Развитие каллиграфического письма как составная часть логического мышления
материал по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме

 

Основная задача обучения родному языку в начальных классах - научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятия обретает необходимую для общения материальную оболочку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kalligraficheskogo_pisma.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие каллиграфического письма как составная часть логического мышления»

                                                                   Учителя начальных классов

                                                          Луховицкой гимназии №10

     Сажиной Ирины Евгеньевны


Основная задача обучения родному языку в начальных классах - научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить.

Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятия обретает необходимую для общения материальную оболочку.

Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи отношения между понятиями, выражать мысль. Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается , совершенствуется в течении всей жизни человека.

Овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.

«Речь - это канал развития интеллекта.....» Поэтому речевое

развитие способствует развитию мышления.

Разрабатывая речевые упражнения, учитель ориентируется на определенные формы умственной работы, на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение признаков, особенно существенных, на обобщение, на решение мыслительных задач, на выяснение причинно - следственных связей, на сравнение и противопоставление.

Работа по выделению признаков связывается с наблюдениями, она возможна и на основе представлений учащихся, по памяти.

Наблюдения проводятся систематически и на самом разнообразном материале:

              нужно наблюдать явления природы, причем не только в определенный момент, но и во временном развитии;

              наблюдать (слушать) пение птиц, речь людей, музыку;

              наблюдать (чувствовать, обонять) запахи цветов, аромат леса осенью, фруктов;

              различать цвета и указывать их оттенки;

              наблюдать сам язык - замечать и выделять особенности его форм и значений.

Воспитывать у детей любознательность, умение видеть, слышать, обонять, воспринимать мир вокруг - вот путь, который обеспечит основу для развития мышления и речи, даст материал для словарных упражнений, для составления словосочетаний и предложений, для рассказов и сочинений.

Эта работа связывается с изучением грамматики: наблюдаемые свойства и признаки предметов и явлений помогут детям понять имя прилагательное как часть речи, сами названия предметов и явлений - имя существительное, их действия и состояния - глагол.

Педагогика творчества рекомендует учителю незаметно составлять такие ситуации, где ученик чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.

В своей работе я стараюсь, чтобы дети добывали сами информацию, открывали новые для себя понятия. Например, при изучении темы «Имя прилагательное» детям было предложено такое упражнение:

Прочитайте орфографически слова, исследуйте и разбейте на группы.

Мороз, красное, грустная, песня, проворные, лютый, ручьи, солнце.

На доске появляется запись:                                                                    песня                                     красное

солнце                               грустная

ручьи                                 лютый

мороз                                проворные

Какой столбик вам знаком? Докажите, что это имена существительные. Одно слово множественного числа). Рассматривается набор орфограмм в словах первого столбика. Прочитайте второй столбик. Докажите, что это не существительные и не глаголы. На какие вопросы отвечают слова? Прочитайте пары слов по строчкам. Что заметили? Почему нельзя сказать: песня красное, солнце грустная и т.д.?

Соедините пары слов правильно (Дети связывают в словосочетания два слова. Делают вывод)

Упражнение:                                 «Угадай, что за зверь?»

Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц)

И этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса)

Какие слова помогают вам угадать зверька? (дети называют имена прилагательные и объясняют, что обозначают эти прилагательные)

Серый, белый, рыжая - цвет

Короткий, длинный - размер

Пугливый, хитрый - характер

Творческое задание

                  а) Запишите какими бывают:

     Улыбка...

     Взгляд....

     Походка....

(Возможно до 100 характеристик)

               б) Слово дождь для каждого звучит по - разному, подберите признаки этого слова.

Работа  учащихся     со   словарем  помогает  легче     воспринимать трудные по написанию существительные.

Задание

Поработайте со словарем и найдите слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова (барабан, ветер, город, канава, карандаш, карман, мебель, медведь, молоко, сахар, скоро, стакан, хорошо.,.)

Дома дети продолжают эту игру-поиск, игру-наблюдение. С большим интересом дети ищут слова, в которых встречаются три, четыре,    пять   неповторяющихся   гласных    (виноград,    девочка, дежурный, картофель, огурец, одежда, посуда, пятница и т.д)

К. Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение...» Сравнение служит одним из важнейших приемов мышления. Сравнивать - это значит устанавливать сходства и различия между предметами, явлениями. Подобно выделению признаков, сравнение - аналитическая работа ума. Сравнение возможно лишь при условии, что школьники умеют выделять признаки предметов и отличать существенные признаки от несущественных, так как сравнивать можно лишь по существенным признакам.

В заданиях на сравнение нужно учитывать несколько требований:

-    сравнивать   можно  лишь  такие   предметы   и  явления,   между которыми действительно есть что-то общее;

-    сравнение должно быть целенаправленным;

-    операция сравнения должна завершаться выводом. Примером может служить следующее упражнение.

Прочитайте слова орфографически:

Птицы, лисица, огурец

Исследуйте  и сравните по различным признакам. (Дети находят

«лишнее» слово)

«Огурец»,

во-первых    оно начинается с гласной,  а остальные слова с согласной;

во-вторых, неживой предмет, а «птица»   и « лисица»   живые существа;

в третьих, в слове «огурец» ударный гласный –е-, а в других

словах -и-.

«Лишним» может быть слово  «птицы». В слове два слога,   а в

словах «огурец» и «лисица» по три слога.  Слово «птицы» стоит

во множественном числе, а слова «лисица» и «огурец»

в единственном числе.

От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравниваются слова, увеличивается.

Например, дети читают слова:

 Известный,     честный,     опасность,     веселый,     красивый, грустный. Исследуйте и определите «лишнее» слово.

1.   Опасность - это имя существительное, тогда как другие – имена прилагательные (слово закрывается);

2.   Из оставшихся слов «лишним» будет слово красивая –  это единственное прилагательное женского рода;

3.  Веселый  -   прилагательное   не   содержит   непроизносимой согласной.

Остались три слова: известный, честный, грустный. Но и здесь можно выделить слово известный, так как оно имеет приставку, а два других слова не имеют.

Упражнение

Запишите звуки буквами:

﴿   БАЛ   ﴾                                                                                          ﴾   ﴿   ПГРИ

(бал)  (балл)                                                                                 (грипп)  (гриб)

С помощью словаря Ожегова. Вставь пропущенные слова

На экзамене она получила самый высокий.........

......во дворце был великолепен.

Простудился я вчера, голова болит сутра,

Я закашлялся, охрип, у меня, наверно,.........

В корзине одиноко лежал белый.........

Связная речь с точки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Очень важно чтобы школьники научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, а каждое новое предложение развертывало бы мысль, развивало сказанное или вносило новые факты и суждения.

Упражнение

Прочитайте

- Белка, где твой склад грибов?

- По карманам у дубов.

- Где домишко твой?

- В сосне.

- А  постель?

- Постель на мне

Как вы понимаете ответы белки? Прочитайте вопросы к тексту.

Запишите ответы на следующие вопросы:

1 .В дупле какого дерева белка устроила свой домик?

2.Что служит ей постелью?

З.В ветвях какого дерева зверек прячет грибы?

Упражнение

Прочитайте и ответьте на вопрос

Мальчик крикнул прохожему:

 -Скажите, сколько сейчас часов?

Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Ответьте, какие ошибки он сделал?

Упражнение

Прочитайте пословицы:

Нет друга - ищи, а нашел береги.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Человек без друзей как дерево без корней.

Делу время, а потехе час.

Кто не работает, то не ест.

Старый друг лучше новых двух.

На какую тему эти пословицы? Раздели их на две группы по темам.

Спишите пословицы о дружбе. Объясни понравившуюся пословицу.

Составление плана похода, экскурсии, плана наблюдений - все это        интересные        и        высокоэффективные        упражнения, вырабатывающие последовательность, стройность мышления и речи школьников.

Например:     План для сочинения на тему «Экскурсия в весенний

парк»

Вступление: Недавно наш класс ходил на экскурсию в весенний

парк.

1.   Откуда и когда мы отправились?

2.  Как добирались до парка?

3.  На что сразу обратили внимание?

4.   Что показала нам учительница потом?

5.   Чем закончилась экскурсия?

Заключение: Какое осталось впечатление?

Современная    методика   развития    речи    предлагает    знакомить

младших школьников с остальными видами связи предложений в

тексте - последовательной и параллельной.

Следует объяснить учащимся, что предложения в тексте

должны быть связаны между собой так, чтобы каждое последующее

повторяло что-то из предыдущего и добавляло к нему что-то новое.

Это правило нужно соблюдать как в устной, так и в письменной

речи, чтобы мысль не «топталась» на месте и не делала «скачков» в

сторону, а разворачивалась логично и последовательно.

Упражнение1

Составьте из слов, данных в скобках, предложения, продолжающее

первое.

На картине изображен дом, (С, рядом, домом, рыжая, стоит,

лошадь)

Из темного леса прямо на нас скачет огромный серый волк. ( На, спине, сидят, его, царевич, с царевной) (В, красивом, с, золотом, голубом, изображена, платье, царевна)

Упражнение2

Какой вариант продолжения первого предложения лучше? Почему?

Листья на березах стали желтыми....

А) Они напоминают мне золотые монетки.

Б) Золотые монетки напоминают мне они.

Я очень люблю ходить на лыжах в лес...

А) Зимой он кажется сказочным, волшебным

Б)Сказочным, волшебным кажется он зимой!

Вывод: в большинстве случаев новое в предложении находится в конце, а известное в начале, но если мы хотим придать восклицательному предложению особую выразительность, порядок можно изменить.

Соединять предложения и развивать мысль можно и другим способом: сначала изложит какую-то мысль, а затем конкретизировать ее, рассмотреть с разных сторон. Такой вид связи часто используется при описании.

Упражнение на восстановление временной последовательности является работа с сериями сюжетных картинок. Нужно разложить их по порядку, озаглавить каждую картинку, затем составить рассказ.

Речь человека, являясь формой мысли, средством ее формирования и выражения, служит в то же время орудием познания. В речевых формах на уровне внутренней речи, а также устно и письменно выражаются результаты познавательной деятельности, решения тех познавательных задач, которые вытекают из проблемных ситуаций, создаваемых самой жизнью, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Очень важно, чтобы в связных, развернутых высказываниях или записях учащегося выражалась его жизнь, его мысли и чувств, его решения и поступки, его мнения и оценки. Очень полезно «проговаривать» весь ход мысли, рассуждения при обобщении материала по разным предметам, при грамматическом разборе и орфографическом комментировании, в процессе целенаправленных наблюдений.

Задание

Докажите, что слова черный и черника родственные. (Слова черный и черника имеют общую часть - корень -черн-, другие однокоренные слова:  чернеет, чернозем. Слово черника образовалось от слова черный: ягода черного цвета, а кто ее ест, у того губы и зубы чернеют)

Такие связные, развернутые ответы учащихся представляют собой в сущности целые устные сочинения научного характера, очень полезные для развития точности, обоснованности, доказательности речи. Поэтому важно систематически подводить учащихся к необходимости развернутых объяснений по грамматике, орфографии, анализу прочитанных произведений.

Уже в первом классе, при обучении детей письму, я стараюсь научить детей не просто писать, а писать красиво. Обучение письму должно    стать    частью    эстетического    воспитания,    способом постижения прекрасного. Написание каждой буквы сопровождается проговариванием.

Исходным в обучении письму берется буква и, так как из этой буквы

могут родиться другие буквы.

На первых уроках знакомлю детей с прямыми наклонными линиями. Вместе с учащимися находим ½, ⅓, этих прямых. Далее учу писать крючок

(ι). Этот элемент необходим при написании почти всех букв. Все это отрабатывается поэтапно с проговариванием: «ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по прямой наклонной линии до нижней рабочей строки, выполняю поворот на месте, веду крючок до середины рабочей строки, по «секрету» поднимаюсь до верхней линейки, опускаюсь до нижней рабочей строки по « секрету», делаю поворот на месте, веду крючок до середины.»

Получилась буква и.

Почти все соединения строчных букв по системе Илюхиной В. А. происходят на середине высоты букв. Я же учу вести крючок    до верхней рабочей строки. В результате буквы получаются слегка округленными.

С нижним соединением связаны буквы л, м, я. Все буквы, стоящие перед ними им « кланяются», поэтому, в этом случае, крючок или соединение поднимаются только на ⅓.

Умение красиво писать уменьшает количество ошибок и при списывании, и при письме под диктовку, активизирует внимание, вырабатывает трудолюбие, терпение, аккуратность, развивает глазомер.

В прописях дается много заданий развивающегося характера.

Примеры

1. Допиши буквы

Коров.            какту.            сы.

(В последнем случае дается вариативность слов - сыр, сын, сыч.

 Ведется работа по объяснению значений слов.)

2. Составь из букв слова и запиши их:

л, и, с, у, ы, о, и, р, а

 3. Выпиши слова в две строки

рама, сон, дом, репа, язык, Земля.

Он:

Она:

4. Слово рассыпалось. Собери его

и , т,  с, л, а, в

6.   Составь предложения из слов:

             Лесу, сосна, в, росла

7.  Какое слово спряталось в клетках:

ь

8.Найди слова в слове жаворонок. Запиши их.

9.Восстанови последовательность событий и запиши предложения в нужном порядке.

Мальчик упал на землю. Андрей катался на велосипеде. Вдруг сломалось колесо.

В результате выполнения аналогичных заданий у детей развивается

мышление,     воспитывается     наблюдательность,     внимание.     В

последующих классах, на уроках русского языка по чистописанию

провожу следующую работу

Задание1

Поглядите, поглядите,

Пять соседок в афавите: г, д, е, ж

На какие две группы можно разбить эти буквы? Назовите гласные,

согласные.

Буквы г, д, ж - какая из них выделяется? Расскажите о букве ж.

Вернемся к буквам, ведь они «горюют» о еже. Не знаете почему?

Прочитайте предложение. Запишите его в тетрадь и ответьте на вопрос.

Задание2

Назовите звуки и запишите буквы

Глухая пара звука          [з] (с)

Глухая пара звука          [д] (т)

Гласный звук буквы е          (о)

Звонкая пара звука          [к]  (г)

-   Что интересного заметили? Запишите слово. Составьте с ним предложение

ЗаданнеЗ

Запишите в строчку:

-парную согласную буквы Ф;

-какая буква в алфавите стоит перед буквой П? Запишите ее два раза;

-букву, которая обозначает [л], [л];

-какой звук чаще звучит в скороговорке, обозначь ее буквой.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Что получилось?

(Слово)

-Что вы знаете о слове?

(У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы,

другие - их признаки, третьи - их действия...)

Задание4

Учитель читает словосочетания, дети называют окончания имен прилагательных и записывают их.

Молочная каша, у оловянного солдатика, смешной щенок, хрустальный дворец, синий сундучок, весенняя гроза, зеленое поле.

Задание5

На доске записаны окончания:

Ешь, ет, ем

Продолжите ряд (ете, ут, ют) 

На что указывает окончание -ешь?

Какие окончания имеют глаголы II спряжения в настоящем и будущем времени? Запишите их.

Дети   младшего   школьного   возраста   стремятся   подражать учителю   во   всем.   Поэтому,   ежедневно   прописывая   в   тетрадях образцы букв, соединений, слов, стараюсь выводить их красивым ровным почерком. Тоже касается и письма на доске. Каждый раз сопровождаю письмо словами:

«Сяду ровно, не согнусь,

За работу я примусь.

          Пишу красиво и аккуратно»

После проверки тетрадей, отмечаю лучшие работы и благодарю детей за их труд.

Представленные   упражнения   и   задания   вызывают   у   детей большой интерес. А ведь именно он должен лежать в основе обучения младшего школьника. Только интерес порождает желание познать мир и самого себя.


Список использованных источников:

1. Ахременкова Л.А., К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором, М.: Просвещение, 2002. – 288 с.

2. Грабчикова Е.С. , Сборник упражнений и тестов по развитию речи для начальных классов, Мн.: ООО «Юнипресс», 2002. – 192 с.

3. Жужжина Ш.В., Костромина Н.В., Дидактический материал по русскому языку: 2 класс, М.: «Илекса», 1997. – 176 с.

4. Илюхина В.А., Письмо с «секретом», М.: новая школа, 1994. – 48 с.

5. Пчелина Л.В., Нестандартные уроки в начальной школе, Волгоград: Учитель, 2004. – 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды упражнений направленные на развитие предметно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Среди трудностей, с которыми приходится сталкиваться на уроках, можно отметить интеллектуальную пассивность, в обиходе называется «не хочет думать». Характерно то, что во всём остальном такие дети не ...

Формирование графических навыков и развитие каллиграфического письма у первоклассников

Процесс обучения первоначальному письму младших школьников на протяжении десятилетий вызывает определенные трудности, как у большинства педагогов, так и у самих обучающихся....

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Развитие каллиграфического письма у учащихся начальной школы

Каллиграфия — это живопись в буквах, это тайны символов и знаков, это отражениемысли, образа, характера.А.Ильгиз...

Мои наблюдения и выводы о необходимости развития каллиграфического письма у детей школьного возраста

В данной работе рассматривается вопрос о значении каллиграфического письма, его влиянии на развитие грамотности, способы формирования каллиграфически правильного письма....