урок русского языка "Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное", проведенный во 2 классе. Дети очень хорошо воспринимают презентацию, но у меня презентация не загрузилась, память большая. Надо как-то сжать до 3 МБ. И не получилось загрузить шумы, т.е разные голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klaster.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc36 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Часть речи

 

    Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

                     

Обозначает признак предмета

Существительные и Прилагательные живут дружно

        Имя

прилагательное



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка во 2 классе

Тема: «Имя прилагательное»

Тип, структура: урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, учебный практикум -  имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний);

Применяя данную технологию в своей работе я поняла: сущность модульного обучения заключается в том, что каждый ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Вводить модули следует со второго класса, или с того времени, когда ученики могут самостоятельно прочитать задание модулей. Пока дается упрощенный вариант модульной таблицы (алгоритма уроков чтения).

При подготовке к уроку были учтены программные требования:

-по работе над орфограммой

-по развитию устной и письменной речи

-валеологии  (физминутки, смена деятельности)

-особенности учебной деятельности:

- активность, осознанность, системность

- психологические особенности младших школьников

Исходя из этого, были поставлены цели урока:

- познакомить с понятием имя прилагательное;

- обогащать речь учащихся употреблением прилагательных;

- учить сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение;

- вырабатывать навыки правильного письма.

- ответить на вопрос урока, доказать значимость имен прилагательных.

Основные формы работы:

коллективная, групповая, индивидуальная.

При построение урока пользовалась принципами:

- научности, проблемности, наглядности, активности, доступности,

системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны:

методы средства

- проблемные - наглядно- иллюстративный материал

- контроля - карточки слов

- наглядные - карточки для групповой и индивидуальной

- игровые, словесные работы

На уроке проводилась работа:

- по расширению словарного запаса

- по овладению умениями и навыками устной и письменной речи

- по орфографии

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Самоанализ урока

Схема самоанализа урока

Охарактеризовать класс, в котором проходил урок.

Охарактеризовать место темы урока в системе других уроков.

Каковы задачи урока?

Какова их результативность к концу урока?

Тип урока и соответствие его дидактическим целям.

Охарактеризовать использованные методы обучения, их соответствие изучаемому материалу.

Каков результат качества знаний? Что повлияло на результат?

Показать связь дидактических задач урока с содержанием учебного материала, методом преподавания и способами организации учебной деятельности учащихся.

Анкета для самоанализа проведенного урока

Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы урока?

Правильно ли определены цели и задачи урока, учтены ли при этом особенности данного класса?

Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной деятельности на данном уроке и дать им целевую установку?

Насколько оптимальными для реализации целей урока оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности? Правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата выполнения тех или иных упражнений, задач и т.п.)?

Оптимально ли определено временное отношение частей урока?

Удалось ли правильно определить задачи, место, формы и приемы контроля? Какова их эффективность? Имела ли место мотивация отметок?

Удалось ли правильно построить устную речь - свою и учащихся (исправление речевых ошибок, наличие монологических акцентов, пауз, выразительность высказываний и т.д.)?

Правильно ли организована работа с домашним заданием: его подбор, характер, система объяснения и оценки? Место домашнего задания в реализации целей урока?

Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на уроке с позиции осуществления целевой установки?

Какова степень достижения целей данного урока?



Предварительный просмотр:

МОДУЛЬНЫЙ УРОК

Конспект урока по русскому языку . 2 класс.

ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»

ЦЕЛИ:

- познакомить с понятием имя прилагательное;

- обогащать речь учащихся употреблением прилагательных;

- учить сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение;

- вырабатывать навыки правильного письма.

- ответить на вопрос урока, доказать значимость имен прилагательных,

совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного, формировать навыки грамотного письма, воспитывать чувство коллективизма, умения работать совместно.

I. ОРГМОМЕНТ

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.

Напишем сегодняшнее число. Но не классная работа, а исследовательская работа. Потому что сегодня на уроке мы займёмся исследованием.  Будем, как настоящие учёные что-то изучать и доказывать. В наше исследование  возьмём с собой карточки, которые называются «Лист контроля».  Каждую выполненную работу будем отмечать цветами светофора? Ну, что начнём?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Минутка чистописания.

-Сегодняшнее исследование начнём со словарного диктанта.

Аккуратный, активный, трудолюбивый, самостоятельный, умный,любознательный, внимательный.

Понимаете ли вы значения этих слов?

Вот на сегодняшнем уроке все мы будем внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми. И сами себе докажем, какие мы всё-таки умные. Вы согласны?

На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают? Как их можно назвать, одним словом? ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.  

Значит, что же мы будем сегодня исследовать? ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Давайте запишем в тетради слово прилагательное и сделаем СУО.

при/ла/га/тель/но/е – 14 букв, 14 звуков, 6 слогов.

А давайте я вам расскажу сказку о прилагательном. Потом вы мне сами ответите, что такое прилагательное.  Хорошо? ( приложение 1)

А теперь ответьте, пожалуйста, что же такое прилагательное?

Для чего же нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения предмета)

Что именно уточняют имена прилагательные? (им. сущ.)

Составление кластера.                                                                                    Обозначает признак предмета

Дружит с существительным

Даёт описание предметам

Часть речи

Отвечает на вопросы какой?какая? какое? Какие?

Имя прилагательное

Вот и появился у нас на доске первый весенний цветок.

УЭ – 1. Работа в блок-схеме.

Продолжаем наше исследование. Перед вами карточки с заданиями. Прочитайте 1-ое задание и выполните его самостоятельно. Пропущенные буквы вставляем зелёной пастой или простым карандашом. Можно пользоваться словарями.

№ УЭ

Цель учебного элемента

Содержание УЭ

Управление обучением

УЭ – 1

.

- повторить знания об  имени существительном;

 - уметь находить имена прилагательные

Х.  лодная, д.  лгожданная, солнце, т.  плое,  л.  сковое, г.  лубое, св.  тлое. б.  лый, т. мное.

Работай самостоятельно.

Выполни задание.

- вставь пропущенные буквы;

- проверь себя по словарю;

- оцени себя по листу контроля.

-что «лишнее», почему? на какие вопросы отвечают прил?

ФИЗМИНУТКА для глаз ( слайд  )

III. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП.

Постановка темы и цели урока. УЭ – 2.

Выполнение 2 задания. Работа в паре.

№ УЭ

Цель учебного элемента

Содержание УЭ

Управление обучением

УЭ – 2

- учиться находить существительные среди других частей речи

Зима, злится, солнце, небо, весна, прошла, снег,  начал таять.

Работай в паре.

Выполни задание.  

- выпиши из данных слов только имена существительные  (или же подчеркни)

  Оцени товарища.

- учиться ставить вопросы от существительного к прилагательным

- учиться составлять предложения с данными словосочетаниями

Работай с классом.

Выполни задание.

- устно к каждому существительному из УЭ – 2  подбери прилагательное  из УЭ – 1;

- от существительных поставь вопрос к прилагательным

- составь предложения.

Оцени себя.

   Холодная зима злится. Наступает долгожданная весна. Светит тёплое, ласковое солнце. Небо светлое, голубое. Начал таять белый снег.

Вывод: прилагательное делает предложение ярче и выразительнее.

IV. ТЕМА УРОКА. Готовы к достижению целей?  Упражнения по теме урока. УЭ – 3.

№ УЭ

Цель учебного элемента

Содержание УЭ

Управление обучением

УЭ – 3

- научить работать с  текстом

-развивать  зрительную память

Быстрыми шагами,

К нам весна шагает

Под её ногами.

И сугробы тают

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Работай самостоятельно.

Восстанови

- текст

-заучи и напиши по памяти

- подчеркни прилагательные

- угадай тему стихотворения

Физминутка. ( просмотр картин и слушание весенней капели) прочитать стихи

 

№ УЭ

Цель учебного элемента

Содержание УЭ

Управление обучением

УЭ – 4

- научить пользоваться именами прилагательными в речи

-- учиться подбирать прилагательные  к существительным по вопросу, по смыслу.

Ёлка.

   ель росла  в   лесу. С ветки на ветку прыгала    белка. Под   ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её     шишками.

Работай самостоятельно.

-спиши текст, вставляя пропущенные слова

- что они обозначают

-подчеркни прилагательные волнистой линией

Слова для справок: дремучем, рыжая, вкусными, высокая, зелёной.

       

V.  ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. Тест. УЭ – 5.

№ УЭ

Цель учебного элемента

Содержание УЭ

Управление обучением

УЭ – 5

- показать знания, которые ты получил на уроке

Тест

1. Что обозначают имена прилагательные?

а) предмет;

б) действие предмета;

в) признак предмета.

2. На какие вопросы отвечают глаголы?

а) что?кто?

б) что делает?

в) какой? какая? какое? какие?

г) что делают?

Работай самостоятельно.

Выбери и подчеркни правильный ответ.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 (На отдельных листах для каждого ребенка) Чтобы у вас получилась интересная сказка, вставь любые имена прилагательные в любом порядке (из предложенного набора)

На чудесной планете жил _______________________ и ______________________ человечек. У него были _______________________ глаза, _____________________ волосы, _______________________уши. Зато очень __________________________ характер. Домик у человечка был ________________________, крыша _________________. Возле домика сидели ________________ собачка, __________________ дракон и ______________страус. На дереве пела песню __________________________ муха. В лесу водился _____________ слон, _______________ёжик и _________________ ящерица. А _______________ черепаха возила человечка на прогулку.

Набор прилагательных: клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, весёлый, сердитый, злой, мохнатый,, огромный, пушистый, лохматый, холодный, разноцветный, волшебный, прозрачный, бумажный, золотистый, носатый, красивый, хвостатый, зубастый, зеленый, шумный, ушастый, летучий, кривой, удивительный, странный, прелестный, чудесный, милый, кирпичный, колючий, громадный.

VII. РЕФЛЕКСИЯ.

Давайте теперь отметим своё отношение к уроку подснежниками. На доске две весенние поляны. Прикрепим свои подснежники на 1 поляну, если вам урок понравился.  Ну, а если нет, то прикрепляем на 2 поляну. Желательно бы, чтобы вы комментировали ваше отношение к уроку. Дали характеристику урока, т.е. применили прилагательные.

БЛОК-СХЕМА ДЛЯ УЧЕНИКА

№ УЭ

Цель учебного элемента

Содержание УЭ

Управление обучением

УЭ – 1

.

- повторить знания об  имени существительном;

 - уметь находить имена прилагательные

Х.  лодная, д.  лгожданная, солнце, т.  плое,  л.  сковое, г.  лубое, св.  тлое. б.  лый, т. мное.

Работай самостоятельно.

Выполни задание.

- вставь пропущенные буквы;

- проверь себя по словарю;

- оцени себя по листу контроля.

-что «лишнее», почему? на какие вопросы отвечают прил?

УЭ – 2

- учиться находить существительные среди других частей речи

Зима, злится, солнце, небо, весна, прошла, снег,  начал таять.

Работай в паре.

Выполни задание.  

- выпиши из данных слов только имена существительные (пользуйся схемой на доске).

Оцени товарища.

- учиться ставить вопросы от существительного к прилагательным

- учиться составлять предложения с данными словосочетаниями

Работай с классом.

Выполни задание.

- устно к каждому существительному из УЭ – 2 подбери прилагательное  из УЭ – 1;

- от существительных поставь вопрос к прилагательным

- составь предложения.

Оцени себя.

УЭ – 3

- научить работать с  текстом

-развивать  зрительную память

Быстрыми шагами,

К нам весна шагает

Под её ногами.

И сугробы тают

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Работай самостоятельно.

Восстанови

- текст

-заучи и напиши по памяти

- подчеркни прилагательные

- угадай тему стихотворения

УЭ – 4

- научить пользоваться именами прилагательными в речи

-- учиться подбирать прилагательные  к существительным по вопросу, по смыслу.

Ёлка.

   ель росла  в   лесу. С ветки на ветку прыгала    белка. Под   ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её     шишками.

Работай самостоятельно.

-спиши текст, вставляя пропущенные слова

- что они обозначают

-подчеркни прилагательные волнистой линией

Слова для справок: дремучем, рыжая, вкусными, высокая, зелёной.

УЭ – 5

- показать знания, которые ты получил на уроке

Тест

Работай самостоятельно.

Выбери и подчеркни правильный ответ.

                БЛОК-СХЕМА ДЛЯ УЧЕНИКА

№ УЭ

Содержание УЭ

Управление обучением

УЭ – 1

.

Х.  лодная, д.  лгожданная, солнце, т.  плое,  л.  сковое, г.  лубое, св.  тлое. б.  лый, т. мное.

Работай самостоятельно.

Выполни задание.

- вставь пропущенные буквы;

- проверь себя по словарю;

- оцени себя по листу контроля.

-что «лишнее», почему? на какие вопросы отвечают прил?

УЭ – 2

Зима, злится, солнце, небо, весна, прошла, снег,  начал таять.

Работай в паре.

Выполни задание.  

- выпиши из данных слов только имена существительные (пользуйся схемой на доске).

Оцени товарища.

Работай с классом.

Выполни задание.

- устно к каждому существительному из УЭ – 2 подбери прилагательное  из УЭ – 1;

- от существительных поставь вопрос к прилагательным

- составь предложения.

Оцени себя.

УЭ – 3

Быстрыми шагами,

К нам весна шагает

Под её ногами.

И сугробы тают

Работай самостоятельно.

Восстанови

- текст

-заучи и напиши по памяти

- подчеркни прилагательные

- угадай тему стихотворения

УЭ – 4

Ёлка.

   ель росла  в   лесу. С ветки на ветку прыгала    белка. Под   ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её     шишками.

Работай самостоятельно.

-спиши текст, вставляя пропущенные слова

- что они обозначают

-подчеркни прилагательные волнистой линией

Слова для справок: дремучем, рыжая, вкусными, высокая, зелёной.

УЭ – 5

Тест

1. Что обозначают имена прилагательные?

а) предмет;

б) действие предмета;

в) признак предмета.

2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

а) что? кто?

б) что делает?

в) какой? какая? какое? какие?

г) что делают?

Работай самостоятельно.

Выбери и подчеркни правильный ответ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. КЛЮЧ

Холодная,  долгожданная, солнце, тёплое,  ласковое, голубое, светлое, белый, тёмное,  длиннее.

2. КАРТОЧКА

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

3. карточка

Ёлка.

         Высокая   ель росла  в дремучем   лесу. С ветки на ветку прыгала  рыжая   белка. Под зелёной  ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её    вкусными  шишками.

3. ТЕСТ

1. Что обозначают имена прилагательные?

а) предмет;

б) действие предмета;

в) признак предмета.

2. На какие вопросы отвечают глаголы?

а) что?кто?

б) что делает?

в) какой? какая? какое?какие?

г) что делают?

4. ЛИСТ КОНТРОЛЯ

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

Карточка1  

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Тест

К

Ж

З

К

Ж

З

К

Ж

З

К

Ж

З

К

Ж

З

Без ошибок – зеленый, 1-2 ошибки – желтый, более 2-ух ошибок – красный.

Сказка об имени прилагательном.

Однажды имена Прилагательные отправились в путешествие по всей замечательной стране Морфологии. Было лето. Кругом всё цвело и пело. К вечеру  друзья поднялись на высокую гору и увидели замок, построенный в строгом стиле из белого и чёрного мрамора.

- Что за хозяева у этого мрачного замка? – спросили друг у друга удивленные друзья.

Тут весёлые и нарядные Прилагательные вспомнили, что где-то здесь живут королева Имя Существительное и его величество Глагол.

Путешественники постучали в ворота. Нужно было где-то заночевать. Стражники замка глаголы Держи и Хватай отпёрли тяжёлые ворота и впустили гостей.

В это время Существительное и Глагол сидели в тронном зале у камина. Сюда позвали гостей. Друзья вошли в зал, где всё говорило о строгих вкусах хозяев.

Весёлые Прилагательные неловко чувствовали себя в этом зале. Они рассказали о своём красивом королевстве, о том, какие у них ласковые и весёлые друзья.

После ужина гостей разместили по спальням. Королева же попросила, чтобы Глагол остался – нужно поговорить.

- Как-то скучно мы живем, никуда не выезжаем, ни с кем не поддерживаем дружеских связей. Ты привык только приказывать и действовать, а я лишь называю предметы. И так много-много лет подряд. Нас уважают соседи, понимая, что без нас стране Русского языка не обойтись, но и побаиваются. Детей у нас нет. Давай удочерим Прилагательное. Оно такое красивое и весёлое! – грустно говорило Существительное.

Наутро, когда свежие и румяные гости шумно рассаживались за чаем, Существительное предложило Прилагательному поселиться вместе.

После чая все пошли в сад.

Прилагательное тут же принялось за свою любимую работу. Оно не могло не делать вокруг себя всё красочным и ярким. Это было доброе Прилагательное.

Теперь уже цвели не просто розы, а прекрасные чайные розы, покрытые каплями прозрачной росы. Не просто дорога бежала, а широкая, покрытая желтым песком дорога бежала среди вечнозеленых растений.

Замок преобразился. Весёлые птицы с ярким оперением щебетали кругом. Голубое небо стало ещё выше, легко дышалось.

Счастливые друзья решили больше не разлучаться.

С тех пор имена Существительные и Прилагательные дружно живут и работают в стране Морфологии. Прилагательные согласуются с именем Существительным в роде, числе и падеже. Можете себе представить, какая это дружба! Существительное старше, поэтому Прилагательное во всём соглашается с ним и не жалеет об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Прилагательное"

Тема: Что такое имя прилагательное?Цели:познакомить учащихся с именами прилагательными и их ролью в речи;развивать умение выделять имена прилагательные из речи;формировать умение правильно задав...

Конспект урока русского языка «Прилагательные близкие и противоположные по значению» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила правописан...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи. Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия &laqu...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об именах прилагательных, близких и противоположных по значению; Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия «антонимы»...

Конспект урока русского языка "Прилагательные близкие и противоположные по смыслу" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

Конспект урока русского языка «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»(УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представление об именах прилагательных- синонимах и именах прилагательных – антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты:Предметные- знать: слова, бл...