Урок русского языка и презентация, 3 класс. "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок .  русского языка и презентация  в 3 классе по теме " Имя существительное".В методической разработе исследование существительного - ветер по разделам : лексика, словообразование, морфология, орфография, синтаксис, фразеология. На укоке большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I   ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ»

Номинация

Методические разработки уроков

             

                       Урок русского языка   в 3 классе

        (программа «Школа России»)

                                                                    Попова Наталья Николаевна

                                                                              учитель начальных классов

                                                                              МОУ «Школа №12»                                                                     

                                                                              Кемеровская область

                                                                              г.Прокопьевск

                                                                       

Тема.  «Имя существительное»

Цели урока.

1.Учить детей проводить исследовательскую работу.

2. Развитие системного мышления, творческого воображения, активизация и расширение словарного запаса, умения добывать информацию из источников.

3. Воспитание познавательного интереса, умения выслушать, ответы одноклассников не перебивая.

Оборудование: орфографические словари, толковые словари, большой энциклопедический словарь (БЭС), подбор репродукций и изображением ветра,  индивидуальные карточки со стихотворением, интерактивная доска.

 

Ход урока.

  1. Вводно-мотивационный этап.

- Продолжим  исследования объектов русского языка.

- Посмотрите на доску и отгадайте анаграмму, (на доске  карточка с анаграммой:  ОСЛВО).

Что за слово спрятано? (слово)

-  Кто  сформулирует объект исследования на уроке? (ответы детей)

- (Учитель делает вывод по ответам детей). Тема нашего исследования – слово. Это слово спрятано в отгадке.

Загадка:

По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

К земле траву приклоняет.  (Ветер.)

  1. Познавательный этап.
  1. - Что изучает лексика? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)  (Значение слова, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы)

-    Чтобы узнать значения слова, для этого, куда нам следует посмотреть? (ответы детей)

(Учитель делает вывод по ответам детей). Обратимся к словарям. (Ученики зачитывают  из словарей найденные ответы).

а) В словаре С.И.Ожегова «ветер – поток воздуха».

В большом энциклопедическом словаре (БЭС) «Ветер – движение воздуха б) относительно земной поверхности, характеризующееся силой и скоростью»

- Как думаете, какое определение точнее? (ответы детей)

(Учитель делает вывод по ответам детей). Обычно, раскрывая понятие, мы берём  предметную картинку. Можно ли изобразить ветер с помощью художественных средств? Как?

(После ответов детей учитель    на интерактивной доске   появляются репродукции)

-Лексика рассматривает    наличие синонимов к слову? (ответы детей)

- Что такое синонимы? (ответы детей)

- Как считаете, имеет синонимы слово, которое мы сегодня исследуем. Если да, то назовите их.  (Ребята называют синонимы к слову «ветер». Записи слов появляются под репродукциями на доске).

- Найдите значение слов в словарях. Ребята 1 варианта – слова «вьюга»,

2 варианта – слова «пурга».

- Сделайте вывод. Сумели найти лексическое значение слова.

  1. Что такое орфография? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)

- Произнесём слово «ветер», как говорим. Послушаем себя и определим в слове орфограммы.  (Ребята  произносят вслух слово и определяют слабые позиции в слове).

- Какой звук стоит в слабой позиции? (ответы детей)

- Давайте проверим написание слова по словарю. К какому словарю следует обратиться?

 - Теперь после того как вы посмотрели написание слова, проговорим его написание несколько раз, чтобы запомнить:

  • громко, чтобы слышали все;
  • для себя шепотом;
  • «в уме», представляя себе образ слова, написанного на любом материале (на доске, на листке, на песке).

- Запишите слово в тетрадь, диктуя себе.

-Проверьте, верно, ли записали. Сделайте пометы (ударение, подчёркивание безударной гласной).

-Сделайте вывод. Сумели ли найти орфографию в слове?

3. Что будем рассматривать с позиции словообразования? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)

- Назовите части слова? (Ребята называют части слова, их название и графическое изображение появляется на доске)

- Давайте рассмотрим, как сконструировано слово «ветер».

-Назовите части слова. Как доказать, что в слове нулевое окончание? Какие два условия есть, при которых изменяется окончание? Давайте  попробуем оба условия применить к слову. (Изменить по числам, изменить по вопросам).

- Словообразование также рассматривает и группу родственных слов. Вспомните родственные слова к слову «ветер». Докажите, что эти слова являются родственными, как они связаны с корнем ветер?

- В словообразовательном словаре  Л.Н.Тихонова готовясь к уроку я насчитала 96 родственных слов. Остановимся лишь на некоторых. Запишем и разберём по составу слова: ветерок, ветрище.

- О чём нам сообщает слово ветерок?  (Лёгкий ветер).

-Через какую часть слова выражено его значение? (Суффикс –ок-).

- Какое значение у слова ветрище? (Сильный ветер)

- Какая часть слова несёт в себе эту информацию? (Суффикс  - ищ-)

- Сделайте вывод по словообразованию?

4. Что исследует раздел морфологии? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)

- Какой частью речи является слово ветер?  

- Вспомните, что такое имя существительное? Докажите, что в слове «ветер» есть признаки существительного.

- Назовите все признаки имени существительного в данном слове.

(морфологический разбор слова)

5. Что рассматривает синтаксис? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)

-Что  будем исследовать на данном этапе? ( Как это слово взаимодействует  с другими словами)

- Перед вами карточки со словами поэта М.Исаковского. Прочитайте их про себя. Подготовьтесь к выразительному чтению вслух.

Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше,

Поиграл немного ветками черёмух,

Пожурил за что-то воробьёв знакомых,

И, расправив бодро молодые крылья,

Полетел куда-то вперегонку с пылью.

Выпишите глаголы, которые характеризуют действие ветра. Подумайте и ответьте, в каком значении их употребил автор? (Переносном)  Почему? Каким представлен ветер в стихотворении, подберите прилагательные.  (Озорным, весёлым, радостным, игривым).

- Составьте предложение с словосочетанием «озорной ветер», так чтобы слово «ветер было подлежащим  и запишите его в тетрадь. Выделите  все известные вам орфограммы в словах.

- Назовите основу предложения.

6. Фразеология.

- Вспомните устойчивые словосочетания со словом «ветер».

Запишем  фразеологические  обороты в тетрадь. По ходу записи, объясните значение оборотов. 

Бросать слова на ветер, бросать деньги на ветер, ветер в голове, прокатиться с ветерком

- Есть и устойчивые словосочетания, сравнения: (появляются записи на доске)  свободный как ветер (ни от кого не зависит  в своих желаниях и поступках), мчатся как ветер (двигаться с большой скоростью), как ветром сдуло (неожиданно исчез)

  1. Этап подведение итогов исследования.

- Посмотрите на доску, где мы с вами  помещали все этапы урока. Кто догадался, что у нас получилось? (ответы детей)

(Вывод учителя). У  нас составлен план исследования слова «ветер». Как вы думаете, можно ли по этому плану исследовать и другие существительные?

План (на доске)

1. Лексика

2.Орфография

3.Словообразование

4.Морфология

5.Синтаксис

6.Фразеология

- Если кто-то из вас заинтересовался проблемой  исследования слов, то он сам по составленному нами плану на сегодняшнем уроке сможет  это сделать.

- Готовясь к уроку, я нашла строчки поэтов и писателей о ветре. Мне хочется сегодня вам их подарить.( Строчки появляются на доске по мере их чтения)

1) «По осеннему лесу ходит ветер. Ходит, опираясь на сосны. Стонут сосны, роняют шишки» (С. Козлов)

2)  «С ночи подул сильный ветер снеговой ветер, завыл в печных трубах, засвистел на чердаках» (С. Никонов)

3) «Над всем холодным безлюдьем лишь гуляка ветер посвистывает, подвывает». (Н. Никонов).

4) «Ветер весело примчал, все деревья закачал» (А.Леонтьев)

5) «Полдня сегодня ветер укачивал сосну,

     И так устал под вечер, что … вместе с ней уснул».   (А. Стариков).

IV  Домашнее задание.

 1) Найти в любой книге строчки  у писателей о ветре.

 2) Составить предложение про ветер.

 3)  У кого будет желание,  составить не одно предложение , а небольшой связный рассказ ,  из 3-5 предложений о ветре.

- Большое всем вам спасибо за сотрудничество на уроке.

Использованные источники.

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 7-е изд., стереотип. — Москва: Русские словари, 1999.
  2. Ожегов С. И.  Толковый   словарь русского языка.  – Москва, 2001.
  3. Ушакова Д.Н.  «Орфографический словарь». – Москва, 1996.
  4. Школьный словообразовательный словарь   Потихи З.А под редакцией  

       Бархударова  С.Г.  – Москва, 1993.      

  1. Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. -  Москва: АСТ, 2008 г.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Урок–Лаборатория Слова (с презентацией). На данном уроке организована исследовательская работа в группах, дети выводят правило грамматического признака одушевлённости. Одушевлённые: В.п. мн.ч.= Р.п. ...

Урок русского языка в 4 классе "Несклоняемые существительные"

Урок русского языка по теме:" Несклоняемые существительные". Это урок-приём. На уроке дети знакомятся с несклоняемыми существительными, учатся употреблять их в речи....

Конспект урока русского языка в 3 классе "Написание существительных с шипящими на конце"

Конспект урока русского языка в 3 классе для детей школы VII вида "Написание существительных с шипящими на конце"...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Имя существительное", УМК "Перспектива"

Урок с использованием технологии - работа в сотрудничестве....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Имя существительное"

Презентация к уроку  русского языка в 3 классе на тему:  "Имя существительное"  по программе "Начальная школа 21 в."...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Имя существительное"

Данная презентация подходит для урока русского языка во 2 классе....