Задачи: - Совершенствовать знания и способы деятельности учащихся в нахождении слов с изученными орфограммами корня, их последующей проверке и обозначении.
- Развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, познавательную активность.
- Воспитывать взаимоуважение, потребность в самовыражении.
Ход урока. - Организационный момент.
- У нас урок русского языка.
- Хочешь грамотным быть – учись думать.(слайд 1)
- Ребята, давайте посмотрим на барометр настроения (слайд 2). - Кто считает, что с хорошим настроением получается любое дело? - Чтобы наше настроение оставалось на протяжении всего урока таким же, нужно соблюдать 3 важных правила (слайд 3): - Хочешь ответить - подними руку!
- Работай молча, не мешай другим!
- Уважай мнение товарища!
2. Орфографическая зарядка «Буквы спорят» (слайд 4). Ска_ка, х_лодный, тр_ва, пры_ки, вх_дной, др_зды, варе_ки,сугро_. - Нужно выбрать нужную букву, распределить слова по группам и обосновать свой ответ (слайд 5). - 3. Формулирование темы. Определение задач урока. - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд 6) - Предположите, какие задачи будут стоять перед нами? - Научиться видеть орфограмму в слове.
- Определять в какой части слова находится орфограмма.
- Вспомнить правило правописания.
- Графически обозначить эту орфограмму.
4.Актуализация опорных знаний 1.Какие разделы русского языка вы знаете? 2.В каких разделах русского языка изучаются эти понятия (работа с блок – сигналами) - звук – ( фонетика)
- запятая – (графика )
- ударение – (фонетика )
- орфограмма –буква –(орфография)
- слог – (фонетика)
- буква – (графика)
- Давайте вспомним, что называется орфограммой (это такое написание буквы в слове, которое нельзя определить на слух, написание по орфографическому правилу). - Где встречаются орфограммы? (в словах и между словами). - Как графически обозначаются орфограммы? - Все ли орфограммы можно проверить? - А теперь сами попробуйте сформулировать, что такое «орфография» (слайд 7) 5.Минутка чистописания Гг Вв вы ву ув вл ре ро Гром в с…нт…бре предв…щает тёплую ос…нь.В л…су р…бята собирают маслята,б…ровики,сырое…ки.4(повест.,невоскл.,простое,распрост.,
с однород.чл) - Назовите орфограммы, объясните написание.
- О чем надо помнить,собирая грибы?
- Выполните разбор предложения.
- (несколько учеников в это время работают с индивидуальными карточками)
Карточка № 1. Робко месяц смотрит в очи.(4.) Карточка №2 Робко (1.) Карточка № 3. Месяц (1.) Карточка № 4. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова, выдели орфограммы. Д…ждливый, захв…тить, ч…тать, просл…влять, площа…ка, ш…ептать, н…зина, з…рнистый. 6. Словарная работа. 1.- По известной поговорке именно к этому приёму пищи бывает «дорога ложка» (обед). 2.- Что грызла белка в «Сказке о царе Салтане…» ? (орехи). 3- Сторона горизонта, противоположная югу (север). 4.- Этот красный круглый овощ в сказке итальянского писателя Дж. Родари носит титул синьора? (помидор). 5.- Командир морского судна (капитан). 6.- Антоним слова «плохой» (хороший). 7.- Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой (экология). 8.- Назовите одним словом: тарелка, чашка, кастрюля (посуда). (Самопроверка-слайд 8). - Какое слово лишнее? Почему? (хороший ). 9.- Синоним слова «починка» (ремонт) .(Знакомство с написанием, значением) (слайд 9). - Запишите однокоренные слова .Выделите корень. Что можно сказать о правописании безударных гласных в однокоренных словах? (ремонтный, отремонтировать). - Какие вывески можно увидеть в городе с этим словом? (ремонт часов,авторемонт,ремонт обуви) 7.Физминутка. Разминка. Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!
Мы дорожки подметаем (имитация движений) Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение) Чтоб гуляя, малыши Веселились от души! (подскоки на месте) Ох, устали («обтереть пот со лба») Отдохнем (присесть) И домой скорей пойдем (шаги на месте . 7.Работа с учебником (групповая работа) (с.25 №30). - Прочитайте текст. Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука - пастуший рожок пел в темноте. Я оделся и вышел в сад. (По К. Паустовскому) - Определите тему текста. - Озаглавьте текст («Первый заморозок», «Холодное дыхание зимы»). - Какой изобразительно – выразительный литературный прием использует писатель в первом абзаце? (олицетворение). Паустовский необычно описал наступление первых заморозков. - Назовите глаголы, которые использует для этого автор. Заморозок изображен как живое существо: он (что сделал?) пришел, надышал, посыпал, захрустел).Звезды, как люди (что сделали?) обрадовались, сверкали В каком значении употреблены все глаголы? (в переносном)
Работать будем в группах по четыре человека по заданию.(в учебнике) - 8. Игра «Угадай слово» (слайд 10) - Прочитайте транскрипцию, правильно запишите данные слова. [кан’эц], [м’эсный], [нарошна], [пахот], [шыр’], [ч’эсный’]. 9.Работа с тестом. 10. Итог урока. Какие умения вы развивали сегодня на уроке?(умения писать слова с изученными орфограммами) - Назовите эти орфограммы. - Что показалось наиболее трудным во время работы на уроке? - У кого не изменилось положение стрелки на барометре настроения? (слайд 11) 11. Оценки. Домашнее задание (с.20 №24) Молодцы! Спасибо за работу! Урок окончен.
Сентябрь 2011 -2012 учебный год.
|