программа по русскому языку "Занимательное языкознание"
элективный курс по русскому языку (2 класс) на тему

Лаась Оксана Леонидовна

Программа поможет учителям в обучении детей, для которых русский язык является  иностранным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanim_yazykoved2.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса  «Занимательное языковедение» составлена на основе программы РКИ, утвержденной и изданной МКО в 2001г. в сборнике «Этнокультурное (национальное) образование в Москве». Автор программы Каленкова  О.Н.,  на основе  программы по русскому языку как иностранному для детей 8-12 лет, не владеющих русским языком (Т.В.Савченко, Е.В.Какорина).

   Программа рассчитана на детей, плохо говорящих на русском языке 1,2  года обучения. Занятия по данной программе проводятся 1 час в неделю, количество учебных часов в год – 34ч. Для занятий по данной программе дети подобраны  по рекомендации учителей начальных классов.  Дети изучают русский язык по методике РКИ и осваивают краткий пропедевтический курс по основным предметам базового цикла.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Курс  «Занимательное языковедение»  занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей, плохо говорящих на русском языке, правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

-занимательность;

-научность;

-сознательность и активность;

-наглядность;

-доступность;

-связь теории с практикой;

-индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками, плохо говорящими на русском языке. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательному языковедению».

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Воспитание интереса к  «Занимательному языковедению должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения  словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательного языковедения»  с детьми, плохо говорящими на русском языке,  следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательное языковедение» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи детей.

Речь – широкая сфера деятельности человека. По развитию речевой деятельности выделяют несколько уровней работы. Один из них – лексический уровень или словарная работа.

Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, плохо говорящих на русском языке. Очень часто за словами, оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное событие нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.

Содержание и методы обучения “Занимательного языковедения” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и  чувствовать русский язык

Курс изучения  «Занимательное языковедение» для учащихся   8-12 лет  ставит следующую цель:

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся,  плохо говорящих на русском языке, обучение нормам языка и их использование в речи.

Задачи:

-развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

-расширение и углубление программного материала;

-развитие основных видов речевой деятельности: говорения, письма, слушания и чтения.  

-расширять активный словарный запас учащихся, кругозор

-развитие мышления и формирование  процессов мыслительной   деятельности  (анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемые в речи

-дать сведения о происхождении слов с точки зрения исторической и языковой. В игровой форме способствовать запоминанию слов и их этимологии

-выявить лексическое значение слов и исследовать  их происхождение

-способствовать воспитанию интереса к языку, истории и культуре русского народа, уважение к культуре других стран.

Формы проведения занятий:

урок-сказка

урок-турнир

урок-путешествие

чтение произведений

беседы

урок-КВН

урок-игра

урок-утренник

Структура занятий:

-введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи

  - разминка

-определение учебной задачи

-нахождение способов и алгоритмов её решения

-организация учебной и речевой деятельности по восприятию или -порождению высказываний в устной и письменной форме

-контроль и анализ с последующей корректировкой созданных -высказываний и текстов

-выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи

-творческая работа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Обучающиеся должны знать:

-отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);
-признаки гласных и согласных звуков;
-буквы русского алфавита;
-состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

-вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, просить повторить;

-задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете, о качестве, принадлежности предмета, о событии, действии, времени и месте действия его причине;

-выражать желание, просьбу, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ;

-выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, действию.

Учащийся должен уметь реализовывать коммуникативные намерения в следующих ситуациях общения:

-в магазине, киоске, кассе;

-в буфете, столовой;

-в библиотеке;

-на уроках;

-на улицах города, в транспорте;

-в поликлинике, у врача, в аптеке;

-в разговоре по телефону.

 Учащийся должен уметь осуществлять элементарное речевое

общение в устной форме в рамках актуальной для данного уровня тематики:

Школа. Я в классе. Я в школе. Я на уроке. Моя школьная жизнь. Вместе с классом после уроков.

 Город. Я на улице. Я в транспорте. Моя Москва.

Мой дом. Моя семья, родственники, Где мы живем. Наша квартира,

Ждем гостей. Убирает дом, готовим угощение.

Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня. Мои любимые занятия.

 Работа по дому.

Время года. 4 сезона. Погода. Игры, спорт. Моя одежда.

 Растительный мир. Дикие растения. Что где растет? Культурные растения.

 Что где растет? Мы любим наши растения.

Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые.

Домашние животные. Детеныши животных. Кто где живет?

Питание. Я за столом. Что и когда мы едим? В магазине «Продукты».

Здоровье. Части тела. Я иду к врачу. Я вызываю врача.

Что полезно, вредно, опасно (травмы, их лечение, ОБЖ).

Магазин. Я в магазине. Универмаг. Где и что мы покупаем.

 Мои друзья. Портрет, характер. Играем вместе.

 Кем мы хотим быть, профессии.

По конкретным видам речевой деятельности формируются следующие умения:

 Аудирование:

-умение различать в потоке речи отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения;

-умение понять на слух информацию, содержащуюся как в монологической, так и диалогической речи в рамках актуальных сфер общения (бытовой и учебной).

Говорение (в рамках изученных тем):

- умение самостоятельно продуцировать связанные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно-заданной установкой;

-строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе услышанного или прочитанного текста;

-умение отвечать на ключевые вопросы по содержанию услышанного или прочитанного текста;

-умение составить описание или повествование по картинкам;

-умение адекватно реагировать на реплики собеседника, инициировать диалог и выражать коммуникативные намерения в минимальном наборе речевых ситуаций.

Чтение:

-умение соотносить звуки и буквы;

-в рамках изученных тем умение сознательно и правильно читать слова, словосочетания, предложения и элементарные тексты;

Письмо:

-умение писать слоги, слова и предложения в рамках изученных тем;

умение написать свое имя, свою фамилию и свой адрес.

-правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов.
-распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
-правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
-делить слова на слоги.
-переносить слова по слогам.
-находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?
-писать с большой буквы имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сел, рек, озер, морей, стран.
-проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
-ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.
-правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
-составлять текст по вопросам учителя.
-отгадывать загадки.

ПРОГРАММА

«Занимательное языковедение»

1, 2 год обучения (34ч)

Тема занятия

1

Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками). Как я провёл летние каникулы.  Город. Я на улице.

2

Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах).Начало осени в школе. Я в транспорте.

3

Игра “Грамотный регулировщик”. ( Звукобуквенный  анализ слов). Сезонные изменения в природе.

4

Моя Москва. Слово – имя собственное. Наш класс.

5

Игра – сказка “Пропавшие имена”.Где мы живём Дом. Моя семья, родственники.

6

Собираем слова. Дорога в школу и домой. Наша квартира.

7-8

Игры Деда Буквоеда. Деревья, кустарники.

9

     Мои любимые занятия.

10

Ждём гостей.

11-12

Мой день. Мой распорядок дня.

13

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. Овощи.

14

Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”   Фрукты.

15

“Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак). Овощи и фрукты.

16

Магазин. Я в магазине. Где и что мы покупаем.

17

Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда! Одежда.

18

“Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите). Итоги осени.

19

Играем в загадки. Осенняя одежда.

20

Добрый “волшебник” - ударение. Обувь.

21

Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением). Начало зимы. Зимние забавы.

22-23

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”.  Февраль - последний  месяц зимы.

24

Звонкие и глухие “одиночки”. Дикие животные. Заяц.

25

Из чего строятся слова? Домашние животные. Кролик.

26

Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов. Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”. Домашние и дикие животные.

27

Приключения в стране “Имя существительное”. Комнатные растения.

28

Приключения в стране “Имя прилагательное”. Птицы. Ворона, воробей.

29

Дружба имени существительного с именем прилагательным. Весна-пробуждение природы.

30

Здравствуй, глагол! Охрана здоровья.

31

Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.

32-34

Итоговое занятие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  8. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  9. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  10. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  11. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  12. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  13. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  14.  Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  15.  Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  16.  Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  17.  Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  18. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  19.  Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
  20. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
  21.  Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
  22.  Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.
  23.  Программа по русскому языку как иностранному для детей младшего и среднего школьного возраста (О.Н. Каленкова).
  24. Учебно-методическое пособие « Уроки русской речи» (О.Н.Каленкова).  Программа по русскому языку как иностранному для детей 8-12 лет, не владеющих русским языком (Т.В.Савченко, Е.В.Какорина).
  25. Учебное пособие «Русский язык: от ступени к ступени» или «Слушаем, говорим, читаем и пишем» (Т.В.Савченко).
  26. Учебное пособие «Учимся в русской школе» (О.Н.Каленкова, Т.Л.Феоктистова).

Рецензия

на программу дополнительного образования «Занимательное языковедение» для учащихся 8-12 лет

Интенсивное обучение особенно важно и необходимо в начальный период, когда закладываются основы устной речи. Усвоить новый язык – это значит, овладеть специфической способностью и деятельностью особого рода способностью мышления и общения на другом языке. Главная трудность обучению языку  детей плохо владеющих им не усвоение новых знаний и не накопление языкового материала, а овладение мыслительно-речевой деятельностью на втором языке,  формирование необходимых для этого речевых умений и навыков.

 Особое значение для обогащения словарного запаса у учащихся приобретает словарная работа  Этапы словарной работы можно представить так:

1) семантизация слова

2) актуализация слова

3) использование слова в речи.

Активизация словаря - одно из важнейших направлений работы факультатива «Занимательное языковедение». Поэтому задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, сочинениях. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. В. А. Добромыслов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать “смысл слова”, правильно понимать его значение приемов, а для этого нужны знания приемов толкования. М. Р. Львов выделил следующие способы толкования слова: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразование.

Объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того, чтобы слово стало “своим”, нужна большая работа.

С целью активизации словаря, работу можно представить в виде следующих основных этапов:

1. толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

а) контекста;

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями)

У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: этому способствуют нетрадиционные задания в игровой форме:

Игровые и занимательные упражнения способствуют интересу к учебному процессу. Игры развивают память, внимание, наблюдательность, творческие способности. В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописание многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарем.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию.

При обобщении полученных знаний о слове используются различные средства обучения. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на занятиях

« Занимательное языковедение» тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить занятия. Использование грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов.

Орфографическая деятельность направлена на пробуждение, развитие, формирование и расширение орфографического опыта. Расширение орфографического опыта представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в решение орфографических проблем на основе имеющихся базовых знаний и умений, это целенаправленный процесс усвоения орфографических знаний, умений, способов деятельности и самоконтроля, помогающих решать орфографические задачи: обеспечивать грамотное письмо, предупреждать ошибочное написание.

Мотивационно-ценностный компонент орфографической деятельности определяет направление постановки учебных задач с ориентировкой на письменную речь с учетом потребностей в грамотном письме школьников.

Содержательно-операционный компонент создает базу для овладения глубокими орфографическими знаниями и умениями в условиях формирования грамотного письма.

Обобщенные типы учебных задач, направленных на формирование умений решать орфографические задачи, представлены в таблице.

Условиями успешного решения орфографических задач являются:

- высокий уровень фонетико-графических знаний и умений, умений формо- и словообразования;

- усвоение способов обнаружения и проверки орфограмм;

- обогащение словарного запаса за счет словообразовательных упражнений.

Фонетико-графические умения вырабатываются на ежеурочных минутках чистописания, в ходе звукобуквенного разбора, частичного или полного.

Умения в области лексики и состава слова (умение определять семантику слова и корня, устанавливать смысловые связи между родственными словами, определять общность их корневых значений) формируется на основе специальных лексико-словообразовательных упражнений.

Комплекс необходимых, и достаточно методических условий для эффективного формирования навыков грамотного письма младших школьников включает в себя применение приема постановки учебной задачи в целях мотивации орфографического действия, развитие орфографической зоркости, моделирование правил, способов проверки орфограмм, составление алгоритмов для организации исполнительного этапа в обучении правописанию.

Повышению интереса к урокам русского языка способствуют занимательная форма проведения: уроки-сказки, конкурсы, аукционы, уроки-путешествия, урок творчества.

В уроки-сказки включаю материал известных детям русских сказок. Сказочные герои сопровождают их в течение урока, учащиеся помогают им разгадать ребусы, головоломки. Урок-аукцион помогает обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, стремятся найти новый дополнительный интересный материал. Здесь необходимо оказывать помощь в работе со справочной литературой. 

Таким образом,  разнообразные приемы помогают воспитать интерес к урокам русского языка. Внеклассная работа по русскому языку является обязательным и рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету. И все это помогает овладению русским языком, к постановке обучения второму языку. Разнообразные приемы помогают воспитать интерес к урокам русского языка. Сознательное и прочное усвоение знаний проходит в процессе активной умственной деятельности учащихся.

Рецензент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русский Медвежонок – языкознание для всех» 2009-2010год

Интерес к игре постоянно растет. Данная презентация поможет  в работе учителю  познакомить детей с  конкурсом,  пробудить интерес и любопытство участников, желание  их п...

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Языкознание" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Языкознание" 2 класс...

Рабочая программа предметного кружка "Занимательное языкознание"

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, примерной программой по учебному предмету «Русский язык» для начального общего образования, включённой в содержательный раздел Основной обр...