Словообразование. КАК РАСТУТ СЛОВА.
методическая разработка по логопедии

 

 

Исследование языковых явлений

в процессе коррекции пробелов обучения, повторение и расширение знаний, рефлексия.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

   ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО СЛОВООБРАЗОВАНИЮ

Область применения:    «Словообразование, состав слова» - наиважнейшие темы, учитывая, что ведущий принцип русской орфографии –

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ.

Без знания состава слова, достаточного словарного запаса все    выученные  правила  БЕСПОЛЕЗНЫ.

Миф – врождённая безграмотность. Реальность – недостаточная сформированность лексико- грамматического строя речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Много лет назад, когда-то, Нам и не узнать ,ребята, Кто сказал, в какой там век, Самым первым слово СНЕГ… «Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре!» Вот из снега вам снежок,- Получи его, дружок! Вот в заснеженной аллее Снеговик в ведре белеет… Снегоход летит навстречу, В круговерти снежный сад, Снегопад пришёл под вечер, Не уйдёт никак назад. Без Снегурки Дед Мороз Зол, хватает всех за нос! Снег, не снег, а корень-слово Встретить нас везде готово! Вот Снегурочка, снежинка… Новогодняя картинка!

Слайд 2

Как растут слова Много лет назад, когда-то, Нам и не узнать ,ребята, Кто сказал, в какой там век, Первым слово-корень СНЕГ…

Слайд 3

Гипотеза: Слова в языке «не стоят на месте», они растут, меняются… Цель работы: Рассмотреть однокоренные слова Вычислить способы их образования Определить пути пополнения словарного запаса русского языка

Слайд 4

снег + ов + ик = снеговик снег ( г-ж ) + ок = снежок снег ( г-ж )+ ин + к + а = снежинка Суффиксальный способ Снег:

Слайд 5

За снеж и ть Приставочный способ г - ж Снег:

Слайд 6

Под + снеж + н + ик =ПОДСНЕЖНИК Приставочно-суффиксальный способ Снег: г-ж

Слайд 7

Способ сложения Снег о ход Соединительная гласная Снег:

Слайд 8

Соединительная гласная -Пешеход -Земледелие -Самолёт -Лесостепь а е о Соединительной гласной «А» НЕТ!!!

Слайд 9

Слово СНЕГ обросло с момента своего появления до сегодняшнего дня многими суффиксами, приставками, подружилось с другими корнями и все «снежные» слова просто не могут уместиться на этой страничке! но их можно посмотреть тут и тут: http://www.ksu.ru/infres/slovar/begall.htm

Слайд 10

Окончание Например подснежник: Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж Подснежник и Подснежник ов Подснежник ам Подснежник и Подснежник ами О подснежник ах Образует не новые слова, а формы ЭТОГО ЖЕ слова!

Слайд 11

Словарное богатство русского языка Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах. «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.» К. Паустовский

Слайд 12

Рассмотрела однокоренные слова, вычислила способы их образования, определила пути пополнения словарного запаса русского языка ученица 9 «а» класса Чернова Дарья Слова в языке «не стоят на месте», они растут, меняются, и вместе с ними должны расти дети, деревья и знания!



Предварительный просмотр:

Ткач Елена Николаевна, МОУ СОШ № 2 Карасукского района.

Учитель русского языка, логопед,

заместитель директора по научно - методической работе.

Исследование языковых явлений

в процессе коррекции пробелов обучения, повторение и расширение знаний, рефлексия.

Вместо вступления.

 В центре внимания современной методики русского языка находятся вопросы развития речи.
Для каждого школьника хорошо развитая речь не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. От уровня речевого навыка зависят школьные успехи детей.

 Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, обеспечивает овладение языковыми нормами, предупреждает появление ошибок в речи детей, обогащает словарный запас школьников, прививает умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также развивает мышление учащихся, их наблюдательность, воспитывает вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

Практическое усвоение языка, его строя, его закономерностей обеспечивает развитие языкового чутья, без которого невозможны ни хорошая речь, ни ее культура, ни даже орфографическая грамотность. Почему у кого-то это языковое чутьё срабатывает без теоретических знаний, а у кого-то даже отлично выученное правило отказывается работать?

Методическое описание.

Структура:

  1. Описание ресурса.
  2. Три принципа русской орфографии. Обоснованность актуальности именно этой темы.
  3. Дистанционное (школьное) обучение.

 Данный ресурс не привязан к определённому учебнику или классу.

Он может быть использован как полностью, как и фрагментарно в урочной деятельности и внеурочно.  

  1. "Как растут слова" – материал для исследовательской деятельности учащихся – отправная точка работ учащихся.
  2. Три работы учащихся "Словообразование" - разных уровней и разных ступеней (5,9,11 кл) - продолжение "Как растут слова".
  3. Задание-перспектива – возможность сделать этот процесс бесконечным. (Вовсе не обязательно всем писать СТИХИ по темам или словам. Достаточно взять реальную историю ошибки (УЧАЩЕГОСЯ, НУЖДАЮЩЕГОСЯ В ПОМОЩИ!) и сделать работу над ошибками в подобном виде.)

Все файлы связаны между  собой гиперссылками,

СМЕНА СЛАЙДОВ настроена  по щелчку мышки.

Суть работы – «учим, играя», «заманиваем» в процесс познания языка, усвоения его правил, законов. Сегодня никого не нужно убеждать в том, что подобная работа  (создание мультимедиапрезентаций) вызывает интерес учащихся.

Насколько актуальна именно тема СЛОВООБРАЗОВАНИЕ? К сказанному во вступлении добавлю следующее:

ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПИСАТЬ, школьникам нужно овладеть

тремя принципами русской орфографии:

  1. фонетическим («пишу как слышу», чему подчиняется не так уж и много слов – н-р, «кот», (НО «к(О?А)та»- вступает в права второй принцип);
  2. морфологическим(как раз та самая безударная гласная в КОРНЕ слова (нет кОта) – знание или незнание правил, НЕПОНИМАНИЕ процессов, неумение применять на практике  при заученности   теоретических знаний)
  3. традиционным (словарные слова)

Если с первым всё понятно, как, впрочем, и с третьим  (заучивай, запоминай), то второй принцип русской орфографии – как раз тот самый, что «отравляет» «годы чудесные» многим школярам.

Знать правило недостаточно. Нужно уметь (И ЗНАТЬ ГДЕ И КАК!!!) его применять.

Понимание языковых процессов невозможно без начала начал:

  1. достаточного словарного запаса,
  2.  умения видеть части, составляющие слова, без напряжённых раздумий, легко и естественно,
  3. свободного подбора не только однокоренных слов, но и «односуффиксных», «одноприставочных» ( иллюстрация данного утверждения: видение в слове «учитель» суффикса «-ТЕЛЬ», с осознанием, что этот суффикс не только обозначает «профессию», но и НЕ МОЖЕТ ПИСАТЬСЯ ИНАЧЕ, предостережёт раз и навсегда от подобного рода ошибок. Проблем выбора строит(И?Е)ль уже не будет.

 И т.д. и т.п.)

Таким образом, понимание процессов словообразования, видение состава слова,  умение делать морфемный анализ без усилия, не задумываясь,   служат   прочным фундаментом  для обучения правильному письму.

Проблемы развития речевого развития сегодня очень актуальны. Пару лет назад по СМИ волной прошли публикации «Ты чего молчишь, малыш?» и т.д., в которых утверждалось, что каждый третий дошкольник имеет те или иные речевые отклонения. Ситуацию мало изменилась. Значительная часть детей  приходит в школу слабоподготовленной, не способной в полном объёме усваивать программу.  

Самым последним у ребёнка формируется грамматический строй речи, завершается усвоение процессов словообразования.  К сожалению, сегодня логопеды не зря бьют тревогу – задержка речевого развития, недоразвитие, недостаточный объём словаря не позволяют ребятам в полной мере усваивать программу. Начинается отставание, появляются тихие троечники или гиперактивные «нарушители дисциплины»:  непонимание на уроке, невозможность применить выученное на практике – «бьёт по рукам», отбивает желание что-то учить дальше. Можно много ещё говорить на эту тему…

Вернусь к главному – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, СОСТАВ СЛОВА на самом деле невероятно важны. К сожалению, слишком часто они является «проходящими».

МНОГО материала по такой теме быть не может.

Данные презентации, как моя, исходная, так и ученические, могут применяться в течение всего курса русского языка, как при изучении, так и при повторении данного материала, целиком или фрагментарно..

Кроме того, сегодня  никого не нужно убеждать в целесообразности ДИСТАНЦИОННОГО обучения  - оно прочно вошло в наше понимание современной системы образования в целом.

Но дистанционная форма на школьном уровне пока скорее исключение, чем правило.

В текущем учебном году мы попробовали осмыслить и оформить наш взгляд на дистанционное обучение именно на школьном уровне; рассмотреть не только очевидные его плюсы, но и оценить, насколько реально уже сейчас внедрение хотя бы элементов дистанционного общения «учитель – ученик» в нашей образовательной среде и какие возможности оно даёт.

Задачи школьного дистанционного обучения нам видятся

        в

  1. осуществлении индивидуальных программ по коррекции и углублению знаний учащихся, выделении  из общей базовой учебной программы индивидуальной учебной программы для каждого обучаемого;
  2. обучении навыку поиска информации, использованию ресурсов сети Интернет;
  3. развитии умения сотрудничать с партнерами и т.д,

Самое важное то, что дистанционное обучение, внедряясь в образовательный процесс во внеурочное время, позволяет  выстроить траекторию индивидуальной деятельности учащихся. 

Мы (Дороганова Г.В., Овчарова Н.В., Ткач Е.Н.) попытались построить     модель многоуровневого школьного дистанционного обучения, обеспечивающего непрерывность образования, ставящую целью оптимизацию единой  образовательной среды, как пространства для саморазвития, самореализации, жизненного самоопределения школьников в целом;

 

(Полная схема значительно сложнее, включает в себя трёхуровневую градацию каждой из групп учащихся из диаграммы ниже).

Под «осуществлением непрерывности процесса обучения» мы подразумеваем, в том числе, 

возможность  продолжения обучения

  1. в случае неблагоприятных погодных условий, что чрезвычайно важно особенно в зимние дни, когда не так редка отмена занятий по причине низких температур,
  2. во время   карантинов (по гриппу и т.д.),  
  3. во время   болезни учащихся.
  4. Что касается внеурочной занятости школьников, направленной на расширение границ учебного предмета, то целесообразность подобной формы ни у кого не вызывает сомнений.

        Предваряя вопрос о реалистичности такого проекта сейчас  и ресурсной обеспеченности подобной формы обучения,  приведу только 2 факта:

  1. Дороганова Г.В. (тоже, кстати, участник данного конкурса)  уже сегодня  отправляет учащимся 5 класса задания по русскому языку и получает ответы по электронной почте;
  2.  Овчарова Н.В, учитель русского языка и литературы, провела исследования и выяснила, что  из 82 её учащихся 62 имеют компьютеры, из них 49 подключены к сети Интернет.

Кстати,  

  1. Григоренко Екатерина, ученица 11 класса, выполнила своё «домашнее задание» по  «бетонному стихотворению» (№ 2) без выхода в Интернет,
  2. пятиклассница Обухова Юлия, автор «расследования» корня «ДОМ» (№ 3) как раз отсутствовала в школе,  изменённый  вариант перебросила мне   через электронную почту. Желание поделиться итогом тотчас же по окончании работы Всемирная паутина готова выполнить в мгновение ока.

( Юля – почти (!) отличница. Исключение составляет именно русский язык и восполнение пробелов для неё очень важно. Сравнение первого и последующих вариантов  в её случае даёт возможность оценить весомость данной работы. Если кому-то интересно, напишите мне и я перешлю исходный вариант, отражающий намного больше проблем, чем вы себе можете представить, с моими комментариями как для девочки, так и для себя – стихотворение тоже претерпело изменение («лишнее» ушло), так что процесс обоюдный).

ЦОР в подобном виде - отличная возможность «дополнительных» дистанционных занятий – получение необходимого разъяснения в менее академической (некнижной форме). «Расширение» правил и возможность участия в этом процессе захватывает, движет вперёд, делает учёбу увлекательной игрой – путешествием, бесконечным исследованием.

Итогом видится развитие  компетентности участников образовательного процесса:

  1. формирование   личности,  способной к самореализации во всех сферах деятельности; 
  1. рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса, 
  2. рост познавательной компетентности и мотивации, социально-личностной компетентности  учащихся;
  3. сформированность у учащихся потребности в непрерывном образовании и научно-исследовательской деятельности.

Итог же создания подобных работ очевиден: движение по индивидуальной траектории, работа над ошибками и движение вперёд в развитии речи, пополнении словаря, осуществление личностно-ориентированного подхода, в том числе во внеурочной деятельности.

Формулируя тему «Исследование языковых явлений в процессе коррекции пробелов обучения, повторение и расширение знаний, рефлексия», я добавила слово «рефлексия» имея в виду не себя, педагога, а именно учащихся. Просмотрев работы старшеклассниц, вы увидите, что обе делают выводы, выходящие за   изначально заданные рамки - оба «лирических отступления»- вывода (назовём это так) свидетельствуют о понимании важности, ценности родного слова.

В процессе работы над данным конкретным проектом:

  1. осуществлены индивидуальные мини-программы по коррекции и углублению знаний учащихся;
  2. получены  навыки поиска информации, использования ресурсов сети Интернет,  умения сотрудничать с партнерами и т.д,
  3. создан материал, применимый в работе с другими учащимися как полностью, так и фрагментарно.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

решение не новое: учим … играя Автор: Ткач Елена Николаевна МОУ СОШ № 2 Карасукского района НСО elenakarasuk@ramler.ru Область Область применения: «Словообразование, состав слова» - наиважнейшие темы, учитывая, что ведущий принцип русской орфографии – МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ. Без знания состава слова, достаточного словарного запаса все выученные правила БЕСПОЛЕЗНЫ. Миф – врождённая безграмотность. Реальность – недостаточная сформированность лексико- грамматического строя речи.

Слайд 2

КОММЕНТАРИИ ТЕКСТЫ для анализа («домашней работы») написаны СПЕЦИАЛЬНО как «ОДНОКОРЕННЫЕ» СТИХИ – ИЛЛЮСТРАЦИИ «РОСТА СЛОВ». 3 стихотворения – 3 уровня сложности: «бетон» – простой, 4 слова; дом – средней (больше слов и способов образования), снег – сложнее всех. Три презентации учащихся (приложение - продолжение) разного возраста и разного уровня подготовки были выполнены в разное время и с различной целью: повторения материала; восполнения пробелов в знаниях. Первые два слайда – Пояснение и комментарии – несложно удалить по прочтении. Останется только то, что предназначено для глаз учащихся. С уважением и самыми добрыми пожеланиями – Ткач Е.Н. Смена слайдов по щелчку; значок указывает на гиперссылку

Слайд 3

Как растут СЛОВА. ТЕМА « СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» ЧАСТЬ I

Слайд 4

Гипотеза: СЛОВА В ЯЗЫКЕ «НЕ СТОЯТ НА МЕСТЕ», ОНИ РАСТУТ, МЕНЯЮТСЯ. Рассмотреть однокоренные слова. Выяснить способы их образования. Определить пути пополнения словарного запаса языка.

Слайд 5

… Как-то, много лет назад, посадили странный сад… Не был сад фруктовым, Был он просто словом… … Это слово, слово – корень, Разрастаться стало вскоре: Вот из сад а вам рас сад а, Вот ещё по сад ки рядом, А вот сад овод, С ним сад овник идёт… Очень интересно Гулять в саду словесном !

Слайд 6

Из одного корня может вырасти большое количество самых разных слов. Если мы рассмотрим однокоренные слова из приведённого выше стихотворного текста В.Измайлова, мы легко увидим, за счёт чего пополняется словарь, «КАК РАСТУТ СЛОВА». Рассмотрим, какими способами это происходит.

Слайд 7

Приставочный способ Первое слово имеет, кроме корня, приставку: РАССАДА Следовательно, оно образовано при помощи приставки. Такой способ называется ПРИСТАВОЧНЫМ. рас а

Слайд 8

Если корень начинается с глухого – ( ра С - С ада , ра С - П исной, ра С - Т оргать) Если корень начинается со звонкого – (ра З - М ер, ра З -Личный, ра З - З вонить) Это касается всех приставок , оканчивающихся на З или С раС- раЗ- или с з !

Слайд 9

! Внимание!!! Приставки З не бывает!!! С З

Слайд 10

С у ф ф и к с альный СПОСОБ В слове садовник приставки нет, но есть суффикс Наличие одного или нескольких суффиксов в слове это … сад овник

Слайд 11

Приставочно-суффиксальный способ Если в образовании участвуют приставка и суффикс, то такой способ называется именно так по сад к и

Слайд 12

Способ Иногда в слове присутствуют сразу ДВА корня Это могут быть целые слова или их части, основы слов. В образовании таких слов участвуют СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ: Е, И, О сад вод СЛОЖЕНИЯ … а вот садовод…

Слайд 13

! Внимание!!! Соединительного гласного А не бывает!!! а а

Слайд 14

В корне заключено главное значение , общее для всех однокоренных слов. С каждой новой частью (приставкой, суффиксом) к значению корня прибавляются значения приставок и суффиксов. корень приставка суффикс + + = слово Смысл слова ( ЛЗ ) в целом складывается из значений всех частей слова, кроме окончания .

Слайд 15

Окончание. Часть слова Скрывает грамматическое значение (род, число, падеж и т.д.) Образует не новые слова, а формы одного и того же слова. К словообразованию отношения не имеет. Садовник И А У ОМ АМ АМИ И

Слайд 16

Вывод Слово-корень «обрастает» приставками, суффиксами, может соединяться с другими словами-корнями. Есть другие способы образования новых слов . Словообразование – один из путей пополнения словарного запаса , расширения языка. !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

сад ср. садить са'д- ик сад- о'к ,,I садок,,II уН. сажать садо' ч - ек сад- и'шк -о сад- и'щ -е сад- о'в/ник садо'в- ниц -а садо'вни ч - еств -о,,1 садо'вник- ов садо'вни ч - ий садо'вни ч - еск -ий садо'вни ч - а -ть садо'внич- еств -о,,2 сад- о'в (ый) садо'в- о -огоро'дный уН. огород садо'в- о -па'рковый уН. парк при -са'д- ник сад- о -владе'лец уН. владеть садовладе'ль ч - еск -ий сад- о -во'д садово'д(- ств -о) садово'д- ческ -ий,,1 садово'д- ческ -ий,,2 сад- о -защи'т- н -ый уН. защитить сад- о -мелиора'ц(и-я) уН. мелиорировать садомелиора т - и'вн -ый сад- о -разведе'ние уН. вести сад- о -строи'тельство уН. строить го'род-са'д уН. город дет/са'д уН. дети детса'д- ов/ск -ий зоо/са'д уН. зоология лес- о -са'д уН. лес

Слайд 2

- ДОМ , - СНЕГ , - БЕТОН ? ПРОВЕРИМ ВСЁ ПО СЛОВАРЯМ - -СТРОЕНИЯ СЛОВ ( http://www.ksu.ru/infres/slovar/slov.htm ) - ТОЛКОВОМУ http://www.ozhegov.org/ . http://www.nii-katalog.ru/dir2/10771.htm ВСЕ СЛОВАРИ!

Слайд 3

Вслед за снегопадом. Много лет назад, когда-то, Нам и не узнать, ребята, Кто сказал, в какой там век, Самым первым слово СНЕГ… «Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре!» Вот из снега вам снежок, Получи его, дружок! Вот в заснеженной аллее Снеговик в ведре белеет… Снегоход летит навстречу, В круговерти снежной сад, Снегопад пришёл под вечер, Не уйдет никак назад. Без Снегурки Дед Мороз Зол, хватает всех за нос! Снег, не снег, а корень-слово Встретить нас везде готово! Вот Снегурочка, снежинка… Новогодняя картинка!

Слайд 4

Как растут…дома? Как-то рядышком с прудом Был построен новый дом. Поселился домовой За трубою дымовой, Был домовладелец весел, Дня не мог прожить без песен. Все надомные работы Проходили как по нотам… А вокруг дома-домишки Поднимались как из книжки – Тот домище, замок просто, Этот – маленького роста, Будто даже и не домик - Коротышка-крошка-гномик… За домашними делами Мы почти забыли с вами Самый первый, за прудом Слово-корень, слово-дом!

Слайд 5

Бетонируем на совесть ! Кем, когда придуман он, Этот монолит бетон ? Встретим мы его повсюду: Рядом плит сложили груду, И бетонные громады В дом сложить высотный надо. Бетономешалку тут Спозаранку заведут. Крепкий вымесят раствор, Тротуар украсит двор, - Пусть бетонная дорога Ляжет прямо от порога! Что тут дискутировать – Всё забетонировать! Только даже сквозь бетон Проберётся к свету он, Хрупкий, тоненький цветок, Чтоб прильнуть к нам на порог …

Слайд 6

Упомянутые правила:

Слайд 7

! Внимание!!! Соединительного гласного А не бывает!!! а а

Слайд 8

Если корень начинается с глухого – ( ра С - С ада , ра С - П исной, ра С - Т оргать) Если корень начинается со звонкого – (ра З - М ер, ра З -Личный, ра З - З вонить) Это касается всех приставок , оканчивающихся на З или С раС- раЗ- или с з !

Слайд 9

! Внимание!!! Приставки З не бывает!!! С З

Слайд 10

решение не новое: учим … играя Автор: Ткач Елена Николаевна МОУ СОШ № 2 Карасукского района НСО elenakarasuk@ramler.ru Область Область применения: «Словообразование, состав слова» - наиважнейшие темы, учитывая, что ведущий принцип русской орфографии – МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ. Без знания состава слова, достаточного словарного запаса все выученные правила БЕСПОЛЕЗНЫ. Миф – врождённая безграмотность. Реальность – недостаточная сформированность лексико- грамматического строя речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

"Разбор слова по составу и словообразование". Презентация.

Презентация к уроку русского языка. Обобщение знаний о частях слова; отработка умения разбирать слово по составу и определять способ образования слов....

Презентация к уроку русского языка на тему: "Словообразование. Образование сложных слов". 3 класс

Авторская презентация к уроку русского языка в 3 классе на тему: "Образование сложных слов"...

Урок – соревнование по русскому языку в 3 классе. ТЕМА: Повторение и обобщение знаний по разделу «Состав слова, словообразование»

ЦЕЛИ: 1.       Закрепление и обобщение знаний учащихся.2.       Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речи, ...

Конспект урока. Русский язык.Тема: Словообразование слов.

Материал может быть использован на уроке русского языка во 2 классе....

Внеклассное занятие по ЗОЖ "Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке..."

Во внеурочную деятельность по ФГОС НОО II поколения включена программа "Здоровое питание". Предлагаю разработку одного из занятий данного цикла....