называть слова-предметы, а вы хлопать в ладоши, если услышите слово с уменьшительно-ласкательным значением
/нос, ушко, доченька, папа, слоник, лягушка, лягушечка, звёздочка, хлеб, хлебушек, платьице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

Словообразование. КАК РАСТУТ СЛОВА.

Исследование языковых явленийв процессе коррекции пробелов обучения, повторение и расширение знаний, рефлексия.-----------------------------------------------------------------------------...

Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"

Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....

"Словообразование имен прилагательных"

Конспект урока с использованием исследовательской деятельности учащихся на уроке....

"Разбор слова по составу и словообразование". Презентация.

Презентация к уроку русского языка. Обобщение знаний о частях слова; отработка умения разбирать слово по составу и определять способ образования слов....

Презентация "Словообразование"

Данную презентацию можно испльзовать на уроках в 3-4 классах....

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Словообразование глаголов"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема –  Словообразование глаголов.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском язык...