Рабочая программа по русскому языку. 2 класс.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему

Представлена программа по русскому языку. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russk.yaz_.-2.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное   учреждение

Домодедовская  средняя   общеобразовательная  школа № 4

с  углубленным  изучением   отдельных  предметов

Утверждаю.

Директор   школы

_______________

Белякова  М.Н.

Приказ № ____

от  «30» августа 2011 года

Рабочая   программа   по  курсу

«Русский   язык»

для  обучающихся   2 «Б»   класса

                                        Учитель –Щербакова Л.Г.

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА 

           Рабочая  программа   составлена   на   основе  «Программы по русскому языку для  1 - 4 классов начального общего образования  общеобразовательных учреждений»  под редакцией В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной (М., Просвещение, 2009год)  к  учебнику  

В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого  «Русский  язык (четырёхлетняя начальная школа) 2 класс», М., Просвещение, 2009 год.

            Программа рассчитана на 170  часов (5 часов в неделю)  и  предназначена  для  обучающихся  2 классов  (общеобразовательного  класса четырёхлетней начальной школы).

Основные задачи курса русского языка во 2  классе сводятся к следующему:

  1. развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);
  2. формирование научных, доступных  младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности;
  3. активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно–речевой деятельности;
  4. формирование умений и навыков грамотного, безоши бочного письма; в  развитие устной и письменной речи учащихся;
  5. развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
  6. развить умения учащихся по фонетике,  лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
  7. совершенствовать орфографическую   грамотность;
  8. закрепить и расширить знания учащихся  о тексте;
  9. совершенствовать конструирование текста;
  10. способствовать развитию речи  на  межпредметной основе;
  11. обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи, расширить знания учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

          Рабочая  программа составлена в соответствии  с Обязательным минимумом содержания начального (четырёхлетнего) общего образования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе.
      Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами
и, е, ё, ю, я и мягким знаком.
      Совершенствуются навыки написании слов с буквосочетаниями
жи — ши, ча — ща, чу — щу, а также чк, чн, щн; правил переноса слов; написания двойных согласных в слове (ванна, класс), формируется навык написания слов с мягким разделительным знаком.
      Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Во многих текстах выделены орфограммы, и на них обращается внимание детей при списывании текста, или при письме по памяти, или под диктовку.
      На основе полученных знаний о звуках русского языка, об ударении идет обучение русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах (
что, скучно, помощник, скворечник), а также нормам ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи (магазин, звонить, повторить, взяли — взяла, занят — занята).
      Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Учащимся дается общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слов, написания заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы
не с глаголами.
      Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа и создания речевых высказываний.
      Уточняется и углубляется представление о нашей речи, ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми.
      Ведется наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распространенные и нераспространенные), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи (прозаическом, стихотворном тексте, диалогической речи). Учащиеся учатся составлять предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.
      Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведется наблюдение над использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарем синонимов и антонимов; внимание учащихся может быть привлечено к этим словарям при изучении любой темы курса русского языка.
      Формирование специальных речевых умений проводится в процессе анализа текста-образца и в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя). Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная части), развиваются умения выделять эти части, определять их микротемы, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте. Формируется общее представление о типах текста, в которых: 1) передается сообщение на определенную тему (повествовательный текст); 2) описывается предмет либо его части (описательный текст); 3) доказывается какая-либо мысль (текст-рассуждение); 4) развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определенного типа под руководством учителя. Совершенствуются умения различать стихотворный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст-диалог и текст-монолог. Учащиеся учатся читать, осознавать и работать с лингвистическим текстом.

            Преобладающие виды работы:

  1. анализ текста и его переработка
  2. составление синквейнов
  3. изложение на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием
  4. сочинения – рассуждения на заданную тему
  5. тематические тесты
  6. тематические  словарные, самостоятельные и проверочные работы
  7. письменные упражнения с грамматическими  заданиями

.

          Главное направление программы – проникновение в язык, воспитание любви к русскому языку.  При этом внимание сосредотачивается не только на  словесном материале,  но и  структурных элементах художественного произведения. Это способствует пониманию роли слова в художественном произведении, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

          Приемы, методы и формы работы:

  1. разнообразные виды самостоятельной работы, работы по развитию речи - составление текстов-описаний, рассуждений, сочинений  по репродукциям картин, рецензий на художественный текст, самостоятельный анализ текста;
  2. творческие работы в жанре эссе, синквейнов, объявлений,  деловых писем;
  3. тематические проверочные работы, выборочные, словарные, свободные, предупредительные диктанты;

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

         Научный  стиль – учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим – работа со словарями, ресурсами Интернет. Этот процесс дает возможность повторить лексику и грамматику.

       Публицистический стиль – интенсивное развитие лингвистического мышления, развивается способность видеть за частными проявлениями общие закономерности языка, его функционирования. Тесная связь русского языка и литературных произведений предполагает полноценное восприятие учащимися художественно – языковой формы произведения

       Особое место занимают межпредметные связи. Эта работа охватывает и лексику текстов по разным предметам, и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 2  КЛАССА

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      К концу 2 класса учащиеся должны знать:
      
названия и порядок букв русского алфавита, признаки гласных и согласных звуков, ударные и безударные гласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком, правила переноса слов.
      
Учащиеся должны уметь:
      безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35—45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;
      делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами
(и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;
      писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
      писать слова с буквосочетаниями
жи — щи, ча — ща, чу — щу, чк, чн, щн;
      правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (
вода — по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов (чертёж, шалаш);
      писать слова с двойными согласными (
Римма, группа, суббота, классный), слова с разделительным мягким (ь) знаком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;
      писать раздельно предлоги со словами;
      производить звуковой и звуко-буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа
лампа, гриб, письмо, яма;
      распознавать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
      различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
      составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;
      употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
      писать изложение повествовательного текста из 35—45 слов по вопросам под руководством учителя;
      составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3—4 предложения из составленного текста;
      использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.

КОНТРОЛЬ за уровнем обучения учащихся 2 класса

Осуществляется по трём направлениям:

1.Учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания.

2.Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение  изобразительно – выразительными средствами языка.

3.Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

2 КЛАСС

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170 ч)

      Язык и речь (2 ч). Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
      
Текст (4 ч). Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
      
Предложение (11 ч). Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
      Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
      
Слово и его лексическое значение (8 ч). Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
      Однокоренные (родственные) слова (4 ч). Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
      
Слог. Ударение (3 ч). Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, банты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
      
Перенос слов (3 ч). Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
      
Звуки и буквы. Алфавит (4 ч). Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
      
Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков (2 ч). Основные признаки гласных звуков, их смысло-различительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
      
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова (15 ч). Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
      
Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков (16 ч). Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й’] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
      
Разделительный мягкий знак (4 ч). Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
      
Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным (15 ч). Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
      
Обобщение знаний об изученных правилах письма (2 ч). Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.
      
Части речи (общее представление) (2 ч). Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи.
      
Имя существительное (19 ч). Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
      Упражнения в распознавании имен существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имен существительных с изученными орфограммами.
      
Глагол как часть речи (12 ч). Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
      
Имя прилагательное как часть речи (12 ч). Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имен прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имен прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст-описание. Наблюдение над ролью имен прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
      
Местоимение как часть речи (6 ч). Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст-рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста-рассуждения.
      
Предлог (6 ч). Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Обобщение знаний о частях речи (2 ч).

Связная речь

      Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливание текста и его частей.
      Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
      Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
      Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
      Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
      
Повторение изученного за год (18 ч). Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями

      Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Календарно-тематический план

Номера

уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохожде

ния

Скорректи

рован

ные сроки прохожде

ния

1

2

Наша речь 2 часа

Знакомство с учебником. Наша речь.

Язык и речь. Речь – средство общения людей.

3-6

Текст 4 часа

Текст. Признаки текста. Развитие речи. Устное сочинение

Тема и главная мысль текста

Текст. Части текста

Обобщение знаний о тексте Списывание текста с дополнительным заданием

7-17

Предложение 11 часов

Предложение

Предложение. Знаки препинания в конце предложений

Связь слов в предложении. Логическое ударение.

Словарная работа

Диалог и монолог

Диалог и монолог. Обобщение знаний о предложении. Проверочная работа

Главные и второстепенные члены предложения

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Диктант.

Распространённые и нераспространённые предложения

Установление связи слов в предложении. Восстановление деформированного текста.

Развитие речи.

Сочинение по картине. «Осень»

18-25

Слово и его лексическое значение 8 часов

Слово и его лексическое значение.

Слово и его лексическое значение. Слово – общее название многих однородных предметов.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слов.

Обобщение знаний о значении слов. Самостоятельная работа.

Синонимы

Антонимы. Словарь антонимов.

Развитие речи. Изложение на основе зрительного восприятия текста

26-29

Однокоренные слова 4часа

Родственные слова

Однокоренные слова. Корень слова.

Однокоренные слова. Корень слова

Обобщение знаний о родственных (однокоренных) словах.

Предупредительный диктант

30-32

Слог. Ударение 3 часа

Слог. Ударение

Слог. Ударение

Ударение. Ударные и безударные слоги. Списывание.

33-35

Перенос слов 3часа

Перенос слов. Картинный словарный диктант.

Упражнение в переносе слов

Развитие речи  Сочинение по серии сюжетных рисунков и вопросам

36-39

Звуки и буквы. Алфавит. 4 часа

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Алфавит.

Алфавит, или азбука.

Алфавит.  Составление рассказа по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом»

40-41

Гласные звуки и буквы для их обозначения. 2 часа

Гласные звуки и буквы для их обозначения

Гласные  звуки и буквы.

Проверочная работа

42-56

Обозначение буквами безударных гласных в корне слова. 15 часов

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне слова

Особенности проверочного слова.

Упражнения в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова. Картинный словарный диктант.

Контрольный диктант. «В лесу.»

Работа над ошибками

Способы проверки безударных гласных в корне

Способы проверки безударных гласных в корне

Упражнения в написании слов с безударными гласными

Развитие речи Восстановление деформированного текста

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Объяснительный проверочный диктант

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением

Упражнение в написании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Словарный проверочный диктант.

Проверочный диктант.

Работа над ошибками

57-72

Согласные звуки и буквы для их обозначения 16 часов.

Согласные звуки и буквы для их обозначения

Согласный звук (й ), буква «и краткое»

Двойные согласные

Сочинение по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси»

Развитие речи. Восстановление деформированного текста

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Обозначение мягкости согласного звука мягким знаком

Обозначение мягкости согласного звука мягким знаком

Развитие речи. Подробное изложение по коллективно составленному плану

Работа над ошибками. Буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ

Буквосочетания чн, чк, щн, нч, нщ Словарная работа

Обобщение знаний изученных орфограмм Самостоятельная работа

Буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

Правописание слов с буквосочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу

Проверочная работа

Упражнения в написании слов с изученными орфограммами

Контрольный диктант

25.11-30.11

1.12-16.12

73-76

Разделительный мягкий знак 4 часа

Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак

Разделительный мягкий знак

Выборочный диктант.

Разделительный ь

Обобщение знаний о написании  о написании слов с изученными орфограммами. Самостоятельная работа

17.12-22.12

77-91

Обозначение буквами парных по глухости- звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласными. 15 часов.

Звонкие и глухие согласные

Обозначение парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами в конце слова и перед согласными  Проверочная работа

Особенности проверяемого и проверочного слова для слов  с парным по глухости –звонкости согласным звуком

Контрольный диктант. Зимой

Работа над ошибками. обучение составлению поздравительной открытки

3 четверть

Проверка парных согласных по глухости-звонкости в корне слова.

Упражнение в написании слов с парным согласным в корне слова

Упражнение в написании слов с парным согласным в корне слова Словарный диктант

Упражнение в написании слов с парным согласным в корне слова

Упражнение в написании слов с парным согласным в корне слова. Выборочный диктант

Развитие речи. Изложение текста по вопросам

Работа над ошибками. Упражнение в правописании слов с изученными  орфограммами

Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова

Проверочный диктант. Зимой

Работа над ошибками. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам

23.12-29.12

10.01-21.01

12.01

92-93

Обобщение знаний об изученных правилах 2 часа

Закрепление. Письмо слов с изученными орфограммами

Закрепление. Письмо слов с изученными орфограммами. Словарная работа

24.01-25.01

24.01

94-95

Части речи. Общее представление 2 часа

Общее представление о частях речи

Общее представление о частях речи

26.01-27.01

25.01

96-114

Имя существительное 19 часов

Общее представление об имени существительном как части речи.

Общее представление об имени существительном как части речи. Словарный диктант.

Роль имён существительных в речи

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Неодушевлённые имена существительные

Упражнение в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Выборочный словарный диктант.

Упражнение в распознавании  имён существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту.

Имена существительные собственные и нарицательные

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях

Заглавная буква в именах существительных собственных( именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных)

Заглавная буква в именах собственных (географических названий)

Закрепление правописания имён существительных. Контрольное списывание.

Единственное и множественное число имён существительных

Упражнения в распознавании имён существительных, употреблённых в единственном и множественном числе

Обобщение знаний  об имени существительном как части речи

Контрольный диктант. «Рыбалка»

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном

Развитие речи. Подробное изложение по вопросам с языковым анализом текста

Работа над ошибками. Восстановление деформированных предложений и текста

28.01-24.02

31.01

1.02

2.02

3.02

4.02

7.02

8.02

9.02

10.02

11.02

14.02

15.02

16.02

17.02

18.02

115-126

Глагол 12 часов

Общее представление о словах, обозначающих действие (о глаголах)

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. Восстановление деформированного текста.

Упражнение в распознавании глаголов. Словарная работа

Упражнение в распознавании глаголов среди других слов и употреблении их в речи. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Глаголы единственного и множественного числа

Употребление глаголов в единственном и множественном числе.

Употребление глаголов в речи. Глаголы с частицей не.

Обобщение знаний о глаголе как части речи

Контрольное списывание

Текст – повествование

Развитие речи.

Подробное изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам

Употребление в речи глаголов. Составление текста из деформированных предложений. Самостоятельная работа

Работа над ошибками. Составление  текста по опорным словам

25.02-15.03

28.02

9.03

9.03

10.03

10.03

11.03

14.03

15.03

127-138

Имя прилагательное 12 часов

Имя прилагательное.

Имя прилагательное. Словарная работа.

Связь имён прилагательных с именами существительными в предложении и словосочетании. Контрольный диктант

Работа над ошибками

Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению

Упражнения в распознавании имён прилагательных среди однокоренных слов.

Упражнения в распознавании имён прилагательных среди однокоренных слов.

Единственное и множественное число имён прилагательных

Употребление имён прилагательных в единственном и во множественном числе

Текст – описание. Употребление имён прилагательных в тексте – описании

Наблюдение над употреблением имён прилагательных в тексте – описании

Составление (устно) текста – описания растения

Составление (устно) текста – описания растения

16.03-7.04

20.03 (29.03)

30.04

31.03

1.04

4.04

5.04

6.04

7.04

16.03

18.03

17.03

18.03

139-144

Местоимение 6 часов

Местоимение.

Упражнения в употреблении местоимений в речи

Упражнения в  распознавании местоимений и в употреблении местоимений в речи

Текст – рассуждение.

Развитие речи. Подробное изложение по коллективно составленному плану

Работа над ошибками. Составление предложений и текста из деформированных слов и предложений.

8.04-15.04

145-150

Предлоги 6 часов

Предлог как часть речи.  Проверочная работа

Раздельное написание предлогов со словами Роль предлогов в речи.

Контрольный диктант Употребление предлогов в речи.

Упражнение в употреблении и написании предлогов. Выборочный  словарный диктант

Развитие речи. Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утёнок»

Проверочный    диктант «Дежурные»

18.04-25.04

151-152

Обобщение знаний о частях речи 2часа

26.04-27.04

154-170

Повторение изученного за год

 18 часов

Речь устная и письменная.

Текст.

Предложение.

Главные и второстепенные члены предложения.

Части речи.

Звуки и буквы.

Алфавит.

Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове.

Правописание слов с изученными орфограммами.

Лексическое значение слова.

Синонимы.

Антонимы.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Контрольных диктантов 6, контрольных списываний 2

28.04-27.05

Перечень  учебно – методического   обеспечения

для   учителя : 

  1. учебник «РУССКИЙ ЯЗЫК 2 класс»,  авторы:  В.П.  Канакина, В.Г. Горецкий– М.: Просвещение, 2009г.
  2. «Тетрадь по русскому языку. 2класс». В.П. Канакина  – М.: Просвещение, 2009г.
  3. В.П. Канакина Программа и  планирование учебного курса 1 – 4  классы– М.: Просвещение, 2009г.
  4. В.П.Канакина,  Г.А. Фомичева. Методическое пособие -  русский язык. – М.: Просвещение, 2006г.
  5. В.П.Канакина «самостоятельные и проверочные работы по русскому языку  1 – 4 класс» – М.: Просвещение, 2008г.

- мультимедийные пособия

  1. Тематические презентации учителя и обучающихся
  2.  Репетитор « Отличник. Русский язык» Обучающая программа для младших

                         школьников

  1. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  2. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  3. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия  2  класс.  
  4. Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
  5. Обучающая программа (орфографический тренажер словарь) для школьников

образовательные  Интернет-ресурсы

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru – базовая составляющая проекта ИСО. Здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей Вас теме в различном формате – тексты и иллюстрации, звуковые файлы и видеофрагменты.

Электронные версии газеты «Начальная  школа» Издательского дома «Первое сентября» находятся на сайте http://nsc.1september.ru.   Здесь представлены все рубрики газет «Традиционная школа», «Учителю на заметку», «Система Занкова», «Система д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова», «Коррекционно-развивающее обучение», «Учимся играя» и др.

http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

Работа с одаренными детьми в начальной школе - http://tmn.fio.ru/works/22x/308/plan.htm;

http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz - вся орфография и пунктуация в таблицах, толковый словарь Даля;

для  учащихся:

  1. учебник «РУССКИЙ ЯЗЫК 2 класс»,  авторы:  В.П Канакина, В.Г. Горецкий М.: Просвещение, 2009г.
  2. «Тетрадь по русскому языку. 2 класс». В.П. Канакина  – М.: Просвещение, 2009г.

Согласовано.

 Заместитель  директора  по  УВР      

_____________                                    

Предейн  А.О.                          

«____»__________2010 года

Согласовано.                                     

Заместитель  директора  по НМР      

 _____________                                

   Наумова Л.В.                                      

 «____»__________2010 года

Согласовано.

Протокол № 1

от «___»_________2010 года

Руководитель  УВЦ

 учителей начальных классов

_____________________

    Щербакова Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...