Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Филатова Наталья Анатольевна

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированный, с элементами исследовательской работы урок содержит повторение грамматического материала из разделов русского языка, решает задачи развития речи.В данной работе также представлена стратегия и тактика работы над нравственными качествами личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_dobrota.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема. «Слово "доброта "».

Цели. Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов, название разделов науки о языке; знать, что изучает данный раздел; закрепить умение распознавать конкретные и отвлеченные существительные; формировать представление о многозначности имен существительных и их роли в речи.

Оборудование. Портрет К.Д. Ушинского; карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке; рисунки учащихся с изображением добрых и злых лиц; буквы на цветных карточках со словом "доброта"; "Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник" (СПб., 2001); "Толковый словарь русского языка" (авт. Д.Н. Ушакова).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей урока

Учитель. В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание "В добрый час!" употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих "сбережения" от злых сил и духов? Так, поговорка "В добрый час будь сказано!" основана на поверье, что в "добрый час" можно говорить все, что хочешь, а в "худой час" лучше всего отмолчаться. Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем.
А сейчас я хочу задать вам очень простой, казалось бы, вопрос: чему вы учитесь в школе?

Дети. Читать, грамотно писать, считать и решать задачи.

У. Все правильно. Но давайте послушаем, что говорит об этом великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Учитель показывает портрет К.Д. Ушинского.

– Он считал, что просто учиться читать, писать, решать – это "деятельность без цели, нехристианская педагогика". Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: "Земля согревается солнышком, а душа – добротой". (Пословица написана на доске.)
Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование. Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями? Тема нашего исследования – слово. Но слово это не простое, а очень важное.
На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.

На доске:

Д У М О Б Л Р К О С Т А

Дети составляют слово – "Доброта".

– Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке. Итак, в добрый путь по разделам русского языка

III. Исследование по различным разделам языка

На доску прикрепляется карточка:

Лексика

У. Что изучает лексика?

Д. Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Помимо внешней формы, слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?

Выслушиваются ответы детей.

У. Верно. Вы назвали несколько значений слова добрый. Какой отсюда можно сделать вывод?

Д. Это слово многозначное.

У. Правильно. Большинство слов в русском языке имеют несколько значений. Способность слова иметь не одно, а несколько значений называется многозначностью, а слово называется многозначным. В "Толковом словаре русского языка" Д.Н. Ушакова найдите определения слова добрый.

Д. Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.

У. И что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова-"единомышленники" – синонимы и слова-антонимы. Напомните мне, что такое синонимы? Что такое антонимы?

Д. Синонимы – это слова, близкие по смыслу. Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

У. Давайте попробуем найти синонимы и антонимы к словосочетаниям, написанным на доске.

Д. Добрый человек – добродушный, добросердечный, гуманный человек; злой человек.
– Добрый совет – хороший, отличный, превосходный совет; плохой, никудышный, глупый совет.
– Добрые дела – полезные дела; ужасные, страшные дела, скверные дела.
– Добрые знакомые – лучшие, близкие, дорогие знакомые; нехорошие знакомые.
– Добрый конь – верный конь; неважный конь.
– Добрая память – светлая память; плохая, дурная память.

А можно ли изобразить доброту? Как?

Д. Нарисовать доброту нельзя.

 У.Такие существительные называются отвлеченными. (Карточка с понятием прикрепляется на доску.) Они, как правило, употребляются в форме только одного числа – либо множественного, либо единственного.

Но все-таки мы с вами попробовали на уроках рисования с помощью художественных средств изобразить доброту.

На доске – выставка рисунков детей, где изображены лица людей – добрые и злые.

– Посмотрите внимательно на эти рисунки.  Я предложила вам выбрать, какое чувство изображать. И большинство из вас выбрало чувство любви. Почему?

Д. Человек, испытывающий злобу, некрасив и неприятен

На доску прикрепляется карточка:

Словообразование

У. Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, – это словообразование. Что такое словообразование?

Д. Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.

У. Напомните мне, из чего могут состоять слова?

Д. Слова могут состоять из корня, суффикса, окончания, приставки

У. А без чего слово не может существовать?

Д. Слово не может существовать без корня.

У. Разберите слово доброта по составу.

– Какие слова называются родственными или однокоренными?

Д. Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.

У. Давайте проведем соревнование, кто больше придумает родственных слов к данному слову.

Дети работают самостоятельно, затем через две минуты зачитывают родственные слова к слову "доброта".

– В "Словообразовательном словаре русского языка" Л.Н. Тихонова я нашла более 100 слов с корнем -добр-. Вот некоторые из них: добрейший, добренький, предобрый, добряк, добрячок, добреть, задобрить, добро. Эти слова состоят из одного корня, но есть слова, образованные из двух корней: добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный.

На доску прикрепляется карточка:

Фонетика

 Отправимся дальше. Что исследует раздел о языке, который называется фонетика?

Д. Фонетика – это учение о звуковой стороне языка, наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.

У. Посмотрите внимательно на слово доброта и скажите, сколько звуков [о] вы здесь слышите?

Выслушиваются ответы детей.

– У вас получились разные ответы. Давайте сделаем фонетический разбор слова и выясним: кто из вас прав?

Один ученик работает у доски.

Доброта – 3 слога, 4 согласных, 3 гласных.

Д – [д] – согласный звонкий, твердый.
О – [а] – гласный, безударный.
Б – [б] – согласный звонкий, твердый.
Р – [р] – согласный сонорный, твердый.
О – [а] – гласный ударный.
Т – [т] – согласный глухой, твердый.
А – [а] – гласный ударный.
______________________
7 букв, 7 звуков

У. Сколько же звуков [о] в слове?

Д. Ни одного звука [о] в слове нет.

У. Интересно, почему мы не слышим ни одного звука [о] в слове, а пишем букву о в двух случаях?

Д. Надо проверить безударную гласную словами добр, добренький, добро.

У. Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово?

Д. Орфография.

На доску прикрепляется карточка:

Орфография

У. Верно. Так давайте посмотрим на слово с точки зрения орфографии. Что изучает этот раздел науки о языке?

Д. Орфография изучает правила написания слов.

У. Верно. Орфография буквально означает правописание, то есть правильное, соответствующее нормам письмо. Как проверить написание данного слова?

Д. Первую безударную гласную проверяем словами добр, добренький, вторую безударную гласную – словом добро.

У. Приведите примеры слов, где встречается безударная гласная в корне.

Выслушиваются ответы детей.
На доску прикрепляется карточка:

Морфология

– Что исследует раздел морфология?

Д. Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.

У. Какой частью речи является слово доброта?

Д. Существительным.

У. Посмотрите на схему разбора имени существительного и выполните разбор в тетради.

Один ученик работает у доски.

Доброта – имя сущ., предмет.

1. Н.ф. – (Что?) доброта.
2. Постоянные признаки:
– нарицательное;
– неодушевленное;
– женский род;
– 1-е склонение.
3. Непостоянные признаки:
– ед. ч. (употребляется только в форме единственного числа, так как это отвлеченное имя существительное).

На доску прикрепляется карточка:

Синтаксис

– Что рассматривает синтаксис?

Д. Синтаксис – это наука о языке, которая рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в предложении.

У. Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает, что они глупее других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить.

                                          На доске:                                              

Доброго человека .

Один ученик работает у доски.

Грамматическая основа предложения – .
Подлежащее выражено именем существительным. Сказуемое выражено глаголом.
По цели высказывания предложение повествовательное.
По интонации – невосклицательное.
Распространенное.
Словосочетания:
человека (
какого?) доброго
славят (
кого?) человека


На доску прикрепляется карточка:

Фразеология

– Фразеологизм – особое сочетание слов.


В начале урока мы говорили о том, что слово
доброта является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках и фразеологизмах. Много их в приветствиях, пожеланиях при встрече или расставании. Вспомните, с какими вы уже встречались.

Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник (СПб., 2001).

Дети вспоминают и объясняют фразеологизмы.

– А теперь откроем "Словарь русской фразеологии" и посмотрим, какие фразеологизмы употребляются в речи со словом добрый.

Д. В добрый путь! 1. Доброе пожелание тому, кто уезжает. 2. Доброе пожелание при начинании какого-либо дела.
– 
В добрый час! 1. Пожелание удачи, благополучия в пути при расставании. 2. Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.
– 
Добро пожаловать! –вежливое приветствие и гостеприимное приглашение (прийти, приехать, войти в дом и т.д.).
– Есть фразеологизмы, взятые из фольклора, как, например,
добрый молодец. Молодец – молодой человек, который отличается храбростью, удалью. Добрый – обладающий положительными качествами, достойный уважения.
– А также фразеологизмы, рожденные в последнее время:

  1. Дать добро – дать согласие, разрешение, одобрить.
  2. Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

У. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

обро пожаловать! – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение

IV. Итог урока

У. Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения. Напомните, какие разделы науки о языке мы сегодня вспоминали?

Д. Фонетика, словообразование, морфология, синтаксис, лексика, фразеология.

У. Чему мы сегодня учились?

Выслушиваются ответы детей.

Дополнительный материал к уроку

Высказывания о доброте:

1. Будь добрым к тем, кто от тебя зависит.
2. Доброта – язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.
3. Доброта лучше красоты.
4. Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.
5. Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы.

Пословицы и поговорки о доброте:

1. Добра желаешь – добро и делай.
2. Добрая жена да вкусные щи – другого добра не ищи.
3. Добрая слава лежит, а худая бежит.
4. Добрая ссора лучше худого согласия.
5. Добро наживай, а худо изживай.
6. Добро не лихо – ходит тихо.
7. Добро помни, а зло забывай.
8. Доброе дело само себя хвалит.
9. Доброе начало – половина дела.
10. Доброе слово и кошке приятно.
11. Доброе слово лучше мягкого пирога.
12. Доброе слово – это доброе дело.
13. Доброта без разума пуста.
14. Добрый друг лучше ста родственников.
15. Добрый конец – всему делу венец.
16. Добрый конь – не без седока, а добрый человек – не без друга.
17. Добрый портной с запасом кроит.
18. Добрый совет ко времени хорош.
19. Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
20. Добрый хозяин – господин деньгам, а плохой – слуга.
21. Добрым быть – добрым слыть.
22. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
23. Добро и во сне хорошо.
24. Злой не верит, что есть добрые люди.
25. Доброму – добрая память.
26. На свете не без добрых людей.
27. Доброе дело и в воде не тонет.
28. С добрым жить хорошо.
29. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
30. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
31. Худой мир лучше доброй ссоры.
32. Худое молчание лучше доброго ворчания.

Примеры из художественных произведений:

"В самом  человеке... есть надежный путеводитель, позволяющий ему безошибочно отличать должное от непозволительного,- добро от зла".

О.Г. Дробницкий

"Смотри на солнце – оно вечно молодо и ярко светит всюду, куда проникают его лучи, и для него нет ни зла, ни добра..."

М.Горький

"Реальная действительность никогда идеальной не бывает, в ней всегда наряду с добром существует зло".

О.Г. Дробницкий

"Пускай беда нам тяжела,
Но в ней ты узнаёшь,
Как отличать добро от зла,
Где правда и где ложь".

С.Я. Маршак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников

Использование средств ИКТ и Интернета уже в начальной школе приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения.     Основной целью работы учител...

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик....

Аналитическая справка. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Данная спавка поможет учителю описать технологии в портфолио в период аттестации...

Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников.

Отчёт по использованию ИКТ в образовательном и воспитательном процессе младших школьников. Перечень электронных пособий и компьютерного оборудования в кабинете начальных классов....

Урок русского языка в 4 классе с использованием ИКТ в образовательном процессе УМК «Перспектива» Тема: «Несклоняемые имена существительные»

Тема: Несклоняемые имена существительные.Цель: познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»Тип урока: объяснение нового материалаОжидаемые результаты:Предметные: умет...

Творческий отчет "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации образовательного процесса младших школьников»

Творческий отчет учителя начальных классов "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации учебного процесса"...