Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

В данной статье представлен конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». Урок проводится  с использованием мультимедийных технологий 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

     Цели и задачи :

        1. а) Повторить , что такое имя существительное,  что такое склонение,  какие падежи существуют    в русском языке.

          б) Закреплять умение правильно писать безударные окончания имен сущес-    твительных.

  1. Развивать речь учащихся, расширять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.
  2. Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к  изучению русского языка.

Оборудование:

        - толковый словарь,

        - сигнальные карточки,

        - «фонарики»

        - листы оценивания,

        - карточки с разноуровневыми заданиями,

        - мультимедийный проектор и презентация (см. Приложение)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Он пойдет, ребята, впрок.

Постарайтесь все понять,

Будем правильно писать.

- Давайте обратимся к картинному плану. Что ждет вас сегодня на уроке? (Чистописание, словарная работа,  устная работа  , работа с учебником, физминутка, запись под диктовку, самостоятельная  работа, итог урока. Перед вами лежат оценочные листы и каждое задание будете оценивать в этом листе.

      2. Минутка чистописания (чистый слайд)

3.Словарная работа. (слайд 1)

 - Внимание, на доску. Отгадайте анаграммы. (етинакб, зникра, рикород, ияралаборто) Правильно, это кабинет,карниз, коридор, лаборатория. (Слайд 2-5: анаграмма – картинка – слово)

(значение слова) Запишите в тетрадь следующее : о кабинет…, на карниз…,в коридор…

Посмотрите еще раз на записанные вами слова. Какая орфограмма спряталась в этих словах. Сформулируйте тему нашего урока. ( Правописание безударных падежных окончаний имен существительных) (Слайд 6)

 - Каковы задачи сегодняшнего урока? ( вспомнить как правильно писать безударное окончание имен существительных, закреплять умение писать окончания имен существительных, обобщить знания об имени существительном) (слайд 7)

4.Повторение пройденного.

 - Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес по лесным тропинкам, где нас ждут различные задания. (Слайд 8) И первое задание : назовите существительные к этой картине. ( Дети называют) Молодцы! Вы назвали имена существительные, а что такое имя существительное? ( Часть речи, которая отвечает на вопросы что? Кто? И обозначает предмет) (Слайд 9-пустой)

 - Прежде чем перейти к следующему заданию, вспомним падежи и склонения.

 - Сколько в русском языке падежей? (6) Назовем их хором.

 - Что такое склонение? Сколько склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению? ( Дети отвечают)

 - Молодцы, вспомнили! Ну а теперь приготовьте свои сигнальные карточки и выполним следующее задание: определить падеж и склонение существительного.

 

Зимний лес, вышел на поляну, стоял у ели, говорил об инее.

 - Хорошо, оцените свою устную работу в вашем оценочном листе.

5.Работа над темой урока.

 - Посмотрите на доску. Что это? (Слайд 10 ) Ключ.) Какое еще имеет это слово? ( от двери,скрипичный, родник, шифр) (Слайд 11) Где мы можем посмотреть значения слова? ( в толковом словаре – демонстрация) Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться ключом для правильного написания безударного окончания имени существительного? ( ключом-шифром)(Слайд 12-пустой) Назовите слова- ключи для каждого из склонений. ( 1 скл.- земля,страна, « скл.-конь,огонь, 3 скл.- степь.печь)  Эти слова пригодятся нам для выполнения следующего задания, а пока сделаем  зарядку для глаз.

   Откроем учебник на с.27 упр.4. А как проверить безударное окончание имен существительных? Вспомните алгоритм .

( на доске по цепочке с объяснением)  

   

6.Физминутка.

 - Мы немного устали, давайте отдохнем. ( ученик проводит зарядку)

7.Работа над темой урока.

 А) -Мы вместе вспомнили, как пишется безударное падежное окончание имен существительных. А теперь проверим сами себя, напишем небольшой буквенный диктант

.

До рощи, в чаще, к березе, о ели, в тиши ,с ветки, на морозе. (один на доске)

Проверьте своего соседа! (и,е,е,и,и,и,е) Оцените свои знания на оценочном листе.

 Б)  -  Новое задание, которое приготовил нам зимний лес для самостоятельной работы : выполнить разноуровневые задания. У вас на партах лежат листочки с заданиями разного уровня. На карточках 1-го уровня дано задание: списать предложения ,вставив пропущенные окончания существительных. На карточках 2-го уровня дано задание: из каждой строчки слов составить предложение , дописать окончания. На карточках 3-го уровня  задание: по опорным словам составить мини-сочинение « Зимний лес» Задания какого уровня показались вам самыми легким, самыми трудными. Выберите задания себе и выполняйте в тетради.

1 уровень:  Спиши текст, вставь пропущенные окончания существитлеьных.

На лесной опушк… видны следы зверей.

Около ел… останавливался волк.

На мороз… зябнет зайка.

2 уровень: Составь и запиши предложение из каждой строчки, вставь пропущенные окончания.

Висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…

Белка, с ветк…, прыгала, на ветк…

Трухлявый, на полянк…, пень, стоял

3 уровень: По опорным словам составить мини-сочинение «Зимний лес».

В зимнем лесу, деревья, с ветки деревьев, скрипит, тишь, снег, звери, красиво

- Проверим, что вы написали.

1 уровень.

 На лесной опушке видны следы зверей.

Около ели останавливался волк.

На морозе зябнет зайка.

2 уровень

На ветке высокой ели висели шишки.

С ветки на ветку прыгала белка.

На полянке стоял трухлявый пень.

- И послушаем ваши мини-сочинение.А теперь оцените свою работу в оценочных листах.

      8.. Подведение итогов.

 - Вы хорошо сегодня поработали и поэтому на дом я ничего не задаю. Вы Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Данная презентация поможет учителю повторить правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова, а также правописание падежных безударных оконча...

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, и 3 склонения»

Один из уроков в системе изучения имени существительного. Целью урока является  учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся...

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений". Система УМК «Начальная школа XXI века».

Цели урока: 1. Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе.2. Развивать орфографическую  ...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в 1, 2, 3 склонении".

Открытый урок по русскому языку в 3 классеТема:  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в 1, 2, 3 склонении. Закрепление.Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о трёх тип...