Формирование графических навыков и развитие каллиграфического письма у первоклассников
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Парамонова Татьяна Алексеевна

Процесс обучения первоначальному письму младших школьников на протяжении десятилетий вызывает определенные трудности, как у большинства педагогов, так и у самих обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков и развитие каллиграфического письма у первоклассников.

Процесс обучения первоначальному письму младших школьников на протяжении десятилетий вызывает определенные трудности, как у большинства педагогов, так и у самих обучающихся.

Очень часто первоклассники встречаются с возникающими трудностями при овладении техникой письма. Готовясь обучать очередных первоклассников, я вновь перечитываю статьи педагога, кандидата педагогических наук, Веры Алексеевны Илюхиной. В своих статьях она рассказывает обо всех причинах, которые могут привести к неудачам и проблемам в период овладения техникой письма.

Для себя я определила несколько правил, которые позволяют избежать многих отрицательных моментов.

Правило 1: психологический настрой

В. А. Илюхина предлагает нам важную роль уделить первому уроку письма - уроку введения учеников в мир прекрасного. И, следуя ее опыту, я строю этот урок таким образом, чтобы он остался в памяти каждого первоклассника как отправная точка в развитии письма. Я показываю изделия с хохломской росписью, связанную салфетку крючком, вологодские кружева. Все это сделали люди с золотыми руками. Далее я показываю тетради моих прежних учеников (аккуратные, с красивым почерком).

Правило 2: как сижу и чем пишу

Длительные наблюдения ученых и педагогов приводят нас к убеждению, как важно в первоначальный период обучения в школе уделять большое внимание гигиеническим правилам письма. Это необходимо не только для становления почерка, но и для сохранения здоровья обучающегося. Нарушение посадки при письме может причинить ущерб здоровью и негативно повлиять на формирование графических навыков письма. Мы с ребятами проверяем нашу посадку речевкой.

-Ноги…
-На месте.
-Руки…
-На месте.
-Локти…
-У края.
-Спинка…
-Прямая.
-Парта-это не кровать…
-И на ней нельзя лежать.

Правило 3: обратная связь

Следующий очень важный момент – отношение педагога к проверке прописей учеников.  Все, что пишет учитель обучающемуся в тетради должно быть написано аккуратным, каллиграфическим почерком. Учитель является образцом для первоклассника во всем.

Правило 4: буква-королева

Хотелось бы осветить систему письма «с секретом» или письма с открытыми правилами. С этим подходом в формировании графических навыков нас знакомит В. А. Илюхина. В период формирования навыка каллиграфического письма учителю очень важно уделять внимание технологии обучению письму, тонкостям написания элементов, соединений и букв. Так вот, здесь необходимо учитывать  и знакомить детей с моментами, которые важны при первоначальном формировании графических навыков.

Огромное внимание следует уделять написанию наклонной линии на рабочей строке. Здесь дети должны осознать, какой должен быть интервал между линиями, для этого можно предложить ставить вспомогательные точки и так добиться, чтобы линии были параллельными. Это очень важный и значительный этап при обучении письму. С методикой работы письма «с секретом» вы можете познакомиться в работах В. А. Илюхиной «Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо с секретом», «Письмо как школа мышления», «Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме».

Формирование каллиграфического письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Заботясь об аккуратности и четкости письма школьника, учитель воспитывает у него трудолюбие, добросовестность и старательное отношение к любой работе, уважительное отношение к людям, к их деятельности, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие каллиграфического письма как составная часть логического мышления

Основная задача обучения родному языку в начальных классах - научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить. Мышление не может успешно ...

Формирование графических навыков у младших школьников с ЦП и обучение их технике письма.

Данная статья содержит материал об особенностях овладения письмом учащимися с церебральными параличами, а так же методические рекомендации к курсу «Развитие графических навыков и формирование техники ...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА.

   В своей работе я столкнулась с трудностями обучения письму. Меня волновал вопрос, как помочь ученику. Изучала литературу – что представляет собой процесс письма, чем отличается пис...

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма. Авторская статья.

Для т   Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формиров...

Формирование графического навыка письма с использованием природного материала

laquo;Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»....