Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Употребление и правописание частицы не с глаголами». | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с правилами правописания частицы не с глаголами.
Задачи:1)обучающие: обучение уч-ся применению правила на правописание частицы не с глаголами;
2) развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка»;
3) воспитательные: воспитание уважительного отношения друг к другу; правильного поведения на уроке.
Оборудование:
Для учителя: учебник «Русский язык» 3 кл, презентация.
Для учащихся: учебники, рабочие тетради, карточки с пословицами, сигнальные карточки, жетоны красного и зелёного цветов.
Техническое обслуживание: компьютер.
Оформление доски: число, классная работа, материал для чистописания.
Ход урока:
Оргмомент.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль ребята вы готовы
Слушать, думать и запоминать?
-Положительный настрой на урок очень важен, потому что сегодня, ребята, мы не только повторим то, что вы уже знаете, но и разберём новый материал.
-Откройте тетради, запишите «Двадцать пятое апреля», «Классная работа».
Актуализация знаний.
-Ребята, о какой части речи говорится в стихотворении?
Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет: чертит, пишет, иль поёт,
Вышивает, или пашет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит. Всё расскажет нам …(глагол!).
-Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о глаголе.
-Верно, ребята. Глагол - очень важная часть речи в русском языке. Без глаголов предметы - лишь названия. Ведь не зря говорят, что «глагол - самая живая, самая огнедышащая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка».
-Ребята, посмотрите на доску и вслух хором прочтите написанные глаголы.
Прочитать, дружить, жечь, навещать, беречь.
-Что общего в этих словах?
-На какие группы можно разбить эти глаголы? (глаголы, отвечающие на вопрос что делать ? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?)
-Назовите глаголы, отвечающие на вопрос что делать?
-Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
-По какому признаку ещё можно разбить эти глаголы? (глаголы , оканчивающиеся на –ть и глаголы, оканчивающиеся на –чь).
-Эти сочетания букв вы пропишите в минутке чистописания.
Чистописание.
-Посмотрите на доску: ть чь ть чь…
-Ребята, вы пропишите сочетания букв, которые встречаются на конце слова у глаголов в неопределённой формы.
-Какое соединение: верхнее или нижнее?
-Пропишите, чередуя эти сочетания до конца строки.
-Ребята, прочтите пословицу хором.
Правда (в)огне (не)горит и (в)воде (не) тонет.
-Как вы понимаете смысл данной пословицы?
-Ребята, внимательно спишите эту пословицу, раскрыв скобки. Над словами надпишите изученные части речи. Там, где у вас возникнет затруднение, вы над словом поставьте вопрос.
-Выполните задание.
-Проверим. Назовём части речи.
-Где вы поставили вопрос?
-Какие учебные задачи мы поставим?
1. Что такое не?
2. Как не пишется со словами?
-Ребята, чем является не, вы узнаете, разгадав кроссворд и вспомнив изученные слова с непроверяемыми безударными гласными.
ч | ё | р | н | ы | й | ||||
з | а | в | т | р | а | к | |||
м | е | с | я | ц | |||||
т | е | т | р | а | д | ь | |||
у | ж | и | н | ||||||
у | л | и | ц | а | |||||
а | п | т | е | к | а |
- Антоним к слову белый. (чёрный).
- Как называется утренний приём пищи? (завтрак).
- Временной промежуток, состоящий и 28(29) , 30 или 31 дня. (месяц).
- О какой учебной принадлежности идёт речь?
То я в клетку, то в линейку,
Написать во мне сумей-ка! (тетрадь).
- Как называется вечерний приём пищи? (ужин).
- О чём идёт речь? Два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда. (улица).
- Учреждение, в котором изготовляются и продаются лекарства. (аптека).
-Какое слово получилось по вертикали?
-Так чем же является не? (Это частица).
-Ребята, частица не относится к служебной части речи. К ней нельзя поставить вопрос и она не является членом предложения, служит для связи слов в предложении. Частица не придаёт глаголу отрицательный смысл. Например, возьмём слово знаю, добавим частицу не и уже получим слово не знаю, люблю - не люблю, вижу - не вижу.
-А как вы предполагаете, слитно или раздельно пишется частица не с глаголами?
-Мы проверим ваши предположения.
-А как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило: правописание частицы не с глаголами? (Да, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся).
-Какова же тема сегодняшнего урока?
Тема: «Употребление и правописание частицы не с глаголами».
Знакомство с новым материалом.
-Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием: соединить пословицы стрелками.
Кто не работает, | не дружит. |
Не гордись званием, | и рыбку из пруда. |
С ложью правда | тому и завтра не поверят. |
Без труда не вытащишь | а гордись знанием. |
Кто сегодня обманет, | тот не ест. |
-Ребята, проверьте. (высвечивается на слайде).
-Посмотрите, пожалуйста, как в отрицательном значении будем писать частицу не с глаголами?
-А теперь в тетради выпишите глаголы с частицей не.
(К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием).
-А как будем выделять орфограмму правописание частицы не с глаголами? Как вы думаете?
-Ребята, сделайте вывод, как пишется частица не с глаголами.
-Сравните свои ответы с правилом в учебнике. Откройте страницу учебника и прочтите правило про себя.
-Ребята, прочтём правило хором вслух.
-Я надеюсь, что вы запомнили это правило, и успешно будете применять его на практике.
Инсценировка грамматической сказки «Сила любви».
-Ребята. Представьте, что мы с вами попали в театр, оказались в зрительном зале и нам предстоит посмотреть грамматическую сказку. Сядьте поудобнее.. Но вы, просмотрев сказку, должны будете ответить на вопрос: какие глаголы с не запомнили? Будьте внимательны. Итак, на сцену приглашаются артисты и представление начинается.
В ролях: Рассказчик - Маслова Катя
Глагол - Ловягин Дима
Частица не – Себелева Римма.
Грамматическая сказка «Сила любви».
Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она - «Не верю». Частица не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу»! И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица жить друг без друга не могут.
-Присаживайтесь, ребята. Спасибо вам за сказку. А теперь скажите, какие глаголы с не вы запомнили.
-Посмотрите на экран: не люблю, не верю, не подходила, не можешь, ненавидеть, негодовать.
-Что вы заметили? (что глаголы ненавидеть и негодовать пишутся слитно).
-А почему? Как вы думаете? (Не имеют смысла без не).
-Если мы уберём не и попробуем прочитать, то что у нас получится?
-Я говорю так: я годую, я вас навижу. Правильно ли я говорю?
-А так: я люблю, ценю, уважаю?
-Ребята, чаще всего глаголы с частицей не пишутся раздельно. Вы это должны запомнить. Но есть такие глаголы, которые без не не употребляются. Они пишутся слитно. Запомните пока два таких глагола из сказки: негодовать, ненавидеть. В учебнике в правиле эти глаголы не указаны, но мне хотелось бы, чтобы вы их запомнили и грамотно писали. С глаголами-исключениями вы будете знакомиться в дальнейшем.
-А как вы понимаете смысл этих слов?
Ненавидеть- питать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь.
Негодовать- значит возмущаться, быть недовольным.
-Запишите эти глаголы в тетрадь и запомните, как они пишутся.
Работа по учебнику. Закрепление.
Упр. 590.
-Прочтите загадку про себя.
В пути не смолкает,
Вдаль увлекает,
Сам не шагает-
Шагать помогает.
-Что же это? (барабан).
-Ребята, встретились ли в загадке слова, смысл которых вам не понятен?
-Назовите слова с безударным гласным звуком, который можно проверить.
-Назовите глаголы с частицей не. Как вы их напишите?
-Как пишется слово вдаль?
-Найдите слово с предлогом.
-Сколько предложений в данной загадке?
-Какие знаки препинания есть?
-Прочитаем ещё раз загадку, называя знаки препинания и запоминая текст.
-Ещё раз прочитайте, поставьте номер упражнения, закройте учебник и напишите по памяти.
-Римма выполнит это задание у доски.
-Подчеркните глаголы и покажите, что частица не пишется раздельно с глаголами.
-Проверьте на слайде.
-Какую оценку за эту работу вы бы себе поставили?
Физкультминутка «Девочки-мальчики».
-Вы уже выполнили много заданий, хорошо потрудились и вам необходимо отдохнуть. Но и расслабиться нужно с пользой.
-Я буду называть различные глаголы. Если вы услышите глагол с частицей не - встают мальчики, если без частицы не - встают девочки. Будьте внимательны!
(не завтракал, помогать, не дежурит, найдёшь, уважать, не работает, не ужинал, знаю, рисует, не читал, смотрит).
Продолжение работы по учебнику.
Упр.591.
-Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1. Счастье в воздухе не вьётся, его в борьбе добывают.
2. Лёжа хлеба не добудешь.
3. Время - не птица, за хвост не поймаешь.
-Запишем пословицы с комментированием.
Закрепление. Продолжение.
- Работа с карточками. Устная работа.
-Ребята. Перед вами лежат карточки. На них написаны вопросы. Вы должны ответить на них, используя данные в скобках глаголы, но добавив частицу не.
1) Как школьники относятся к книге? (Рисуют на страницах, листают книгу грязными руками).
2) Как ты относишься к малышам? (Обижаю, дерусь, ссорюсь).
3) Как мы ведём себя на уроках? (Шумим, вертимся, разговариваем громко).
4) Какие правила уличного движения ты соблюдаешь? (Играю на проезжей части улицы, перехожу улицу в неположенном месте).
5) Как ты бережёшь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки).
-Молодцы, ребята! Мне бы очень хотелось, чтобы вы не только знали эти правила, но и выполняли их.
2.Слуховой диктант.
-Услышать в загадках глаголы с частицей не и выписать их.
1) Он всюду - в поле и в саду, 2) Сроду он не ест, не пьёт,
Но в дом не попадёт. Песни звонкие поёт.
И никуда я не иду, И с урока на урок
Покуда он идёт. (Дождь). Подаёт свой голосок. (Звонок).
В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка:
Не поёт и не играет-
Дом она обогревает. (Батарея).
-Проверьте на слайде.
3.Игра «Добавь слово».
-Я называю пословицу, а вы должны добавить глагол с частицей не.
- Друзей и водой …(не разольёшь).
- Без беды друга …(не узнаешь).
- Дружбу за деньги …(не купишь).
- Дружбой дорожи, забывать друзей…(не спеши).
- Хорошие друзья в беде…(не оставят).
- Новых друзей наживай, а старых…(не теряй).
-О чём эти пословицы?
-Какие пословицы о дружбе вы знаете?
(Старый друг лучше новых двух. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Друга легче потерять, чем найти).
-Ребята, пословицы всегда чему-то нас учат, содержат умные и полезные советы. В пословицах часто употребляются глаголы в неопределённой форме, т.к. то, о чём говорится в пословицах, относится ко всем людям, к каждому из нас.
Проверка знаний. Контроль.
-Я буду называть глаголы, а вы поднимаете сигнальную карточку. Если глагол с не пишется раздельно, то вы поднимаете карточку с буквой «Р»; если глагол пишется слитно, то поднимаете карточку с буквой «С».
(Ненавидеть, не решает, не бегает, негодовать, не знает, не скучает).
Домашнее задание:
Правило на с.99, составить и записать правила поведения в природе, используя частицу не.
Итог урока. Рефлексия.
-Подведём итоги. Что нового для себя сегодня открыли?
-Что вы запомнили о правописании частицы не?
-Ребята, у вас на партах лежат два жетона: зелёный и красный. Если вы считаете, что тема вами хорошо усвоена, то поднимите жетон зелёного цвета. Если возникали трудности, материал усвоили не очень хорошо, то поднимите жетон красного цвета.
Выставление оценок
-Урок мне хотелось бы завершить такими словами:
«Запомните, мои друзья, волшебная частица не, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».
-Урок окончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка 2 класс по теме "Приставка и предлог"
Тема: « Правописание предлогов и приставок»Цели:Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание.Развивающие: развивать речь ...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока"Части слова. Окончание и основа"
Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока "Части слова. Окончание и основа"....
Разработка урока русского языка 3 класс по теме "Корень слова"
Разработка урока по теме "Корень слова"...
разработка урока русского языка 4 класс по теме: Правописание суффиксов -ек, -ик.
Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....
разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."
Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....
Разработка урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».
Тип урока: урок введения новых знаний. Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста. Задачи: обучающие: - сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основны...