Глагол. Обобщение и систематизация знаний.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

План урока.

1. Организационный момент.

    а) Постановка темы урока.

    б) Роль глаголов в речи.

2. Языковая разминка.

3. Обобщение знаний. Составление плана.

     а) Значение глаголов.

     б) Морфологические признаки.

     в) Синтаксическая  признаки.

4. Итог урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizacionnyy_moment.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент.

           Тему урока вы  определите и сформулируете самостоятельно.

     Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

- Что вы любите больше всего?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- Что вы можете сказать о своей роли в речи?

- Что без меня предметы?

 Лишь названия.

 А я приду-

 Все в действие придет.

            Это часть речи – глагол. На уроках русского языка мы много говорили об этой части речи, многому научились.  Сделайте вывод, что будем делать сегодня на уроке?

             - Будем обобщать и систематизировать знания о глаголе.

  - Для чего это необходимо?

Послушайте, что сказал известный русский писатель А.Н. Толстой о значении этой части речи:

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе»

  1. Языковая разминка.

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И.Даля мы читаем:  «Глагол- это речь человека, разумный говор, язык.»

Употребление слова глагол в старом значении можно встретить в стихах поэтов 18-19 веков:

«Глагол времен - металла звон» (Г.Державин)

«Глаголом жги сердца людей!» ( А.Пушкин )

     

        Постепенно данное слово утратило свое старое значение. Теперь это название одной из частей речи.

          В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать.

          - Попробуйте догадаться, что оно означает.

Проверьте по толковому словарю.

  1. Обобщение знаний. Составление памятки.

Общее грамматическое значение глагола – это действие.

Глаголы называют различные действия. Найдите соответствующее пояснение к каждой группе глаголов.

1) действия, связанные с трудовой деятельностью:

Рубить, копать, вязать, шить

2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью:

Думать, наблюдать, воображать, говорить, решать

3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве:

Идти, лететь, стоять, лежать, сидеть

4)действия, называющие различные состояния:

Грустить, любить, болеть, спать

5) действия, называющие то, что происходит в природе:

Подморозило, светает, смеркается

Морфологические признаки:

  1. Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется инфинитивом. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать? или что сделать? 

Инфинитив имеет суффиксы  -ть, -ти, которые не входят в основу 

слова.

Ученые-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое – ть и

-ти  в неопределенной форме – суффикс или окончание. Поэтому в разных источниках вы можете встретить разные обозначения.

       В наших учебниках мы рассматриваем –ть и –ти как суффиксы неопределенной формы глагола.

 

- Какие  еще суффиксы выделяются в инфинитиве?

( --а-, -и-, -е-, -ова-, -ну- и другие)

          Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке еще оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения конечного ударного (и) образовались современные формы : печь, беречь. Таких глаголов в русском языке  совсем немного.

       - Что нужно помнить о правописании этих глаголов?     ( пишутся с ь)

Отметьте номера глаголов, которые стоят в инфинитиве.

  1. ставить             4)нести                       7) стеречь
  2. едешь                5) нарисовать            8) мечтаешь
  3. беречь               6) пасет                      9) улыбаешься

  1. – Как называются глаголы, имеющие суффикс –ся  (–сь) ?

           Глаголы, имеющие суффикс –ся  (-сь) , называются возвратными. 

- Что  обозначают эти глаголы?

           Глаголы с суффиксом –ся(-сь) обозначают действие, которое возвращает к себе, направлено на самого человека, на предмет.

           - Чем отличается суффикс от других?

   Стоит после всех морфем, в том числе после окончаний.

 Входит в основу слова.

Разберите по составу глаголы : собираюсь, улыбаться, кусается.

 Обратите внимание на написание глаголов улыбаться, кусается. Вспомните , что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с –тся и –ться?

            (Нужно определить форму глагола (3л. ) или поставить вопрос)

Работаем с сигнальными карточками. Если в слове есть ь …, если нет, то другой стороной.

          Убирается, купаться, катаются, умываться, смеяться, лечится, отправляются, дожидаться, виднеется, подняться.

  1. Прочитайте следующее  предложение . Какие слова пропущены?

                   Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

           Как определить вид глагола?

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делает?  что делал?

        Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать ? что сделает? что сделал?

Дополните схему в вашей памятке.

                  В.Г.Белинский, отмечая богатство и выразительность русского языка, писал : «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов…»  

  1. Дополните предложение.

                   Глагол имеет три формы времени, которые показывают когда происходит действие.

           -Что обозначают глаголы прошедшего времени? ( действие, которое происходило до момента речи)

          -  При помощи какого суффикса чаще всего образуются? ( -л-)

- Что нужно помнить об этом суффиксе при разборе глагола по составу?

( что он не входит в основу слова)

 - Что обозначают глаголы  в форме настоящего времени?

(Действие , которое происходит сейчас в момент речи)

- Будущего времени? ( действие, кот. произойдет после момента речи)

            1)  Я прочитаю вам, о чем говорят звери после долгой зимы.

1-й ряд записывает глаголы прошедшего времени, 2-й – настоящего, а 3-й будущего времени.

                Ёж : Я спал. Похудел.

                Белка: У меня было много запасов. Так хорошо себя чувствую.

                Волк: Худо мне с такой едой. Увижу обед у пня, а обед как припустит от меня. Вот беда – быстроногая еда.

                Медведь: Слышу, каплет. В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода! Заливает! Не до сна.

пр.вр.                     н.вр.                             б.вр.

спал                      чувствую                    увижу

похудел               слышу                         припустит

было                     каплет

пошарил              заливает

вскочил

2) - Прочитайте следующие записи.

- Что вы заметили?

Человек плыл (пр.вр.), варенье кипит(б.вр.), бревно плыло(н.вр.), груша созреет(н.вр.),  считать(б.вр.)  саженцы, дельный(пр.вр.)  совет.

Продолжи фразу.

5) Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

В прошедшем времени по числам, а в единственном числе  по родам.

- Что нужно помнить о правописании глаголов 2л. , ед числа?

(после ш пишется ь, который сохраняется и перед –ся: учишься, учишь.

1)Укажи предложения с глаголом 2лица ед. числа:

  1. В наш дом часто приходят гости.
  2. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
  3. По утрам в лесу часто слышится песня жаворонка.
  4. В лесу бродишь летом целый день, ищешь грибы.
  5. А вы делаете зарядку по утрам?

2)В каком ряду оба глагола употреблены в форме множественного числа?

              1)стелет, бреют,                      3) видите, дышат

             2)скачут, лепишь                       4) думаем, клеит

6) Изменение глаголов по  лицам и числам называется спряжением.

Глаголы 1 спр. имеют окончания –ешь,-ет, - ем, - ете, - ут, -ют.

Глаголы 2 спр. имеют окончания  -ишь, -ит, -ите, -ат, -ят.

- Все ли глаголы подчиняются данному правилу?

Глаголы – исключения.

Смотреть, все слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть.

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать.

( относятся ко  2спр.)

Брить и стелить  к 1спр.

1) На свободной строке записываете только спряжение.

Благодарим (2), мешаем(1), сотрешь(1), привезут(1), читаем(1), носят(2), кость, рисуете(1), злишься(2), хлещет(1), подходит(2).

2) В каком ряду оба глагола относятся к первому спряжению?

                        1) смеяться, дружить            3) видеть, кричать

                       2) брить, красить                    4) купить, плакать

Морфологический разбор глагола .

Льется- (что делает?), н.ф. литься, возвратный, несов. вид, 1спр., н.вр., 3л, ед. ч., сказуемое.

              Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.  Глаголы могут распространяться другими частями речи, чаще всего существительными и наречиями, образуя словосочетания.

        1) Тёмные грозовые тучи быстро неслись над морем.

              неслись быстро                       неслись над морем

2) Укажи предложения с однородными сказуемыми:

                1) Солнце нагревает землю, дождь дает влагу.

                2) Ветер кружится в верхушках деревьев, срывает листья.

                3) И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

                4) Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета.

                5) Дядя Игнат быстро и умело запряг лошадь.

Итог урока.

  - Оставьте в столбиках слова, относящиеся к теме.

- Узнаете ответ на вопрос « Как не нужно учить глаголы?»

                                             Глагол

какой?                что делать?                 спряжение

время                  неодушевленное        втор. член

склонение          падеж                          признак предмета

подлежащее       сказуемое                   как?

Я учу глаголы.                                     Открываю: наш сосед…

Я пришел из школы,                            ( Он живет под нами)

Я учу глаголы…                                  Не причесан, не одет-

Мне их выучить -  пустяк!                 В тапках и пижаме.

У меня свой метод!                             Он кричит:

Применяется он так,                           «Прошу прощенья!

Новый метод этот:                               Это что - землетрясенье?

«Кричать» - кричу,                              Или, может быть, слоны

«Вертеть»- верчу,                                Надо мной поселены?!

«Двигать»- двигаю,                             - Уважаемый сосед,

«Прыгать»- прыгаю.                            Никого в квартире нет.

Я и прыгал! Я и двигал!                      Я пришел из школы

Я и топал! Я и пел!                              И учу глаголы…

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!...

                                         ( В.Воскобойников)

        

          Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

  Общее грамматическое значение глагола – это_____________________.

Найдите соответствующее пояснение к каждой группе глаголов.  

В словах второго столбика поставьте номер.

1) действия, связанные с трудовой деятельностью:

Подморозило, светает, смеркается

2) действия, связанные с умственной и речевой деятельностью:

 Идти, лететь, стоять, лежать, сидеть

3) действия, называющие перемещение и положение в пространстве:

Рубить, копать, вязать, шить

4)действия, называющие различные состояния:

 Думать, наблюдать, воображать, говорить, решать

5) действия, называющие то, что происходит в природе:

Грустить, любить, болеть, спать

  Морфологические признаки. 

1. Каждый глагол имеет  начальную форму, которая называется _____________________. Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы________________________________________________________.

Инфинитив имеет суффиксы_________________________.

Отметьте номера глаголов, которые стоят в инфинитиве.

  1. ставить             4)нести                       7) стеречь
  2. едешь                5) нарисовать            8) мечтаешь
  3. беречь               6) пасет                      9) улыбаешься

2 . Глаголы, имеющие суффикс – ся (-сь), называются ___________________.

    Разберите по составу глаголы :

   Собираюсь, улыбаться, кусается.

3.                                           Виды глагола

_____________________                        ______________________

_____________________?                      ______________________?

4. Глагол имеет три формы ________________, которые показывают когда____________________________________________________________.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Исправьте ошибки.

Человек плыл (пр.вр.), варенье кипит(б.вр.), бревно плыло(н.вр.), груша созреет(н.вр.),  считать(б.вр.)  саженцы, дельный(пр.вр.)  совет.

  1. Глаголы изменяются_по_____________и______________  в _________

 ____________и_______________времени.

В прошедшем времени _по_________________, а в __________числе по

________________.

1)Укажи предложения с глаголом 2лица ед. числа:

  1. В наш дом часто приходят гости.
  2. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
  3. По утрам в лесу часто слышится песня жаворонка.
  4. В лесу бродишь летом целый день, ищешь грибы.
  5. А вы делаете зарядку по утрам?

2)В каком ряду оба глагола употреблены в форме множественного числа?

              1)стелет, бреют,                      3) видите, дышат

             2)скачут, лепишь                       4) думаем, клеит

6. Изменение глаголов по лицам и числам называется___________________.

Глаголы 1 спр. имеют окончания____________________________________

Глаголы 2 спр. имеют окончания  ___________________________________

________________________________________________________________

 

Синтаксические признаки глагола.

В предложении глагол обычно является ____________________и образует вместе с подлежащим _____________________________________________.

Глаголы могут распространяться другими частями речи, чаще всего_______________________и________________, образуя________________________________.

1) Тёмные грозовые тучи быстро неслись над морем.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 2) Укажи предложения с однородными сказуемыми:

                1) Солнце нагревает землю, дождь дает влагу.

                2) Ветер кружится в верхушках деревьев, срывает листья.

                3) И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

                4) Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета.

                5) Дядя Игнат быстро и умело запряг лошадь.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация знаний о глаголе

Урок предусматривает обобщение и систематизацию знаний о глаголе. Проводится с использованием  здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного. В начале урока пр...

Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол» формирует у учащихся целостное представление о глаголе, ...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о глаголе"

Предлагаю модель проблемно-диалогического урока русского языка по теме "Обобщение и систематизация знаний о глаголе" в 4 классе по ФГОС. К уроку предлагается красочная презентация. Изюминкой урока яв...

План-конспект урока по теме: "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Глагол""

Это урок обобщения и систематизации знаний. Закрепление постоянных и не постоянных признаков глагола, развитие орфографической зоркости и формирование навыка грамотного письма, а так же работа над кул...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Цель:  организация  деятельности учащихся, направленная на  обобщение  и  систематизацию  знаний   по теме « Глагол».Задачи личностного развития учащихся:ü...

Урок русского языка по теме: "Обобщение и систематизация знаний о глаголе

Урок повторения знаний о глаголе в 3 классе с применением презентации и мобильного класса...