Русский язык "Перенос слов" 1 класс
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Тютрюмова Елена Валентиновна

 Урок русского языка по УМК "Начальная школа XXI  века". На уроке, на основе умения делить слово на слоги, дети самостоятельно выводят правило переноса слов. Помогая Лунтику, закрепляют полученные знания, работая с упражнениями учебника и рабочей тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Перенос слов

Предмет

Русский язык

Класс

Первый («Начальная школа XXI века»)

Цели урока

Развивать умение переносить слова с одной строчки на другую.

Задачи урока

Уточнить знания учащихся об особенностях деления слов на слоги; вывести правило переноса слов, закрепить применение его на практике; развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление,  наблюдательность, память; формировать умение выполнять задание в соответствии с целью; формировать умение участвовать в коллективном обсуждении.

Список учебной и дополнительной литературы

Русский язык:1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/под ред. С.В.Иванова.- М.:Вентана-Граф, 2008.(«Начальная школа XXI века»)

Пишем грамотно: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И.Кузнецова.-М.:Вентана-Граф, 2008

Русский язык:2 класс: комментарий к урокам/С.В.Иванов, М.И.Кузнецова.-М.:Вентана-Граф, 2008

Конспект урока

Мотивация учащихся

Психологический настрой на урок

- Отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится.

                         (улыбка)

Слайд 1

- Подарим  друг другу улыбку и начнем урок. Настраиваемся на рабочую волну и вместе с нашим другом Лунтиком устремимся по ступеням знаний к новым открытиям (шагаем по ступеням и хором называем девиз урока).

Наблюдаю – замечаю – размышляю - делаю выводы.

Слайд 2

Ход и содержание урока.

Чистописание

   -На уроках русского языка мы учимся красиво и правильно писать. И сегодня мы повторим написание еще одной буквы. А какой, мы узнаем чуть позже.

1.Гимнастика для пальчиков (пальчики «здороваются»  друг с другом; массажируем пальчики)

2.- А теперь посмотрите на слайд. Назовите буквы.                                            

- Найдите «лишнюю букву»: а    о    л    у    и

Слайд 3

- Почему вы так думаете? (Буквы а  о  у  и  обозначают гласные звуки, буква л – согласный звук)

Слайд 4

Учитель пишет на доске букву л с подробным объяснением. (Начинаем писать строчную букву л выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии, затем ведем вверх, отклоняя линию вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. От этой точки, где закончили писать первый элемент, начинаем писать второй – палочку с закруглением внизу. Сначала ведем вниз по написанному, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок.)

- Повторим правила посадки.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь.

(Ученики хором читают стихотворение и выполняют действия)

Самостоятельная работа в тетради.

(Учитель ходит по классу, контролирует процесс письма)

- Найдите букву, которая вам понравилась больше всего, поставьте под ней точку. (Самооценка - сравнение с образцом)

Итог (как писали, как сидели).

Работа над новым материалом

1.Постановка проблемного вопроса

- Составьте предложение из слов, записанных на карточках. ( Работа в парах. На партах карточки со слова, дети, обсуждая в парах, составляют предложение)

- Какое предложение у вас получилось?

(Высказывание детей)

 Дети любят читать стихи.

- Лунтик решил записать это предложение.

Слайд 5

- Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть? Что вы посоветуете Лунтику? (разделить слово на части, перенести)

- А как думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?

-Да, переносить слова надо по правилам. Кто догадался, о чем  же мы сегодня будем говорить на уроке?

 -Чему будем учиться? (Будем учиться переносить слова)

- Тема нашего урока «Перенос слов». Будем учиться переносить слова с одной строки на другую.

- Прочитайте текст, понаблюдайте, поразмышляйте, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.

Слайд 6

( Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах)

- Правильно, слова надо переносить по частям, по слогам. Давайте, научимся сами и поучим Лунтика переносить слова. Знак переноса будем обозначать черточкой.

Физкультминутка (под музыку)

      Знакомство с алгоритмом работы.

- Составим план, как будем делить слова для  

переноса.

 -  Что будем делать сначала? А потом? А дальше?

- Как же будем рассуждать? (В ходе обсуждения, дети под руководством учителя составляют алгоритм работы)

  1. нахожу гласные
  2. делю слово на слоги
  3. делю слово для переноса

Работа в тетради «Пишем грамотно»

- Откройте тетради по закладке.

- Кто догадался, что сейчас будем делать?

- Правильно, будем делить слова для переноса.

(Первое слово с подробным объяснением по алгоритму. Образец ответа: «Нахожу гласные. В слове «перенос» 3 гласных, значит и три слога. Слова переносятся по слогам: пе-ре-нос )

- Кто может работать дальше самостоятельно? Работайте.

(С остальными еще одно слово с объяснением.)

- Остальные слова самостоятельно. ( Дифференцированная работа)

Проверка. ( Сравнение с образцом на слайде.

Сигнальные карточки.)

Слайд 7

- Кто считает, что сделал все правильно?

- Кто увидел и исправил свои ошибки?

Моделирование предложения

-  А теперь поможем Лунтику дописать предложение.

- Посмотрите на предложение, которое вы составили. Возьмите ножницы и покажите, как можно перенести последнее слово, поставьте знак переноса. (Работа в парах. Дети моделируют перенос слова стихи.)

Слайд 8

- Давайте порадуемся своим успехам и успехам Лунтика (дети аплодируют).

Физкультминутка (для глаз: глазки вверх-вниз, влево-вправо, закрыть глазки, сосчитать до 10,рисуем руками «ленивые восьмерки»).

Упражнения на закрепление правила переноса.

- Лунтик рад, он узнал первое правило переноса слов. Какое? Расскажите друг другу это правило. (Слова переносят с одной строки на другую по слогам)

- Кто хочет рассказать правило? (Дети рассказывают правило по желанию)

- А Лунтик тоже тренировался переносить слова. Вот что у него получилось.

Слайд 9

(Учитель читает стихотворение  А.Шибаева «Обидели» из учебника «Русский язык» с.47)

- Почему буквы плачут?

- Верно, им грустно, одиноко. Давайте  поможем буковкам. А как это сделать?  (Высказывание детей)

-Можно ли оставлять одну букву на строке или переносить одну букву на другую строчку? Составьте правило переноса. (Одну букву нельзя переносить на другую строку и нельзя оставлять одну на строке).

Вывод. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку.

-Мы узнали правила переноса слов. Давайте сверимся наше правило с выводами авторов учебника (с.46).

-Молодцы, вы правильно составили правило.

Подведение итогов.

           Услышим скоро мы звонок,

           Пора заканчивать урок.

           Давайте подведем итог.

- А итог урока нам поможет подвести задание.

У вас на партах карточки. На них показан перенос слов. Подчеркните слова, которые перенесены правильно.

Проверка (по образцу на слайде)

Слайд 10

- Какие правила надо знать, чтобы выполнить это задание?

- Кому было трудно выполнять задание? А кто легко справился с заданием?

- На следующих уроках мы еще будем  тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.

Рефлексия деятельности на уроке

  -Какое новое открытие сделали на уроке?

- Кому было интересно?

- А что особенно интересно?

- А когда вы будете использовать новые знания?

- Обязательно расскажите дома, чему вы сегодня научились.

- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?

- Мне тоже понравилось, как вы работали. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...