Главные вкладки

    Внеклассное занятие "Что значит моя фамилия?"
    классный час по русскому языку (4 класс) по теме

    Александрова Наталья Васильевна

    Тезисы.

     

    Внеклассное занятие проводится в 4 классе. Оно является итогом исследовательской работы с инициативной группой учащихся 4 класса, итогом большой работы с родителями и учащимися.  В процессе работы учащиеся знакомятся с таким разделом русского языка как «ономастика», подбирают и изучают литературу по данной теме. Работают  со словарями «Русские фамилия  и имёна», «Этимологическим словарём».

    Собирают материал о фамилиях своей семьи, знакомятся с фамилиями своих предков, больше узнают об истории своей семьи. Вся эта работа помогает воспитывать любовь к семье, родине, уважение к своим предкам. Вызывает интерес к русскому языку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Внеклассное занятие «Что значит моя фамилия?»

    Цели:

    1. Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к своим родителям;
    2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
    3. Знакомство  с наиболее распространёнными фамилиями .

    Предварительная подготовка:

    1. Родительское собрание «Из семейного архива».
    2. Оформление плаката «Семейные праздники».
    3. Составление учениками генеалогического древа своей семьи. Оформление выставки «Кто мы? Откуда мы?».
    4. Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом».
    5. Оформление выставки поделок.
    6. Сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Династии», «Наши фамилии».
    7. Поиск старинных документов и вещей, хранящихся в семье, подготовка выставки «Семейная реликвия».

    Оборудование: фотовыставка, выставка поделок, аудиотехника, фонограмма песни «С чего начинается Родина», мультимедиотехника.

    Звучит музыка песни «С чего начинается Родина».

    1 ведущий. Добрый день папы и мамы, бабушки и дедушки! Мы рады вас приветствовать на семейном празднике. Всех нас объединяет слово семья. У всех у нас есть мамы и папы, бабушки и дедушки, у кого-то и прабабушки и прадедушки. И все мы имеем своё имя и фамилию. А вот почему у нас именно такая фамилия, откуда она произошла? Кто-нибудь из вас задумывался?

    2 ведущий. Сегодня мы поговорим о наших фамилиях и узнаем много интересного.

    1 ведущий. Слово «фамилия» означает  семья, семейство, общесемейное имя. Фамилии не придумывались просто так, каждая из них – история жизни не одного человека. Мало кто знает, что значит та или иная фамилия, какие люди сделали её известной.        

    Ученик.  История появления слова «фамилия» на Руси очень интересна.

    Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражаются быт, верование, чаяние, фантазия и художественное творчество народов.

    Ученик.        Слово фамилия вошло в русский язык относительно поздно. Происходит от латинского слова фамилия – семья. Основное назначение слова фамилия в русском языке – обозначить специальное семейное имя, которым зовётся вся семья: Журавлёвы, Зайцевы, Колокольчиковы,  Сиротины.

    Ученик. Появление и распространение фамилий было сложным и очень длительным процессом. 

    Ученик. Слово фамилия внедрилось в России в повседневную жизнь после указов Петра I. Однако фамилия как элемент именования русских людей существовали и раньше, и назывались они прозвищами, прозваниями.

    Ученик. Первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре. Их фамилии отражали названия владений. ( выходят 2 мальчика в костюмах: боярина, князя)

     Боярин. Меня величают Тверской и родом я из Тверской губернии.

    Князь. Мой владения в Центре России я из города Коломны и величаюсь Коломенским.

    Ученик   Интересные фамилии у купцов. В них отражались географические названия, откуда прибыл купец. ( выходят дети в костюмах купцов)

    1-ый купец. Я купец Астраханский, мои суда с товаром ходят по Волге и славлюсь я  Астраханским.

    2-ой купец. Мои торговые суда передвигаются по Дону, я купец Ростовцев.

    Ученик. В XIX веке появляются фамилии у духовенства, образованные от названия церквей и церковных праздников. ( выходит мальчик в костюме священника).

    Священник. Успенский, Рождественский, Богоявленский так величали представителей церкви и духовенства.

     Крестьянин.( дети в костюмах крестьян) Крестьяне долго не имели фамилий. Их могли называть Гавриловыми, в честь семьи по имени Гаврила.

    Крестьянин. Полковниковыми, если хозяин служил у полковника.

     Крестьянин. Кузнецовы, если глава семьи был кузнецом.

    Крестьянин. Инвалидовыми, если в семье был инвалид.

    Ученик.  У большинства людей были прозвища и отчества. Прозвища давались людям, их родственникам, соседям сословным и социальным окружениям. Причём в  прозвищам, как правило, отражались какие-то характерные черты, присущие именно этому человеку, а не другому. Худоногов, Кривов, Кадилов.

    Ученик. Только после Октябрьской революции, в связи с паспортизацией, проведённой правительством в начале 30-х годов крестьяне получили фамилии.

    1 чтец          Кем был твой прадед на Руси?

                         Свою фамилию спроси!

                         Есть в каждом  классе Кузнецов.

                         Кто прадед Кузнецова?

                        Он был из рода кузнецов,

                        Отец отца отцова.

    2 чтец          У Гончарова прадед знал

                         Гончарный круг и глину…

    3 чтец          С пилою Пильщиков дружил,

                         Мял Кожемякин кожи.

    4 чтец          В атаки воинов ходил,

                        Стрельцов сражался тоже…

    5 чтец          Звучат, как музыка, как стих,

                         Фамилии простые.

                          Вглядись, и ты увидишь в них

                          Историю России.    (Г.Граубин)

    (Ученики рассказывают о происхождении своей  фамилиии).

    Анучин. От названия обуви – онучи.

    Баринов. Вероятно, первый носитель такой фамилии был крепостным крестьянином, принадлежавшим именно какому-то барину, а не церкви или государству.

    Беленький. Имя Беляй в древности было весьма распространено. Оно могло указывать на светлый цвет лица, волос или иметь значение «обеленный».  Беляком называли также опрятного человека, пусть даже черноволосого.

    Братухин. Отчество от прозвища Братуха, возникшего из  нарицательного братуха, которое в различных говорах означает «двоюродный брат», «сводный брат», «друг, товарищ», «брат».

    Иванов. От общераспространённого имени Иван. Самая распространённая фамилия русских, так как имя на протяжении нескольких столетий ( с XIV по XIX в.) оставалось самым частым у русских – среди крестьянства оно охватывало от 15 до 25% всех мужчин.

    Кулагин. Основа – кулага, у русских в прошлом кушанье из толокна, заваренного кипячёной водой, или напиток из солода, похожий на пиво; фамилия – прозвище любителя этого напитка или торговца им.

    Мещанов. В основе фамилий -  именование по социальному положению: мещанин в средневековом русском городе – житель посада, слободы, позже – «горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству».

    Найдёнов. Фамилия от нецерковного мужского личного имени Найдён. Существует мнение, что так называли найдёныша, а также внебрачного ребёнка. То и другое возможно. ( и т.д.)

    Слово предоставляется родителям: бабушкам, дедушкам, мамам, папам.

    Ведущий: А что вы знаете интересного о происхождении вашей фамилии?

    Выступления родителей.

    Ведущий: Поиграем в игру «Определи какая эта фамилия по способу происхождения».

    Правила игры: у детей карточки с фамилиями, на слайде по очереди появляются названия групп фамилий, дети должны отнести фамилию к определённой группе. ( Карточки с фамилиями: Бровкин, Зубов, Воробьёв, Гуськов, Арбузов, Дынин, Блинчиков, Башлыков, Бритвин, Бакалов, Баянов, Фёдоров, Дмитриев, Татьянин, Кирпичников, Тимирязев, Азизов, мещеряков, Нежданов Ненашев и т. д.).

    Приложение №1.

    1 чтец.     Каких фамилий только нет:

                     Пятёркин, Двойкин, Супов,

                    Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,

                    Пупков и Перепупов!

    2 чтец.    В фамилиях различных лиц,

                    Порою нам знакомых,

                    Звучат названья рыб и птиц,

                    Зверей и насекомых:

                   Лисичкин, Раков, Индюков,

                   Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

                   Мокрицын, Волков, Мотыльков,

                   Бобров и Перепёлкин!

    3 чтец.   Но может некий Комаров

                   Иметь характер львиный,

                  А некий Барсов или Львов

                  Умишко комариный.

    4 чтец.   Бывает, Коршунов иной

                  Синичкина боится!

                  А Чистунов слывёт свиньёй,

                  А Простачков – Лисицей!

    5 чтец.  А Раков, если не дурак,

                 Невежда и тупица,

                 Назад не пятится, как рак,

                А всё вперёд стремится!

    6 чтец.   Плевков фамилию сменил,

                  Алмазовым назвался,

                  Но в основном – ослом он был,

                  Ослом он и остался!

    7 чтец.   А Грибоедов, Пирогов

                  Прославились навеки!

                  И вывод, стало быть таков:

                  Всё дело не в фамилии,

                  А в человеке!    

    ( басня Сергея Михалкова «Смешная фамилия»)

    Тезисы.

    Внеклассное занятие проводится в 4 классе. Оно является итогом исследовательской работы с инициативной группой учащихся 4 класса, итогом большой работы с родителями и учащимися.  В процессе работы учащиеся знакомятся с таким разделом русского языка как «ономастика», подбирают и изучают литературу по данной теме. Работают  со словарями «Русские фамилия  и имёна», «Этимологическим словарём».

    Собирают материал о фамилиях своей семьи, знакомятся с фамилиями своих предков, больше узнают об истории своей семьи. Вся эта работа помогает воспитывать любовь к семье, родине, уважение к своим предкам. Вызывает интерес к русскому языку.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Исследовательский проект « Фамилии моего города»

    Слайд 2

    Руководитель: учитель начальных классов средней школы №3 Александрова Наталья Васильевна Автор работы: учащийся 4 Б класса Анисимов Илья

    Слайд 3

    Цель работы : Раскрыть богатство наименований русских фамилий Изучить происхождение русских фамилий Выявить наиболее продуктивные по способу образования группы фамилий своего города.

    Слайд 4

    Объект исследования: В качестве объекта использовался телефонный справочник города; Научно-популярная литература, словари; Материалы краеведческого музея города Бугульма.

    Слайд 5

    Гипотеза: Допустим, что большинство фамилий города русские.

    Слайд 6

    Основные этапы возникновения фамилий Представители знати и бояре (Тверской,Мещерский,Коломенский) Дворяне; Торговые и служивые люди; Представители духовенства; Крестьянство.

    Слайд 7

    Классификация по способу происхождения От прозвища (Бабушкин, Бабичев, Братухин,Богачёв,Генералов,Баринов, Мещанинов, Носачёв,Зубов,Грачёв,Арбузов, Дынин Вдовин); От крестильного имени ( Михайлин, Михайлушков, Михалкин, Мишин, Михальцев, Мишуткин); От профессии отца ( ( Мельников, Кирпичников, Трубников, Кузнецов, Каменщиков); От географических названий ( Заболоцкий, Запольский, Арзамасцев, Мещеряков,); Заимствованы из других языков (Арцишевский,Витвицкий, Иорганский, Корженевский,Малиборский); Необычные, интересные фамилии (Нежданов, Найдёнов, Ненашев).

    Слайд 8

    Выводы: Самая большая группа фамилий города это, фамилии, образованные от крестильного имени. Следующая группа это фамилии, образованные от названия профессий. Привлекают внимание заимствованные фамилии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кубанское- значит качественное (внеклассное мероприятие)

                          Урок качества. ...

    кубанское - значит отличное! внеклассное мероприятие

    На занятии дети знакомятся с молочной продукцией и колбасной продукцией кубанских производителей.На занятии используется презентация....

    Внеклассное мероприятие в начальной школе с использованием ИКТ на тему "Что значит для тебя Родина?"

    Мероприятие проводится в крнце февраля 4 класса. В подготовке к мероприятию принимает участие весь класс. Подготовка проходит по блокам .Первый блок готовит -поиск материалов, второй- написание сочине...

    внеклассное занятие "Кубанское-значит качественное"

    разработка внеклассного занятия по теме "Молоко и молочные продукты"...

    разработка внеклассного мероприятия "Кубанское -значит качественное"

    разработка внеклассного мероприятия "Кубанское -значит качественное" сценарий...

    внеклассное мероприятие на тему "Что значит быть дружным?"

    внеклассное мероприятие для детей 3 класса...