Разработка урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Божко Анна Анатольевна

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цели урока:

  • познакомить с неопределенной формой глагола, с её особенностями;
  • развивать умение распознавать глаголы неопределенной формы  в тексте и образовывать от неё другие формы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
  • совершенствовать умение распознавать глаголы неопределенной формы;
  • закреплять навык написания безударных гласных в корне слова.

Развивающие:

  • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;
  • повышать культуру речи;

Воспитательные:

  • формировать  интерес  к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
  •  воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennaya_forma_glagola_3_klass.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цели урока:

  1. познакомить с неопределенной формой глагола, с её особенностями;
  2. развивать умение распознавать глаголы неопределенной формы  в тексте и образовывать от неё другие формы.

Задачи урока:

Образовательные: 

  1. развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
  2. совершенствовать умение распознавать глаголы неопределенной формы;
  3. закреплять навык написания безударных гласных в корне слова.

Развивающие:

  1. развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;
  2. повышать культуру речи;

Воспитательные:

  1. формировать  интерес  к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
  2. воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.

I Организационный  момент

  Психологический настрой учащихся : создание благоприятной рабочей обстановки, включение учащихся в деятельность.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Мобилизующий этап.

-Настроим организм на работу !  (Проводится сеанс мобилизующего дыхания, дети при этом стоят.)

Вдох

-

пауза

-

выдох

4 с

-

2 с

-

4 с

5 с

-

2 с

-

4 с

6 с

-

2 с

-

4 с

- Садитесь. Проверьте, не мешаете ли своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. На уроке не забывайте о «золотом» правиле грамматики. Как оно гласит? (пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно)

II Повторение изученного

Слайд 1: выкопал      выдержал       угрожает

                 зашагает       стемнеет        сбегут

- Прочитайте слова. Учимся наблюдать и анализировать. Найдите в них общее. Какие можете назвать различия?

- Обобщите сказанное и сделайте вывод, что такое глагол - «Эстафета правил»

III Минутка чистописания

Работа с «веерами» - повторение слов из «Словаря»

(на доске) ш.фёр в.гон  м.роз  т.пор  в.кзал

- Вставьте пропущенные буквы. Назовите общее для всех слов. (- все имена существительные;  - у всех непроверяемая безударная гласная в корне слова; - все слова состоят из двух слогов; - ударение падает на второй слог)

- Найдите «лишнее» слово.

- Запишем букву а с первой  буквой второго и пятого слова. Она обозначает парный звонкий согласный звук.

- Составьте и запишите соединения букв в и а.

IV Словарно-орфографическая работа

- Новое слово с непроверяемой безударной гласной в корне вы назовете сами, поработав с шифром.

Слайд 2:

- Какое это слово? (желать)

- Подберите синоним к нему, как сказать по-другому? (хотеть)

- Поработайте с орфографическим словарем. Что можете сказать о его написании? Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

         - Прочитайте написанные на доске пословицы:

Слайд 3: Кто много желает, тот мало имеет.

                Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь.

              - Составьте третью из рассыпанных слов:    Много желать – добра не видать.

- Что можете сказать об их значении? (говорится о человеческой жадности, как она влияет на человека)

- Спишите одну понравившуюся пословицу и запомните её.

V Работа над новым материалом

- Подчеркнем имеющиеся в пословицах глаголы. Кто работал с первой пословицей, второй, третьей? Назовите глаголы из первой пословицы. Задайте к ним вопрос. Определим их время, число.

(работа с сигнальными светофорами)

- Задайте вопрос, определите время и число глаголов, имеющихся во второй пословице.

- Назовите глаголы из третьей пословицы. Задайте к ним вопросы. От них образуйте новые глаголы так, чтобы можно было поставить вопрос что сделать?

Слайд 4:                 что делать?                    что сделать?

                                    желать                              пожелать

                                    видеть                               увидеть

- Что мы можем сказать об этих глаголах? (начальная форма)

 - Определим время и число данных глаголов.

Игра « Проблема на ладошке»

- Поднимитесь, вытяните правую руку вперед и поставьте для себя задачу.

- Узнать новое о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? что сделать?

- Добудем знания самостоятельно из учебника. Стр. 88 – знакомство с правилом сам-но.

- Что узнали новое?

- Как назвать можно по-другому глаголы в начальной форме? (неопределенной)

- Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы в неопределенной форме. Как вы считаете, слова, которые отвечают на эти вопросы, будут разными по значению или нет? (да)

- Что нам поможет их отличить друг от  друга? (приставка - выделяю)

- Понаблюдайте за парами слов на доске и назовите общий признак глаголов. Как оканчиваются? (на –ть)

- Заменим словосочетание глаголом неопределенной формы: (на доске)

Покрываться цветами – …(цвести)

Очищать пол от сора - … (мести)

- Как оканчиваются глаголы? (на –ти)

- Подберите к данным глаголам неопределенную форму: (на доске)

Стерегут – …(стеречь)              Испеку - … (испечь)

-  Как оканчиваются глаголы? (на –чь)

- В неопределенной форме глаголов, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь. Это орфограмма на правило: ь в неопределенной форме глагола.

            - Составим кластер по теме, обобщив наши рассуждения:

- На какие вопросы отвечают? На что оканчиваются?

Слайд 5:               Неопределенная форма:   что делать?

                                                                          что сделать?

- ти, - ть, - чь

Домашнее задание: с. р. - № 80, 81, прав. в уч. – стр. 88, 89

VI Закрепление изученного:

1.Работа по учебнику и тетради-задачнику: а) упр. 267- работа в парах самостоятельно; упр. – 264 в тетради-задачнике

                                                            б) упр. 270 – комментированное письмо

              2. - Послушайте стихотворение С. Островского и назовите глаголы неопределенной формы:

В жизни по–разному можно жить:

В горе можно. И в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И помышляя о чуде

Рукой обожженной  солнце достать

И подарить его людям.

- Какую работу можно выполнить с этими словами?

- Поделитесь своими впечатлениями о стихотворении?

- Почему автор хотел бы подарить солнышко людям?  (ответы детей).

             3. Тест «Верные, неверные высказывания»

- Обобщим всё, что узнали о неопределенной форме глагола. Я произношу высказывание, если с ним согласны, то встаёте, если нет – сидите:

  1. Неопределенная форма глагола отвечает на один из вопросов: что делать? или что сделать?;
  2. В неопределенной форме глагола можно определить время, число, лицо;
  3. В неопределенной форме ни время, ни лицо, ни число не определяются;
  4. Глаголы в неопределенной форме оканчиваются чаще всего на –ть, -ти;
  5. Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? считаются разными словами;
  6. Иногда неопределенная форма глагола оканчивается на –чь, это часть корня

VII Итог урока. Рефлексия.

Формирование умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

-Мы с вами хорошо потрудились.

– Понравился ли вам урок?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

- Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....