Обобщение и систематизация знаний о глаголе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок предусматривает обобщение и систематизацию знаний о глаголе. Проводится с использованием  здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного. В начале урока предусмотрена «Психологическая установка на работу», применяется методика периодически меняющихся динамических поз, методика сенсорно-координаторных тренажей, упражнения с сигнальными метками, микропауза «Солнышко» для снятия утомления с глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_luchshiy_urok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о глаголе». Бондарева И.А.- учитель начальных классов МОУСОШ№5

Урок предусматривает обобщение и систематизацию знаний о глаголе. Проводится с использованием  здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного. В начале урока предусмотрена «Психологическая установка на работу», применяется методика периодически меняющихся динамических поз, методика сенсорно-координаторных тренажей, упражнения с сигнальными метками, микропауза «Солнышко» для снятия утомления с глаз.

Основное содержание:

Задачи урока:

1) Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе.

2) Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.

3) Воспитывать интерес к родному языку.

4) Стимулировать двигательную активность, умения сосредотачиваться, развивать интерес к выполнению упражнений, формировать культуру понимания собственного тела.

Оборудование: плакат «Его Величество Глагол», таблички с надписями: думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать; «приветы» от глагола (ладошки, на которых дано начало определений, — метод незаконченных предложений); слова, размещённые по классу: блистаю, блуждали, размышляет, жаждал (метод зрительно-координаторного тренажа), тренажёр «Солнышко» — 2 чёрные рукавички с жёлтыми дисками (диаметром −5 см)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока:

I.Организационное начало урока.

Психологическая установка на работу.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Обобщение знаний.

1) Понятие о глаголе.

2) Словарная работа.

3) Изменение глагола по временам.

Смена позы.

4) Изменение глагола по числам.

5) Написание частицы НЕ с глаголами.

6) Глаголы, не употребляемые без НЕ.

Микропауза «Солнышко» для снятия утомления с глаз.

7) Глаголы неопределённой формы.

8) Морфологический разбор глагола.

9) Самостоятельная работа учащихся.

Смена позы и проведение «Оживлялок».

10) Взаимопроверка.

IV. Задание на дом.

V. Итог.

Ход урока

I Организационное начало урока.

1) «Психологическая установка на работу». Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем, закрыв глаза и опустив голову на грудь:

— Я в школе на уроке.

— Я сейчас начну учиться.

— Я радуюсь этому.

— Внимание моё растёт.

— Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

— Голова моя мыслит ясно.

— Я готов к работе.

— Я работаю.

2) Учитель называет слова: спинки, тетради и ручки, парты, улыбку.

— Вы меня поняли? (Нет)

Учитель продолжает: выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.

-А теперь вы меня поняли? (Да)

— Что объединяет слова второй группы? (Все слова являются глаголами)

— Какова же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)

II Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня в центре нашего внимания будет Его Величество Глагол. (Разместить на доске наглядность.)

На уроке мы обобщим, систематизируем (разложим по полочкам) ваши знания о данной части речи. Уверена, что откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что вы всё знаете, а, может, надо будет поработать над этой темой. Итак, на уроке мы сегодня будем: (разместить на доске таблички со словами).

III Обобщение и систематизация знаний.

1) Распознай глагол среди других частей речи.

Соответствует ли количество лучиков на короне числу глаголов.

Рас. к.зать, к.стюм, оранж.вый, уж.нать, уч.ник, в.лшебный, к. мп.ютер, р.совать, в.рона, л. мон.

Дети: Число глаголов меньше, чем число лучиков на короне.

-Что такое глагол?

Дети: Глагол — это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например:.....

(На доске появляется мантия короля (опора).)

2) Словарная работа.

- Что объединяет все эти слова? (Все эти слова с безударной гласной, не проверяемой

ударением, — словарные)

— Выпишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует всё блестящее;

— Выпишите слово, обозначающее предмет, который носят, марают, стирают, гладят;

— Выпишите слово, обозначающее предмет, который играет, думает, рисует, печатает;

— Выпишите слово, обозначающее предмет, который пишет, читает, соображает, шалит;

3) Изменение глагола по временам

- Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам.)

— Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

После ответов детей прикрепляется на доску опушка к мантии с опорами.

Задание: Выпишите из текста глаголы и определите время.

Завтра посмотрю фильм о рыцарях.

Нарисую любимого героя.

Подарю свой рисунок другу.

Он обрадуется подарку.

-Измените время и, если возможно, род.

-Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? (Изменяются по родам в единственном числе и имеют суффикс л)

Прикрепляется на доску наглядность.

Смена позы (т. е. перевод учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя). Применяется для снижения напряжённости при выполнении учебных заданий, раскрепощения, свободы движений, для сохранения хорошей осанки и уменьшения искривления позвоночника. 

4) Изменение глагола по числам

— Какие числа имеют глаголы?

(Обуваем короля)

Задание: Найдите глаголы-синонимы и запишите их в том же времени, но изменив число. Таблички со словами прикреплены по классу в разных местах: блистаю, блуждали, размышляет, жаждала.

Учитель называет глаголы, а дети ищут по классу и приносят таблички с синонимами. Сверкаю, искрюсь.....блистаю. В тетради появляется запись: блистают, или блистаем, или блистаете. Далее продолжаем: бродили, плутали......блуждали; Думает, мыслит....размышляет; Хотела, желала....жаждала.

5) Написание частицы НЕ с глаголами

- Как вы объясните данную пословицу?

Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое.

«Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать» — обобщает ответы детей учитель

Задание: Спишите, открывая скобки.

-О чём вы будете помнить, выполняя это задание?

(Частица не с глаголами пишется отдельно.)

-Какие орфограммы встретились в этом предложении?

6) Глаголы, не употребляемые без НЕ.

Я хочу рассказать вам сказку.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», — а она ему: «Не люблю». Он признавался: "Верю«,- а она ему: «Не верю».... Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!».

И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

На доске появляются слова: негодовать, ненавидеть, неволить.

— Как вы думаете, почему в этих словах НЕ написано слитно?

Эти слова не существуют без НЕ. НЕ здесь не частица, 

она входит в корень.

— Значение каких слов вам не понятно?

Негодовать — испытывать крайнее недовольство, возмущаться.

Ненавидеть — испытывать неприязнь к кому-нибудь,

чему-нибудь.

Неволить- принуждать, заставлять делать что-нибудь.

— Что же для себя нового должны уяснить? (Некоторые глаголы без НЕ не употребляются и являются частью корня.)

На доске появляется жезл короля с опорами.

Минипауза «Солнышко».

Используется тренажёр- 2 чёрные рукавички с жёлтыми дисками- «солнышками». Учитель, надев рукавички-"солнышко«, разводит руки в стороны, находясь в поле видимости детей. Поочерёдно сжимая и разжимая ладони, учитель вынуждает детей переводить взор с одного появившегося «солнышка» на другое (голова неподвижна). В процессе упражнения, глазные мышцы работают в активном режиме, сокращаясь и расслабляясь. Это снимает застойные явления, глаза получают дополнительное питание, снабжение кислородом. Положения рук учителя могут быть различными: горизонтальная плоскость, правая в сторону, вверх... Дозировка-5-6 раз в каждой из плоскостей.

7) Глаголы неопределённой формы.

Как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число?

— На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?

— На что они оканчиваются? (-ть, -чь, -ти)

— Входят ли в основу эти суффиксы?

На доску помещается скипетр короля с опорами.

Умение образовывать правильно неопределённую форму глагола нам очень пригодится в четвёртом и старших классах. От этого умения будет зависеть правильность написания безударных окончаний глагола.

Задание: Замените фразеологизмы (устойчивые выражения с самостоятельным значением) глаголами неопределённой формы и выделите суффиксы.

-Что нужно сделать, чтобы образовать глагол неопределённой формы? (Задать вопрос)

Зарубите себе на носу

Витал в облаках

Сидели у моря и ждали погоды

На доске даны слова для справок:

бездействовали

фантазировал

запомни

В тетради ученики записывают неопределённую форму глагола: запомнить, фантазировать, бездействовать.

8) Самостоятельная работа.

— Проверить свои знания вы можете таким образом. На странице 111 самостоятельно познакомьтесь с порядком разбора глагола как части речи и разберите первый и последний глаголы из упражнения № 381 . Смена позы и проведение «Оживлялок» (доступные упражнения для снятия перегрузки всех систем организма)

- Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперёд. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. В течение 10—15 сек тяните так, чтобы было приятно.

- Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы, опираетесь о руки, выглядываете из окна. Всего 10—15 секунд и стало жарко.

9) Взаимопроверка. Правильный разбор на обороте доски.

Делали (что делали?), глаг, н. ф.,делать, прош. вр.,мн. ч.

Говорит (что делает?, глаг., н. ф.,говорить, наст. вр., ед. ч..

Покажите результат самостоятельной работы (учащимся выданы изображения руки):

Ошибок нет —

1—2 ошибки —

3 и более ошибок —

IV Задание на дом.

— Дома вы продолжите разбирать глаголы как части речи по данному алгоритму из упражнения № 381. А кто горит желанием творчества, придумайте небольшой рассказ, состоящий из одних глаголов. Напишите, как много дел вы успеваете сделать за день?

V Итог.