урок по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Стехина Галина Анатольевна

открытый урок с обоснованием по русскому языку по теме "Родственные слова", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе.

Учебник «Русский язык» Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е.

Тема: Впервые в учебнике появляется что-то сложное.

Цели:

1 Формирование у учащихся представления о словах ,которые имеют два корня (сложных словах), умения правильно писать в сложных словах соединительные гласные о и е, знакомить со способами образования сложных слов.

2 Развитие мыслительных операций анализа и обобщения на основе создания проблемной ситуации, самостоятельного открытия учащимися сложных слов, развитие самооценки, умения определить границы знания и незнания. Развитие мыслительных операций синтеза, анализа, сравнения, обобщения на основе формирования орфографического навыка письма соединительных гласных в сложных словах, игры «Собери слово». Развитие устной и письменной речи, расширение словарного запаса на основе  составления текста, лексическим значением слова.

3 Воспитание уважения и любви к русскому языку, внимательного отношения к слову, умения работать с другими источниками информации, формирование коммуникативных умений и навыков учебного сотрудничества.


План урока:

  1. Оргмомент.                                                                                  1 мин.
  2. Минутка чистописания.                                                             3 мин.
  3. Объяснение нового материала.                                                 7 мин.
  4. Упражнение в определении корней в сложных словах.         8 мин.
  5. Физкультминутка.                                                                      3 мин.
  6. Знакомство с соединительными гласными.                             2 мин.
  7. Самостоятельная работа.                                                           9 мин.
  8. Упражнение в составлении слов из разных морфем.             3 мин.
  9. «Игра со словом». Упражнение в составлении текста.          8 мин.
  10.  Итог урока.                                                                                 1 мин.

Оборудование

1.Толковый словарь. Ожегов C. И., Шведова Н. Ю.

2. Карточки с индивидуальным заданием к упр.303

3. Доска для индивидуальной работы.

4. Сигнальные карты  учащихся.

5. Справочное пособие по русскому языку .Узорова О.В., Нефедова Е.А.

1. Организация класса.

2.Минутка чистописания.

-На чем остановились на прошлом уроке?

-Глазастик попал на остров глаголов.

  • Что происходило с глаголами?

            - Они уснули. Глазастик тоже                        

               уснул.

-Глазастику снится чудесный сон: третье новое правило.

  • Сегодня впервые в учебнике появляется что-то сложное
  •  Глазастик опустился на морское дно, походил себе там и вдруг видит- слово!

А это было слово мореход. 

  • Какие гласные в этом слове?

            - О и Е

  • Давайте пропишем их:

А пока вернемся к Глазастику.

Проверка готовности учащихся к работе, мобилизация внимания, создание мотивации к действиям на уроке.

Дальнейшее формирование графического навыка, развитие мелкой моторики руки.

3.Объяснение нового материала.         -Тут появляется страшное морское чудовище (картинка чудовище) и кричит чудовищным голосом:

-Обозначь в этом слове все морфемы, а не то так в море навсегда и останешься!

-Нашел Глазастик чудесные жемчужины, сделал из них значок корня и стал с ним к слову примериваться.

-Глазастик все шептал себе под нос:

-Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и отыскать их общую часть. Родственные слова…Родственные слова… Общая часть! Общая часть…

-Давайте поможем Глазастику!

-Сначала скажите, кто такой мореход? Как сказать по-другому?

               - человек, который ходит в      

                  море.

 Ребенку из класса предлагается найти в толковом словаре значение этого слова, затем ученик зачитывает  другое значение этого слова.

-Подберите к этому слову однокоренные слова. ( Дети диктуют, а учитель записывает на доске в два столбика, выделяя корни)

                -морской, моряк, море,

                -ход, ходить, переход…

-Что заметили?

                -трудно определить корень

-Давайте посмотрим, какие слова придумал Глазастик? (учитель показывает карточки)

-Ребята, как вы понимаете слово выход?

                 -выход в дверь, выход из

                  ситуации.

-Тут Глазастик остановился в недоумении, растерялся. Сейчас нам потребуется найти выход из этой ситуации, как быть, как найти корень в слове мореход? ( Дети пытаются найти правильный ответ. Предполагаю, что кто-то догадается, что в слове может быть два корня.

 (карточка)

-Оказывается, в слове может быть два корня. Может быть, эти корни между собой ссорятся?

-Слова с двумя корнями называются сложными.

-Приведите примеры.

4.Упражнение в определении слов с двумя корнями ( упр. 103,104)

-Откройте учебник, в упр. 103,104 выпишите

только те слова, которые имеют два корня. Работаем в парах. Корни выделяем. К доске приглашается ученик для самостоятельной работы.

-Проверяем упражнение. Разворачивается доска, ученик у доски читает свои слова, дети проверяют, используя сигнальные карты.

-Мудрейкин назвал тему: « Впервые появляется что-то сложное», а что сложного появилось?

               - сложные слова.

5.Физкультминутка.

Детям предлагаются расслабляющие упражнения для глаз.

6.Знакомство с соединительными гласными.

  • Дети, мы с вами выделяли корни в сложных словах, а ведь нам нужно выделить все морфемы, что  вы заметили между корнями?

                       - букву «е»,»о»

  • Какая это морфема? ( Дети пытаются ответить на этот вопрос, ответа не находят, тогда учитель знакомит их с соединительными гласными и их ролью)
  • Чтение правила в учебнике.
  • Этих гласных только две, они крепко держат корни, смотрите, как напряжены! И их только две: О и Е!

7. Самостоятельная дифференцированная работа.

  • Работаем в справочнике упр. 303.
  • Дети первого варианта переписывают сложные слова и обозначают корни, вставляют соединительные гласные, второго варианта: дописать еще три сложных слова, третьего варианта: списать, разделив все слова на две группы.

8. Упражнение в составлении слов из разных морфем.

(Открывается запись на доске)

-Давайте мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру « Собери слово».

Дети собирают слова: водный, водолаз, водопад, объясняют значение. Учитель записывает слова на доске.

  • Найдите лишнее слово.

                 - водный. ( Дети находят все возможные варианты: прилагательное, а другие слова существительные, слово с одним корнем, по ударению, по количеству слогов, по окончанию, по наличию суффикса.)

- Давайте проверим.

9. «Игра со словом». Упражнение в составлении текста.

  • С каким словом вам хочется поиграть?
  • Оттолкнись от него и пусть твоя фантазия поможет тебе сочинить что-нибудь интересное. Запиши, что придумал.

Дети записывают короткий рассказ из трех- четырех предложений.

10.Итог урока.

-Итак, помогли мы Глазастику?

Давайте попробуем ответить на вопросы

Глазастика ( карточка с вопросами)

  • Домашнее задание Н.У. с 128  1) упр. 303 2) упр. 304    3) упр.305

Постановка учебной задачи. Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной.

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения на основе создания проблемной ситуации, открытия детьми сложных слов. Работа над лексическим значением слова, обогащением словарного запаса.

Развитие мыслительных операций анализа и сравнения на основе подбора однокоренных слов, наблюдение над языковым материалом.

Форма работы - фронтальная.

Метод - частично-поисковый.

Развитие речи на основе работы с многозначным словом.

Самостоятельное формулирование детьми выводов.

Анализ формулировки определения, данного учебником.

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения на основе выполнения упражнения в разграничении сложных слов и « обычных», совпадающих по первому корню.

 

Метод обучения - частично-поисковый, развитие мыслительных операций сравнения и анализа на основе определения роли соединительных гласных в сложных словах, актуализации знаний о других морфемах. Развитие самооценки, умения определить границы знания и незнания.

Формирование  орфографического навыка на основе выполнения упражнения записи сложных слов.

 Дифференциация по уровню сложности.

 Форма работы - индивидуальная.

Форма работы – фронтальная, характер учебной деятельности - преобразующий,  развитие мыслительных операций анализа, синтеза. Развитие вариативности мышления на основе выбора различных оснований для определения третьего лишнего слова.

Развитие познавательной мотивации на основе эмоциональной и социальной (свободного выбора). Развитие письменной  речи, фантазии, воображения, творческого мышления. Форма работы - индивидуальная.

Формирование итогового самоконтроля, актуализация полученных знаний, оформление их в устной речи, самооценка.                                    

Домашнее задание –дифференцированная работа по уровню сложности.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ДЕТЕЙ К МОМЕНТУ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Для выявления особенностей характера внешних учебных действий (уровня сформированности знаний, умений, навыков) применялся метод наблюдения, а также анализа устных ответов учащихся и их письменных работ.

К моменту проведения урока по данной теме дети знают:

1.Состав слова.

2. С помощью чего образуются новые слова .

Учащиеся умеют:

1. Разбирать слова по составу .

2. Пользоваться условными значками для обозначения всех типов морфем.

3. Создавать рассказ с включением в него предложенного персонажа, использовать собственные ассоциации.


САМОАНАЛИЗ УРОКА

         Считаем, что цели, поставленные на данном уроке, удалось реализовать. Постановка целей урока была основана на диагностике обученности и обучаемости учащихся класса.

        Структура урока, содержание, методы и приемы обучения, формы организации учебной деятельности были выбраны в соответствии с целями урока, а также с учетом психолого-педагогической характеристики класса, возрастными особенностями детей.

        Структура урока соответствует структуре урока объяснения нового материала. Высокая активность познавательной деятельности на данном уроке была обеспечена за счет использования различных форм организации учебной деятельности: фронтальной, индивидуальной, групповой. Был использован такой способ активизации мыслительной деятельности, как включение их в поисковую работу при создании проблемной ситуации.

        Для  активизации мыслительной деятельности учащихся, для более глубокого усвоения нового материала были предложены упражнения, требующие от учащихся переноса известных знаний в новую ситуацию. Построение урока позволяет формировать учащихся как субъектов учебной деятельности, развивая у них познавательную мотивацию на основе эмоциональной и социальной. Подобранные упражнения позволяют развивать операционный компонент учебной деятельности, а именно, развивать у учащихся такие операции логического мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Думаю, что содержание и организация учебной деятельности на данном уроке позволяет реально развивать у учащихся такие внутренние учебные действия, как речь, произвольное внимание, восприятие (его осознанность, целостность), мышление (гибкость мыслительного процесса, операции логического мышления).

         Система упражнений, включенных в урок, позволяет развивать регулирующий компонент учебной деятельности, а именно итоговый самоконтроль, итоговую самооценку, эмоциональную и содержательную рефлексию.

Форма и содержание работы на уроке направлены на развитие у учащихся следующих общеучебных умений и навыков: развитие у детей навыков партнерского взаимодействия, умения работать самостоятельно по заданию учителя.

         Для создания ситуации успеха для каждого учащегося и более прочного усвоения нового материала в ходе урока предусмотрено использование дифференцированных заданий по степени сложности и по объему.

        Для непроизвольного и прочного запоминания были использованы общие закономерности эффективной работы памяти: активизация умственной деятельности учащихся, эмоциональная вовлеченность учащихся при изучении нового.

        Считаем, что данный урок является развивающим и составлен в соответствии с требованиями к личностно-ориентированному уроку в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...