рабочая программа по русскому языку 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему

В программу включена пояснительная записка, основные требования к уровню подготовкиучащихся 2 класса , тематическое планирование,   содержание курса и приложение, в которое включены контрольные работы, литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc753.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уразовская средняя общеобразовательная школа № 2»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________Усатенко Л.В.

Протокол №

от «  »               2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

___________ Бачкова С.В..

«  »          2010 г.

«Утверждаю»

Директор

__________Бузунова Н.Н.

Приказ №

от «  »                2010 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по русскому языку

2 класс

Разработана

учителем начальных классов

         первой категории

       Хавеловой

Натальей Алексеевной

20010-2011 учебный год


Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы для 2 класса С. В. Иванова – М.: Вентана -Граф, 2009 г. Программа соответствует Федеральному государственному  стандарту по русскому языку начального общего образования и соответствует примерной программе по русскому языку.

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:

•   ознакомление учащихся с основными положениям науки о языке;

•  формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

•  развитие устной и письменной речи учащихся;

•  развитие языковой эрудиции школьника, его интерес к языку и речевому творчеству.

  В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классов.

Под блоком понимается система уроков, реализующие общую цель обучения.  Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основа ми лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и со вершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой  эрудиции  школьника,  его  интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделя ется, так как ее реализация осуществляется попутно на уро ках других блоков.

В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель.

В авторскую программу внесены  изменения, т.к. программа рассчитана на 34 рабочие недели, а по учебному плану школы отводится 35 рабочих недель; в темы: «Слова, называющие предметы», «Слова, называющие признаки предметов и их действия»,  «Корень как часть слова», «Различаем приставки с бук вами о, а», «Повторение» добавлено по 1 часу ( итого 5 часов) для лучшего усвоения данных тем учащимися, а также для повторения материала.

Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования. (название тем выделены курсивом в разделе «Содержание»)

Программа обеспечена следующим методическим комплектом "Начальная школа XXI века":

  1. Иванов С. В., Кузнецова М. И. Русский язык: учебник для 1 кл. в 2 частях – М.: Вентана-Граф, 2010.
  2. Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Учусь писать без ошибок: коррекционно-развивающие тетради – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Программа рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю, 35 рабочих недель).

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Система оценивания знаний проводится на основании  Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

Преобладающими формами текущего контроля являются самостоятельные работы, тесты (10 -15 мин.), словарная работа. Промежуточный контроль проходит в форме: контрольный диктант, контрольная работа, словарный диктант. Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольный диктант.

 

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса     

К концу обучения во 2 классе учащиеся

должны:

могут овладеть приемами:

различать

  1. звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
  1. слово и предложение;
  1. слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
  2. предложения по цели высказывания

  1. предлоги и приставки (на уровне правописания)

выделять, находить:

  1. корень, суффикс, приставку, окончание;
  2. лексическое значение слова в толковом словаре;
  3. основную мысль текста
  1. многозначные слова, синонимы, антонимы

решать практические задачи:

  1. составлять слово по заданной словообразовательной модели;
  2. подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
  3. исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей)

применять правила правописания:

  1. гласных после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу);
  2. заглавной буквы в изученных случаях; безударных проверяемых гласных в корнях; звонких и глухих согласных в корне; словарных слов, определенных программой; разделительного мягкого знака.


Тематическое планирование по русскому языку

Дата

Общая тема (блок)

№ урока

Тема урока

Методические приемы

Знания

Умения

Навыки

Домашнее задание

Фонетика («Как устроен наш язык»)

1-7

1.Звуки речи и буквы

Работа с таблицей «Звуки речи». Знакомство со сло вами фонетика, графика. Различение звуков и букв

Учащиеся должны уметь различать звуки и буквы, производить наблюдения над звуками в слове

уч.с.7 №4

2.Гласные и согласные звуки и их буквы

Основное различие гласных и согласных звуков. Знакомство с транскрипцией. Повторение спосо бов обозначения мягкости согласных звуков

Знание и распознавание гласных и согласных звуков и букв. Уметь составлять схему слова при помощи фишек.

уч.с.10 №4

3.Обозначение звуков речи на письме

Сопоставление: звуковая и буквенная запись слов. Упражнения: запись звучащего слова с помощью транскрипции

Иметь представление о записи слов при помощи транскрипции.

уч.с.14 №5

4.Ударные и безударные гласные звуки в слове

Упражнения: определение ударного звука в слове. Сравнение слов чудно — чудно. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения

Уметь определять ударный слог в слове. Знать о смыслоразличительной функции ударения.

уч.с.15 №2

5.Согласные звуки

Упражнения на замену одного звука в слове. Со ставление слов из набора букв. Обобщение из вестных способов обозначения звука [и']

Уметь различать и характеризировать согласные звуки. Знать способы обозначения звука.

уч.с.18 №2

6.Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие

Сравнение звуков по твердости-мягкости. Сопос тавление звукового состава слов. Сравнение зву ков по звонкости-глухости

Знать и характеризовать соглас ные звуки.

уч.с.23№4

7.Звонкие согласные звуки в конце слова

Сравнение звукового состава слов. Составление пар по звонкости-глухости. Наблюдение за оглушением парных звонких на конце слова

Уметь находить пару и сравнивать но звонкости - глухо сти, твердости - мягкости.

уч.с.27 №4

Обозначение буквами гласных звуков после шипящих («Правописание»)

8-10

8.Учимся писать сочетания жи ши

Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями жи — ши. Изменение слов по образцу

Знать написания сочетания жи-ши.

Уметь применять данные зна ния на практике.

уч.с.29№3

9.Учимся писать сочетания ча ща

Обсуждение вопроса, есть ли твердые пары у зву ков [ч'] и [щ']. Орфографический тренинг в на писании слов с буквосочетаниями ча — ща. Изме нение слов по образцу

Знать правило написание сочета ния ча-ща. Уметь применять дан ные знания на практике

уч.с.32№4

10.Учимся писать сочетания чу щу

Обсуждение вопроса, есть ли твердые пары у звуков [ч'] и [щ']. Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — шу

Знать правило написания сочета ния чу-щу. Уметь применять данные знания.

уч.с.34 №4

Фонетика («Как устроен наш язык»)

11,12

11.Разделительный мягкий знак (ь)

Упражнения: обозначение мягкости согласных на письме. Обсуждение вопроса о значении и осо бенностях мягкого знака. Отработка алгоритма списывания

Знать функции мягкого знака и уметь их различать.

уч.с.36 №4

12.Слог

Упражнения: деление слов на слоги, классифика ция слов по количеству слогов

Знать правила переноса слов. Уметь делить слова на слоги.

уч.с.39 №2

Перенос слов («Правописание»)

13,14

13.Учимся переносить слова

Отработка правила переноса слов. Поиск слов, которые можно переносить. Поиск ошибок, допу щенных при переносе слов

Знать правила переноса слов с «й»

уч.с.41 №4

14.Учимся переносить слова Списывание

Наблюдение за способами переноса слов с буквами и, ь, ъ. Поиск слов, которые нельзя переносить

Уметь правильно переносить сло ва, безошибочно списывать текст

уч.с.43 №4

15

Диктант (входной)Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов

Правила, которые встречаются в диктанте.

Уметь применять изученные правила.

Тематический.

Контрольный диктант

Фонетика («Как устроен наш язык»

16

15.Слоги ударные и безударные. Роль ударения

Упражнения: способы определения места ударе ния в слове. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения

Знать о смыслоразличительном значении ударения. Уметь отличать слово от сочетания звуков.

уч.с.45 №2

Слово и предложение. Слова в предложении («Как устроен наш язык»)

17-23

16.Слово

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подума ем»-. Работа с текстом сказки Г. Остера «Зарядка для хвоста». Работа со схемами

Знать о смыслоразличительном значении ударения. Уметь отличать слово от сочетания звуков.

уч.с.47 №1

17.Слова, называющие предметы (2ч )

Наблюдение за значением слов. Наблюдение: сло ва, отвечающие на вопросы что?, кто?. Знаком ство с термином «имена существительные». Тре нировка в постановке вопросов

Знать понятие «имена существительные». Уметь выделять слова из текста, отвечающие на вопросы Кто? Что?

уч.с.53 №4

18.Слова, называющие признаки и действия предметов (2 ч)

Проблемная ситуация ъ рубрике «Давай подума ем». Наблюдение: слова, не отвечающие на во просы кто?, что?. Знакомство с терминами «имена прилагательные», «глаголы». Тренировка в постановке вопросов

Знать понятия «имена прилага тельные»,  «глагол». Уметь выделять их из текста.

уч.с.53 №5

уч.с.55 №4

19.Слово и предложение

Сравнение: звук — слово — предложение. Знакомство с признаками предложения.

Знать понятия: звук - слово –предложение, и уметь их разли чать. Знать о делении предложе ний по цели высказывания.

уч.с.58 №3

20.Восклицательные и невосклицательные предложения

Наблюдение: цель высказывания. Фронтальная работа

Уметь различать восклицательные и невосклицательные предложе ния.

уч.с.62 №4

21.Слова в предложении

Работа с рисунками учебника. Обсуждение прави ла. Определение цели предложения и его интона ционной окраски. Поиск ошибок

в постановке знаков препинания в конце предложения

Уметь различать предложение по интонации и по цели высказывания.                                                      

уч.с.64 №2

 

 

Состав слова и словообразование(«Как устроен наш язык»)

24 - 26

22.Окончание как часть слова

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подума ем». Знакомство с понятием «окончание». Фрон тальная работа: изменение формы слова, выделе ние окончаний

Уметь выделять изменяемую часть слова (окончание).

уч.с.68 №5

23.Изменение формы слова с помощью окончания

Наблюдение: изменение формы слова. Составле ние предложений из набора слов. Работа со слова ми с нулевым окончанием

Уметь выделять нулевое оконча ние в словах.

уч.с.70 №4

24.Неизменяемые слова

Наблюдение: неизменяемые слова. Сравнение: неизменяемые слова и слова с нулевым окончани ем. Выбор нужной формы слова для завершения предложения.

Уметь находить и применять в речи неизменяемые слова.

уч.с.70 №1

27

Проверочная работа Тема: фонетика; слово и предложение; слова изменяемые, неизменяемые; окончание

Правила, которые встречаются в диктанте.

Уметь применять изученные правила.

Итоговый, контрольный диктант, задание

Заглавная бук  ва в словах («Правописание»)

28, 29

25.Вспоминаем правило написания заглавной буквы

Проблемная задача (с опорой на сюжетную кар тинку). Активизация словарного запаса. Заполне ние пропусков в предложениях

Уметь применять правила написания заглавной буквы в словах.

т. с.4 №3

26.Вспоминаем правило написания заглавной буквы

Повторение правила. Отработка написания за главной буквы в географических названиях. Со ставление диалогов.

Уметь применять навык безошибочного списывания текста.

т. с.6№2

Состав слова и словообразование («Как устроен наш язык»)

30-31

27.Корень как часть слова(2 ч)

Работа с иллюстрацией учебника, наблюдение: значение и звучание родственных слов. Коллек тивное формулирование выводов

Уметь находить корень слова. Знать определение «Корня».

уч.с.74 №1,

т. с.7 №4

Проверяемые безударные гласные в корне слова («Правописание»)

32 - 35

28.Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Рубрика «Давай подумаем»: способ обозначе ния безударных гласных в корне слова. Сравне ние: обозначение буквами ударных и безударных гласных; способы проверки. Коллективное выве дение правила

Знать способы проверки безудар ной гласной в корне слова.

уч.с.78№1

29.Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Работа с группами родственных слов. Сравнение звуковых моделей слов. Закрепление правила. Подбор проверочных слов

Знать способы проверки безударной гласной в корне слова.

т. с.11 №3, 4

30.Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Анализ слов с целью выявления безударного глас ного звука в слове. Упражнения: постановка ор фографических задач, классификация слов

_ ——————————— - — ———————————— " ——————

Уметь анализировать слова с це лью выявления безударного глас ного звука в слове.

т. с.14 №2

31.Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Орфографический тренинг: работа со словами с безударными гласными в корне слова. Трениров ка в подборе проверочных слов

Уметь сопоставлять звуковую и буквенную запись слов.

т. с.15 №3

Состав слова («Как устроен наш язык»)

36

32.Корень как общая часть родственных слов

Коллективное обсуждение: признаки однокорен ных слов. Сравнение: родственные слова - сино нимы; родственные слова - омонимы (без введе ния терминов)

Уметь находить корень в словах. Знать виды чередования соглас ных в корне слова.

уч.с.84 №1

Проверяемые безударные гласные корне слова(«Правописание»)

37 - 40

33.Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Работа с безударными гласными, при проверке ко торых необходимо принимать во внимание смысл предложения. Сравнение звуковой и буквенной записи слов

Знать о смыслоразличительной функции буквы, обозначающей безударный звук.

т. с.18№3

34.Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Развитие орфографической зоркости. Работа с текстовым материалом: подбор проверочных слов. Отработка действия контроля

Уметь подбирать проверочные слова. Знать и применять правила проверки безударных гласных в корне слова.

т. с.19 №2

35.Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Самостоятельная работа по подбору провероч ных слов. Отработка действия контроля. Активи зация словарного запаса. Наблюдение за смысло-различительной функцией буквы, обозначающей безударный звук

Знать способы проверки соглас ных в корне слова.

т. с.22 №2

36.Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Работа с группами однокоренных слов. Развитие орфографической зоркости. Самостоятельный орфографический тренинг

т. с.24 №3

41

Проверочная работа Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов, безударные гласные в корне слова

Уметь применять изученные правила

Итоговый, контрольный диктант, задание

Состав слова («Как устроен наш язык»)

42

37.Однокоренные слова

Упражнения: подбор и различение однокоренных слов, отработка алгоритма нахождения корня слова. Поиск слов с заданным корнем

Уметь находить корень слова.

уч.с.70 №1

Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова («Правописание»)

43 - 45

38.Учимся писать буквы согласных в корне слова

Наблюдение за языковым материалом, формули рование правила. Разграничение звуков, вызы вающих трудности написания, и звуков, не вызы вающих трудностей

Уметь подпирать проверочные слова при написании согласных в корне слова.

уч.с.89 №5

39.Учимся писать буквы согласных в корне слова

Упражнения: отработка способа проверки орфо граммы. Развитие орфографической зоркости

Уметь правильно писать согласные в корне слово.

т. с.30 №2,3

40.Учимся писать буквы согласных в корне слова

Упражнения: постановка орфографической зада чи по проверке отрабатываемой орфограммы в середине слова. Работа с текстовым материа лом. Орфографический тренинг

Уметь сопоставлять способы проверки безударных гласных и согласных в корне слова.

т. с.34 №4,5

Состав слова («Как устроен наш язык»)

46

41.Корень слова с чередованием согласных

Наблюдение: чередование согласных в корне слова. Коллективное формулирование правила. Обсужде ние: виды чередования согласных в корне слова

Уметь подбирать проверочные слова.

уч.с.97 №5

Орфограммы в корне слова («Правописание»)

47 - 51

42.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

Сопоставление способа проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости соглас ных в корне слова. Поиск проверочных слов, ра бота с кроссвордом

Уметь сопоставлять формы слов.

т. с.36 №2,3

43.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

Анализ буквенной записи, выделение орфограмм, классификация звуков. Отработка способов про верки орфограмм корня

Уметь подбирать проверочные слова на изученные правила.

т. с.40 №3

44.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

Развитие орфографической зоркости. Активиза ция словарного запаса в процессе подбора прове рочных слов. Работа с текстами

Уметь подбирать проверочные слова.

т. с.41 №1

45.Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова

Наблюдения: выделение орфограмм корня, ана лиз звукового состава слов. Поиск проверочных слов

Уметь подбирать проверочные слова на изученные правила.

т. с.43№2

46.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

Орфографический тренинг. Самостоятельная ра бота с упражнениями тетради «Пишем грамотно». Буквенная запись слов, данных с частичной транскрипцией

Уметь подбирать проверочные слова на изученные правила.

т. с.45 №1

Состав слова («Как устроен наш язык»)

52 - 53

47Суффикс как часть слова

Наблюдение за языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом

Знать о функции, значении и местонахождении суффикса в слове.

уч.с.100 №1

48.Значения суффиксов

Наблюдение: значение суффиксов. Работа с алго ритмом нахождения суффикса. Отработка дейст вия поиска суффикса в слове

Уметь находить суффикс в слове

уч.с.106 №4

Непроизносимые согласные в корне слова («Правописание»)

54 - 57

49.Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Наблюдение за языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове) формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом

Уметь сопоставлять звуковую и буквенную запись слова. Знать о значении суффикса

т. с.52 №3,4

50.Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне Списывание

Повторение правила. Решение орфографических задач. Работа с текстовым материалом. Диффе ренциация слов, в которых есть непроизносимый согласный, и слов, в которых его нет

Уметь подбирать проверочные  слова к словам с непроизносимыми согласными, безошибочно списывать текст

т. с.53 №2

51.Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Орфографический тренинг. Упражнения: выбор необходимых пропущенных слов. Анализ текста (подготовка к письму под диктовку). Письмо под диктовку

Уметь применять правило проверки слов с непроизносимыми согласными.

уч.с.108 №1

58

Диктант (текущий) Тема: правописание согласных в корне слова

Уметь применять изученные правила на практике.

Тематический.

Контрольный диктант

Состав слова («Как устроен наш язык»)

59

52.Значения суффиксов

Анализ языкового материала. Наблюдение: значе ния суффиксов. Решение проблемной задачи. Са мостоятельная работа. Итоговое повторение. Ра бота в парах

 Знать значимые части слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

уч.с.110 №1

Правописание суффиксов («Правописание»)

60 - 63

53.Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-

Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -ёнок-, -онок-. Упражнения: алгоритм применения правила

Различать произношение и написание слова.

Соблюдать изученные нормы орфографии.

Находить способ проверки написания слова Знать правила написания суффик сов -ёнок-, -онок-.

уч.с.114 №1

54.Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-

Сопоставление звуковой и буквенной записей слов. Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -ик-, -ек-

Знать о значении суффиксов,  иметь представление об омонимичных суффиксах.

т. с.58 №1

55.Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-

Развернутое объяснение выбора суффикса. Кон струирование слов с использованием правила

Уметь выделять суффикс, определять его значение.

т. с.59 №2

Состав слова («Как устроен наш язык»)

64

56.Значения суффиксов

Анализ языкового материала. Наблюдение: значе ния суффиксов. Решение проблемной задачи. На блюдение за омонимичными суффиксами

Уметь образовывать слова суф фиксальным способом.

уч.с.121 №5

65

Текущая контрольная работа Тема: корень слова, суффикс

Правила, которые встречаются в диктанте.

Уметь правильно применять правописание.

Тематический.

Контрольный диктант

Правописание суффиксов («Правописание»)

66

57.Учимся писать суффикс -ость-

Выделение суффикса, определение его значения, сопоставление пар слов, противоположных по значению. Письмо под диктовку

Уметь конструировать слова.

т. с.61 №2

Состав слова («Как устроен наш язык»)

67

58.Образование слов с помощью суффиксов

Наблюдение: образование слов суффиксальным способом. Обсуждение правила. Упражнения (ин дивидуальная работа)

Уметь образовывать слова суффиксальным способом.

уч.с.124 №5

Правописа ние суффиксов («Право писание»)

68

59.Учимся писать суффиксы имен прилагательных

Наблюдение за языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Со ставление слов по заданной модели. Упражнения: отработка алгоритма применения правила

Уметь пользоваться алгоритмом правила.

т. с.64 №3,4

Состав слова («Как устроен наш язык»)

69

60.Образование слов с помощью суффиксов

Конструирование слов. Работа с текстом. Подбор родственных слов

Знать о значении и месте приставки в слове.

уч.с.126 №6

70

Итоговая контрольная работа за первое полугодие Тема: фонетика; слово и предложение; корень слова;суффикс

Правила, которые встречаются в диктанте.

Уметь правильно применять правописание.

Итоговый, контрольный диктант, задание

Правописание корней и суффиксов («Правописание»)

71

61.Учимся писать корни и суффиксы

Самостоятельная работа: отработка алгоритмов применения правил. Работа с текстом. Письмо по памяти и под диктовку. Сопоставление звуко вой и буквенной записей слов

Уметь конструировать слова на изученные правила. Знать правило написания суффиксов  -ив-, -ев-, -лив-. -чив-.

т. с.67 №2

72

Итоговый диктант за первое полугодие Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу перенос слова, безударные гласные в корне слова; согласные в корне слова непроизносимые согласные в корне слова; правописание изученных суффиксов

Правила, которые встречаются в диктанте.

Уметь правильно применять правописание.

Итоговый, контрольный диктант, задание

Состав слова («Как устроен наш язык»)

73, 74

62.Приставка как часть слова

Наблюдение: значение и место приставки в сло ве. Обсуждение правила и формулирование выво дов. Упражнение: алгоритм выделения приставки в слове. Самостоятельная работа

Уметь применять правило напи сания приставки в слове.

уч.с.130 №5

63.Значения приставок

Наблюдение за значением приставок в словах. Со ставление слов по заданной модели. Отработка умения выделить в слове приставку

Уметь применять алгоритм выде ления приставки в слове.

уч.с.131 №3

Правописание приставок («Правописание»)

75 - 78

64.Учимся писать приставки

Коллективное обсуждение правила и алгоритма его применения. Классификация слов, сопостав ление звуковой и буквенной записей слов

Уметь применять правило напи сания приставки в слове.

т. с.69 №2

65.Учимся писать приставки

Отработка правописания приставок с буквой а. Выведение алгоритма действия

Знать правило написания приста вок с буквами «о», «а».

т. с.70 №2

66.Различаем приставки с буквами о, а (2 ч)

Дифференциация правил написания приставок с буквами а и о. Обсуждение проблемной ситуа ции

Уметь образовывать слова приставочным способом.

т. с.71 №1

уч.с.139 №3

Состав слова («Как устроен наш язык»)

79

67. Образование слов с помощью приставок

Анализ слов, образованных приставочным спосо бом. Формулирование выводов и обсуждение пра вила. Упражнения на поиск слов с приставками

Уметь правильно соотносить звуковую и буквенную запись слова. Знать об образовании слов приставочно-суффиксальным способом.

уч.с.140 №4

Правописание твердого и мягкого разделительных знаков («Правописание»)

80, 81

68. Административная контрольная работа

Правила, которые встречаются в диктанте.

Уметь правильно применять правописание.

Контрольный диктант

69.Учимся писать разделительный твердый знак

Наблюдение: выделение признака дифференциа ции, развернутое объяснение выбора знака. Клас сификация слов

Уметь сопоставлять случаи употребления Ъ и Ь знаков.

т. с.74 №1,2

Состав слова («Как устроен наш язык»)

82

70.Как образуются слова

Анализ слов, образованных приставочно-суффиксальным способом. Наблюдение: слова, образо ванные способом сложения

Знать: значимые части слова

уч.с.148 №5

Правописание твердого и мягкого разделительных знаков («Правописание»)

83

71.Повторный инструктаж по ТБ. Различаем разделительные ь и ъ

Сопоставление случаев употребления твердого и мягкого знаков. Орфографический тренинг. Ра бота с текстами

Знать значимые части слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

Находить способ проверки написания слова

т. с.75 №2,3

Состав слова («Как устроен наш язык»)

84

72.Основа слова

Обсуждение правила. Подбор слов к схемам. Са мостоятельная работа по выделению основы слов

Уметь находить и выделять осно ву слова.

уч.с.149 №4

Различение предлогов 1 и приставок; («Правописание»

85, 86

73. Учимся различать предлоги и приставки

Наблюдение за языковым материалом: выведение правила, обсуждение алгоритма дифференциа ции. Тренировочные упражнения

Уметь выделять приставку; определять предлоги

т. с.77 №2

74.Учимся различать предлоги и приставки

Орфографический тренинг. Работа с текстами: вписывание пропущенных предлогов и приставок

Уметь разбирать слова по составу

уч.с.152 №1

Состав слова («Как устроен наш язык»)

87

75 Повторяем состав слова

Классификация слов по способу образования. Тренировочные и творческие упражнения

Уметь писать различные группы приставок

уч.с.154 №4

88

Текущая контрольная работа Тема: приставки; состав слова; образование слов

Правила, которые встречаются в диктанте.

Уметь правильно применять правописание.

Тематический.

Контрольный диктант

Правописание различных частей слова («Правописание»

89, 90

76.Повторяем правописание частей слова

Повторение орфограмм корня. Дифференциация приставок, обсуждение алгоритмов проверки раз личных орфограмм

Знать значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

Находить способ проверки написания слова

т. с.82 №2

77.Повторяем правописание частей слова Списывание

Отработка написания различных групп приста вок. Работа с текстами. Орфографический тре нинг

Уметь определять значение слова, безошибочно списывать текст

т. с.84 №3,4

91

78.Слово и его значение

Наблюдение: значение слова. Сопоставление сло ва и его значения

Уметь работать со словарями

Лексика («Как устроен наш язык»)

92, 93

79.Значение слова

Наблюдение: значение слова. Сопоставление сло ва и его значения

Уметь работать со словарями

уч.с.6 №2

Наблюдение: значение слова. Классификация по значению (самостоятельная работа)

Уметь работать со словарями, классифицировать слова по значению.

уч.с.8 №4

Отработка изученных орфограмм («Правописание»)

94

80.Повторяем правописание частей слова

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Отработка алгоритма проведения работы над ошибками

Знать значимые части слова.

Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.

Находить способ проверки написания слова

т. с.3 №3,4

Текст («Развитие речи»)

95, 96

81Р/р. Текст

Сравнение звука, части слова, предложения и тек ста. Обсуждение: выявление признаков текста. Различение текста и не текста

Уметь различать тексты и нетексты; выявлять признаки, анализировать текст и озаглавливать его.

уч.с.11 №2, сост. текст

82. Р/р. Заголовок текста

Наблюдение: смысловая цельность текста. Анализ текста и его заглавия (проблемная ситуация). Вве дение понятия «заголовок»

Знать, как сочетаются слова, связь лексических значений слов.

уч.с.13 №3

Лексика («Как устроен наш язык»)

97, 98

83.Как сочетаются слова

Наблюдение: слово, его значение, сочетаемость слов (фронтальная работа). Обсуждение правила: связь лексических значений слов. Работа в груп пах. Индивидуальная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»

Уметь работать со словарем.

уч.с.16 №4

84.Значение слова в словаре и тексте

Работа с текстом: уточнение значений слов. Рабо та с рубрикой «Обрати внимание». Самостоя тельная работа

Уметь работать со словарем

уч.с.19 №4

Отработка изученных орфограмм («Правописание»)

99

85.Повторяем правописание частей слова

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Сопоставле ние звуковой и буквенной записи слов

Уметь правильно применять правописание

т. с.5 №3,4

Текст («Развитие речи»)

100, 101

86. Один текст-разные заголовки

Работа в группах по подбору заголовков к текс там. Анализ названий уроков в содержании учеб ника как пример заглавий текстов. Индивидуаль ная работа: подбор подходящего заголовка

Уметь формулировать основную мысль текста,

подбирать подходящие заголовки.

уч.с.22 №3,

сост. текст и озагл.

87. Учимся озаглавливать текст

Индивидуальная работа: подбор заглавий к данно му тексту. Фронтальная работа: возможные текс ты по данным заголовкам

Уметь подбирать подходящие заголовки; исправлять неправильные; выбирать подходящие по смыслу окончания текста

уч.с.23 №3

Лексика («Как устроен наш язык»)

102, 103  

88.Слово в толковом словаре и тексте

Работа с текстом: значение слова. Знакомство с толковыми словарями. Работа с толковым слова риком учебника

Уметь пользоваться толковым словарем

уч.с.25 №1

89.Слова однозначные и многозначные

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подума ем» Работа с рисунками учебника. Обсуждение правила: однозначность и многозначность слова. Фронтальная работа

Уметь анализировать языковые единицы: многозначные слова

уч.с.27 №2

Отработка изученных орфограмм («Правописание»)

104

90.Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Письмо по памяти

Уметь правильно применять правописание.

т. с.8 №3,4

Текст («Разви тие речи»)

105, 106

91.Р/р. Учимся озаглавливать текст

Проблемная ситуация: анализ данных заголовков, выбор наиболее подходящего. Исправление не точных заголовков

Уметь формулировать основную мысль текста, подбирать подходящие заголовки.

уч.с.31 №2

92.Р/р. Как строится текст. Окончание текста.

Наблюдение: незавершенный текст. Работа по группам: выбор и обсуждение подходящего
текста по смыслу окончания текста. Списывание текста в тетрадь

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы

уч.с.32 №2

Лексика («Как устроен наш язык»)

107, 108

93.Как появляются многозначные слова

Условия появления нескольких значений слова. Анализ многозначных слов. Работа с толковым словариком учебника

Уметь сочетать слова, работать со словарями.

уч.с.37 №3

94.Как определить значение многозначного слова

Проблемная ситуация: можно ли вне текста опре делить, о каком значении многозначного слова идет речь? Работа с толковым словариком учебни ка. Замена многозначных слов близкими по значе нию словами

Уметь сочетать слова, работать со словарями.

уч.с.38 №3

109

Диктант  «Правописание согласных и гласных в кор не слова

Правила, которые встречаются в диктанте.

Уметь правильно применять правописание.

Итоговый контрольный диктант, задание

Отработка изученных орфограмм («Правописа ние»)

105

95.Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Подготовка к письму под диктовку. Отработка написания сло варных слов

Уметь правильно применять правописание.

т. с.10 №3,4

Текст («Разви тие речи»)

110

96.Р/р. Учимся заканчивать текст

Комплексная фронтальная работа с текстом. Упражнения: корректирование предложенного окончания текста

Уметь составлять тексты по заданному заголовку и началу; наблюдать над последовательностью предложений в тексте; находить нарушенную последовательность.

уч.с.40 №1 сост. конец текста

Лексика («Как устроен наш язык»)

111, 112

97.Слова-синонимы

Наблюдение языкового явления синонимии. Ра бота с рисунками учебника. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Наблюдение: сочетаемость слов. Работа с текстами

Уметь работать со словарями

уч.с.44 №4

98.Сочетание синонимов с другими словами

Обсуждение правила: ряды синонимов. Наблюде ние: сочетаемость слов (работа в группах). Выбор наиболее подходящего слова из группы синонимов

Уметь сопоставлять однокоренные слова и синонимы. 

уч.с.48 №4

Отработка изу ченных орфо грамм («Правописание»)

113 

99.Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Развитие действия контроля. Сопоставление звуковой и бук венной записи слов

Уметь правильно применять правописание.

т. с.13 №3,5

Текст («Разви тие речи»)

114, 115

100.Р/р. Как строится текст. Начало текста

Индивидуальная работа с последующим обсужде нием текста. Наблюдение: начало текстов. Работа в парах

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы

уч.с.50 №2 сост. начало текста

101.Р/р. Сочиняем начало текста

Наблюдение: различные начала текста в зависи мости от заглавия и основной мысли. Фронталь ная работа: комплексный анализ текстов

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы

уч.с.154 №4

Лексика («Как устроен наш язык»)

116, 117

102.Как используются синонимы

Наблюдение: синонимия; значение слова (соче таемость). Сопоставление: однокоренные слова и синонимы (фронтальная работа)

Уметь работать со словарями

уч.с.51 №2

103.Синонимы в тексте

Работа с текстами. Наблюдение: синонимия. Кор ректирование текста

Уметь работать со словарями

уч.с.56 №4

Отработка изу ченных орфо грамм («Правописание»)

118

104.Учимся применять орфографические правила

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Развитие орфографической зоркости. Орфографический тренинг

Уметь правильно применять правописание.

т. с.15 №3,4

Текст («Разви тие речи»)

119, 120

105.Р/р. Учимся составлять текст

Фронтальная работа: составление текстов по за данному заголовку и началу. Индивидуальная рабо та: составление текстов при наличии окончания

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы

уч.с.58 №2, сост. текст

106.Р/р. Последовательность предложений в тексте

Наблюдение за последовательностью предложе ний в тексте. Анализ и корректирование текстов. Поиск нарушения последовательности и запись правильного текста в тетрадь

Уметь анализировать тексты с нарушениями.

уч.с.59 №1

Лексика («Как устроен наш язык»)

121, 122

107.Слова-антонимы

Работа с рисунками учебника. Наблюдение за язы ковым явлением антонимии. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»

Уметь работать со словарями

уч.с.61 №4

108.Сочетание антонимов с другими словами

Подбор антонимов к заданным словам. Сопостав ление синонимов и антонимов. Работа с рисунка ми учебника

Уметь сопоставлять синонимы и антонимы.

уч.с.56 №3

123

Тест(вариант итоговой контрольной работы) Тема: состав слова; синонимы, антонимы

Классификация слов по способу образования. Состав слова, знамение слова, синонимы, антоним

  Уметь при менять орфогра фические правила

Итоговый. Тестирование.

Отработка изу ченных орфо грамм («Правописание»)

124

109. Учимся при менять орфогра фические правила

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Группировка слов

Уметь правильно применять правописание

т. с.17 №3,4

Текст («Разви тие речи»)

125

110.Р/р. Связь предложений в тексте

Анализ текста с нарушениями. Самостоятельная работа

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы

уч.с.65 №2

Лексика («Как устроен наш язык»)

126, 127

111.Слова-омонимы

Работа с рисунками учебника. Наблюдение за омо нимами. Индивидуальная работа

Уметь определять омонимы; сравнивать заимствованные слова с исконно русскими оборотами.

уч.с.68 №4

112.Слова исконные и заимствованные

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подума ем». Сравнение заимствованных слов с исконно русскими. Повторение

Уметь работать со словарями

уч.с.72 №4

Отработка изу ченных орфо грамм («Правописание»)

128

113. Учимся при менять орфогра фические правила

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Подготовка к письму под диктовку

Уметь правильно применять правописание

т. с.20 №3,5

Текст («Разви тие речи»)

129, 130

114.Р/р. Абзац

Наблюдение: тексты, записанные с абзацным де лением и без него. Обсуждение правила. Работа в группах

Уметь делить текст на абзацы; находить заимствованные слова и их анализировать.

уч.с.74 №2

115.Р/р. Учимся выделять абзацы

Фронтальная работа: деление текста на абзацы. На блюдение: особенности абзаца как микротемы текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы

уч.с.76 №2

Лексика («Как устроен наш язык»)

131

116.Значения заимствованных слов

Наблюдение: заимствованные части слов (корни, суффиксы, приставки). Поиск заимствованных слов. Анализ значений заимствованных слов

Уметь находить заимствованные слова, определять многозначность слова.

уч.с.79 №5

Отработка изу ченных орфо грамм ( Правописание»)

132

117. Учимся при менять орфогра фические правила

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Работа над сло варными словами. Отработка действия контроля

Уметь правильно применять правописание.

т. с.22 №5,4

133

Итоговый диктант Тема: правописание изученных орфограмм

Правила, которые встречаются в диктанте.

Уметь правильно применять правописание.

Итоговый контрольный диктант, задание

Текст («Разви тие речи»)

134, 135

118.Р/р. Последовательность абзацев

Составление текста по заданным характеристи кам (индивидуальная работа с последующим об суждением). Анализ текстов

Уметь составлять текст по заданным характеристикам

уч.с.80 №2

119.Р/р. Учимся составлять текст из абзацев

Фронтальное и индивидуальное составление текс тов с заданными характеристиками

Уметь составлять текст по заданным характеристикам.

уч.с.82 №2, сост. текст по плану

Лексика («Как устроен наш язык»)

136, 137

120.Устаревшие слова

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подума ем». Обсуждение правила. Знакомство с устарев шими словами. Анализ изменения значения слов

Уметь работать со словарями

уч.с.84 №3

121.Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова

Наблюдение: значение современных слов и их ис торических «родственников». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Знакомство с новы ми словами

Уметь анализировать изменения значения слов; знать новые слова.

уч.с.86 №2

Отработка изу ченных орфо грамм («Правописание»)

138

122. Учимся применять орфо графические правила

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Отработка написания словарных слов

Уметь правильно применять правописание.

т. с.23 №3,4

Текст («Разви тие речи»)

139, 140

123.Р/р. Учимся составлять текст

Фронтальное и индивидуальное составление текс тов с заданными характеристиками

Уметь составлять текст по заданным характеристикам

уч.с.88 №1, сост. текст

124.Р/р. Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам

Поиск ключевых слов каждого абзаца. Составление текста по названию и ключевым словам абзацев

Уметь исправлять нарушенный порядок абзацев в тексте; составлять планы текстов, корректировать готовый план текста

уч.с.90 №1, сост. текст

Лексика («Как устроен наш язык»)

141

125.Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?

Упражнения: подбор синонимов и антонимов, на блюдение за значениями незнакомых слов. На блюдение: заимствованные суффиксы

Уметь наблюдать за значением слова в составе словосочетания.

уч.с.93№4

Отработка изу ченных орфо грамм («Правописание»)

142

126. Учимся применять орфо графические правила

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Сопоставле ние звуковой и буквенной записи слов. Отработка действия контроля

Уметь правильно применять правописание.

т. с.15 №3,4

143

Тест Тема: правописание изученных орфограмм.

Правописание изученных орфограмм.

Уметь правильно применять правописание.

т. с.26 №3,4

Текст («Разви тие речи»)

144, 145

127.Р/р. План текста

Наблюдение: последовательность абзацев. Ис правление нарушенного порядка абзацев в тексте. Анализ текста учебника

Уметь составлять  текст по плану

уч.с.96 №4, сост план к тексту

128.Р/р. Учимся составлять план текста

Индивидуальная работа: продолжение плана текс та. Проблемная ситуация: корректирование гото вого плана текста

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы

уч.с.98 №2

Лексика

(«Как устроен наш язык»)

146

129.Фразеологизмы

Проблемная ситуация: рубрика «Давай подума ем». Обсуждение правила. Наблюдение: значение

слова в составе словосочетания. Фронтальная работа

Уметь применять фразеологизмы

уч.с.102 №4

Отработка изу ченных орфо грамм («Правописание»)

147

130. Учимся при менять орфогра фические правила

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Письмо по памяти

Уметь правильно применять правописание.

т. с.28 №3,4

Текст («Разви тие речи»)

148, 149

131.Р/р. Составляем текст по плану

Работа в группах по завершению текста с опорой на вопросы. Фронтальная работа: составление текста по заданному плану. Составление плана текста с заданной тематикой

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы

уч.с.105 №2, сост план к тексту

132.Р/р. Учимся писать письма по плану

Составление плана письма. Корректировка пред ложенного письма. Составление текста по задан ному плану

Уметь составление текста по задан ному плану

уч.с.105 №2

Лексика («Как устроен наш язык»)

150

133.Значения фразеологизмов

Наблюдение языкового явления фразеологии. Ра бота с текстом

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы, работать со словарями

уч.с.108 №3

151

Текущая контрольная работа Тема: лексика

Применять значение слова в составе словосочетания

Умение применять значение слова в составе словосочетания.

Текущий. Контрольная работа

Отработка изу ченных орфо грамм («Правописание»)

152

134. Учимся применять орфо графические правила

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Отработка действия контроля

Уметь правильно применять правописание.

т. с.31 №4

Текст («Разви тие речи»)

153, 154

135.Р/р. Составляем текст по плану

Индивидуальная работа. Анализ работ учащихся. Работа в группах

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы, работать со словарями

уч.с.110 №1, сост. текст по плану

136.Р/р. Текст-описание

Наблюдение за текстом. Обсуждение особенно стей текста-описания. Анализ описания природы в стихотворении С. Есенина «Ночь»

Уметь составлять текст по плану; анализировать описание природы.

уч.с.112 №2

Отработка изу ченных орфо грамм («Правописание»)

155

137. Учимся применять орфо графические правила

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Отработка написания словарных слов. Развитие орфографи ческой зоркости

Уметь правильно применять правописание.

т. с.33 №3,4

Текст («Разви тие речи»)

156, 157

138.Р/р. Особенности текста-описания

Составление текста-описания по рисунку (сравне ние с текстом в рубрике «Давай подумаем» уро ка 22). Анализ текстов

Уметь различать тексты - описания от текстов - повествований

уч.с.114 №2

139.Р/р. Учимся сочинять текст-описание

Самостоятельная работа с текстом-описанием. Составление текста-описания с опорой на задан ный текст

Уметь описывать по рисунку, анализировать текст.

уч.с.115 №1, сост. текст-описание

Отработка изу ченных орфо грамм («Правописание»)

158

140. Учимся применять орфо графические правила

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Составление слов, запись получившихся слов в соответствии с правилами

Уметь правильно применять правописание.

т. с.36 №3,4

Текст («Разви тие речи»)

159 - 161

141.Р/р. Учимся сочинять яркий текст-описание

Индивидуальная работа: описание своей комнаты. Анализ работ учащихся. Поиск сравнений в стихотворении А.С. Пушкина

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы, работать со словарями

уч.с.117 №3, сост. текст-описание

142.Р/р. Текст-повествование

Повторение: текст-описание (ситуация объявле ния). Распознавание текстов-описаний. Обсужде ние характеристики текста-повествования

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы, работать со словарями

уч.с.118 №3, сост. текст-повест.

143.Р/р. Особенности текста-повествования

Проблемная ситуация. Индивидуальная работа. Корректирование текстов

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы, работать со словарями

уч.с.120 №4

Отработка изу ченных орфо грамм («Правописание»)

162

144. Учимся применять орфо графические правила

Работа в орфографической тетради «Пишем гра мотно». Орфографический тренинг. Отработка действия контроля

Уметь правильно применять правописание.

т. с.39 №3,4

163

Итоговый диктант за второе полугодие Тема: правописание изученных орфограмм.

Правописание изученных орфограмм.

Уметь правильно применять правописание.

Итоговый контрольный диктант, задание

Текст («Разви тие речи»)

164 - 168

145.Р/р. Учимся сочинять текст-повествование

Индивидуальная работа. Анализ работ учащихся. Работа в группах

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы, работать со словарями

уч.с.123 №3

146.Р/р. Описание и повествование в тексте

Анализ текстов и выявление в нем признаков опи сания и повествования. Индивидуальная работа

Уметь анализировать тексты и выявлять в них признаки описания и повествования.

уч.с.124 №2 сост. текст-повест.,

147.Р/р. Текст-рассуждение

Проблемная ситуация. Обсуждение признаков текста - рассуждения. Анализ текстов

Уметь анализировать тексты и выявлять в них признаки описания, повествования и рассуждения.

уч.с.147 №3

148.Р/р. Особенности текста-рассуждения

Фронтальная работа

Уметь работать с текстом: абзац, тема, заголовок; анализировать значение слов, типы текстов, правописание слов.

уч.с.128 №2

149.Р/р. Описание. Повествование. Рассуждение

Индивидуальная работа по сочинению начала предложений, сочинению конца предложений. Анализ работ. Анализ текстов, определение типа текста. Комплексная работа с текстом. Индивидуальная работа над планом текста

Уметь работать с текстом: абзац, тема, заголовок; анализировать значение слов, типы текстов, правописание слов.

уч.с.131 №3, сост. текст-повест.

Комплексное повторение пройденного

169 - 175

150.Повторение Работа с текстом

Работа с текстом: абзац, тема, заголовок. Работа с текстом стихотворения

Уметь работать с текстом: абзац, тема, заголовок; работать с текстом стихотворения

уч.с.133 №3

151.Повторение Работа с текстом

Комплексная работа с текстами упражнений: ана лиз значений слов, определение типов текстов, работа над правописанием слов

Уметь работать с текстом: абзац, тема, заголовок; анализировать значение слов, типы текстов, правописание слов.

т. с.39 №3,4

Итоговая контрольная работа за второе полугодие

Состав слова; слова, называющие предметы и признаки; лексика.

Уметь правильно применять правописание.

Итоговый. Диктант с грамматическими заданиями.

152.Повторение Определение типа текста

Определение типа текста. Разбор слов по составу Выбор заголовка текста, сочинение продолжения текста

Уметь определять типа текста, разбирать слова по составу, выбирать заголовок текста, сочинять продолжение текста

т. с.43 №1,3,4

153.Повторение Поиск антонимов и синонимов

Поиск антонимов и синонимов. Восстановление правильного порядка следования абзацев текста Орфографический тренинг

Уметь находить антонимы и синонимы, восстанавливать правильный порядок следования абзацев текста

т. с.47 №5

154.Повторение Орфографический тренинг

Списывание текста. Объяснение написания пропущенных букв. Расширение словарного запаса

Уметь безошибочно списывать текст, объяснять написание пропущенных букв.

т. с.51 №10

Словарные слова:

Автобус, автомобиль, адрес, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокзал, воробей, ворона, воскресенье, вторник, вчера, герой, город, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, завтра, завтрак, заяц, здание, здравствуй, земляника, иней, июль, июнь , капуста, карандаш, картина, квартира, кино, кинофильм, класс, компьютер, коньки, корзина, корова, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, лестница, лопата, машина, медведь, месяц, мечта, молоко, мороженое, мороз, Москва, мультфильм, народ, ноябрь, обед, облако, овощи, одежда, однажды, октябрь, отец, пальто, пенал, платок, понедельник, посуда, праздник, пятница, работа, ребята, рисунок, Родина, Россия, русский, сегодня, сентябрь, скоро, собака, соловей, сорока, спасибо, среда, столица , суббота, телевизор, телефон, тетрадь, товарищ, ужин, ученик, фамилия, февраль, хорошо, четверг, что, чувствовать, щавель, ягода, язык, январь


Содержание изучаемого курса

           

 2 класс  (175 ч)

«Как устроен наш язык»

(основы лингвистических знаний) (57 ч)

Фонетика (10 ч) 

Ученики продолжают знакомиться с основными категориями и явлениями языка (звук, буква, слог, слово, смыслоразличительная роль звуков речи, расхождение произношения и написания, ударение, части речи, предложение).

     Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначений звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы! Гласные буквы Е,  е,  Ё,  ё,  Ю,  ю,  Я,  я,  их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.

Слово и предложение (6 ч)     

      Во 2 классе дается значительный объем сведений по грамматике. Вводятся понятия об имени существительном, глаголе, имени прилагательном, а также некоторые сведения об этих частях речи (единственное и множественное число, род имен существительных, различие окончаний имен существительных в предложениях (по вопросам: кто? что? и т. д.). Таким образом, учащиеся получают первоначальное представление о грамматическом (формальном) значении слов, относящихся к разным частям речи, о предложении и его видах (повествовательных, вопросительных, побудительных и восклицательных), о связи слов в предложении (словосочетаниях).

Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении. 

Состав слова (19 ч)

      Во 2 классе в полном объеме изучается состав слова (основа, окончание, корень, приставка, суффикс): они узнают, что слово состоит из основы и окончания, усваивают понятие «словообразование», что позволяет отличить его от понятия «словоизменение» и ввести понятие о так называемых сложных словах. Кроме того, во 2 классе углубляются сведения о корне слова и однокоренных словах,

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных и корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно - суффиксалъный способ образования слов.

Лексика (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

Синонимы.

Антонимы.

Омонимы.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизм.

Фразеологизм  и слово.

Использование фразеологизмов.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)

    Школьники овладевают навыками письма, формируемыми на осознанном применении правил орфографии. Так, продолжается изучение правописания парных согласных на конце слова, гласных после шипящих, твердых и мягких согласных, при этом фиксируется внимание на различных способах обозначения мягкости. На протяжении всего второго года обучения идет работа над правописанием безударных гласных в корне слова, разделительных ь и ъ, правописанием предлогов. Таким образом, языковые явления, которые дети наблюдали в 1 классе, осмысливаются ими на более сложном материале, в новых условиях их проявления.

Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и не произносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня башенка, чашка — чашечка) . Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ост(ъ)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ое-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.

Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.

«Развитие речи» (34ч)

      Большое внимание на уроках во 2 классе уделяется развитию речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство пред ложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли, отработка вари антов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректиро вание текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Коррек тирование текстов с нарушенной последовательностью аб зацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам.

 Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности.

Повторение (5 ч)

Резервные уроки (16 ч)

Календарно-тематический план

проведения контрольных работ.

I четверть.

Контрольные работы

к урокам блока

«Как устроен наш язык»

Контрольные работы к урокам блока

«Правописание»

Итоговая контрольная работа

Тема: фонетика;

слово и предложение;

слова изменяемые, неизменяемые;

окончание

( на материале уроков 1-24). Примерный срок проведения: 29 - 31 октября

1. Диктант (текущий)

Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов (на материале уроков 7-9, 13,14).

Примерный срок проведения: 21-25 сентября

2. Списывание

Тема и срок проведения списывания совпадают с темой

и сроком проведения текущего диктанта

3. Итоговый диктант

Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов, безударные гласные в корне слова (на материале уроков 7-35).

Примерный срок проведения: 23-25 октября

4. Словарные диктанты

II четверть.

1. Текущая контрольная работа

Тема: корень слова, суффикс (на материале уроков 27, 32, 37, 40, 45, 46, 50, 54, 56).

Примерный срок проведения: 3 - 7 декабря

2.  Итоговая контрольная работа за первое полугодие

Тема: фонетика;

слово и предложение;

корень слова;

суффикс (на материале уроков 1-59).

Примерный срок проведения:

20 - 25 декабря

1. Диктант (текущий)

Тема: правописание согласных в корне слова (на материале уроков 36, 38, 39, 41-44, 47, 49).

Примерный срок проведения: 30 ноября — 3 декабря

2. Списывание

Тема и срок проведения списывания совпадают с темой

и сроком проведения текущего диктанта

3. Итоговый диктант за первое полугодие

Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

перенос слова, безударные гласные в корне слова;

согласные в корне слова;

непроизносимые согласные в корне слова;

правописание изученных суффиксов (на материале уроков 7-60).

Примерный срок проведения:

24-28 декабря

4. Словарные диктанты

III четверть

1. Текущая контрольная работа

Тема: приставки; состав слова; образование слов (на материале уроков 61,62,66,69,71,74,75). Примерный срок про ведения: 1-5 февраля

2. Итоговая контрольная работа

Тема: состав слова;

слово и его значение (на материале уроков 61 - 94).

Примерный срок проведения: 20-24 марта

3. Тест

(вариант итоговой контрольной работы)

Тема: состав слова;

знамение слова;

синонимы, антонимы (на материале уроков 61 - 108).

Срок проведения совпадает с итоговой контрольной работой

1. Диктант (текущий)

Тема: правописание разделительных ь и ъ, приставок и предлогов (на материале уроков 63-77).

Примерный срок проведения: 27 февраля — 4 марта

2. Списывание

Тема и срок проведения списывания совпадают с темой и сроком проведения текущего диктанта.

3. Итоговый диктант

Тема: правописание изученных орфограмм (на материале уроков 11-117).

Примерный срок проведения: 15-19 марта

4. Словарные диктанты

IV четверть

1. Текущая контрольная работа

Тема: лексика (на материале уроков 111-133).

Примерный срок проведения: 8-12 мая

2. Итоговая контрольная работа за второе полугодие

Тема: состав слова;

слова, называющие предметы и признаки;

лексика.

Примерный срок проведения: 20-25 мая

1. Тестирование

Тема: правописание изученных орфограмм.

Примерный срок проведения: 25-30 апреля

2.Контрольное  списывание

Тема и срок проведения списывания совпадают с темой и сроком проведения теста

3. Итоговый диктант за второе полугодие

Тема: правописание изученных орфограмм.

Примерный срок проведения: 14-18 мая

4. Словарные диктанты

 Характеристика контрольно-измерительных материалов.

Примерное распределение КИМ по четвертям:

КИМ

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

год

Конт. раб.

1

2

2

2

7

диктанты

2

2

2

1

7

Самост. раб.

 2

1

3

2

8

Словар. дикт.

3

2

5

4

14

Списывание

1

1

1

1

4

тесты

1

1

2

итого

9

8

14

12

43


Учебно-методическое обеспечение программы

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Программа

Учебники

Учебные

пособия

Инструментарий определения УОУ

Методические пособия для педагогов

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.

 

Русский язык: учебник для 2 кл. в 2 частях. Под редакцией Иванова С. В., – М.: Вентана-Граф, 2010.

Справочное пособие по русскому языку, 1 – 2 класс, - М.: «Аквариум» 2007г.

Авторы: Узорова Е. А., Нефедова О. В.

Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Кузнецова М. И.

Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок»  – М.: Вентана-Граф, 2010.

 

Оценка знаний. Русский язык, 2 – 4 класс, 2009г.

Авторы: В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – М.: Вентана-Граф, 2009.

В. А. Шукейло Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 4 классы., – М.: Вентана-Граф, 2007.

Контрольные работы.

Самостоятельные работы.

Сочинения.

Изложения.

Русский язык Тесты 2 класс, – М.: Вентана-Граф, 2009.

 Беседы с учителем. Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007

Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. – 2-е изд., перераб.  – М.: Вентана-Граф, 2009.

Русский язык. 2 класс. Поурочные планы по учебнику С. В. Иванова. / О. В. Зеленихина.  – Волгоград: «Корифей» 2007.

Дополнительная литература:

  1. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1 – 4 класс, – М.: 5 за знания, 2005.

Авторы: О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.

  1. Учим русский с увлечением – 2:Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1 – 4 класс – М.: 5 за знания, 2005.

Авторы: О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.

  1. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

Авторы: В. В. Волина.

  1. Русский язык. Грамматический разбор. Справочник. Начальная школа.- 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: Лицей, 2007.

  1. Презентации к урокам.
  2. Мультимедийные средства обучения
  3. Интернет сайты: http://www.4stupeni.ru, http://www.nachalka.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...