Урок по русскому языку
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Трофимова Светлана Владимировна

Обобщающий урок по теме "Имя существительное" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие

Тема: Склонение имён существительных

Цели:   1.Совершенствовать умения в определении склонения и падежа им.существительных.

2. Развивать образное, ассоциативное, творческое мышление, устную, диалогическую речь, внимание.

3. Способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку, умение доказывать, рефлексивные способности.

4. Воспитывать чувство ответственности за товарищей, умение подчиняться правилам группового общения, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь

Оборудование: 3 макета домиков, снежинки, игрушки : Дед Мороз, Снегурочка, ёлочка, иллюстрации с изображением зимнего леса, поляны, макет камня , компьютер

Ход урока.

  1. Организация класса.

Слайд1-3

- Ребята, какой скоро праздник? Как готовитесь к нему дома? В школе? Любите ли вы этот праздник? За что? Что вы о нём знаете?                               Ответы уч-ся

 ( В качестве дополнения – краткое сообщение учителя об истории празднования Нового года) Учитель о Новом годе:

Слайд 4

В России праздник Нового года ввёл Пётр I. По его указу 1 января 1700 года в Москве палили из пушек, жгли на площадях смоляные бочки. Москвичи украшали дома зелёной хвоей.

Отгадайте, о ком сейчас пойдёт речь

Человек немолодой с белой-белой бородой

Приводит  за ручку к вам на праздник внучку.

Слайд 5.                  

Дед Мороз

-Ребята,  а что ещё необходимо для празднования Нового года? ( ёлка, Снегурочка).

Звуковое СМС

-Ой, ребята! На мой телефон пришло СМС, помогите пожалуйста мне его прочитать!( Ученик озвучивает содержание СМС):

Слайд 6

 ВСЕМ!ВСЕМ!ВСЕМ! Пропала Снегурочка! Помогите!                          Дед Мороз.

- Ребята, случилась беда. Что будем делать?           Ответы детей.

-Я согласна с вами, нужно помочь Снегурочке. А что в данной ситуации мы можем сделать?  

                                                                                     Ответы уч-ся.

-Обобщив ваши ответы, я сделала вывод: мы с вами отправляемся в СКАЗКУ. Там нас ждут различные препятствия. Чтобы их преодолеть и помочь Снегурочке, вам нужно быть дружными, помогать друг- другу и всем, кто нуждается в вашей помощи.

Слайд 7

На мониторе компьютера- заставка Зимний лес

II  Проверка д/з ( словарная работа, разноуровневые задания )

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни ( хлопки в ладоши)

Хочешь этак, хочешь так-

Не обидятся никак( руки вперёд, ладони поворачивать то вверх, то вниз)

III  Работа по теме урока

-Вот и первое препятствие. Перед нами гора Чистописания. Нам надо её перейти. Возьмите  ручки и напишите по образцу, соблюдая правила каллиграфии.

Слайд 8

От топота копыт пыль по полю летит.

Проговаривание скороговорки каждым уч-ся, с одновременным движением рук: на каждую фразу переворачивая ладошки, дотрагиваясь до крышки парты.

- Вот и позади первое препятствие. Ребята, а как вы думаете, откуда этот топот? Кто, кроме нас, спешит на помощь к Снегурочке?                     Ответы детей

Обобщение учителя: верно, ребята, это Дед мороз тоже спешит на помощь Снегурочке. Какой же праздник без неё? Да и нельзя оставлять товарища в беде. Какая пословица нас учит этому?

Сам погибай, а товарища выручай.

Слайд 9

                                     

-  Теперь мы все вместе будем искать Снегурочку и найдём её обязательно. Ведь вы дружные, смелые, сильные и умелые.

Вот перед нами опушка Разминка

Слайд10-11

. Найдите в скороговорке им. существительные, определите  склонение и падеж. Взаимопроверка.

Нарисуйте снежинку на полях, если работа выполнена правильно.

Игра « Вопрос другу» ( дети задают вопросы друг другу по теме, изученной на предыдущем уроке)

IV Работа по теме урока.

- Как вы думаете, помогут ли нам знания, полученные на уроках русского языка , найти Снегурочку?                 Ответы уч-ся

-Сегодня на уроке мы с вами поупражняемся в  определении склонения и падежа им.существительных, закрепим навыки самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля, умение доказывать, продолжим работу по  умению подчиняться правилам группового общения, сотрудничества в работе, самоорганизации, взаимопомощи, а самое главное- будем искать Снегурочку!

                             -Ребята, что это там виднеется вдалеке? Это же Сказочный лес!

Слайд14

- А на поляне стоят  3 избушки на курьих ножках.

             

                                          Зимушка-зима              Дед Мороз                Метель

Проблемная ситуация: как вы думаете, в каком домике могли спрятать Снегурочку, если в 1-м домике живёт Зимушка-зима, во 2-м домике- Дед Мороз, а в 3-м домике-Метель?  

Аргументируйте свой ответ.                                                           Ответы детей

( Интересны ответы уч-ся при проведении урока. Вот некоторые рассуждения.

-В 1 домике Снегурочки быть не может, т.к. на крыше домика нарисовано солнышко , и она растает.

-Снегурочка может быть в 3 домике, т.к. там в окне виден Колобок, и она могла обратиться к нему за помощью.

-Снегурочка может быть во 2 домике, т.к. там живёт Дед Мороз, а она его внучка.

-Снегурочка может быть в 1 домике, т.к.существительное Снегурочка 1 склонения, и домики можно распределить по типу склонения).

Игра «Кто, кто в теремочке живёт?»

На магнитной доске даны слова ( см Приложение)

Задание. 1 уровень. Распределить их по домикам

Самопроверка. – Нарисуйте снежинку на полях, если работа выполнена правильно.

- Хорошо! Справились с заданием. Но Снегурочки здесь нет, и мы продолжим наше путешествие.

_ Смотрите, ребята, перепутье дорог и следы запутаны так, что ничего нельзя разобрать. Давайте попробуем справиться и с этой хитростью. Соедините стрелочками им.сущ. и падежи.  

Слайд 15-16

Работа в парах.

В лесу                                                 И.п.

Снегурочку                                        П.п

С Бабой Ягой                                     В.п

Кащей Бессмертный                         Р.п

У опушки                                            Д.п

Около пня                                          Т.п

Самопроверка.

-Ребята, давайте сейчас разделимся  на 2 группы. Ведь так мы сможем быстрее найти Снегурочку!  

Задание для групп: Составьте текст, использовав все данные им. сущ-е.

Проверка. По 1 представителю от каждой группы читают получившиеся текст, а   представители групп оценивают работу, высказывая свои мнения, рекомендации, пожелания.

- Молодцы, ребята, и с этим заданием справились, пора в путь.

Слайд 17

Физминутка

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Отдохнули!

-Впереди Снеговик Интересно, какая информация на нем? Может, он поможет нам найти Снегурочку? Подойдём поближе. Ребята, на камне написано лишь одно слово-ПРОСКЛОНЯЙ. Давайте  выполним это задание, ведь у нас мало времени-Снегурочка в беде!

Слайд18

У доски 3 ученика, остальные выполняют работу в тетради.

                       Даны 3 слова:Кролик, праздник,Дракон. Задание-просклонять.

Взаимопроверка. При обнаружении ошибки пояснение даёт тот ребёнок, который нашёл ошибку.

-Нарисуйте снежинку на полях, если работа выполнена правильно.

-Ребята, а как вы думаете, почему именно эти слова нам дали просклонять?

Ответы детей ( Уходит год Кролика, отмечаем праздник, встречаем год Дракона)

V Закрепление.

Слайд 19-20

-Ребята, что-то виднеется впереди. Что же это?

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

                                 (Ёлка, ель)

Достать игрушечную ёлку. Задание: Выполнить звуко-буквенный разбор существительных  ЁЛКА, ( Пока дети выполняют задание, незаметно поставить игрушку-Снегурочку под ёлку).

 ЧС

Взаимопроверка.

-Нарисуйте снежинку на полях, если работа выполнена правильно.

_Смотрите, ребята, кто там под ёлкой? Да это же наша Снегурочка! Видно, отстала она от Деда Мороза, была невнимательна , отвлеклась, любуясь красотой зимнего леса и вот результат-заблудилась. Но ей очень повезло, что мы с вами пришли ей на помощь, давайте пригласим её в гости к нам на ёлку, а заодно напомним ей правила поведения в лесу.     Ответы уч-ся

-Ребята, сюжет какой сказки вам напомнила эта ситуация? ( сказка «Морозко»)

VI Итог урока. Рефлексия.

– Итак, ребята, вот и закончилось наше путешествие. Как вы думаете, почему мы смогли помочь Снегурочке? Правильно, потому что работали очень дружно, помогали друг другу, а также потому, что уже много знаете и умеете.

Давайте подведём итоги:

- Что вам понравилось на уроке?

- Что было трудно?

– Какой вид работы с товарищами вам понравился, в парах или всем вместе?

- Кому из товарищей ты помог во время урока?

- О чем расскажете дома?

VII – Снежинка оказалась волшебной. Она помогала нам в течение всего урока контролировать себя.. Количество снежинок, которые вы нарисовали у себя на полях, соответствует вашей оценке за урок.

Оцените свою работу

Ещё вас ждёт 1 сюрприз, и мы разыгрываем приз

Тот , кто работал хорошо, вы выберете сами.

( Дети отдают свои снежинки, вырезанные своими руками на уроке технологии тому учащемуся, который, по их мнению, лучше всех работал на уроке)

Оценивание работы учащихся учителем

VIII Домашнее задание: мини-сочинение « Приключения Снегурочки в зимнем лесу»

Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок,

Получили много знаний,

Повторили, поиграли,

Поработали на славу

И себя вы показали.                                            

И в заключение урока я хочу, чтобы вы выразили своё настроение каким-либо цветом.

 Нарисуйте на полях снежинку тем цветом, каким вам хочется в данный момент.

Урок закончен. Молодцы.

Характеристика цветового настроения:

Красный-восторженное

Оранжевый-радостное

Жёлтый-приятное

Зелёный-грустное

Синий-спокойное

Чёрный-тревожное

Фиолетовый-унылое

Снеговик

   

 ель

 Баба Яга      

ёлка

Дед Мороз

Снегурочка

изморозь

снежок    

 метель

Новый год

коньки

     

  дети

 праздник

метелица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....